Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Курай 2006





Открытый Чемпионат России по парапланеризму в третий раз стартовал в Курае на Алтае. Нас ждали самая плохая погода и самые лучшие полеты за три года. Почему? Мастерство растет, растет качество полетов. Из 115 участников больше половины преодолело бутылочное горло и вышло из Курая в Чую, пройдя 48км. 40 новичков стали Курайскими грифами. Раньше это бы считалось достижением. Теперь банальность. Почти 20 человек на финише 70-ти км дистанции. 10 человек прошло больше 100 км. Впрочем, на зарубежных соревнованиях и по 90 человек на 100-километровой дистанции финишируют. Так что есть чему учиться и есть куда расти. Будем расти! Но позволит ли это Курай?
Курай на сегодня - лучшее место в России. Но место специфическое. Статистика еще не наработана. Но за три года проведения здесь ЧР уже кое-что видно.

Погода

В июле 06-го поздняя весна в Курае плавно перешла в раннюю осень. Еще снег в распадке не растаял, а верхушки гор уже посеребрил снег. Холодно. Много воды. Вода клубится в небе облаками, вызывая переразвитие. Вода иногда проливается дождем на землю и снова поднимается вверх. Вода в этом году слишком часто закрывает землю от солнца. Рекордных наборов нет. Если в 04-ом выбирались на 5000-5200, В 05-ом на 4800-5000, то сейчас максимум 4200-4500. Погодный макроцикл 3 года ведет игру на понижение. Акции Курая пока падают. Многие, приехавшие сюда за рекордной высотой, были разочарованы. Знаменитых Пяти Тысяч в этом году в Курае не было. Впрочем, для маршрутных полетов и этой высоты более чем достаточно. Особенно тем, кто не запасся зимними перчатками. Глядя на то, как вся парапланерная стая вдруг начинает махать на высоте руками, можно было подумать, что у них режутся крылья. В этом году уже на 3700 пальцы мерзли, а раньше и на 5-ти тысячах все нормально в тонких перчатках было. Холодно!
А может быть, это и есть нормальная Курайская погода? А два года перед этим нам просто сказочно везло? Поживем – увидим

Иду на грозу

Экстрим продолжается! Курай бьет рекорды! В прошлом году стартовали с косым ветром больше 11 м/с! В этом – полет перед грозой. Кто-то успел, кто-то - нет. Кто-то сам благоразумно отказался. Был затишок между порывами, когда можно было стартовать, и многие этим воспользовались. А потом усилилось, заклубилось, потемнело. И вот ОНА пришла. Черная СТЕНА до неба. Прямо как у Стругацких в «Далекой Радуге».
А мы летим! Летим перед ней. Кружим, поглядывая на белесые ливни града, на мрачное великолепие разгулявшейся стихии. Пора драпать от грозы и на посадку? Все ждут. А упражнение не отменяют! Странно.
- Я лечу уже два километра по прямой без всякого снижения, - испуганный голос по рации. Что, уже облако засасывать начинает? А упражнение не отменяют. Ладно, летим.
- У земли начинается сильный ветер, - докладывают приземлившиеся пилоты. Что шквал на подходе? А упражнение не отменяют. Ладно, летим.
А гроза продолжает развиваться, закрывает горы, небо. Накрыла старт. Движется к нам. Ох, дождемся! Ой, придет, придет…
И вот ОН пришел, - ШКВАЛ.
- Внимание! Всем пилотам, находящимся в воздухе! У земли на входе в ущелье ветер сильнее 20 м/с, не вздумайте приземляться! Улетайте…, - дальше неразборчиво. Вот мы и дождались нового рекорда! Раньше летали только в погоду, когда нельзя летать, а теперь уже и в погоду, когда нельзя приземлиться.
Ну, и что теперь делать? Улетать. Убегать от грозы из Курая, через 30-ти километровое ущелье, на просторы Чуйской степи. Там еще светлое небо. Там можно приземлиться. Но торопиться нельзя. Нельзя вывалиться из потока и просесть в ущелье. Надо держаться на высоте. Надо набирать по максимуму перед грозой и двигаться, пока возможно перед ее фронтом. А она идет по нашему маршруту. И кстати, упражнение никто не отменял. Соревнования продолжаются. Совмещаем приятное с полезным. «Полет до цели, ради спасения жизни» - так теперь звучит наше упражнение. Хороший стимул, чтобы долететь.
И вновь кружим перед Черной Стеной. Главное - не приближаться слишком близко и не отходить слишком далеко, а держаться в зоне умеренных плюсов. А так, вроде, и ничего страшного, достаточно мягко, никакой турбулентности. Оседлав Дьявола, постепенно смещаемся с ним по ущелью. Но как долго эта игра продлится и чем может закончиться? Продолжится переразвитие, схлопнется все небо, и…конец. Или, придем мы с этой грозой в Чую, а там что делать будем? Полетим дальше в Монголию, потом в Китай, потом куда? Лететь можно, сесть – нет. Но об этом лучше не думать.
Пока летим. Скорость на переходах 80-90 км/ч. Ущелье кончилось. Распахнулась Чуйская степь. Грозу мы немного обогнали, но она дышит в спину. А здесь, в Чуе ветер тоже довольно сильный. Время принимать решение. Разлетелись разноцветные купола по степи и предгорьям. Кто-то еще пытается лететь, а кто то-то пытается сесть. У каждого свой выбор и своя судьба. Сейчас посмотрим…
Вот Шорохов жмет акселератор на своем Бумеранге и имеет 40 км/ ч задом наперед на высоте и 20 - у земли.
Вот Круглов порвал комбинезон, кувыркаясь по земле.
Вот кто-то пролетает над головами сидящих на земле пилотов на бешеной скорости и скрывается за перегибом.
- Ответь, ответь, Как приземлился? – раскалились рации, - но нет ответа.
- Наверное, рация не работает, успокаивают себя пилоты…
Да, в этот раз все кончилось хорошо. И полеты в грозу, увы, имеют шанс стать новой Курайской традицией.

Геликоптер–нихт

Вертолетная страховка у нас была. Но на вывоз тела, а не на его поиск. Мы то это понимаем, а вот иностранные участники Открытого Чемпионата России – нет. В общем, улетел кореец. Далеко улетел. В горы. Сдуру. И там сел. Джи-пи-эс координаты по рации передал, сел и спокойно ждет. Вертолет ждет. Ну, так у них, у иностранцев принято. Ну, по телефону позвонить попытался, но связи нет, какой-то в России странный роуминг.
А мы его ждем. В лагере. Нет корейца. И связи с ним, естественно, тоже нет, - горы. А координаты его в воздухе слышали, но запомнить и транслировать на землю не смогли.
Спасатель у нас тоже был. Один. На ночь глядя, добровольцы с фонариками подключились. Не нашли.
Наступила ночь. Потом утро. Нет корейца. И вместо соревнований начинается спасаловка. Уже 50 человек отправляются горы прочесывать. Ущелья с лиственничной тайгой, курумник со стлаником, выше - сыпухи, скалы. Шансов найти неподвижное тело – ноль целых, ноль десятых. Предполагаем худшее. Раз за два дня сам не пришел, значит плохо дело. Однако ищем, кричим, на связь периодически выходим.
И вдруг… Есть связь! Он отзывается по рации! Он жив, здоров и не травмирован! Его не надо нести, он может идти сам! Ура!
Его первый вопрос, – это геликоптер? Нет, родной! Это не геликоптер! Геликоптер - нихт! Вставай, пошли. Мы тебе по дороге все объясним. И про «странный роуминг» и про «вертолетную страховку».
Да, полеты в грозу, самоспасение в горах. Корейцы потом говорили, что более стремных соревнований они еще не видели.
Нам есть чем гордиться?

Результаты

Чемпионом России 2006 стал Николай Шорохов, 2 место у японки Hiraki Keiko, 3- Салимов Роман. Всего 115 участников. Почти все лучшие полоты России и несколько иностранцев. Нелегко было войти даже в первую двадцатку-тридцатку.
А что парапланы? Любопытно, что в первой десятке четыре пефоманса (в том числе 3 отечественных Дарта), а позади много компитишнов. Летает, как мы знаем, пилот, а не параплан. Но все же это необычно. Похоже, в Курае суперспортивные крылья не имели больших преимуществ перед средним классом. Здесь больше приходилось выживать, чем гнать. Жестко работать близко у рельефа, полагаясь на надежность крыла. Не торопиться бросать поток. Не убегать вперед паравоза. Хотя, конечно, кто умеет хорошо и надежно летать на спортивном крыле, и здесь покажет его преимущества. Качество есть качество, а скорость есть скорость. Однако не у всех пилотов хватило мастерства соответствовать своим крыльям. Но нельзя не заметить, что уровень наших пилотов растет от Курая к Кураю. И растет надежность. Травматизм меньше, хотя условия жестче. Так бы и дальше.
И, конечно, мы все надеемся застать в Курае погоду на 5 баллов, когда можно будет полетать выше 5 тысяч метров. Так уже не раз было и так еще обязательно будет. Встретимся на Курае 2007!

Андрей Собетов
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru