Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Курай 2005



Больше 100!

Впервые на российских соревнованиях пройдена дистанция больше 100 км! Планку в 100 км преодолели сразу несколько спортсменов. А лучший результат показал Виталий Шабанов, сделавший 120! В другой день несколько финишей на дистанции 92 км! А "Курайскими грифами", пролетевшими 48 км через ущелье из Курая в Чую, стала половина из 120 участников соревнований! Таковы возможности Курая! Таков теперь и уровень российских спортсменов. На Юце 9 лет летали сороковники и полтинники, в Курае стали летать сотни, причем над горами. А наборы в 2000-2500! А абсолютные 4500-5000! Да, ради таких полетов стоит ездить в Курай!

Возможности и проблемы

Чемпионат России в Курае проводится уже второй раз. И, наверное, не последний. Потенциал Курая еще не раскрыт до конца. Кроме основной линейной трассы Курай-Ущелье-Чуя по ветру, уже начали осваиваться маршруты с возвращением и оттягивание ППМа в долину. Может и до настоящего треугольника дойдем, и возвращение из Чуи в Курай когда-нибудь реальностью станет. Хотя последнее и кажется весьма проблематичным с учетом господствующего ветра. Но кто знает, может быть, скорости парапланов и мастерство пилотов сделают это возможным если не завтра, то послезавтра.
Но даже и те полеты, которые можно делать в Курае сейчас, делают его лучшим местом для главных соревнований России. Курай прекрасен, это радует. Кураю альтернативы нет, это настораживает. Ведь как бы ни был хорош Курай по Российским меркам, это весьма проблемное место по мировым. Проблема спасения - главная.

На выходе из потока мое крыло делает фронталку и резко улетает вперед и вниз. Съеженный комок крыла прямо подо мной на фоне осыпей и скал. Стропы провисают, и я лечу. Мимо купола? В купол? Сейчас будет рывок и все оторвется. Бах ! Удивительно! Ничего не оторвалось. Прочная все-таки эта штука, параплан. Выхожу из складывания, отлавливаю крыло. Ничего страшного, говорю я себе, это просто СИВ. Только почему-то не над водой, а над скалами.
Паровоз крутит, сносится к вершине. Смельчаки не боятся заходить глубоко в горы. А я иду кромкой гор вдоль равнины. Падать лучше там где тебя быстрее найдут.
На частоте спасения слышны переговоры:
- Запаска над "мозгами"!
- Кажется перелом.
- Направляем туда КАМАЗ
Лечу дальше под аккомпанемент голосов и стонов:
- Я истекаю кровью, у меня открытый перелом. Я истекаю кровью, у меня открытый перелом.
- Перенаправить КАМАЗ туда, где более тяжелая травма!
На машинах и пешком группы спасения отправляются в горы искать и спасать упавших.
Пляскина Анна упала на вершину. Позвоночник, шок. Добраться к ней было нелегко. Первую помощь оказал севший рядом пилот. Потом пешком пробилась группа спасения, усиленная пилотами. Вынесли на руках вниз. Спасатели и добровольцы в конце концов героически спускали и спасали всех. По нашим российским меркам нормально. А вот иностранцам еще и вертолет какой-то подавай. Чтобы оперативно. Профессионально. С гарантией.

Поиск, квалифицированная первая помощь и транспортировка в нормальную больницу - главная проблема Курая.
Решить можно. Также как и другие проблемы этого прекрасного, но дикого места. Но сколько при этом будет стоить стартовый взнос?
И не проще ли будет ездить за такие деньги в более цивильные места, где не надо создавать инфраструктуру с нуля? Поездка в Курай уже сравнима по стоимости с поездкой за рубеж.

Удаленный от цивилизации, дикий Курай, это еще и высокогорье с суровым резко континентальным климатом. 1500-1900 дно долин, 3000-4000 окружающие горы. Зимой за -50, лето коротко, дни жаркие, ночи холодные. В августе уже осень. Временной диапазон возможных полетов узок. Середина июля лучшее время. Сроки особенно не подвигаешь, чтобы с другими календарями совместить. Однако подвинули на начало августа. Пусть, дескать ведущие пилоты иностранцы к нам приедут. Все равно не приехали. Зато чехарда с переносом сроков ударила по всем последующим российским соревнованиям. Первенство России, Кубок России, дельтапланерный кубок на Юце все зависли в неопределенности старых сроков, новых сроков, и новейших сроков.

Ветра в Курае могут быть сильными и очень сильными. Не как в уютных Альпах или Индии.
Переразвитие погоды в течении дня весьма вероятное, а в Чуйской степи пугающе мощное. За три посещения этого района у меня сложилось впечатление, что в Чуе находится свой генератор погоды. По краю гор еще вроде бы можно лететь, а центре долины уже такое бродит… Вздымаются кумулонимбусы. Из них уже космы дождя вниз сеют, а навстречу им пыльные смерчи поднимаются, изгибают хоботы и в облако всасываются, и сквозь все это еще и молнии время от времени проскакивают! Я уже на земле. А народ еще в воздухе. Видят ли они?
Вот Ильич-2 давай тугие спирали крутить, типа сесть хочет.
- Ты чего, Ильич?
- Вижу, пыльная буря подходит, вот и решил сесть.
Ну, буря не буря, но все равно разумно. Может еще минут 15 и можно было лететь, но кто знает наверняка?
Курай суров, но в пределах нормы. А вот Чуя может сюрприз преподнести. И ведь пока из ущелья не вылетишь, не узнаешь, что там. Метеообеспечение - большая проблема Курая. И большая проблема для судей.

Старт закрыт! Старт открыт!

- Дельтапланеристам старт закрыт! Парапланеристам старт открыт! - объявляет РП в мегафон.
Ну, вот и сподобились мы дожить до такого. А что? Тоже рекорд!
Ветер почти боковой, фоновый 11, порывами до 13м/с. Роторит из вершины.
- Судья, мы находимся в подветренном роторе!…
- Старт открыт!
- Судья, порывы до 13!
- Старт открыт!
- Судья, на гребне порыв 14,6 м/с!…
- Старт открыт!
- Судья, на посадке под горой ветер порывами до 15 м/с…
- Старт открыт!
Как говаривал король Фридрих своим солдатам, - Вы что же, канальи, надеетесь жить вечно?!
Но трусливые канальи стартовать не хотят. Не хотят помочь судьям соревнования разыграть. А ведь для них, уродов стараешься, окно открываешь, а они не летят, выкобениваются! Ну хоть бы Эль нулевое пролетели, какие -никакие очки за день заработали и день бы тогда зачли. Дней-то, и так мало осталось! Можно и Чемпионат не разыграть. Половина же дней Курайских на Кубок Триады ушло, на Чемпионат России итак немного осталось, и это немногое непогода съедает! Впрочем, какая непогода? Самая погода для полетов! Окно открыто!

А что думает по этому поводу Совет пилотов?
Как сказал мне один Член Совета,
- Я специально отошел в сторону, чтобы не присутствовать при этом, и не нести за это ответственности….

"Безопасность" и Безопасность

Спорт не полезен для здоровья. За свою безопасность несет ответственность только сам спортсмен. Вы согласны с этим? Тогда все. Точка.

Увы, многоточие.
Проблема не только в том, что окно странно открывают. Проблема и в том, что иногда его и странно закрывают. Уследить сложно. Открыто-закрыто-открыто-закрыто-открыто-закрыто…Вот стартует пилот, - так ведь окно закрыто!
Судья, - Теперь открыто!
- Чёрт!
- А теперь закрыто!
Критерии непонятны. Мотивация, ну конечно она - "безопасность"! Иногда останавливают упражнение. Критерии непонятны. Мотивация - "безопасность". За два года судейства ЧР в Курае масса примеров произвольных манипуляций с "Безопасностью", влияющих на спортивный результат. Даже термин в прошлом году родился "Залуизить" упражнение. В этом году рекордный "Старт открыт!" в сильнейший ветер 11-13м/с и в то же время остановка упражнения в ветер на маршруте 7-8 м/с и команда садиться на ушах в ожидании шквала у земли. Что, возможно, полезно для "безопасности", но вредно для безопасности и весьма нервирует пилотов, не понимающих логики судей.
Либо судьи должны до соревнований сформулировать четкие критерии применения "безопасности". Например, слабее 8 м/с и не менее 1 минуты на старте.
Либо признать, что они "безопасностью" не занимаются. Открытое окно не может быть закрыто, упражнение остановлено, а день анулирован. Пилоты сами будут принимать решения лететь или нет.

Не подумайте, что я наезжаю на судей, на их месте, наверное, другие бы делали то же самое. Проблема не в личностях, проблема в явлении. И это явление повторяется на очень многих , если не на всех соревнованиях. Необходимость сделать все, чтобы соревнования были разыграны заставляет организаторов переходить грань разумного. Азарт борьбы, давление ситуации, страх не получить очки и не занять хорошие места блокирует страх смерти у спортсменов. Расширять возможности человека. Быть на грани и за гранью разумного. Это….нормально. Просто, заявляясь на соревнования, надо знать, на что идешь, и какую цену готов заплатить. Профи все знают, давно все решили, и их ничто не остановит. А вот любителям, тянущимся за профи, полезно еще раз задуматься и перечитать статью "Соревнования - убийцы" (Карл Стайс, СС48). Ведь кроме соревнований сейчас есть масса других организационных форм для полетов. А спорт, повторюсь, не полезен для здоровья.
А так, все прекрасно. Все прекрасно. Все прекрасно.

Шабанов - Чемпион!

Виталий Шабанов стал Чемпионом, нет уже дважды Чемпионом России!
Этапы большого пути:
Родился 7.08. 79 г. в г. Георгиевск Ставропольского края. Начал летать на Юце в СКДК с 15-и лет ( и этот из юниоров!). Первый тренер - ЛапинВладимир, второй Рамиль Якупов. Первый параплан - СПП-30.
В 97г. занял 2 место на детско-юношеском Первенстве России.
В 98 г. выполнил КМСа , заняв 10-е место на ЧР и 8-е на Кубке профессионалов в Домбае.
Потом служба в армии (ВДВ, миротворец в Косово) и вынужденный перерыв в полетах.
Зато в 2002 г, сразу после армии, выиграл Чемпионат России на Юце! Выполнил мастера спорта. Стал ездить: Кёссен, Болгария. Результат -1 место на Кубке России 2003
Спонсоры кудрявые паренька приметили, и в полет отправился парень молодой.
С 2003 г он в команде АВА-спорт.
Понеслось!
2004: Пред PWC- Болгария, Индия. Кубок Мира - Турция.
2005: Кубок Мира, Болгария 24-й из 130. Чемпионат Мира, Бразилия, 96-й из 150. И еще, еще, еще!
Теперь он опытный спортсмен.

- Что ты, Виталий, скажешь о Курае?
- Нет слов! Курай на 100% место мирового уровня! И тут все прогнозирумо…Я пролетел свой максимальный маршрут 120,6 км и в 18-40 еще крутил +4,5

- Что скажешь об участниках. Легко победа далась?
- У меня это 7-е соревнования в сезоне, а у многих первые, опыт у большинства небольшой, реальной конкуренции они не составляют.

- Какова опасность-безопасность Курая, по сравнению с другими местами?
- Самые жесткие условия из всех мест, где я летал - это Турция , Кайзери и здесь в Курае.
Впрочем, 1-2 падения в день норма и для зарубежных соревнований. Но на ЧМ в Бразилии швейцарская, немецкая и французская команда отказались летать если на старте не будет вертолета.

- Твои пожелания по дистанциям в Курае.
- Надо из Чуйской Степи обратно в Курай возвращаться. И к другому борту в Курае тоже летать.

- На чем ты сейчас летаешь?
- Magic FR

- На чем мечтаешь летать?
- Magic FR-2…

- Твои дальнейшие планы?
- Буду ездить летать, участвовать в соревнованиях, если будет финансирование от спонсора.

- А если не будет?
….Задумывается.

- У тебя есть работа?
- В свободное от соревнований время работаю тандем-пилотом на Красной Поляне.

- Какое у тебя образование?
- Среднее специальное. Механизация сельского хозяйства. Техник-электрик.

- Планируешь ли ты получать высшее образование?
- Да… Наверное…
- Куда пойдешь учиться?
- Еще не решил…Наверное куда-нибудь поближе к дому.

- Тебе 25 лет. Ты умеешь летать. Многим ли ты готов заплатить за полеты?
Есть ли то, что остановит тебя, заставит сказать "хватит". Учеба, работа, семья, здоровье, жизнь?
…Задумывается.
Готов ли ты заплатить любую цену?
- Готов.
- Любую?
- Да. Любую.
- Ну что ж. Закончим на этом. Пока.


Андрей Собетов.

Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru