Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


КУРАЙ 5000



Есть 5000! Мой альтиметр показал заветную цифру, и она продолжает расти. Подо мной все горы Алтая, даже Белуха (4500) - и та ниже! GPS продолжает наматывать километры маршрута: Курай, Ущелье, Чуя: 40-50-65 км! Обалденный полет! Всё, Юца умерла. Да здравствует Курай! Но, обо всем по порядку…

Предистория

Эйфория от первых высоких горных полетов в Архызе на ЧР-93 и ЧР-94 быстро прошла. Архыз был переломным и в прямом и в переносном смысле. Мы поняли, что высокий Кавказ не лучшее место для полетов на куске тряпки с веревочками. С 1995 года на бесконечных 9 лет местом проведения ЧР становится Юца. Бугорок в степи. Равнинные полеты. А во всем мире летают в горах. Да, Юца сыграла свою положительную роль (первые массовые маршрутные полеты), но давно переиграла и опостылела. Стала тормозить рост российского парапланеризма.

Неужели в России нет достойных гор для полетов на параплане? Искали. Не нашли. Вновь тыкались в ущелья Высокого Кавказа: Домбай, Хурзук. Отказались. Опасно. Но ведь в Альпах летают? Да, но Альпы не Кавказ. Там горы пониже, долины пошире, ветра послабее, хребты тянутся в широтном направлении.

Кавказ: слишком высок, суров, узкие ущелья-каньоны вытянулись вдоль меридианов, сильные ветра, мощная турбулентность. Опасно. А если спуститься пониже? Длинные куэсты Скалистого хребта обращены на юг, и долины там широкие, да вот беда - высокий Кавказ одеяло, пардон бриз на себя тянет, ветер в спину получается. Так что, на Кавказе ставим точку? Ну, точку не точку, а достойного места для ЧР найти пока не удалось.

А что еще есть? Урал? Зачеркиваем. Вулканы Камчатки? Зачеркиваем. Затерянные в тайге горы Восточной Сибири? Зачеркиваем.
Эх, велика Россия, а летать негде…

Из приличных гор оставался только Алтай. Малоизучен. Одно известное место - Онгудай. Там дельты вроде бы успешно летали. А парапланы разок-другой попробовали, а потом не стали. Почему? Может, еще летные места на Алтае есть? Ответ на эти вопросы должен был дать Алтайский Марафон. Я участвовал в этой российско-французской парапланерной экспедиции в 2000 году. Мы проехали тогда 2300 км и облетали 6 мест Алтая. Курай показался самым лучшим. А вот Онгудай мне не понравился. Обо всем этом я подробно написал тогда же статью: "Алтайский Марафон 2000".

Местные алтайские пилоты начали проводить в Курае соревнования. Оказалось удачно. Курай подтвердил свой потенциал.
И вот свершилось! Здесь Чемпионат России! И какой!

Россия - вперед!

Наконец-то у России появляются шансы стать Равноправной Парапланерной Державой. Наши ведущие пилоты, и прежде всего, конечно, Намба Уан - Коля Шорохов уже засветили русских на международной арене. Наши национальные Кубки уже дали россиянам массовые рейтинги ФАИ. Но все эти "наши" Кёссены и Болгарии были там, у них. До сих пор только мы ездили к ним.
Впервые они приехали к нам. На Открытый Чемпионат России. На Алтай! В Курай!!

Французы, Датчане, Корейцы, а еще Казахстан, Литва, Украина, ну и 14 регионов России, всего 102 спортсмена из 7-и стран!
Сильнейший за все годы состав участников:
Корейская команда во главе с Джином,
Чемпионка мира, Европы, Кубка мира Луиза Грандел, бронзовый призер Франции Стефан Андре. Все сильнейшие россияне во главе с Шороховым, казах Круглов, литовец Волков, украинец Матусевич.
Статус соревнований - 2 категория ФАИ.

Проводились 2 соревнования. Russian open 11-17 июля (зачет для всех, включая иностранцев) и Чемпионат России 11-22 июля (зачет для россиян). Корейцы и французы, а также Шорохов уехали после 17-го, а датчанка Луиза осталась рубиться с нами вне зачета.
Да, это были настоящие международные соревнования достойного уровня.

Непосредственным организатором выступил Барнаульский клуб "Триада". Главный судья - известный сибирский дельтапланерист, участник нашего Алтайского Марафона Вячеслав Солодков.
Надо отдать должное организаторам. За 700 км от цивилизации они сумели обеспечить проведение соревнований на хорошем уровне, вертолетную страховку, бесперебойную кормежку всей оравы, решение всех вопросов.

Курайская камазсутра

КАМАЗ с утра. Что может быть лучше? Выпил чашечку ко-офе, принял у-а-анну. И на горку. Вы по утрам занимаетесь камазсутрой? Нет? Тогда я вам не завидую. Тогда вам принимать пылевые ванны. Только те, кто с раннего утра занял место в КАМАЗе, причем в самой его головке, имеют шансы. Вы видели когда нибудь сорных кур? А воробьев, купающихся в пыли? Тогда посмотрите на корейцев, выходящих из КАМАЗа. Как они хлопают крыльями, пардон ладонями, поднимая тучи пыли. Теперь они тоже занимаются по утрам камазсутрой. А хитрый евроукраинец Матусевич позже всех придет и на запаску - прыг. Полюбил он в Курае на запаски прыгать. На запаске тоже.
Над "мозгами" его сложило. Говорит - смерч. Впрочем, над мозгами всех долбило. И дальше тоже. Несколько запасок. Несколько переломов.

Такая вот камасутра. Впрочем, ничего особенного. Погода среднежесткая, обычная для гор в термичку. Бывает намного хуже. Причины происшествий - в основном ошибки пилотов и перекомпенсация.

Вжик на вершину упал. К нему народ сел спасать. Спасли. Потом за это спасателям бонусы неплохие дали - средние очки по топ-десятке за день. Потом одумались, - многовато будет, и урезали.
А то бы охотники за бонусами могли появиться - ходят на старте, стропы подрезают, а потом спасать садятся…. Да я, чтоб в топ десятку войти, кому хошь стропы перегрызу!
Пилотессу одну в облако стало засасывать. Уши - не помогает! В-срыв - неумело, галстук. Надо бы бороться. Высоты хватало. Но, запаска! Долго на запаске падала. Приземлилась неудачно в раскачке, на прямые ноги. Травма позвоночника. Больница в Кош-Агаче. Вертолет смог прилететь только на следующий день. Хорошо, что прилетел.
Кузьмич горами летел. Там и сел. 7 часов выбирался. Пришел в темноте. Когда уже не ждали. С утра к спасаловке готовились. Но, слава богу, не пришлось утренней спасаловкой заниматься. А пришлось заниматься любимым делом - камазсутрой.

Выше 5000!

Старт выше лагеря на 900 м. Абсолютная высота 2500. Взлетаю в первой трети. Вперед к мозгам. Там всех поднимает. Но и долбит. Удар под крыло предсказуем. Парирую асимметрию. Так. Теперь крутить спирали. Набирать высоту. Юго-западный ветер сносит поток в горы. Насколько туда забираться, каждый решает сам. Я обычно осторожничаю: пусть не добираю, но и в горы не забираю. Потоки есть и над равниной - вон народ крутит. Правда, над горами вроде повыше летят. Но так можно и закузьмить.

Оставляю сносящийся в горы паравоз и лечу дальше. Аксель практически не жму. Мне хватает балансировочных 40 км/ч моего "Дарта". "Бумеранги" мне, конечно, не догнать, ну и ладно. За первые места я не борюсь. У меня свои задачи. Пролететь подальше, побезопаснее. Получить удовольствие от полета. Пофотографировать в воздухе.

Набрал 1500 м над стартом! 4000 абсолютной. Все ближайшие горы подо мной. Скальники, снежники, зеленые горные озера - все как на ладони. На юге, за изгибами Чуи вздыбились снежные горы Северо-Чуйского хребта, блестят на солнце ледники Актру. Снежные вершины на юге - до горизонта. Немногие из них выше меня. Гордая красавица Белуха (4500) господствует над всеми. Ну, погоди, база сегодня высокая, есть шанс покорить и тебя!

Однако где плюса - там и минуса. Все, что набрал, слил на переходе. Передо мной вход в "Бутылочное горло", так мы еще в 2000-ом назвали 20-километровое ущелье, соединяющее Курайскую и Чуйскую долины. Начинается выцарапывание вблизи склона. Благо здесь уже крутят. Снова набираю, набираю. Теперь уже 1700 над стартом. И это явно не предел. С такой высотой не страшно забраться немного в горы.

Лечу над зеленкой "Кармана" - продольной долиной между 2-я горными хребтами. Глубже, в каменистых горах тоже кто-то крутит, но я туда не хочу. Ведь выбираться придется против ветра. А вот высоты набрать еще можно. 2000 м над стартом, а варио продолжает пищать! Вокруг меня почти никого не осталось. Лидеры впереди, аутсайдеры выпали и сели. Лишь одинокий бело-синий "Бумеранг" кружит над ущельем на огромной высоте. Кто-то из корейцев? Протягиваю к нему.

Высота все растет и растет: А2: 2100, 2300, 2500! Есть контакт! А1 перевалила за 5000! Пять тысяч метров! Личный рекорд! Так высоко я еще не летал! Вот это погода! Редкие облачка в голубом небе. Видимость: миллион на миллион. Теперь я выше самых высоких гор! Выше Белухи! До серого дна долины 3,5 км. Снежные пирамидки высоких гор до горизонта. Высоких? Ха! Да они все далеко внизу! Все эти 4-х тысячники в километре подо мной! Такую картину я видел раньше только с самолета.

Бумеранг рядом, но чуть выше. Лениво добираем до инверсии. Поток кончается. Абсолютная высота 5177! Вот это да! Шорохов потом сказал, что он перестал крутить на 4700 и вышел из потока, боясь гипоксии и горной болезни. Я ничего подобного не чувствовал. Мне кажется, что на пяти тысячах кратковременное пребывание без физической нагрузки не опасно. А может это моя остаточная тренированность. Когда-то в горы до 6 тыс. случалось подниматься.

Мы в центре ущелья. Теперь на переход. Были плюса +8, теперь минуса такие же. Казалось вот выход из ущелья, рядом, а теперь все слил и не долетаю.
Еще поток попался. Крутим с бумером рядом. Но снос в горы - ветер поперек ущелья дует. Чёрт! Принимаю решение: бросаю поток и в ноликах иду против ветра поперек ущелья к противоположному левому (орографически) борту, прикрываясь облаком.

Отслеживаю соперника. Он сзади. На большей высоте. Но тоже бросает поток и идет за мной. Догоняет. Идем рядом на одной высоте. Как же тебя обмануть? Врубаемся в какой-то поточек. Сам не знаю почему, делаю пару спиралей, пропуская его вперед. Теперь я выше и сзади. Он сыпется. Ага! Туда не надо. Беру правее, и иду, почти не снижаясь, к скальному гребню. Но тоже постепенно теряю высоту.

Гребень вырастает ввысь. Его явно не перевалить. Скорость 20 км /ч. Боже, мы летим в ротор! Сейчас что-то будет, думаю я с тоской. Кореец ниже меня. Он не выдерживает и отворачивает в долину. Сдался. Я тоже ниже гребня, но надеюсь на освещенную, каменистую площадку под ним. Есть! Что-то цепляю. Кружу. Нет, это сопли. Больше теряю, чем набираю. Ничего не остается, как идти вдоль склона, снижаясь. Выход из ущелья уже близок, но я на теневой стороне. Эх, вот если бы удалось перевалить гребень!
На темный склон надежды нет, но работают облака. Одно как раз надо мной. Трясет. То поднимает, то просаживает. Земля временами устрашающе приближается. Это скальные зубцы. Садиться здесь нельзя. Или набирай, парень, или отваливай в долину. Беленький параплан уже далеко внизу, но вышел на противоположный солнечный борт и шарится вдоль него к выходу из ущелья. Неужели он меня сделает?

Появляется азарт. Стиснув зубы, цепляю какую-то рвань и переваливаю через гребень. Е-е-е! Я сделал это! Я в Чуйской степи! А вот и орлы кружат. К ним! Набираю над Ортолыком тяжело. Отслеживаю мосты через реку, чтобы не сесть на безлюдном берегу без подбора. Раскручиваю поток над какими-то фантастическими марсианскими пейзажами. Леса тут уже нет, красные камни и желтая глина - высокогорная пустыня. Сухо, дожди редкость. Только марсианские каналы высохших рек, да вечная мерзлота пятнами.

Четвертый час в полете. Наверху холодно, внизу жарко. Перепады высоты сказываются на самочувствии. Устал. Один в небе. Стимулов лететь дальше особых нет. Один кореец сел в ущелье, впереди меня человек 6-8, их мне не догнать. Это Шорохов, Каспер, Вася и Джин с корейцами. Все. Дотягиваю до Кош-Агача. Прошел 65 километров. Приземляюсь на окраине поселка. Да! Вот это был полет! Выше 5000! Все, кто вылетели из Курайской в Чуйскую степь, (больше 47км) получили звание, "Курайский Гриф", я сделал это дважды. Всего "грифов" за все годы 27 чел.

Джин потом сказал про Курай: "Немного мест в мире, где можно каждый день летать выше 5-и тысяч метров". Ну, насчет "каждый день "он явно сглазил. Пошли дожди, потом база понизилась. Но пару таких дней действительно было. И это здорово! Курай себя показал.


Залуизили!

На этих соревнованиях в Курае родился новый термин: "Залуизить". Нам два летных дня залуизили. То есть таск канселировали, в смысле упражнение остановили.
"По команде судьи при остановке упражнения все парапланы должны остановиться в воздухе и висеть неподвижно, пока судьи не приедут с рулеткой и не обмеряют расстояние, пройденное каждым на момент остановки упражнения". Шутка.

На самом деле это делается так. Опытный пилот, например Луиза Грандел, рискованно идя первой, вдруг садится, с ужасом смотрит в небо и тут же кричит по рации судьям, или авторитету - Шорохову: "Николяй! Николяй! Данжер! Данжер! В воздухе опасно! Гроза! Третья стадия переразвития! Пора прекратить полеты!" И прекращают. Каждый получает километраж на момент остановки упражнения. Тот, кто впереди, естественно больше. У кого нет рации, должен смотреть в оба - не складывает ли народ массово уши и тоже идти на посадку.

В один из таких дней моя рация отказала, и я не зная, что день залуизили, улетел с Васей Павловым вдвоем в Чуйскую степь. Никаких признаков опасной погоды я по дороге не видел…Так, дождик слабый из редких облаков капал. Правда в Чуйской долине облачность небо накрыла, но это минимум спустя час после залуиживания. Да, Главный судья говорит, что там дальше в степи гроза стояла. Ему виднее. Безопасность превыше всего, я с этим согласен.

В другой раз, когда день залуизили, гроза вроде собиралась, но рассосалась. Ветер, правда, в какой-то момент усилился метров до 8… Что ж безопасность превыше всего. Я с этим согласен.

Опытные пилоты - молодцы. Они знают, как летать, как побеждать, и как делать это безопасно. А безопасность превыше всего. Этому надо бы и нам поучиться. С этим я согласен.

Результаты

На Russian open разыграли только 2 летных дня. Потом погода испортилась, пошли дожди. Признание соревнований оказалось под вопросом. Тем не менее результаты таковы:

Первая двадцатка из 102:
1 - Pl, Soo Yong (Корея),
2 - Латышев Сергей (Россия),
3 - Павлов Василий (Россия),
4 - Seo, Hong Soo (Корея),
5 - Шорохов Николай (Россия),
6 - Shin, Sung Chul (Корея),
7 - Ham,Young Min(Корея) ,
8 - Song, Gin Seok (Корея),
9 - Собетов Андрей (Россия),
10 - Chun, Dea Jun (Корея),
11- Масленников Дмитрий (Россия),
12 - Andre, Stefane (Франция),
13 - Юдкин Виктор (Россия),
14 - Елисеев Андрей (Россия),
15 - Рожков Иван (Россия),
16 - Crandal, Louise (Дания),
17 - Крапивин Алексей (Россия),
18 - Круглов Алексей (Казахстан),
19 - Токарев Александр (Россия),
20 - Волков Игорь (Литва)

Чемпионат России, разыграно 5 упражнений, первая десятка из 94 (в чисто русском зачете без датчанки Луизы, занявшей 3-е место, все кто за ней поднимаются на одно место):

1- Павлов Василий (Курск),
2- Латышев Сергей (Москва),
3- Рожков Иван (16-летний юниор нашего клуба! СПБ),
4- Масленников Дмитрий (Москва),
5- Собетов Андрей(СПБ),
6- Юдкин Виктор (Барнаул),
7- Елисеев Андрей(Южно-Сахалинск),
8- Круглов Алексей (Казахстан),
9- Олексина Марина (Москва),
10- Шпак Алексей

Призеры регионального зачета (из 14):
1 - Москва, 2- Санкт-Петербург, 3- Барнаул.

Призеры Клубного зачета (из 14):
1- ПАРААВИС, 2- Экстрим-стиль, 3 - Gin Gliders.Rus.

Женский зачет (без датчанки Луизы Грандел):
1- Олексина Марина (Москва), 2-Рур Татьяна, 3- Преображенская Дарья (19-летний юниор нашего клуба, СПБ)

Вася - Чемпион!

Итак, новым Чемпионом России стал Василий Павлов из Курска. Мы взяли у него интервью по горячим следам. Знакомьтесь, Вася - Чемпион.

Павлов Василий Иванович, родился 19.01. 1970 в г. Курске. Бизнесмен, владелец небольшой дистрибьюторской фирмы по парфюмерии и бытовой химии.

- Василий, Как ты пришел в небо?
- Еще в школе я мечтал о небе. В 10-м классе начал заниматься в парашютной секции, но неудачно. Потом поступил в авиаучилище на техника. В армии служил в Германии водителем-авиатехником.
- Значит, ты упорно шел к своей мечте еще со школьной скамьи?
- Да, желание летать было сильным, хотел переучиться с авиатехника на бортмеханика, но началась Перестройка, и после армии в училище я уже не вернулся.
- Когда ты впервые услышал про параплан?
- Примерно в 93-году. В Курске давно была дельтапланерная секция. Но они летали с 40 метровых холмов только сверху вниз. И вдруг я увидел одинокий парящий параплан. Это был француз Мишель Лафон, волею судьбы попавший по работе в наш городок. После этого дельтапланерная секция перестала существовать, и все стали летать на парапланах в динамике.
- Когда начал летать ты?
- В мае 1999-го я слетел сверху вниз с 80-и метрового склона в Волошино на параплане Rubis ITV 92 года, а через месяц купил свое крыло прототип компитишна Tension
- Ого! Ты сразу сел на компитишн?!
- Да.
- Когда ты впервые полетел в термичку?
- Примерно через 2 года во Франции я прошел курсы горных термальных полетов у британского инструктора Дениса Трота.
- Почему так далеко, во Франции, что, ближе инструкторов не нашлось?
- Мне казалось, что там отношение к безопасности серьезней, чем у отечественных инструкторов. Про наших я слышал: там человек повис на проводах, там у пилота оборвались стопы и так далее…
- Когда ты совершил свой первый маршрутный полет?
- На Юце в 2001-ом на ЧР на своих первых соревнованиях я сразу улетел на 15 км до Ессентукской на "Блиссе" от Градиента. Потом сделал и 40 км, летя на Суворовскую.
- Чем тебе еще запомнились твои первые соревнования?
- Там я столкнулся в воздухе с пилотом Павлом Булыгой, и мы, запутавшись, падали на 2-х запасках.
- А-а-а! Так это был ты! Я прекрасно помню эту картинку: "Четыре купола и четыре ноги".
Ну, хорошо, а когда ты начал серьезно соревноваться, показывать результаты?
- На ЧР 2002 я был еще 20-м. А в 2003-ем уже пятым. Кроме того, в 2003-ем я участвовал в Кубке России в Сопоте в Болгарии, в Чемпионате Украины в Одаиве, в Чемпионате Сербии, в Чемпионате СНГ в Алматы. И везде показал неплохие результаты, выполнив нормы КМС.
- Ты участвуешь во многих соревнованиях, тебе нравится соревноваться или ты делаешь это из-за возможности хорошо полетать?
- Мне нравится сам процесс соревнований.
- Вот ты стал Чемпионом России. Это вершина или начало спортивной карьеры? Каковы твои планы?
- На ближайшие 2-3 года я планирую участвовать минимум в 10 соревнованиях в год, в основном зарубежных. А там посмотрим.
- Понятно, Вася, понято, куда ты метишь. Но это требует немалых денег.
У тебя есть спонсор?
- Нет, все поездки я делаю за свой счет.
- У тебя большая фирма?
- На меня работает 40 человек.
- 40 человек работает, чтобы один мог летать?…Так сказать, первая ступень ракеты для запуска на орбиту одного космонавта. Я тоже так хочу. Шучу, Вася, шучу. Ну, хорошо, допустим с деньгами у тебя проблем нет, а как со временем, с семьей?
- Приходится находить компромисс между полетами, работой и семьей. Я стал брать с собой семью в поездки. Вот, еду в Болгарию с женой и 2-я дочерьми.
- Молодец!
- Где ты уже был в этом году и что еще планируешь?
- Выступал в Сопоте , Болгария, На Кубке Польши в Италии, На Нордик оупен во Франции, здесь в Курае. Еще поеду на Чемпионат Чехии и в Болгарию.
- Здорово! А какой у тебя налет?
- 250 часов
- И ты обыгрываешь тех, у кого налет больше 1000 часов?! Круто!
А как ты относишься к модной ныне аэробатике?
- Никак
- Ну что ж, Василий, желаю тебе всегда идти своим путем и чтобы путь этот привел тебя к тем сияющим вершинам, о которых ты мечтаешь.
Еще раз дружно поздравим Васю! Вася - Чемпион!

Ваня - юный Чемпион.

Ваня Рожков. 16- летний юниор нашего клуба - Клуба парапланеризма "Санкт-Петербург", самый юный участник Чемпионата России в Курае. Стал призером Чемпионата, заняв 3-место в общем зачете! Из 94! 16-и летний пацан обыграл 91 дяденьку и тетеньку! Феноменально! Само собой, Ваня стал Чемпионом России среди юниоров (до 21 года). Само собой, выполнил Мастера Спорта. Молодец, Ваня! Так держать!
А наш 19-летний юниор Даша Преображенская стала 3-ей в женском зачете!
Это большой успех нашего клуба. Но это только верхушка айсберга, в основании которого десятки и сотни ребят, занимающиеся бесплатно(!) парапланеризмом в нашем клубе уже 10 лет. Пожелаем же успехов юным спортсменам! За ними будущее.

Собетов Андрей
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru