Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Корейские впечатления



1-й Чемпионат Азии по парапланеризму. 15-23 мая. Хадонг. Южная Корея.


Страна без посадок

Автобус Сеул-Хадонг. Едем через всю Корею на юг. Первое впечатление - в этой стране нет ни одной нормальной посадочной площадки. Залитые водой болота рисовых чеков и крыши парников подступают вплотную к многоэтажным домам и автобанам. Ни одного клочка пустой земли. Вязь проводов ЛЭП надежно прикрывает густонаселенные долины от воздушного десанта. Кучерявые горные склоны приветливо нацелили в небо зенитные стволы бамбука и колючие лапы сосен. В местном языке нет слова "поляна".
На брифинге, на полном серьезе советуют садится на перекрестки дорог.
Первый Беспосадочный Чемпионат Азии объявляется открытым!
Нам, жителям просторных равнин становится не по себе. Лица пилотов мрачнеют от предчувствий.
Вот взлетела цапля. Дура! Куда же она садится будет?
Вот, взметая фонтан грязи, пилот плюхается в болото. Яркое пятно купола еще какое-то время видно на коричневой поверхности, но и оно постепенно исчезает, исчезает….исчезло.
Вот, уворачиваясь в последний момент от проводов, пилот садится на обочину шоссе, и купол цепляет проносящийся мимо авто…
Я встряхиваю головой, отгоняя кошмары.

Веселые старты

На юге Кореи всего два старта и оба веселые. Особенно первый. Это металлическая рампа на высоких ногах-опорах над лесом и пропастью. Только на один ветер. Только на 3 параплана. Без права на ошибку. Каждый старт - цирк, собирающий многочисленных зрителей, ахающих и предвкушающих….И им есть на что посмотреть. Вот пилоты разбегаются в пропасть передним стартом в безветрие. А вот уже и с попутняком. У кого-то получается, у кого-то не очень…Кто-то улетает под восторженные вопли толпы. Кого-то ловят над самым обрывом - фальстарт. А кого-то не поймали, и он кувырк, кувырк со сложенным куполом вниз, и … Нет, зацепился за пенек, повезло.
А вот ветер совсем в спину задул. Что, сворачивать манатки? Нет! Есть место подвигу!
О Боже, что делают эти психи?! Через высокие задние перила рампы им не перелезть, так они с изгиба серпантина дороги пытаются взлететь. Но там же деревья! Вероятность протиснутся между соснами 50 на 50!
Вау! Он сделал это! Бесстрашный ариец Норман Лауш сумел взлететь на своем небесного цвета "Бумеранге", чиркнув подвеской по ветвям и сорвав аплодисменты зрителей. Это вызов! Кто следующий в битве за крутизну? Ветви деревьев еще колышутся… Где вы, могучие сыны Азии? Желающих немного. Только самые-самые отморозки. Сильнейшие корейцы, японские камикадзе. Просто крутые ребята. Простокруты.
А вот и наш Простокрут - Николай Шорохов, Россия! Он же Намба Уан, он же Национальное Достояние, и прочая и прочая. Мы не сомневаемся, что в небе Коля сделает всех, недаром он в Мировом рейтинге на 1 позиции.
Но вот старт таит сюрпризы. А ветер раздуло. Задний старт. Первая попытка - неудача. Купол валится на дорогу. Вторая попытка. Помощник придерживает Колю за подвеску. Старт. Разворот. Не туда! На перекрученных стропах, задом наперед он летит прямо на сосны. О, ужас! А-а-а! Бум! Новенький желто-красный Бумеранг бессильно повисает на верхушках деревьев. Пилот болтается на стропах. Живой! Начинается операция по спасению.
Первая, но далеко не последняя. На деревьях придется повисеть и корейцам, и японцам, и другим. Тариф за помощь в спуске с деревьев на соревнованиях организаторы от 100 долларов выставляли отдельным счетом. И это не считая 300 долларов стартового взноса и 30 долл. страховки третьих лиц. Веселые старты - веселые посадки.

Три "нет"

С погодой нам "повезло". Все дни соревнований дул ветер. Сильный. А термички хорошей, наборов больших не было. Работа, в основном, по рельефу. Часто просто в динамике у самого склона. И ротора. Ротора! Ротора!!!
Горы здесь невысокие, кучерявые, сплошь лесом заросшие. Превышение над долиной максимум - километр. Если просел ниже половины склона - шансов почти нет. Посадок тоже нет. В ущельях - кранты. Запирает ветром и сажает. Начинаешь проваливаться - ищи посадку. А ее нет…
Типичное развитие погоды: С утра ветер еще по силе приемлемый, но почему-то всегда с другой стороны. К середине дня выравнивается и усиливается. Белеют деревья на склоне. Это листья выворачиваются наизнанку. Белые деревья - признак сильного ветра. А на старте - вроде ничего. Это потому что мы в роторе сидим...
Здесь нельзя летать с недогрузом, нужно загружаться по полной программе. Каждый полет - борьба с роторами. Днем ветер достигает максимальной силы. Похоже, вся термичка уходит в этот ветер. Если на старте было еще приемлемо, то на посадке - борьба за жизнь. Садиться и так негде, а еще ветер сильный, и термичка долбит. Кошмар!
Шорохов в один из дней имел по Джи-Пи-Эсу скорость 10 км /ч задом наперед. Олексина натерпелась на посадке, попав в серию складываний прямо над ЛЭП. Саша К. целился на плотину, сел очень жестко - отбил зад, трещина в руке.
Бесстрашный Круглов после одной из посадок на вопрос, - Ну как, Леха?, - ответил одним словом - "Страшно"!
И такая погода тут каждый день.
Это страна трех "нет". Нет стартов, нет посадок и нет погоды.
И как тут летать? Нельзя? Ошибаетесь. Можно!

Слава героям!

Я не герой. Моя задача минимум - выжить в этих условиях. Не развеситься на деревьях, не создать проблем спасателям. Задача максимум - пролететь маршрут. Хоть какой-нибудь.
За результат у нас бьется Шорохов, его основные конкуренты - Норман Лауш (Германия) и Масатака Кавачи (Япония). Это фавориты.
Старт ограничен. Вначале первые 15 по рейтингу, потом остальные. Из наших в первой пятнадцатке стартуют Шорохов и мой ученик, 20-ти летний юниор Егор Терентьев. Чтобы выиграть, надо стартовать рано, лететь быстро, иметь скоростной, хорошо загруженный купол и, разумеется, умение. Шорохов проводит брифинг для русской команды. Делится секретами мастерства. Внимаем Шороховским заветам: "терпение, умноженное на терпение", "иметь высоту", …Вроде бы все просто. Все понятно. Но… Эх, Коля! Свою голову в чужую не вложишь, да и не голова это. Спорт. Искусство особого рода. Ты уж давай. За нас всех. А мы как сумеем.
Ну, полетели! Взлетаю. Наши уже все в воздухе. Коля, Егор, Марина, Саша, Казахи Леша и Паша во главе с Кругловым. Украинец Матусевич. Японцы. Азиаты. Австралийцы. Новозеландцы. 16 стран прислали сюда свои команды. 85 куполов закружили в небе. Растянулись вдоль хребта, пробиваясь к первому поворотнику. А всего их три. И цель. Маршрут 43 км. Пока все хорошо.
Первый пункт в долине. Отхожу от горы, беру пункт, возвращаюсь к склону. Снова набираю высоту. Часть народа впереди, часть сзади. Я где-то в серединке. Обратно идем вдоль хребта мимо старта к следующему пункту. Долбит, складывает. Ветер, видно, усилился. Но ничего, терпимо. По ветру на высоте пересекаю боковое ущелье. Иду вдоль гребня к антенне на вершине. Это второй поворотник. Взят. Разворот на обратный курс. Часть народа идет боком к ветру вдоль гребня, обходя ущелье. Часть - прямо против ветра через ущелье, по короткому пути, и их вроде держит. Иду за ними.
Поначалу хорошо, только медленно. Вдруг впереди меня идущий аппарат начинает резко терять высоту. Минуса! Еще один не дотянул до лесистого гребня и сыпется вниз. Увы, наш прямой путь оказался ошибочным, надо было идти по горам в обход. На приборе -4, -5, -6. Высота стремительно падает. Вперед почти не пробиваюсь. Сильный ветер. Все, заперло в ущелье! Что делать? Ожидаю колбасни и ротора. Лесистые склоны стремительно приближаются, сужаясь.
Впереди какие-то безлесные террассы, но даже до них я, похоже, не дотягиваю. Прямо подо мной мелькнул серпантин лесной грунтовой дороги, чуть ниже переходящей в более широкий асфальт. Два варианта посадки. Куда? Подробно рассмотреть не успеваю. Купол сыпется вниз как в неуправляемом парашютировании. Как могу, целю на грунтовку. Крутой каменный склон с одной стороны, высокие сосны и бамбук с другой. Похоже, на дорогу не сесть, цепану высокие деревья крылом. Может на бамбук? Сверху его заросли кажутся не такой уж высокой и довольно мягкой травой. Но шестое чувство заставляет меня в последний момент отвернуть от бамбука. Лечу прямо на стволы сосен. Тоска. Зажимаю купол. И с благословенными минусами, стоя против ветра парашютирую, парашютирую вниз вдоль стволов прямо на грунт дороги, так и не зацепив ни одной ветки. Фух! Чудо! Я на земле! Сам жив и купол не порван.
Фигово, конечно, что мой маршрут был так короток, всего 12 км, но …Могло быть и хуже. Отстегиваюсь от подвески и с обалдением осматриваю площадку, на которую я умостился. Спереди деревья. Сзади, где начинается асфальт, сплошные поперечные провода, не видимые сверху. Ветер шумит, выворачивая листву наизнанку. Мне очень повезло, я попал в какой-то затишок. Да-а-а….Так приземляться мне еще не приходилось. Корейская экзотика, блин!
Еду на машине подбора. Вокруг еще несколько таких же неудачников, как и я. Вот в глубине ущелья у реки на деревьях, в самой заднице лежит неподвижный купол. Бежим к нему спасать. Зашевелился, значит, пилот живой! Вот несколько парапланов примостилось на сухих клочках между залитых жидкой грязью полей. И эти недалеко улетели.
А кто-то в этот день и до финиша долетел. Не смотря на ротора и сильный ветер. Слава героям!
Среди лидеров, конечно, наш Коля! Хорошо отлетали Марина и Саша.
По результатам 2-х летных дней, которые подарила нам ветреная Корея, у Шорохова серебро в общем зачете, а у Олексиной бронза в женском. Супер!
Список призеров выглядит так:
Общий зачет: 1 - Норман Лауш (Германия), 2 - Николай Шорохов (Россия), 3 -Масатаки Кавачи (Япония).
Женский зачет: 1- Чой Чонг Сун, 2 - Парк Чун Хун, 3 - Марина Олексина (Россия).

Жизнь после жизни

После соревнований что за жизнь? Однако пару дней перед самолетом у нас есть, и летать охота. Не налетались! Переехали из Хадонга поближе к Сеулу на фабрику Джина, где знаменитые "Бумеранги" делают. Я новый "Зум" облетал. Ничего машинка! Удлинение 5,55, DHV2, устойчивый и летучий. Начал привыкать к Корейским ветрам, загружаясь балластом под завязку. А посадки все равно стремные. Каждая посадка - испытание на выживание. А местные привыкли. У них тут школа парапланерная работает, новичков учат. Школа героев, или …?! Лишний раз убеждаюсь - каждый инструктор, школа учит в тех условиях, какие у него есть (а с точки зрения других учить там и так нельзя). Такие дела.
Лететь маршрут тут тоже вроде особенно некуда. Слева вертолеты взлетают. Прямо над головой истребители свистят. Справа "милитари", типа полигон. Просили туда не залетать. Но русским закон не писан. Наши, конечно, не удержались и вывесились над зоной десантирования корейских парашютистов. Внизу дым, разрывы, войнушка во всю идет, с вертушек парашюты бросают. А над всем этим безобразием на недосягаемой высоте наши орлы парят и вниз поглядывают да поплевывают.
- Что за фигня такая, - с полигона звонят, - Ведь нельзя!
- А это не мы, это русские парапланеристы, - им отвечают корейцы.
- А, раз русские, тогда все понятно…
Да, русские и не такое могут.

Андрей Собетов
Май 2004








Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru