Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Орел. Кубок России 2000



Русский Куруман -2

Прогресс в парапланеризме идет быстро. Вчера устанавливали рекорды в горах, сегодня на равнине. Вчера только попробовали пассивную лебедку, сегодня - двухлебедочный активный комплекс.
В этом году Кубок России по парапланерному спорту с использованием буксировки второй раз прошел в Орле. В прошлый раз нас было всего пятеро, рискнувших испытать себя в новом деле - буксировочных полетах над равниной. Дебют был весьма удачным. Мне удалось совершить здесь впечатляющий 70-и километровый полет над доброй половиной Орловской области. А летный потенциал местности по скромному был оценен в 150 км.
После прошлогодних восторгов по поводу "Русского Курумана" попробовать себя в дальних маршрутах над равниной решили уже не 5, а 18 претендентов на рекорд. В самом деле, не все же здесь планеристам рекорды устанавливать. Конечно, Центральная полоса России, это не Южно-Африканский Куруман и не Австралия, но что имеем, тому и рады.
Аэродром Пугачевка. Центральный планерный клуб России. Огромное пустынное здание, заброшенные классы. Стенды, фотографии Чемпионов и рекордсменов по планеризму, следы былого величия. Но жизнь здесь теплится и сейчас. Иногда тарахтит вертолет, стартуют "Вилги" - поднимают планеры.
Вокруг равнина. В середине-конце мая черные распаханные поля чередуются здесь с зелеными лугами и перелесками. Склоны неглубоких оврагов, также хорошо прогреваются солнцем и вносят свой вклад в образование термиков. Черные поля вокруг аэродрома дают шанс поймать поток на небольшой высоте, а дальше, как повезет: подоблачные или голубые...
Ориентироваться здесь не так просто. Выраженного рельефа нет. Одинаковые городки и поселки, да сеть дорог. Желателен компас, а лучше GPS. Навыки ориентирования на местности тоже не помешают, особенно при определении точки посадки.
Основной сектор полетов - юго-восток. С севера мы ограничены телебашней и воздушным коридором Мценск- Орел, с запада речкой Рыбницей.
Клаудбейз здесь от 1100 до 3000, но чаще около 2000. В прошлом году нам больше повезло с погодой, наборы были до 2-х тысяч метров, в этом году только 1100 -1600. Но и эта погода позволила пролететь дальние маршруты. Из 6-и летных дней один был весьма приличный. А Николай Шорохов установил новый официальный рекорд России в полете на открытую дальность - 91,6 км!
Русский Куруман подтвердил свои возможности. И это еще не предел!

Актив, или пассив?

Во всем мире для рекордных попыток используют пассивную лебедку. Пассивная лебедка не имеет своего двигателя. Она только разматывает трос с барабана, используя энергию движения машины. После отцепки трос опускается на парашюте и подматывается небольшим электродвигателем, запитанным от автомобильного аккумулятора. Плюсы: большой набор высоты, компактность. При благоприятном ветре опытный оператор может поднять пилота почти на полную длину троса. Например, при длине троса в 650 м удавалось поднять параплан на 600 м. Вся лебедка легко укладывается в багажник и быстро монтируется на крыше автомобиля. Рабочий цикл при затяжке на 300м составляет 6-7 минут. Скороподъемность 3-4 м/с.
Минусы: необходимость наличия прямой дороги длиной 1,5-2 км, идущей по полям, без столбов и деревьев по обочине. Дорога должна быть ориентирована против ветра. Еще минус - иногда наступает режим раскачки - "секс в подвеске".
Обслуживают пассивную лебедку оператор и водитель.
Активная лебедка стационарна, имеет свой двигатель внутреннего сгорания, и наматывает, заранее растянутый по полю трос. Плюсы: для буксировки не нужна дорога, а годится любое поле. Минусы: малая высота затяжки, ведь трос сматывается. Относительно длины троса высота подъема составляет максимум половину. Минусом активной лебедки всегда была необходимость растяжки троса по полю. Но после гениального решения москвича Миши Петровского, предложившего для этого вторую лебедку, проблема была решена. И теперь почти все московские парапланерные школы работают на активных 2-х лебедочных комплексах. Цикл затяжки на 300 м удалось довести до 3,5 минут! Но это достигается за счет чрезмерно высокой скороподъемности 4-8 м/с. В термичку у меня было до 9,5! Со стороны страшновато смотреть на эти задранные назад парапланы. Нагрузка на крыло тоже при этом явно не полезна для ткани и строп. Нормальное разрывное звено здесь не выдерживает (поэтому его частенько и не ставят вообще:), а иногда рвется и сам трос. Разрыв троса или отцеп под нагрузкой приводят к запутыванию троса - "бороде". А если скороподъемность уменьшить, то не удастся эффективно использовать длину троса и набрать желаемую высоту. Честно говоря, я бы предпочел, что бы меня поднимали помедленнее.

Для обслуживания комплекса нужно два оператора и руководитель полетов с радиостанциями.
В прошлом году мы познали "секс в подвеске" на пассивной лебедке. А в этом году обрыв троса и "бороду" на активной.

Спортлото 2000.

В прошлом году нас было пятеро на одну пассивную. В этом одна активная на 18 мужиков! Давайте установим очередность. Будем иметь ее по жребию. Пропустил свой номер, отказался - вставай в конец очереди.
Понятное дело, что делать это когда хочешь, не удается почти никогда, а когда не хочешь - сколько угодно. Организованные принудительные старты - кошмар пилота, мечта РП! В один поток успевают двое, максимум трое, остальным достаются минуса. Пока пройдут все 18, да обрыв троса ликвидируют, да бороду распутают, уже вся погода и кончилась. Какой вам достанется номер, счастливый или не очень? Делайте ваши ставки господа! А вот вам фирменный приемчик - попал в термик, отцепился под нагрузкой и остальным ку-ку, на 40 минут бороду распутывать:
Пассивная лебедка хорошая вещь для установления рекордов и полетов небольшой компании. Активный комплекс хорош для школы. А вот с соревнованиями проблема. На 18 человек надо бы 3 комплекса. Прошлогодняя цитата: "Очень многое зависит от момента старта. То один, то другой из нас, в ожидании очереди на старт пропускает хороший поток и потом долго тыкается в бесплодных попытках. Да, всем вместе здесь взлететь не удается и стартануть когда хочешь тоже. Хорошо, что нас мало. А как создать примерно равные условия для 20, 50 участников? Сколько надо машин, лебедок, водителей, операторов, судей? Какая четкая должна быть организация! Пока этого нет". ( А.Собетов "Русский Куруман"). Не было и нет, а летать хочется. Что делать, будем играть в Спортлото 2000, раз такие правила игры. Была бы хоть погода.

Культурная посадка Александра Колодия.

С погодой нам в этот раз не повезло. Дожди, ветра, слоистая облачность, голубые дыры между циклонами и фронтами. Погода слабая. Первые дни соревнований - жалкие переползания эль-нулевого, согласно жребию и судьбе.
Наконец на третий день троим удалось зацепиться и улететь. С завистью провожаем взглядами улетающих А.Колодия , М.Коваленко и А.Кузнецова . Их пытается преследовать Паша Ершов. Но вываливается из соплей, пройдя 6,7 км. Все остальные мимо, мимо, мимо. Похоже, поток был сегодня один. Можно расслабиться и не платить по 35 рэ за каждую новую бесплодную попытку взлететь.
Саша Колодий улетел дальше всех, на 43,6 км, набор был до 1600м. По нынешней погоде это серьезно. Саша набрал 300 очков и сразу стал лидером соревнований. В воздухе особых приключений у него не было. А вот на посадке:
Деревня с говорящим названием ( вы не поверите!) "Культурная посадка" приготовила Саше посадочный сюрприз. В этой самой Культурной посадке для посадки был только один культурный зеленый лужок. А на этом культурном зеленом лужке культурно паслись очень культурные молодые бычки: Саша, было, попытался вписаться в эту идиллию и приземлиться культурно, но видимо ему не хватило внутренней культуры. И до глубины души возмущенные таким бескультурьем бычки стали в знак протеста бешено носиться по Культурной посадке, препятствуя посадке столь некультурной:
О дальнейших событиях лучше всего расскажет картина неизвестного художника: "Крылатый тореадор, прободающий быка ударом ноги" (холст, масло), в разделе "Культура 20-го века" Орловского музея изящных искусств.

Гнилая Плота Круглова пилота.

72, 6 км, дальше некуда. А кто его просил туда улетать? Мало что ли хороших, культурных названий на карте Орловской области? Брал бы пример с Колодия. Или, например: Пилатовка, Философово, Онегино. Не хочешь? Лети в Ясную Поляну. Не нравится? Лети в Приятное. Нет, из всех возможных мест он выбрал самое, как бы это сформулировать:Одним словом Гнилая Плота.
6.06 - единственный по настоящему улетный день соревнований. Поставлена "Открытая дальность" в южном направлении. Пока устанавливали лебедку погодка разгулялась. Пошли гряды облаков, не шибко высоко, на 1100 - 1500, но все же хорошо. Проблема одна - удачный старт, дальше проще. Круглов говорил, что летелось легко, потоки были предсказуемы. Шел по облакам в момент формирования. Не опускался ниже 800, но и не поднимался выше 1200. Говорит, что летел медленно, ждал Пашу, крутясь в облаках с солнечной стороны. А Паша, летевший за ним, свидетельствует другое: "Круглов усвистал вперед, - не догонишь, я так быстро летать не могу".
Змиека, Глазуновка и Малоархангельск - полет вдоль шоссе. Подбор гарантирован. А вот дальше на юг, на границе с Курской областью начинаются местные "Бермуды". Зона безответственности на стыке областей. Гнилой угол без асфальта и подбора. Забытое богом место. Да живут ли тут люди, вообще? Леха рассказал, что с километровой высоты он впереди не видел вообще НИЧЕГО. Лететь ТУДА? Ну, уж нет, решил Круглов и принял решение идти на посадку.
После приземления его окружили странные существа в масках. От их тел замотанных в грязное тряпье исходил удушающий запах. Держась на почтительном расстоянии они знаками указали ему путь к шоссе. На вопрос, что это за место, они промычали: "Гнилая Плота-а-а":Смотри спектакль "Пришелец с неба" театра-студии местного лепрозория.

Крутое для Шорохова.

Вы опять не поверите. Вы скажете, что я это придумал. Но на конкурсе говорящих названий Коля вытянул самый счастливый билет. Он знал, какое название выбирать, что бы стать рекордсменом. Конечно же, это должно быть Крутое. 91,6 км - Новый официальный рекорд России. Круто, Коля, круто!
Нелегок был путь к победе. По итогам первых четырех дней соревнований Шорохов шел на 10 месте, имея 22,1 очко против 306.5 очков у Колодия. Погода была дохлой. Старты - лотерея. Бесконечные попытки не давали результата. Разочарованный народ уже начал разъезжаться. Уехал Острицов. Уезжал-приезжал Крушевский. На этой ноте все могло и кончится. Но один улетный день 6.06-го изменил все. За свой полет Коля получил 1106,7 (!) очков и сразу вышел на второе после Круглова место. А Колодий, пролетевший в этот день 38,5 км, сместился на 4-е. Хорошие результаты показали в тот день В.Матусевич - 59,1 км и В.Оноприенко - 53,9 км. А мои четыре старта с точностью попали в минуса между потоков. Оставалось провожать взглядом улетавших.
А Коля уходил красиво. Попав в поток прямо над нашим полем, стал сразу набирать высоту. Максимальная высота полета - 1500 м. Дважды сильно снижался. Один раз над Змиевкой до 300м. И уже за Малоархангельском над знакомой нам по прошлому году излучиной реки Сосна снизился до 100м. Но сумел снова набрать высоту и полетел дальше на юго- восток, не испугавшись бездорожья Гнилого угла. Ему пришлось пролететь более 20 км над гиблыми местами без перспектив подбора, пока он не дотянул до Крутого, где было шоссе на Колпны.
Местные жители, не знавшие, почему так названо их село, объявили 6 июня Днем Обретения Смысла. И обязались перенести село к следующему году на отметку в 100 км.

Дарты против Стайеров.

Это вам не "МИГи против Америки", это гораздо круче. Лучшие авиационные мозги страны, да что там страны, мира, бьются над созданием суперпарапланов. Потом на них лучшие пилоты бьются за результаты. Нет, конечно, они не того:, а в смысле стараются. Техзадание простое: летает как "компетишн", а устойчив как "стандарт". Правда Петровский, еще на "апрелях" и "сентябрях", говорит этого добился. Ну а теперь, вместо месячных у МАИ новая супермашина появилась - "Стайер". А у ПАРААВИСА - "Дарт", прототип нового "перфоманса" обкатывается. Сам главный конструктор Анатолий Сорокин в Орел приехал свое детище доводить. Два этих аппарата примерно равны по классу и удлинению: 5,7-5,8. Лучшие пилоты обеих фирм поклялись победить. Вот они на этих соревнованиях и схлестнулись. Трое на трое. На "Дартах" компании "ПАРААВИС": А.Круглов, Н.Шорохов, А.Колодий. На "Стайерах" "МАИ": В.Матусевич, В. Оноприенко, П.Ершов ( хотя он на "Апреле").

Результаты:

1 Круглов.А. - 1421,8 очков
2 Шорохов.Н. - 1357,8
3 Матусевич.В. - 1263,5
4 Колодий.А - 994,4
5 Ершов.П. - 961,0
6 Оноприенко.В. - 831,6

Впрочем, будем объективны, летает не столько параплан, сколько пилот.
До новых полетов!

Андрей Собетов.
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru