Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Алтайский марафон



Что это такое?
"Марафон? Ты там толком не полетаешь. Поехали лучше с нами на соревнования" - уговаривали меня некоторые. "Нет, я хочу посмотреть и по возможности облетать весь Алтай, а марафон для этого подходит лучше всего" - отвечал я.
Конечно, максимум полетов, налета и километража мы имеем на сборах и соревнованиях. Но если погоды нет, то разочарование и скука сидения на одном месте гарантированы. Жизнь слишком коротка, и хочется увидеть с высоты птичьего полета весь мир, а не только до боли знакомые склоны родного дельтадрома. Паратуризм, путешествие с парапланом - открывает новые возможности перед свободно летающими. И здесь возможны варианты. Можно просто каждый раз выезжать летать в новое место. И это уже приятно. А можно попытаться совершить автономный полет-поход в стиле "500 км над Гималаями" Боба Друри. И это, безусловно, будет самое крутое достижение в этой области.
А могут быть и промежуточные варианты. Идея этого марафона - связать в один маршрут все самые интересные летные места Алтая. Попытаться пролететь в каждом из этих мест как можно дальше (километраж суммируется и выявляется победитель). Быть в каждом месте не более 1-2 дней.
Быстро перемещаться между этими пунктами на автомобиле. Ну и конечно молиться на погоду.
Нам предстояло проехать 2300 км и облетать 6 мест, от знаменитого Онгудая до неведомых далей Кош-Агача на границе с Монголией. Маршрут марафона: Барнаул - Бийск - Солоновка - Усть-Кокса - Катанда - Тюнгур - Онгудай - Курай - Кош-Агач - Горно-Алтайск - Барнаул.
Меня больше всего интересовали широкие горные долины с протяженными склонами южной экспозиции, вытянувшимися в широтном направлении. Россия небогата на такие места. Уймонскую котловину я открыл для себя, изучая карту еще год назад. Была идея организовать сюда экспедицию, о чем я написал местным пилотам в Ассоциацию "Крылья Сибири". А через некоторое время я получил приглашение на международный Алтайский марафон, который включал те самые места, которые меня так заинтересовали, а также многие другие, почти весь Алтай. Очень удачно!
Из 14-и участников марафона половина русские, половина французы. С учетом болельщиков и обслуживающего персонала численность нашей тусовки нужно удвоить. Мы перемещаемся на джипах. Парапланы и бивачное снаряжение везут на КАМАЗе. В нашей автоколонне время от времени появляются также УАЗики и ГАЗ-66. Организатор и мотор всего этого дела - парапланерный фюрер Всея Сибири Владимир Митин. Подобное мероприятие он проводит уже второй раз.
Я решил про себя, что буду удовлетворен результатами марафона, если удастся посетить все запланированные места, стартовать везде, и пролететь хотя бы один маршрут.
Искушенным же в полетах французам именно путешествие по дикой Сибири и общение с нами хорошими оказалось милее всего.

Солоновка.
Ближайший дельтадром от Барнаула и первый пункт нашего марафона. Местные пилоты ездят сюда на выходные за 250 км. Здесь кончается равнина, и начинаются предгорья. Гора Толстуха - 683 м над уровнем моря, перепад 400 м - местный аналог Юцы. Излюбленное место обучения и проведения соревнований. Безлесые склоны ориентированы на север в сторону равнины. На юг лететь особо некуда - лесистые горы до горизонта. Маршруты здесь ставят в основном вдоль гор: на запад к Камышенке и на восток к Белокурихе. Парапланерный рекорд здесь - 32 км до цели, не так уж плохо.
Слепящее солнце. Голубое небо. Над Алтаем устойчивый антициклон. Равномерный прогрев. Термиков нет. Вишу 3 часа в динамике. Внизу в распадке ленточка речушки, палатки лагеря меж кустов. В небе лениво парят орлы. На склонах пасутся олени - маралы. Они содержатся здесь в полудиком состоянии. Только изгородь, вьющаяся по горам, не дает им разбежаться. Как бы на свободе, но под контролем. Пусть гуляют до поры до времени. Но время придет, и им посшибают рога-панты. И пустят на пантокрин, пантогематоген и прочую пантохрень. Здесь даже пиво с пантами, но надо сказать безпонтовое.
Зато праздник получился на славу. Красным кумачем горит плакат "10 лет парапланеризму на Алтае". Дискотека. Фейерверк! Специально обученные и соответственно наряженные карнавальные девушки. Самодеятельность. Конкурсы. Банкет. Водка, много водки. Сибирь гуляет! Франция, знай наших! А вот с водочкой -то, месье, надо поаккуратнее, это вам не винцо попивать...

Первые дорожные впечатления.
До Усть-Коксы, следующего пункта нашего маршрута - 300 км по дорогам горного Алтая. Рассчитываем доехать к вечеру. К пункту сбора все машины идут самостоятельно.
КАМАЗ уходит вперед, чтобы успеть разбить лагерь. Там наш бравый спасатель Андрей, служивший во французском Иностранном легионе, наш доктор и наш повар - трижды чемпион Мира по рафтингу Валера Полунин и его помощники Оля и Слава.
Участники -парапланеристы из Сибири сами ведут свои машины. Серебристый "Крузер" пилотирует Сергей Рудых. На двух "Равах" гонят Саша Чернов с Яной и маленькой Таней и Костя Мезгирев с Ниной, на "Чейзере" Саша Евдокимов с Ирой. Французы распределены по этим машинам. Это: запомнившиеся мне по Алма-Ате- 98 Жерар Вью и Мари Рене. А также Мишель Рудольф, Пьер Буйе (Pierre Boullier), Жан Пьер Пети, Эрик Гранжан, Жан Люк Рио.
А мне выпало ехать с московским дельтапланеристом Барнаговым Андреем и супругой Володи Митина Светой. За рулем нашего "Серфа" местный дельтапланерист Солодков Слава. Профессор физики Слава недавно вернулся из Аргентины, где работал преподавателем. Он потчует нас аргентинскими рассказами и кассетами с зажигательной латиноамериканской музыкой. Его восьмилетний сынишка Илья способен спокойно выдержать только первый час движения, потом мне приходится загружать его лислами и пуржами, чтобы понизить его активность.
Первый привал - Денисова пещера, недалеко от деревни Черный Ануй. Люди жили в этой пещере еще 300 тысяч лет назад! Археологические раскопки вскрыли здесь 20 культурных слоев общей глубиной 13 м. Черепки, костяные наконечники, железо и бронза, всего 50 тыс. находок из пещеры хранятся в запасниках музеев в Новосибирске. Сейчас к 5-и метровому отверстию в береговой скале ведет деревянная лестница. Вход свободный. В большом зале свободно размещается человек 30. Запустение. Следы раскопок. Видны древние культурные слои и современные некультурные надписи.
Вьющаяся среди холмов дорога незаметно пересекает границу с Горным Алтаем. Собственно Алтаев два. Равнинный, по российским меркам относительно цивилизованный Алтайский край, где живут в основном русские. И горная Республика Алтай, населенная монголоидными алтайцами и потомками староверов. Здесь потрясающая дикая и разнообразная природа, привлекающая истинных ценителей из самых далеких мест. Рай для туристов. Это единственный в России и бывшем СССР район, где возможны путешествия высшей категории сложности во всех видах туризма! Горный Алтай мог бы процветать в качестве туристской жемчужины, а местные жители жить за счет туристов, как это делают все альпийские страны. Однако здесь, похоже, никому ничего не надо. Редкие приезжие вроде нас пробираются по скверным дорогам. Колеса городских джипов не выдерживают, и словарик французов обогащается словом "шиномонтаж".
Пока идет ремонт, нам приходится ближе познакомиться с местным бытом. Сквозь крыши деревянных домишек проросла трава, за покосившимися плетнями жалкие огородики. Ни отелей, ни дач, ни мало-мальски приличных домов не видно. 15 лет после начала Перестройки, 10 лет после краха Империи. Что здесь изменилось? Стали люди жить лучше? Увы. Старое ушло, новое не пришло. Верх местной предприимчивости - частная пельменная. В райцентре можно купить чудо невиданное - сникерс. В остальном печать запустения на строениях, печать Водки на лицах. Из путеводителя Ле Пти Фюте "Алтай": "В путешествии на Алтай водка необходима. Ее называют "жидким свитером" или "жидкими носками" благодаря согревающим свойствам. Но имейте в виду, что алтайцам не рекомендуется злоупотреблять этим напитком, от водки они становятся агрессивными". Выпивши, они агрессивны, в остальное время навязчиво напрашиваются на выпивку. А повод есть всегда. Например, День Независимости! Республика дотационная, живет за счет вливаний из Центра. Но при этом гордо празднует свою "Независимость". От кого, от чего? Фантасмагория!
Дорога делает поворот и, О Боже! Такое не придумаешь. Памятник Кремлевскому Мечтателю перед покинутым людьми зданием местного Совета. А в доме обосновались скоты. Из окон выглядывают коровы, лошади. На порог важно и неторопливо выходит бычок... Да это же Оруэлл - "Скотный двор"!

Уймонская котловина.
Она же Уймонская степь. Степь, потому что плоская и безлесая. А так, это широкая долина со всех сторон окруженная высокими горами. Рерих считал Уймонскую котловину одним из красивейших уголков России. Дно долины лежит на высоте 900 -950 м. Ширина 10-15 км, длина широкой части - 35 км. Долина вытянута в широтном направлении вдоль реки Катунь, которая течет здесь сравнительно неспешно, без порогов, разбиваясь на рукава и протоки. На юге видны снежные вершины Катунского хребта во главе с Белухой (4506м). На севере Теректинский хребет вздымается до 2500- 2900 м. В средней части склоны залесены, в нижней и верхней (от 1500 м) открыты. По долине идет шоссе, вдоль обоих склонов дороги. Известны старты над поселком Усть-Кокса в западном конце долины. Склоны южной экспозиции. Перепад 600-700м. В целом место производит очень приятное впечатление. Одна проблемка - на старт пешком. Машина может подняться только на 300м. Впрочем, в хорошую погоду можно стартовать и отсюда.
Сейчас погода дохловатая. Равномерный прогрев. Безоблачное небо. Термиков почти нет. Зато виды - класс! Поднимаюсь на верхний старт, с непривычки, одурев от красот, щелкаю фотоаппаратом во все стороны. Тропа вьется по лиственничной парковой тайге. На полянах знаменитое алтайское разнотравье и море цветов. Узнаю жарки, местные называют их огоньками. Они горят желтыми вспышками в сочно-зеленой траве. А сколько здесь неизвестных мне цветов! На стартовой площадке не хочется мять такую красоту. А что делать, приходится расстилать параплан прямо поверх этой клумбы.
Половина наших тоже решает подняться сюда, половина взлетает с нижнего старта. Постепенно проседают. Легкий ветерок с редкими и слабыми усилениями. Идут разговоры о поздней погоде (потом оказалось, что это мы чаще опаздывали). Впрочем, погоду не угадаешь. Решаю долго не ждать и в очередное усиление стартую. Повезло, слабые, но плюсы. Отхожу от горы, потом опять возвращаюсь, пытаюсь найти ядро, но везде слабо, да и это, похоже, исчезает. Рядом работает еще один параплан, видя мой подъем, идет ко мне. А я, предчувствуя, что лучше погоды не будет, набрав 300 м высоты и исчерпав этот поток, решаю все же бросить его и пойти на маршрут.
Задача - лететь на восток вдоль долины. Иду над лесистым хребтом, справа привольные зеленые луга, за ними разливы Катуни, потом снова горы. Видны широкие поперечные безлесные долины, в которые тоже можно залетать. Издалека притягивает взгляд снежная вершина Белухи. С чем сравнить эти места? Альпы? Нет. Кавказ? Нет. Таких мест мне не приходилось еще видеть. Горы здесь раздвинулись широко, не мешают друг другу, всегда можно вылететь на равнину. Но чувствуется, что при хорошей погоде можно перейти через долину и к другому борту. Сочетание горных и равнинных полетов. Можно летать треугольники, что на Кавказе весьма затруднительно.
Постепенно снижаюсь, брея подвеской верхушки лиственниц. В одном месте вроде зацепляю над скалами стационарный поток. Набираю несколько метров, а дальше ни вверх, ни вниз - кружись, если хочешь в нулях. Покружился минут десять, подождал. Ничего хорошего не дождался, снова слабые минуса. Похоже, все к вечеру совсем кончается. Ладно, полетели дальше.
Справа на траверзе Верхний Уймон. Основанное 300 лет назад кержаками (старообрядцами) село теперь стало местом паломничества всех "рерихнутых". В 1926 году Н.К. Рерих выбрал это место в качестве базы для своей алтайской экспедиции. Алтай по представлению Рериха был Северной Шамбалой, вторым "магнитом" культурного напряжения Евразии. "Алтай - Гималаи, два полюса, два магнита" - считал художник.
Местные горноспасатели жалуются, что часто приходится спасать паломников, ищущих в здешних горах Места Силы и вход в Шамбалу...
А чего его искать? Вот он. С земли, конечно, не видно, а с параплана просматривается четко. Оконтуренный радужной окантовкой, мягко светящийся прямоугольник Входа возник прямо в небе над долиной. И что интересно, сбоку, в торец, за него не залететь, он постоянно разворачивается за мной, как самонаводящийся, словно приглашая войти. Подлетаю ближе. Что там за дверью? Уходящий в космическую даль, сотканный из звезд бесконечный коридор. Фигуры в прекрасных белых одеждах летящие куда-то вдаль. Старцы с просветленными лицами у входа улыбаются мне, знаками подзывая поближе. Может, и впрямь залететь? Прикидываю габариты входа, пройдет ли параплан? Ну, уж у них то наверняка все продумано, вход должен быть безразмерный. Внезапно старцы изменяются в лице. Улыбки пропадают. Смотрят сурово. Видно, принимали за кого-то другого. Один поднимает табличку: "Только для духовно продвинутых!". Другой - "Лислапуржам вход воспрещен!". Третий щелкает пультом и Вход, как турникет, разворачивается ко мне торцом и со звуком "Чпок!" тает в небе.
Да, в таких вот местах лететь приходится. Как бы куда-нибудь не залететь...
Но с такими минусами далеко не залетишь. Высота падает. Перелетаю боковое ущелье с речкой и домиками поселка. Это Кастахта. Тяну низко над склоном до следующего села, жмущегося к подножию хребта. Ничего не поделаешь, сажусь у домиков на окраине деревни. Это Курунда. "Поднабрал я ерунду, прилетел я в Курунду". Пролетел немного, всего 10 км, однако, по такой погоде и это хорошо. Эх, полетать бы тут в нормальную погоду. Место очень интересное.

Катанда - Тюнгур.
На восточной оконечности Уймонской котловины горы вновь подходят к самой Катуни. Но это сравнительно невысокие отроги, которые вполне реально перелететь. А потом в районах Катанды и Тюнгура горы на время расступаются, прежде чем окончательно стиснуть Катунь в своих каменных объятиях. На будущее я бы запланировал сквозной полет от Усть -Коксы до Тюнгура протяженностью 55 км.
А сейчас наша задача просто попробовать перелететь из Катанды в Тюнгур через разделяющий их отрог (10-15 км). Русское село Катанда стоит у слияния боковых притоков с Катунью. Старые, но аккуратные бревенчатые дома. Говорят, несколько таких сел были основаны белогвардейцами, отступившими под натиском красных в сибирскую глухомань. Лектор, в деревне в советские времена: "А вы знаете, товарищи, сколько при освобождении Сибири наших погибло!? Из зала: "Так ведь и наших тоже...".
За селом мини-степь километров 5-7 в поперечнике. Потом - совершенно фантастических расцветок горы. Распадки, кулуары зеленые, а выступающие ребра красно-фиолетовые. Вглядываемся через окно машины и никак не можем понять: горная порода или растения окрасили склоны в такие необычные яркие краски? Видимо это цветы, но какие и сколько же их там?! Хочется немедленно подняться на склон, посмотреть на это чудо. Разбиваем наш лагерь на берегу чистейшей речушки недалеко от пасеки. Непоседливая Мари Рене сразу идет бродить по цветочным горам. Эрик Гранжан охлаждает свое тело в ледяной воде ручья. Большинство смотрит на это скептически и охлаждает в ручье только пиво.
Вечером, после ужина с алтайским медом и французским вином - хоровое пение. Французы нас опять перепели, ладно хоть не перепили. Да, спевка у них великолепная. А как Жан Пьер играет не губной гармошке!
На утро подъем в гору. До старта 1100 м перепада по тайге. Для хилых парапланеристов это круче Эвереста. Подают лошадей. Экзотика! Парапланы и самые нежные из французов едут на лошадях, остальные пешком налегке. Глядя на лошадь, которая сходит с ума, стараясь сбросить с себя рюкзак с парапланом, я явно за подъем пешком...
Цветы на склонах оказались эспарцетом, это что-то похожее на клевер, только крупнее. Наш конный отряд поднимается по сплошным красным цветочным коврам. Вот они, месторождения знаменитого алтайского меда! Меда здесь так много, что его добывают открытым безульевым способом и по специальному медопроводу гонят в Европу... А у меня что-то от цветочных ароматов головка закружилась....
После нижнего пояса цветов тропа идет по среднему поясу тайги. Под сенью хвойных деревьев здесь буйствует высокотравье и свои лесные цветы. На полянах горят великолепные жарки. Но их затмевают огромные красные лепестки марьина корня. Забегаю вперед отряда, чтобы сделать фото. Замечаю, что в эйфории фотоохоты обогнал лошадей. Может, эти места действительно дают какую-то силу?
Верхний альпийский пояс. Цветы здесь помельче. Наряду с желтыми и белыми появляются синие тона. Короткая травка, открытые склоны - идеальный старт.
Со старта открывается прекрасный вид на Катунский хребет и Белуху. Отсюда она видна лучше, чем из Усть-Коксы, прорисовались детали. Внизу за отрогом Тюнгур. Небо по-прежнему безоблачное. Местные говорят, что видеть несколько дней подряд Белуху не закрытую облаками - большая редкость и нам очень повезло. Антициклон. Погода неизменна. Воздух очень стабилен. Увы.
Наборов вообще никаких. Значит, вниз на качестве. Благо перепад большой. Окружающие красоты - как компенсация. Несколько человек долетело до Тюнгура, внизу поля, оказывается, держали. А я отклонился влево по маршруту за лесистый хребтик и просел. Пришлось прогуляться несколько километром пешком.
В поселке Тюнгур берет начало большинство походов по Алтайскому высокогорью. Отсюда стартуют экспедиции к Белухе и сплав по порогам Катуни. Здесь заканчивается шоссе и начинаются тропы. По висячий мосту через Катунь перебираемся на правый берег к турбазе "Высотник" питерского "Ленальптурса". Директор базы Аркадий сам летает на параплане, и мы находим общие темы для разговора. Ведь Тюнгур мог бы стать базой для парапланеризма в этом районе. Из Тюнгура открывается возможность паратуризма в Теректинском хребте, и под Белухой. А связка Тюнгур - Усть-Кокса на мой взгляд весьма перспективна для маршрутных и соревновательных полетов.

Онгудай
Онгудай хорошо знаком всем дельтапланеристам. Здесь неоднократно проходили соревнования российского уровня. Парапланеристы здесь появлялись реже. В середине 90-ых здесь попробовали провести парапланерный Кубок России, желания повторить не возникло. Есть мнение, что Онгудай хорош для дельтаплана, но опасен для параплана. Это здесь Рамиль Якупов падал несколько сот метров, с частично разрушившейся от перегрузок в нестабильности подвеской, так и не сумев открыть запаску.
Ну, что ж посмотрим, какой такой Сухов.
Поселок Онгудай расположен на Чуйском тракте на берегу реки Урсул на высоте 860 м над ур. моря. Окружающие горы покрыты тайгой в средней части и безлесы у подножия. Высоты до 2500м. КАМАЗ может завезти на старт на высоту 1920 м. Заезд по колее в густой тайге, где еловые лапы скребут по бортам, а на голову падают кедровые шишки! Стартов два: "дельтапланерный", с которого мы все в основном и взлетали, и "парапланерный", к которому еще надо идти по лесу, и который я не видел. Первый представляет расчищенную вырубку недалеко от ретранслятора. Ориентация южная. А что делать при другом ветре? Даже стоя на вершине невозможно точно определить направление и силу ветра из-за высоких деревьев. Со старта же вообще уходишь как из таежного колодца. И только отлетев от склона, понимаешь, что попал в ротор. Положение усугубляется тем, что место это полузакрыто двумя чуть более низкими боковыми отрогами. Стартуешь как бы в амфитеатре. И если ветер не идеален, а чуть сбоку, турбулентность от склонов гарантирована. В первый мой полет так и получилось. Сразу после старта получил сильный кач, который сумел компенсировать. Дальше серия рывков и минус 5,5. Бессильно падал ниже уровня боковых отрогов, думая только об удержании купола и стараясь отойти подальше от склона. Дельтаплану хватило бы скорости выскочить из этой ловушки в спокойный воздух. Медленный параплан обречен. Если не сумел сразу набрать высоту и выскочить над рельефом, готовься к развлечению по полной программе.
Поглядев на мой полет, народ поплелся на "парапланерный" старт. Его западная ориентация как раз под этот ветер. Проплутав пару часов по тайге и не найдя этого старта, они взлетели с какой-то поляны рядом. После этой лесной прогулки Евдокимов Саша сказал: "Лучше бы я полетел за Собетовым..." Но на его месте я бы не горячился.
Второй мой полет был более удачен. Старт в слабый ветер без проблем. Вялый, но набор! Поднимаюсь выше старта, выше ретранслятора. Осматриваюсь. Наш старт - пятнышко полянки в лесу, где могут разложиться в один ряд только два параплана. Уходящие к Урсулу хребты-отроги. Изгиб Урсула. Перевал Чике-Таман. А где-то там за ним Катунь, Чуя и село Иодро - наша цель, в 90 км от старта. Но погода сегодня явно не для таких полетов. Облака закрывают солнце, и все потоки кончаются. Поэтому просто кружусь над стартом, не делая попыток лететь по маршруту. А Барнагов на дельтаплане все же рискнул, протянул десяток- другой км по ущелью и, спрятав там дельтаплан к вечеру вернулся в лагерь. Слава героям!
Итак, старт в Онгудае мне однозначно не понравился. Плохое место, неправильное. А что касается термички, то она тут бывает и весьма неслабая. Здесь всегда варится какая-то кухня погоды. Возможности для полетов есть. Но кроме опасного старта парапланы здесь могут столкнуться с сильными ветрами и турбулентностью ниже уровня хребтов в ущельях. Там где дельтаплан проскочит, параплан может запереть ветром и просадить. А дорога тут только одна - Чуйский тракт. И все маршруты туда- сюда вдоль нее. А мосты через Катунь и Чую редки. Подбор в стороне от тракта невозможен. Спасработы - большая проблема.
Мне кажется, стоит поискать на Алтае другие места для полетов кроме Онгудая. Ну-с, поехали дальше.

Курай.
Мы едем по Чуйскому тракту в сторону Монголии. Мощь Катуни и пороги Чуи впечатляют. Это мекка для любителей белой воды. Вот знаменитый "Бегемот" на Чуе. Его каменные клыки, окруженные беснующейся пеной, уже собрали немалый урожай жертв, о чем свидетельствуют таблички с именами на скалах. А я почему-то вспомнил таблички на Юце. Экстремалы, будьте бдительны!
Как быстро меняется природа! Густая тайга, буйство трав и цветов уступают место каменистым обрывам по берегам рек. Леса уходят со склонов в ущелья и распадки. Но вот горы расступаются, и мы въезжаем в Курайскую котловину. Всего 150 км от Онгудая, а совсем другие пейзажи.
Есть места, которые нравятся сразу. Курай относится к их числу. Здесь все радует взор летающего человека. Мягкие травянистые склоны гор - сплошной идеальный старт. Почти везде можно заехать наверх на машине. Отдельные пятна и ленты лесов у ручьев не закрывают обзор и не мешают посадкам, зато очень комфортны для устройства базового лагеря. Здесь не так голо и сурово, как в чистой степи или пустыне и не так мрачно, как в тайге. Всего в меру. И привольно и уютно. Горы здесь расступились, образуя котловину с плоским днищем диаметром 20 км. Дно этой сковородки лежит на высоте 1500м, борта достигают высоты 3000- 4000 м. Если в Уймонской котловине чувствуется влажное дыхание Белухи, то в Курайской - сухое Монголии. Солнца много, осадков мало. Для здешних мест характерна резкая разница температур днем и ночью, зимой и летом, что объясняется не столько высотным расположением степи, сколько сильным выхолаживанием при безоблачном небе. Конечно, климат тут достаточно суровый, лето длится всего 2 месяца, но я думаю, полетать хватит.
ГАЗ-66, сменивший в нашем автопарке сломавшийся КАМАЗ, по травянистому склону Курайского хребта завозит нас на старт. Перепад метров 700, склон южной экспозиции. Перед нами, по ту сторону котловины великолепная панорама Чуйских Альп. Это Северо-Чуйский хребет со снежниками и ледниками. Выделяется ледник Актру. Под ним расположен одноименный альплагерь. До снежных 4-х тысячников от нас 27-30 км по прямой.
Старт идеален. Здесь могут разместиться сколько угодно аппаратов одновременно. Мелкая травка, цветы, и какие! Здесь мы впервые увидели настоящие эдельвейсы.
Погода начала меняться. Антициклон прошел. Вчера моросил дождик, а сегодня и солнце, и облака. Правда, на высоте ползет какая-то облачная кисея, постепенно закрывая все, но понизу еще пытаются образоваться кумулусы. Ветерок слабый, временами совсем стихает. Хороших потоков пока нет, но надо стартовать, а то опять пропустим погоду.
Провисший колдун наполняется ветром. Есть пузырь. Первым взлетает Жан Люк. Я за ним. Его купол сразу задирает вверх и он круто набирает. А я попадаю лишь в нисходняк и сажусь. Больше ничего нет. Задрав головы, с завистью следим за счастливчиком Люком, оседлавшим единственный пузырь. Он красиво нарезает спирали уже высоко в небе. Какая сила его там держит? Вот как надо летать!
Взлетают наши дельтапланеристы Андрей и Слава. Они отходят от горы, ищут потоки, мы внимательно следим за их маневрами. Вроде что-то есть, но не ахти. Не выдерживает и стартует Эрик Гранжан. Идет вдоль склона, пока со снижением. Так, у старта потоков нет. Эрик рискует, но идет дальше со снижением уже далеко от старта. Теперь, если он не найдет поток и просядет, ножками придется топать долго-долго. Но шанс у него еще есть. У него на траверзе дельт зацепил что-то чуть больше нуля и начал раскручивать, постепенно смещаясь от равнины к горам, к Эрику. Эрик тянет ему навстречу над камушками бокового отрожка. Его тоже стало держать. Это все происходит в километре от старта. А у нас ничего нет. Рискнуть и полететь к ним?
Стартую! Валю из зоны минусов, надеясь на чудо. А ребята впереди уже набирают. Хватит ли высоты дойти до спасительного потока? Минуса, минуса, ну когда же вы кончитесь? Наконец, есть! Вначале слабые, потом все более уверенные плюса. Надо мной кружат Эрик и два дельтаплана. Высоко наверху Жан-Люк. Остальной народ, увидев такое дело, тоже срывается со старта.
Поток крепчает. Набираем! О, это сладостное чувство полета! Когда поток широкий и ровный, когда уверенный писк прибора не смолкает и не смолкает. Когда можно расслабиться и позволить себе любоваться открывающимися видами неизведанной горной страны. Я набрал уже 500 м. Южное направление мы просмотрели со старта. Взглянем теперь на север. Подо мной и чуть в стороне травянистый хребтик, с которого мы стартовали. Потом небольшое плавное понижение и каменистые осыпи более высокого хребта. А сразу за ним скалы и снежники вершины 3446. Кружась, медленно смещаюсь к высоким горам, там лучше подъем. Высота растет: 600, 800, 1000, 1100 метров над стартом! И все это пока мягко, без намека на тряску и складывания. Теперь я вровень с самыми высокими горами! Подо мной зубцы скал, горное озерцо в причудливых ледяных разводах, снежники в каменных кулуарах. Красота!
Поток кончается. Надо лететь дальше. Сегодняшняя задача - Ортолык. Это 55 км вдоль Чуйского тракта в сторону Монголии. Чтобы туда долететь, надо перелететь из Курайской котловины в Чуйскую по горам через бутылочное горло - узкое 20-километровое ущелье. Задача не простая, особенно для парапланов. Ладно, попытка не пытка. Лишь бы погода не подкачала.
Высота пока есть. Какой выбрать путь: углубиться в горы, идти по краю гор или выйти на равнину? Дельты и двое французов улетели вперед и исчезли из виду. Ждать остальных не буду. Иду пока вдоль гор на восток. Путь хорошо просматривается километров на 30. Ближайшие горы мягкие, платообразные, в районе бутылочного горла появляются скалы. Параллельно идут три невыраженных хребта, а между ними понижения. Это настораживает. По логике надо бы лететь над самым высоким, каменистым хребтом. Но если просадит, то можно не дотянуть до равнины через 2 других лесисто-травянистых хребта, и оказаться в межгорных впадинах-ловушках.
Лечу пока над средним хребтом, так, чтобы иметь возможность всегда дотянуть до равнины. Появившиеся минуса заставляют все больше отходить от гор. Над крайним склоном ловлю какие-то нолики и кружусь, пытаясь удержаться. Небо почти полностью закрылось и земля в тени. Пришла криза. Да, опоздали мы с погодой, да и окошко было узкое. Вижу, что стартовавшие позже меня идут в долину, ничего не найдя у склонов и там их тоже сажает. Нули переходят в минуса. Ничего не поделаешь, надо лететь ближе к дороге подбора. Выхожу на равнину. Вижу впереди набухшее свинцовой синевой облако. На вид страшное, но, судя по всему невысокое, поскольку над ним облака верхнего яруса, которые вот-вот затянут все небо. Возможно, это последний кумулус. Моя высота метров 400 над землей, туча - мой единственный шанс. Я иду к тебе, туча!
За мной и ниже летит параплан. Это Жерар Вью, самый опытный из французов, наверное тоже увидел облако и хочет зацепиться. Пошли рваные плюсы. Начинаем спиралить. Потряхивает. Рвет в разные стороны. Ощущения не очень приятные. Но что делать, зато вверх, а не вниз. На очередном витке вижу, что Жерар отваливает в сторону, уходит из-под облака и идет на посадку. Не понял его маневра. Работать вроде можно. Ладно, потом спрошу. Набираю метров 500, и на этом - всё. Облако на низкой высоте уходит к горам. А я остаюсь на краю равнины.
Подо мной желто-серая, выжженная солнцем Курайская степь. Прямая струна Чуйского тракта. Разбегающиеся, на ровной как стол поверхности узоры грунтовых дорог и автоследов. Кати куда хочешь, как по аэродрому. Здесь с подбором проблем нет. В центре котловины видны петли и разливы Чуи, сменившей тут свой бурный нрав на спокойное течение. Позади остались домики села Курай. Впереди бутылочное горло. Тяну туда.
Небо окончательно затянуло. Земля в тени. Шансов нет. Лечу, снижаясь прямо над Чуйским трактом. Сажусь в конце долины. Пролетел всего километров 20. Немного впереди меня сел Жан Люк. Он приземлился в горах (чего я боялся), поднялся на открытый склон и вновь стартанул, чтобы вылететь в долину. Дальше всех из парапланеристов - на 30 км улетел Эрик. Молодец! Я, уже сидя на земле, видел, как он тянул над левым бортом долины, уходя в ущелье. А в ущелье его запер сильный встречный ветер. И это притом, что в долине было практически безветрие! Вот и летайте в горах на параплане. Зато дельтапланы сегодня наглядно продемонстрировали свои преимущества.

Триумф дельтанутых.
Сегодня был их день. Сегодня они утерли нос всем порнопланеристам, матрасникам, тряпичникам. Почти весь марафон мы с сожалением и сочувствием смотрели на их огромные 6-ти метровые тюки, которые они не смогли поднять на верхний старт в Усть-Коксе, завезти на лошадях в Катанде, поднять на себе, когда сломалась машина в Онгудае. Зачем вообще нужен тяжелый и громоздкий дельтаплан, когда есть компактный и легкий параплан? Ведь мы летаем, а они сидят в лагере и только перевозят свой багаж с места на место. Сегодня они показали, что значит летать.
Их преимущество в скорости дало им возможность уйти от кризы, которая посадила всех нас. Сильный ветер в сужении гор для них не стал непреодолимой преградой. Да и прошли они там на большой высоте, идя по высоким горам, имея достаточную скорость, чтобы всегда уйти вниз на безопасную посадку. Там, где параплан запирает и сажает, они проскакивают. Да, летать быстро - значит летать правильно.
Андрей долетел почти до конца ущелья и потом, повернув обратно, сел где-то посередине. Он посчитал для себя более интересным попытаться сделать маршрут с возвращением, но на обратном пути попал-таки в кризу.
Слава пошел горами левого борта. Он видел изумительно красивые горные озера. Летел рядом с орлами. Случилось страшное. Один орел напал на него. На земле Слава показывал нам, как агрессор вцеплялся когтями в его дельтаплан. Воздушный бой завершился вничью. Жесткое крыло оказалось хищнику не по зубам, и он оставил большую птицу в покое. Меня мучает вопрос, а что было бы в этой ситуации с парапланом?
Убежав от кризы и пройдя все горы, Слава вылетел в Чуйскую котловину. А здесь оказалась райская погода. Держало везде. Термики через каждые 300 метров понаставлены. Он пролетел Ортолык, полетел дальше до Кош-Агача . Там тоже держало. Тогда Слава стал просто летать над Чуйской степью, ловя кайфы и в конце концов приземлился в Ортолыке, пролетев 79км.
"Это был прекрасный полет. Один из самых лучших в моей жизни!" - сказал он, приземлившись. Когда такое говорит старый пилот с многолетним стажем, понимаешь, что это действительно так.

Кош-Агач.
Чуйская котловина. Эта гигантская горная сковородка третья по счету в нашем путешествии. Самая большая - 40 на 70 км! Самая высокая - 1800-1900 м над ур. моря. Самая далекая - дальше уже Монголия. Самая суровая: среднегодовая температура тут минус 6,7. Зимой минус 60, а летом плюс 30. Много солнца. Осадки редки. На иссохшей, растрескавшейся земле среди редкой травы и колючек пасутся верблюды. Под землей - вечная мерзлота, над землей весной и летом часты пыльные бури. Лучшее время здесь, говорят, осень. Данные по ветрам противоречивы. По справочным данным это место очень солнечно и маловетрено. Но когда мы сюда приехали, дул сильный ветер, не меньше 12м/с, и мы не могли стартовать. И, похоже, днем летом тут раздувает частенько.
Старт южной экспозиции в предгорьях Курайского хребта. Склоны достаточно пологие, заезд на машине. Перепад - 750 метров. Высота окружающих котловину гор до 3000-3500м. Но горы здесь раздвинулись очень широко, и у подножия опоясаны полосой пологих предгорий шириной 5-10 км.
Расстояние между вершинами Курайского и Южно-Чуйского хребтов - 60 км.
Главный поселок - Кош-Агач. Основная магистраль - Чуйский тракт, который поднимается здесь на пограничный перевал Дурбэт-Даба и уходит на восток в Монголию.
Место смотрится неплохо, но склоны на старте, возможно, чересчур пологи. Ветровой режим неясен. И, по сравнению с Кураем, здесь излишне сурово. В этой горной пустыне чувствуешь себя неуютно. Стоять тут базовым лагерем не хотелось бы. Это единственное место на Алтае, где нас атаковали полчища комаров. И это единственное место, где нам не удалось стартовать.
Но в связке с Кураем это место весьма перспективно. Славин полет был великолепен и внушает надежды на будущее.

У вечернего костра.
Вечер в нашем уютном лагере в Курае. Летная часть марафона завершена. Мари Рене выставила бутылочку 20-ти летнего вина из личного погреба.
В этой непринужденной обстановке я все-таки спросил Жерара, почему он не пошел тогда под облако, а приземлился. Жерар ответил, что не любит такие слишком темные свинцовые облака, безопасность, типа, превыше всего.
Хм. Так-то оно так. Но на соревнованиях, в том числе международных нас судьи выпускают, а мы летаем в гораздо более худших условиях.
Жерар Вью - вице-президент федерации СЛА Франции и вице-президент "Кубка Икара" в Сент Илере. Надо попытать его, что он думает про наши полеты.
Следующий вопрос - Как ты, Жерар, оцениваешь возможности Алтая для проведения международных соревнований?
- Да, здесь, например в Онгудае, как хорошо известном месте, можно было бы провести такие соревнования. Дело теперь за вами, русскими. Организаторы должны в первую очередь обеспечить безопасность соревнующихся на должном уровне.
Тушите свет. Евростандарт по безопасности. Это гарантии, что упавший будет вытащен из любой глухомани и доставлен в хорошую клинику в самый кратчайший срок. Без этого они летать не будут. Вам все понятно?
Да по их меркам они все тут герои, участники акции повышенного риска в дикой стране. Поэтому на рожон не лезут. И при малейшем сомнении не стартуют или садятся. А по нашим меркам безопасность у нас обеспечена нормально, ведь с нами едет спасатель и доктор...
Мы листаем глянцевые французские парапланерные журналы. Гренобль, Шамони, Аннесси, хребет Арави. Гарантированные маршруты в идеальных условиях. Они живут там и могут летать хоть каждый день. Мечта пилота! Эх, нам бы туда! Зачем вообще уезжать куда-то из таких мест?
- Зачем же вы приезжаете летать в какую-то Тьмутаракань, ребята, если у вас дома такие замечательные места?
Жерар отвечает, что лично ему уже интереснее путешествия и полеты в новых местах и общение с новыми людьми.
Впрочем, я и сам готов под этим подписаться. Параплан плюс новые места, новые люди, новые приключения. Короче - паратуризм. На определенном этапе это становится интересней просто полетов и просто соревнований.
Мари Рене говорит, что в Европе у людей уже не встретишь такой эмоциональности и непосредственности, как у нас. Спасибо, Мари, за французский комплимент, но это скорее относится к неиспорченной Сибири, нежели к скептическому Питеру. Следующий тост за дружбу народов.
А что еще привлекает здесь французов? "Я тебе потом объясню, что им здесь еще надо" - в полголоса говорит мне кто-то из сибирских мужиков. Впрочем, это понятно и так. Достаточно увидеть, как они по водочной этикетке разучивают слово "си-бирь-яч-ка" и как горят при этом их глаза. Во Франции эмансипация, и с женщинами напряженка. Русская жена - мечта европейца. Да, гримасы прогресса. "Поскольку женщины- западоиды утратили способность быть не то что хорошими, а хотя бы терпимыми женами, возникла тенденция у западоидов -мужчин жениться на женщинах-незападоидах, причем как можно более отдаленных в отношении образования, культуры и менталитета от Западной цивилизации" ( Александр Зиновьев. Глобальный Человейник ). Ну, что ж, есть повод выпить еще по одной за укрепление связей между народами.
И разговор вновь переходит от женщин к полетам. Нам удалось найти и облетать три горных сковородки: Уймон, Курай и Кош-Агач. Любопытно, как будет различаться летный потенциал этих мест в зависимости от таких параметров как высота дна, высота бортов, диаметр сковородки? Но это уже предстоит выяснить другим экспедициям. А мы обсуждаем наши новые планы: Европа, Китай, Монголия, где пройдут маршруты новых путешествий? Ведь параплан идеально подходит именно для путешествий. А дельтаплан, увы, меньше. А если не тратить время на переезды и только летать, то, как сформулировал Андрей Барнагов : "Надо летать там, где живешь, и летать на планере".

Катунь. Империя туризма.
В Курае и Кош-Агаче закончилась воздушная часть нашего марафона, но продолжилась наземная и водная. Мы едем обратно по Чуйскому тракту мимо древних курганов и каменных баб Курайской степи. Мимо остроконечных аилов алтайских сел. Вдоль бурной Чуи и полноводной Катуни. Скалистыми ущельями и лесными перевалами. Великолепные пейзажи Алтая сменяют друг друга. Как же богата и разнообразна здесь природа!
Недалеко от Горно-Алтайска проезжаем воспетый Эдитой Пьехой Манжерок и останавливаемся в кемпинге "Новая империя туризма". Это настоящий водный мир. Здесь нам предстоит сплав на катамаранах. Катунь впечатляет. Даже там, где нет порогов, эта быстро несущаяся масса воды завораживает взгляд. Широкая, полноводная и мощная, среди лесистых увалов и скал. Облитые пеной скалистые островки, шиверы и пороги дополняют картину.
Сложность реки тут - тройка с элементами четверки. Для нас, полных чайников - круто! Мы всецело доверились нашему капитану - Валере Полунину, благо он чемпион Мира по рафтингу. Он должен провести нас через 20 км порогов так, чтобы мы словили кайф, но чтобы наши имена не появились на металлических табличках по берегам.
Катамарана два. Один пузатый и не очень скоростной с запасами пива на борту. Назовем его "Пиво". Им управляют два молодых инструктора, и он пойдет по более безопасному пути. Второй - стремительная и хищная "Водка". На нем сам Валера и желающие вкусить экстрем. А еще на нем запас водки для храбрости. Ох, уж эти мне коммерческие сплавы! Водку не пью, но экстрема хочу, поэтому сажусь рядом с Валерой сзади, слева. Мне выпала большая честь частично управлять процессом. Я отвечаю за левый поворот, стараясь быстро и правильно выполнять команды капитана. А это непросто. Полуторатонный корабль с 14-тью членами экипажа на борту не очень-то резво реагирует на мое весло. Но я изо всех сил стараюсь. Остальные тоже гребут по Валериной команде, и наша "Водка" быстро догоняет и обгоняет неповоротливое "Пиво".
С брызгами и визгом проходим первую шиверу. Прем, как танк. Покачало, только и всего. Появилась уверенность. Но впереди порог. Я бы по своему чайницкому разумению просто разгонялся бы посередине струи с криком Ура! Но Валера целенаправленно ведет нас в хитросплетении струй, следуя своему плану. Давай Валера, чтобы душа вначале свернулась, а потом развернулась!
И мы проходим порог именно так, как нужно. С криком ужаса проваливаемся в водяную яму между валами. А затем по пояс в пене вздымаемся на гребень и там разворачиваемся на 360 градусов! Просто супер! Неужели это мы сделали это?! Валера скромно молчит...
Отчаянные гребцы опрокидывают по стаканчику, и в новый порог. А за ним следующий, и еще. Разумеется, по самому крутому пути. Оглядываемся. "Пиво" скромненько обходит самую пену по краешку, по краешку. "За-дох-ли-ки! За-дох-ли-ки!! С энтузиазмом скандирует наш экипаж. "Сами вы... - доносится с "Пива" -... все пороги мимо проходите!"
Что такое? Что они несут?! Наверное, пива перепились. Кстати о пиве. Хоть и на воде, а что-то жажда стала мучить. Пора их раскулачивать. "Пи-во!" "Пи-во!!" - скандируем мы. "Пи-во!!!" - поддерживает Мари Рене - "Ах, как вы эмоциональны, во Франции такого уже не встретишь...".
Однако супостаты и не думают делиться. Пора их брать на абордаж. Настигаем и сближаемся. Но они, оказывается, ждали и подготовились. Залп левым бортом, и мы с головы до ног в воде. Ладно, попробуем по другому. Отстаем и заходим сзади. Абордажные крючья вцепляются в корму. Команда головорезов в лице Барнагова перепрыгивает к ним на палубу. Недолгая борьба и приз взят - вожделенное пиво!
В наступившей затем идиллии "Пиво" и "Водка" мирно плывут рядом до самого конца марафона.
После горячей баньки в "Империи" - официальное закрытие марафона. Подведение итогов. Раздача призов. Банкет. Вспоминаем, что помимо всего прочего это были еще и соревнования. И первое место среди парапланеристов занял Эрик Гранжан (Франция), 2-е Андрей Собетов (Россия), 3-е Чернов Александр (Россия).

Завершающий аккорд.
"Машина времени" на параплане! Вот что стало завершающим аккордом наших приключений. Но, обо всем по порядку.
Да, вот в этой глухомани среди сосен и скал на берегу Катуни состоялся рок-фестиваль с участием групп "Машина времени" и "Воскресенье", и мы попали как раз на него. Впрочем, по местным меркам здесь никакая не глухомань, а очень даже живописный и цивилизованный туристский и дачный район. Фестивали бардовской песни и рок фестивали на турбазе "Катунь" проходят уже не впервые. В прошлом году здесь выступали "Аквариум" и "ДДТ". И вот "Машина". Все берега у турбазы в палатках. Толпы приезжей молодежи на несколько дней оккупировали турбазу и окрестности.
Сергей Рудых радушно принял нас на своей даче в сосновом лесу на другом берегу реки.
Через Катунь здесь переброшен совершенно потрясный висячий мост, построенный, кажется, в 1900-ом году и с тех пор ни разу не ремонтировавшийся. Через выломанные и разъехавшиеся лиственничные доски видна стремительно несущаяся вода. Упадешь, - вряд ли выплывешь. Но все ходят. Туристы фотографируются. Приятная экзотика. Это днем. А ночью, после фестиваля, в кромешной тьме я шел по нему как по минному полю - без права на ошибку.
Я был поклонником "Машины" 20 лет назад. Тогда их песни были для меня откровением. Они как никто сумели почувствовать пульс и настроение конца 70-х, начала 80-х. В каждой их песне я искал и находил огромный смысл. Нынче свобода полная, а смысл искать не принято. Жизнь пошла другая. Кому со смаком, а кому с таком. Странное чувство испытал я на концерте этих рок-долгожителей. Но это неважно. А вот запустить "Машину" в небо было бы круто. Тем более, что вроде и ребята не против.
На следующий день после концерта музыканты, ассистенты, подруги и менеджеры двух групп поднялись с нами на симпатичный травянистый склон. И все желающие попробовали подняться в небо. Увы, без Андрея Макаревича, который предпочитает дайвинг. А вот Валерий Ефремов (ударные ) рискнул таки пролететь на параплане. И это получилось у него неплохо. Крайний полет с 200-метровой высоты он совершил вполне уверенно. Затем все представители рок-тусовки по воле хитроумного Митина получили парапланерные футболки. И тут же были вынуждены надеть их. При этом спонтанно было положено начало новой странной традиции, - переодеваясь, дамы обнажали верх, а мужчины низ... Французы пришли в восторг и без конца щелкали фотоаппаратами - "О, эти удивительные русские, вечно придумают что-нибудь эдакое!"
Да мы такие. Приезжайте еще. Мы обязательно что-нибудь придумаем!

Андрей Собетов.
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru