Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Кубок ДОМБАЯ - 98



КУБОК ДОМБАЯ - 98

69 сильнейших парапланеристов России и Украины собрались начале марта в горах Кавказа на первые в этом году крупные соревнования - "Кубок Домбая-98", которые являются одновременно первым этапом Кубка России. Истосковавшимся за зиму по настоящим полетам пилотам наконец-то предоставилась возможность покувыркаться в термиках и полетать маршруты. "Термичка бывает и зимой" - это теоретическое положение, вызывающее скепсис "знатоков", тем не менее блестяще подтвердилось в Домбае. Темные скалы и лес, резко контрастирующие с ослепительно белым снегом, немилосердно палящее горное солнце рождали восходящие потоки, возносящие нас на 1000-1300 м со скоростью до 7-8 м/с, и мощные "нисходняки" рядом. Турбулентность опытные пилоты оценивали как умеренную, у некоторых же новичков она вызвала шок. Нестабильность и складывания крыльев были практически у всех - для гор, даже зимних, это нормально. Кое-кто крутил негативную спираль и здорово сыпался, несколько куполов развесились на высоченных деревьях, а один страдалец завис на вершине 30-метровой елки в два обхвата и поимел большое приключение при спуске. Но все остались живы и здоровы и никто даже не кидал запасной парашют. А полеты получились отличные!

Уже на тренировке меня подняло с 2500 на 3800 м, и я оказался в положении "Кавказ подо мною": вот Грузия, вот Домбай, вот Теберда, вот Эльбрус и прочие вершины. Решил слетать в Теберду, присмотреть в кромешном лесу места для посадок. Тупо шел над речкой по ущелью в минусах, боясь сесть в лесу. Прошел 15 км, не долетев 1 км до первых домов Теберды. Сел с третьей попытки, швыряло. Оказывается, по дну ущелья дует сильный порывистый ветер. А умный Сергей Шеленков шел не над ущельем, а над хребтами и усвистал в тот день аж за нижнюю Теберду, сделав 45 км открытой дальности. Ладно, учтем.

Первый день соревнований. Гонка. 15-километровый замкнутый маршрут пос. Домбай - альплагерь Алибек - ретранслятор - пос. Домбай. Старт почти 70-ти парапланеристов - это захватывающее зрелище. Закружились яркие крылья, набирая высоту, запищали вариометры, завопили пилоты при опасном сближении в воздухе. Никто не хочет уступать поток. Кто-то не выдерживает свалки, отваливает в сторону и уходит на маршрут, кто-то продолжает упорно кружиться, выигрывая метры, но проигрывая секунды. А кто-то ещё только стартует. На очередном витке спирали вижу, о Боже, кого-то намотало на трос канатной дороги. Параплан - пополам, пилот - цел.

Но вниз глазеть некогда. Накрутив ещё немного, ухожу вслед за двумя аппаратами. Ущелье пересекаю на акселераторе и вновь набираю высоту у противоположного борта. Теперь бросок к Алибеку. Заход в фотосектор, прицел, съемка. Домики альплагеря прямо подо мной. Делаю для надежности несколько снимков с разных точек и скорее обратно. Прохожу низко над лавинным выносом, - интересно! Потоки по пути есть везде, но для надежности стараюсь иметь запас высоты и на этом теряю время. Прошел все пункты, но с учетом времени был только 31-м. После проявки пленок передвинулся на 21 место. Неудачники бурчат: "Мы пилоты, а не фотографы". Увы, фотоконтроль режет многих.

Вечером релаксация: банкет в Каминном зале гостиницы, дискотека, кинофестиваль, сауна, бассейн. Каждый расслабляется на полную катушку. И что удивительно, завтра все выйдут на страт как огурчики, хоть некоторые пожалуй как маринованные...

На второй день воодушевленные прекрасной погодой и вчерашними полетами судьи поставили треугольник 21,5 км. Его прошли далеко не все. Пришлось поработать и над поиском потоков, и над тактикой переходов. Помогли орлы. Глядя на них, четко вышел на максимальную высоту в 3000 м (набор 700), а они все-равно чуть выше. Красивые птицы! Так и хочется извести на них несколько кадров судейской пленки, когда они проходят рядом с моим бирюзовым "Райвелом", но знаю, что ничего "мыльницей" не получится, так, черточка на фоне неба. Прошел весь маршрут снова медленно, но надежно, поднялся на 11 место. Надо бы влезть в десятку.

А как другие члены нашей питерской команды? Ребята впервые на соревнованиях российского уровня, да ещё в горах, и им конечно не легко. Андрей Лопатко с опытом полетов в Хибинах пилотирует уверенно. Его розовый В-3 кружится наравне с другими аппаратами и несмотря на нехватку чисто соревновательного опыта Андрей надежно идет в середине. На этих соревнованиях Андрей выполнил нормативы 1-го спортивного разряда. А Леша Кучеренко совсем новичок, только преодолевший планку допуска на соревнования, сразу попал в сильную турбулентность (умеют же новички находить турбулентность!) и получил массу ощущений от сильных до весьма сильных. Но все же Леша сумел после серии кувырканий и спиралей посадить свой аппарат на мини - поляну в лесу и несмотря на шок от первых полетов не сломался, нашел в себе силы продолжить участие в соревнованиях и даже пролетел 12 км. Молодец! Такой будет летать.

На третий день судьи совсем разошлись и предложили полет до Теберды с возвращением. Всего 32 км. Это уже больше, чем норматив на мастера спорта, неплохое воздушное путешествие. Полет получился захватывающим, такой красотищи я давно не видел. Сколько боковых ущелий, хребтов, вершин, снежных и лесных склонов пришлось пролететь!

Ловили потоки над зубчатыми скалами, вплотную приближались к отвесным стенам. Пролетая над одним гребнем, я спугнул стадо горных туров. Им деваться некуда, а я, набирая высоту, вновь и вновь, как большая хищная птица заходил на них, пугая писком вариометра. А вариометр в этот день надрывался... Влетая в поток +5 +7, приходилось ложиться в крутую спираль, чтобы не выпасть из ядра и штопором ввинчиваться в небо. Над Тебердой я набрал 2000 м и поток тянул меня дальше по долине, но надо возвращаться обратно. Вот они 17 км обратного пути - всё как на ладони: извивается по ущелью речушка, внизу темная хвоя лесов. Выше белизна снега, пирамиды выстроившихся гор, самые высокие горы, замыкающие ущелье впереди - Главный Кавказский Хребет. Кажется, долететь можно на одном качестве. Но солнце идет к закату, холодный воздух пополз по склонам вниз, минуса пошли, минуса.... Как ни жался к освещенным пятнам, немного не дотянул до цели, что ж, 28 км и 4-е общее место - тоже результат.

По сумме всех упражнений

место и.ф. город
1-е Олег Кушлевич Москва
2-е место Алексей Кольцов Феодосия
3-е Сергей Шеленков Феодосия
4-е Андрей Собетов Санкт-Петербург
5-е Сергей Капустин Череповец
6-е Игорь Волков Москва

Первую шестерку наградили денежными и ценными призами, первую десятку - дипломами. А главное, все пилоты наградили себя отличными полетами, ради которых стоило приехать в Домбай!
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru