Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Пленник Коммунизма



Пленник Коммунизма.
Интервью с В. М. Божуковым.
Юца. Июль 2002

Этот Человек придумал слово «параплан». Этот Человек стоял у истоков парапланеризма в нашей стране. Этот Человек в свой 60-й день рождения слетел на параплане с пика Коммунизма, а в 70 хочет слететь с Эвереста! Знакомьтесь - Божуков Валентин Михайлович. Альпинист, парапланерист, параальпинист.



Я смотрю на его мускулистое тело спортсмена, с легкостью забегающего в свои 69 на Юцу. За спиной рюкзак с парапланом. Ему не привыкать. Легкая тренировка перед Эльбрусом. А Эльбрус - всего лишь тренировка перед Эверестом.

Факты спортивной биографии:
Дата рождения 21.08.1933
Альпинизмом начал заниматься в 1953 г. и занимается уже 50 лет.
Имеет знак под №3(!) «Покоритель высочайших вершин СССР» (Пики- семятысячники: Коммунизма, Победы, Ленина и Корженевской).
МСМК.
Альпинистские достижения:
Стена Ягноб (Фаны, Таджикистан). Золотая медаль Чемпионата СССР 71г.
Траверс 6 к.с.: пик Жукова – Ворошилова –Известий – Коммунизма.
Траверс 6 к.с.: пик Таджикистан- Энгельса – Маркса. Включая стенной маршрут.
Траверс пика Победы.

- Что Вас, альпиниста, привело в небо?
- Когда в 70-х гг. появились первые дельтапланы, заинтересовался ими и в 74-ом сделал свой дельтаплан. Поставил на него колеса. В 79-ом стал летать на дельтаплане. «Пахнуло началом века», духом Братьев Райт. Вспоминаются Москва, Трикотажка, Дима Гольдберг, Витя Козьмин.

- Валентин Михайлович, о параплане я впервые узнал из Вашей статьи «Восхождение ради полета» в альманахе «Ветер странствий» №25 за 1990 год. А как Вы узнали о параплане?
- Меня начинали учить летать на Памире летом 1987 года парашютисты
Николай Зозуля и Сергей Калабухов.

- А кто был у нас самым первым парапланеристом?
- В конце 70-х были сделаны первые полеты на парашютах с гор. Использовались американские 6-секционные щелевые «Парафойлы». Первыми были парашютисты Николай Ушмаев и Сергей Калабухов. Где-то в 78-79 гг. был осуществлен полет с Чегета на Кавказе.

- Но это были еще парашюты. А как шло превращение парашюта в параплан?
- Сергей Калабухов добавил еще 2 секции, и 8-и секционный парашют стал летать лучше.

- Значит, летать на парашютах с гор мы начали примерно в одно время с иностранцами, а может быть даже раньше. Но потом в парапланеризме нас опередили французы, другие представители альпийских стран. Почему?
- В СССР был запрет пограничников на полеты в горах. «Можно улететь через границу».
«В горах летать нельзя!» - сформировалось мнение после трагедии в 68 году на пике Ленина, когда погибли 4 из 10 парашютистов, пытавшихся приземлиться на вершину.
Отсюда запрет шить парашюты, парапланы для гор. Наши парашютисты, альпинисты летали в горах неофициально, тайком, под угрозой отчисления со сборов.

- На Западе тем временем бурно развивали носящуюся в воздухе идею полетов на «горных куполах». А потом, в 80-х создали настоящие парапланы и начали не только планировать вниз, но и летать вверх, парить в восходящих потоках, летать маршруты. А как развивался парапланеризм в 80-е годы у нас?
- Во второй половине 80-х наши парашютисты-альпинисты Николай Зозуля (Алма-Ата) и Сергей Калабухов (Москва) сделали попытку слететь с пика Ленина (7134). Французы сделали это на год раньше, стартовав на 70 м ниже вершины. Нашим же переменчивая горная погода позволила слететь только со склона горы с отметки 6100.
Началась «гонка вооружений» - следующая цель пик Коммунизма. В борьбу за высокие горы включились наш выдающийся парашютист Юрий Баранов, французы, японцы. Бюрократическую машину удалось как всегда сдвинуть с места под лозунгом «Не отдадим приоритет иностранцам». Впрочем, разрешения сменялись запретами. Разбился японец при старте с пика Петровского (5600) – сразу запрет нашим на полет с пика Коммунизма. Тогда мы вновь переключились на пик Ленина.

- Но ведь французы уже «сделали» его?
- По альпинистским нормам, если ты не был на самой вершине, то ты не был на горе. А французы стартовали на 70 м ниже вершины, значит, они не слетели с горы…
- Да-а-а… То есть если я стартовал на Юце не от тригапункта, а на 10 м ниже, то я не был на Юце?…

- А что такое, по Вашему мнению, параплан?
- Первоначально из-за рубежа к нам пришло название «парапент», что в переводе с французского значит «парящий у склона». В борьбе с ним победило русское название «параплан», сокращение от «парашют планирующий». И раз такое название принято, то правильно надо говорить «парапланисты», а не парапланеристы, так как летаем мы на парапланах, а не на парапланерах. И занимаемся мы парапланизмом, а не парапланеризмом.

- Да-а-а-а… Они уже вовсю парили, а мы все планировали. А не хотелось тоже полететь вверх, выпарить как на парапенте, а не прыгнуть вниз как на парашюте, пусть и планирующем? Когда у нас летать, а не прыгать начали?
Валентин Михайлович задумывается, вспоминает.
- Первый слет парапланеристов прошел в Домбае где-то в 87-88 гг. Участвовали парашютисты Сергей Калабухов, Владимир Котов, Алексей Мартынов, альпинист В. Божуков. Спортивный телекомментатор Маслаченко, Борис Доронин. Летали на прямоугольных куполах собственного пошива. Стартовали с 5-й очереди канатки и приземлялись на Русскую поляну. Соревновались на точность приземления. Но это были полеты только сверху вниз.

- Но, значит, все-таки процесс пошел?
- Начались подвижки в ДОСААФ СССР. Началось какое-то движение. Начались попытки организовать процесс. Но боялись роста травматизма и новых запретов. У нас (первых парапланеристов) возникло ощущение: «Пока мы не выпустим это из своих рук, все будет хорошо».

- Что «это»?
- Пошив парапланов, организацию полетов.
- Понятно.

- Когда же парапланеризм официально появился в нашей стране как спорт?
- В 1990 году был проведен первый официальный сбор парапланеристов на Юце и парапланеризм был введен как спорт приказом ДОСААФ.
А 1991 году на Юце состоялся первый Чемпионат России (СССР) по парапланерному спорту.

- А как ваша мечта о полете в высоких горах, о восхождении ради полета, о параальпинизме?
- В конце 80-х было проведено 2 экспедиции «Параальпин» и сделаны несколько полетов с высоких гор, со склонов пика Ленина. Был разработан и испытан радиоуправляемый параплан-робот для беспилотной транспортировки грузов в горах. Его можно использовать для доставки вниз тел погибших альпинистов там, где наземная транспортировка проблематична.

- Расскажите о самом большом Вашем параальпинистском достижении.
- В августе 1993-го, наконец, мне удалось сделать полеты сразу с нескольких 7-и тысячников. С Пика Ленина (7134) с точки старта французов на 70 м ниже вершины, С пика Корженевской (7105) впервые с самой вершины. И с пика Коммунизма (7495), с отметки 6100, куда спустился из под вершины.

- Невероятно! То есть Вы поднялись с полным альпинистским снаряжением плюс параплан, и слетели за один летний сезон с 3-х 7-и тысячников подряд! Причем с пика Коммунизма в свой 60-й день рождения! По моему, это достойно книги рекордов Гиннеса! А к стати, на каком параплане Вы совершали эти полеты?
- На изготовленном из «лаке» параплане «Орион-23» конструктора из Крыма Олега Зайцева.

- Так Вы занесли на эти горы тяжелый «лакешный» параплан?! Да вам уже за это памятник надо ставить!
- Ну, не такой уж и тяжелый, ведь подвеска-то легкая без запасного парашюта….
- Да-а-а….

- Валентин Михайлович, я знаю, что Ваше восхождение на пик Коммунизма чуть не закончилось трагедией. Вы сломали кошки и, не имея возможности спуститься с вершины могли только улететь с нее. Однако непогода сделала вас пленником Коммунизма почти на неделю без еды и палатки…
Расскажите об этом подробнее.
- Мы начали восхождение из Базового лагеря на поляне Москвина (4100) вдвоем с альпинистом Павлом Мазитовым. Взяли с собой параплан, палатку, 1 спальник, и примус.
Мы планировали подняться на вершину пика Коммунизма, а потом слететь с нее вдвоем на параплане.

- На лакешном «Орионе-23»?! Вдвоем?! Стартовать с 7,5 км?!
- Да.
- Да-а-а…

- Как проходило восхождение?
- Нормально. Мы дошли вместе почти до вершины, до высоты 7400. Здесь у меня сломалась кошка, и наши пути разошлись. Он продолжил подъем вверх по льду, а я вынужден был сойти со льда на скалы. На саму вершину уже подниматься не стал. Палатка, примус и продукты были у него. У меня остался только параплан. Но, улететь возможности уже не было - подул сильный ветер.

- Подождите, Валентин Михайлович. Разве вы шли не вместе? Мне что-то непонятно, как ваш товарищ ушел от Вас. Как, взяв вершину, стал спускаться вниз один, унеся ваши общие палатку, продукты, примус, все жизнеобеспечение.
- «Я думал, ты улетел» – сказал он потом .


- Но ведь возможность старта и успешного полета с такой горы весьма проблематична. А, сломав кошку, Вы не имели возможности спуститься с горы один?
- Нет.

- Так получается, он Вас бросил? А как же хваленое альпинистское чувство товарищества? Или прямо как в песне: «Если друг оказался вдруг…» и все такое?
Валентин Михайлович говорит сдержанно, но убежденно:
- Это был уже не советский альпинизм. Никто ни за кого уже не отвечал. Ни за кого кроме себя. А в себе уверен.
- А Вы уверены в себе? – хочу задать я вопрос. Но, вопрос излишен.
- А как бы вы поступили на его месте? Вопрос глуп.

- Итак, Вы остались один без еды, палатки, спальника на высоте 7400 в «зоне смерти». Дует сильный ветер. Начинается непогода. Спуститься не можете. Но, на такой высоте человек долго выжить не может. Ваши действия?
- Я пошел к нартам.

- Куда?
- В свое время была предпринята попытка подняться на пик Коммунизма на собачьей упряжке. Затащить собак наверх не удалось. Они разбежались и погибли. Но не сразу. А довольно долго жили «поедая» снег. Ведь вторая проблема после воздуха на высоте - это вода. В сухой разреженной атмосфере быстро происходит обезвоживание организма. Надо много пить. А воды нет. Только снег и лед. Так вот, собаки лизали снег и прожили несколько дней. Я тоже решил добывать воду, топя снег теплом собственного тела. Возможно, пример этих собак спас мне жизнь.

- Как вы ночевали без спальника и палатки?
- Завернувшись в параплан.

- Сколько дней Вы так провели под вершиной?
- 5 ночей.

- 5 холодных ночевок без еды, топя снег на теле?!
- Да.

- Какая была погода?
- Первые три ночевки – сильный ветер, потом штиль.

- Как Вам удалось улететь?
- После третьей ночевки, когда ветер начал стихать, я попытался стартовать в первый раз. Но меня сильно швырнуло и я не смог.
После 4-й ночевки установился штиль и я возобновил попытки взлететь, совершив неудачных 4-5 попыток.

- В каком месте это происходило?
- Я сумел спуститься до высоты 6100. Там осыпь и снег, дальше лед со снегом крутизной 25-30 градусов, склон, где без веревки не спуститься. Надо было улетать.

- Но ведь воздух то на такой высоте разрежен, скорость отрыва должна быть большая. Как удалось стартовать в штиль?
- Для хорошего разбега пришлось полностью разгрузиться. После 5-й ночевки я оставил сломанные кошки, ледовый молоток.

- То есть вы полностью доверились параплану, оставшись без альпинистского снаряжения?
- Да. Осталось одно – улетать. Стартовать мне удалось со второй попытки.

- Как проходил полет?
- Без каких либо проблем. Ветра нет, турбулентности никакой. Молоко. Пролетел над Памирским Фирновым Плато, над Снежными Грудями, всего около 6 км и приземлился в Базовом лагере на поляне Москвина.

- Как спустился Ваш товарищ, как Вас встретили в лагере?
- Паша пришел в лагерь вечером предыдущего дня. Все вздохнули с облегчением, когда я прилетел. – Скупо говорит Виктор Михайлович.

- Да, можно сказать, что Вы заново родились в свои 60 лет, вырвавшись на параплане из плена Коммунизма.
После этого Вы не отказались от идеи полетов высоких горах? Какие у Вас дальнейшие планы теперь, 10 лет спустя?
- Я планирую совершить полет на параплане с Эвереста. Здесь на Юце я хочу полетать, потренироваться, восстановить летные навыки. Потом Эльбрус. Потом Эверест.
- А, вот так, да?! Прямой путь: Юца-Эльбрус –Эверест. Вот это воля, вот это целеустремленность!

- Но ведь подняться Эверест, да еще с парапланом и молодым альпинистам непросто. Это уже не 7, а почти 9 тысяч метров. Чем дышать будете, на что надеетесь?
- Работоспособность на высоте определяется кислородом. Существующее кислородное оборудование дорого (300-600 долл. за баллон) и малопроизводительно. Мне удалось найти решение, позволившее в 3 раза повысить емкость и 100 раз снизить себестоимость оборудования. Используя его, любой достаточно тренированный человек может совершить высотное восхождение.

- Что это за чудо, если не секрет?
- Жидкий кислород в обычных пластиковых бутылях с переходником.

- Э-э-э… Но, жидкий кислород с любой органикой сильнейшую взрывчатую смесь образует. Любая утечка и … Не боитесь взлететь на воздух без помощи параплана?
- Нет. Просто надо аккуратно обращаться. Как и с примусом, и с любым оборудованием. Я даже планирую построить кислородный завод для обеспечения высотных восхождений.

- Потрясающе! Вы, как всегда полны идей и планов!
От всей души желаю Вам успехов в их осуществлении!



Интервью записал Собетов Андрей.














































Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru