Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


SLOVENIA OPEN 2002 8х8!



8х8!

Такого у меня еще не бывало: все 8 дней соревнований оказались летными! Крыло бойца летать устало. На 4-й день со старта отсылали SMSки в Россию о том, как тяжко каждый день проводить по 4-5 часов в небе, летать уже, типа, тошно, мол, пожалейте нас…Но нет, сегодня опять хорошая погода, придется лететь. Алекс Шустер уже созывает брифинг. Сколько сегодня будет ППМ-ов? 7, как вчера, или может попроще дистанцию поставит, с 4-5-ю поворотниками?

Маршруты на этих соревнованиях были не супердлинные, “всего”: 50-80 км, но сложные. Наборы тоже небольшие: редко больше1000-1200, а бывало, и двумстам метрам были рады. Чтобы пройти дистанцию, надо пахать, елозить по горам туда-сюда, обработать много потоков. Халявы, как в Австрийском Пинзгау, где вдоль одного хребта легко “дельфином” на 3-х тысячах летаются “сотни”, нет. Юлийские Альпы пониже, горная Словения миниатюрна. Приходилось неоднократно переходить через хребты и долины, углубляться в ненаселенный горный лабиринт и потом выходить оттуда. И каждый день новые пункты, новые маршруты. Трудно, но зато как интересно!

Погода здесь такая. Каждое утро долина затянута облаками. Потом они рассасываются, но все равно стоит влажное жаркое марево. Дыхание близкой Адриатики. Толмин лежит на высоте всего 200 м. Днем настоящая баня. Так, что лучше проводить самое жаркое время дня на высоте, в полете, а приземляться уже к вечеру.

Один раз за десять дней ночью прошел дождь, после чего на следующий день небо прочистилось, и кромка поднялась до 2500. Местные говорят, что раньше дождливые и солнечные дни чередовались, а последнее время идут более длинными периодами. Нам повезло, мы попали на полосу хорошей погоды. Отличные полеты каждый день!

День отдыха

Говорят, после пяти летных дней по правилам ФАИ должен быть день отдыха. Организаторы сказали да, 20-го обязательно будет, и выдали приглашения на “Пикник”. Сегодня мы будем сидеть на травке, есть мясо и пить вино, глядя в пустынное небо и расслабляться. Пусть небо денек отдохнет от нас. И нам надо набраться сил. Как пылким любовникам перед новой встречей. Пять подряд, это все же многовато.

Итак, сегодня пикник. Но маленькая деталь: мы в Толмине, а пикник за 15 км в Дрежнице. Нам предложено долететь туда. А что это даже красиво: дружною стаей мы полетим к накрытым столам без борьбы и напряжения …. Но что, это: брифинг, ставится маршрут в глубину гор через 4 ППМ-а протяженностью 83 км! День зачетный. Летите голуби к кормушке, но по дороге летное задание небольшое не забудьте выполнить. А потом можете расслабиться. Если долетите. Вот так.

Ну что ж надо лететь. Окно открыто с 12-30 до 13-30. Забиваю маршрут в GPS: старт - точка 55 (гора Кобала 1080). Потом, через 15.5 км точка 29, это наша горная деревушка Дрежница. Над ней воздушный старт с 13-45 до 14-45. Если просыпешься, или лень лететь дальше, можно сразу на пикник. Что ж, это разумно. Маршрут же идет дальше: через точки 40 (вершина 1884), 14 (мост), 37 (мост) и финиш снова в точке 29.

На старте уже тесно от куполов. Вот “Авакс” лидера чехов Ондрея Дупала. Вот “Бумеранг” говорливого немца Нормана Лауша. Вот венгры, поляки, словенцы, хорваты, Молдова, Украина. Здесь вся центральная Европа, всего 132 участника.

А вот готовится наша команда “Руссо-Туристо”. Андрей и Света Пискаревы –Гауди (“Корвет”), Вадим Кротов (“Дарт”), я (“Дарт”) и примкнувший казахо-туристо Круглов Алексей (“Дарт”). Вот расстилает свой “Дарт” Коля Шорохов. А Тараканов Алексей Gin "Nomad".

Полетели! У склона потоки слабые. Народ, чтобы выбраться повыше идет в сторону высокого бокового хребта, рискуя попасть в ротор. Вот вспыхнула запаска. Эх, пропал талончик на пикник… И это только начало.

Поднабрав метров 400 высоты, иду на первый переход вдоль понижающегося лесистого хребта. Первая задача – перескочить боковое ущелье речки Толминки и снова выпарить у горы Водель (1053). Рой лидеров уже впереди, указывает путь. Что-то низенько они приходят к горе, елозят над лесом, кто слева, кто справа хребта, как будто понятия “ротор” не существует. А может термичка перебарывает слабый ветер.

За лидерами я не гонюсь. Из наших как-то соперничать с ними могут только Шорохов и Круглов. Моя задача - попытаться хоть медленно, но пройти весь маршрут и получить удовольствие от полета.

Вот и подо мной замелькали кроны деревьев. Слабенький термодинамик заставляет брить их подвеской, набирая метры высоты. Вот эти желтые цветы я, кажется, пролетал уже и раньше, сейчас за изгибом склона будут скальные выходы, где поднимает. Так и есть! Разворот, набор. Еще и еще. И снова вперед над бесконечной зеленью склонов, пробегая ногами по веткам.

Высота метров 800. Жаркая духота стоит над влажными джунглями. А в лесу поют птицы! Я слышу их голоса, завлекающие в прохладную тень. Там, под кронами деревьев идет своя неведомая жизнь. Интересно, что там, зеленый рай или зеленый ад? Стоит чуть не рассчитать свой путь, и ты можешь узнать это, оказавшись по ту сторону крон. Вот на кучерявой зелени инородным пятном краснеет чей-то купол. Его освещает яркое солнце, но он бессилен. Его пилот уже там, во тьме леса. Если и я не хочу туда же, надо сосредоточится.

Цепляю поток, встаю в спираль и перестаю слышать пение сирен.

Продолжаю раскручивать поток над травянистым цирком уже выше зоны леса. Иду над гребнем хребта вместе со всеми на северо-запад по знакомому по предыдущим дням пути.

Проблем пока нет, они появятся чуть позже. Подо мной скальные выходы на гребне,– высшая точка хребта, вершина 1359. Это ключевой пункт. Дальше хребет резко понижается до высот 600-800м и прерывается боковыми ущельями.

Отсюда 2 варианта дальнейшего пути. 1 вариант: Продолжать лететь вдоль тающего лесистого хребта на с-з коротким путем к Кобариду и взять Дрежницу с юга. Есть риск просесть в боковых ущельях и не набрать высоту над низким хребтом.

2 вариант: Уйти на север, перпендикулярно маршруту, к высоким скалистым горам массива Крн ( 2244). Потом пройти горами на запад и взять Дрежницу с севера. Это более длинный путь, более надежный, но требующий непривычной, и что греха таить, страшноватой работы у скал в глубине гор, вдали от дорог.

Большинство идет 2 путем. Я тоже.

Погода развивается в нужном направлении. Потоки крепчают. Кромка поднимается. Набор 1000м, абсолютная 2000. Бросаю карусель, встаю на переход. Прощайте леса и травы, мой путь лежит на север в царство скал и камней.

Прохожу перевал 1124, теряю высоту над хребтиком-перемычкой 1482, соединяющим высокие и низкие горы. Ничего страшного, здесь все теряют. И снова находят. По роящейся в небе цветной мошкаре ориентироваться легко.

Разноцветные точки парапланов кружат уже у впечатляющей скальной стены. Мне тоже туда. Стена постепенно увеличивается в размерах, вырастает во все небо. Ого! Интересно, как близко я могу подойти к этим вертикальным светло-серым ребрам, местами подернутым легкой зеленью?

Метров 50, ближе не надо. Поток ударяет под крыло над осыпным кулуаром. Терпимо. Разворот. Восьмерка. Еще и еще. Еду вверх вдоль скал как на лифте до самого гребня 1900. Оп-па! Открылось потустороннее скальное плато. Миниатюрное сине-зеленое горное озерцо прямо под гребнем. Каменная страна, на сколько хватает глаз.

Теперь вперед, вдоль стены! К затянутой облаками вершине Крн. Движемся как по волнам, то опускаясь до осыпей, то поднимаясь до гребня. Успеваю рассмотреть всю грандиозную стену в подробностях. А спереди уже наползает свинцовая подошва облака. Чтобы не врезаться в Крн в тумане отхожу от стены.

Добираю высоту по максимуму перед броском на Дрежницу. Там над долиной уже целый рой, выжидающий момент воздушного старта. Осталась пара минут. Пора! Бросаю поток, отпускаю триммера, встаю спиной к горам, лицом в долину. Стрелка “Гармина” показывает точно на цель. Остался километр. Переключаюсь в режим карты. Цель медленно ползет к границе четырехсотметрового круга. Рой сдвинулся с места и летит мне навстречу! Плотно идут! Атакующие космические истребители на бешеной скорости проносятся мимо меня. Слева, справа, сверху, снизу! Кажется, вот-вот столкнемся. Красивое зрелище, этот воздушный старт.

“Эль нулевое” пройдено, 15 км позади. Теперь назад к скалам, набрать высоту. И, углубляясь в горы обратно на восток к 40-у пункту. У знакомого озерца задержался, хорошо поднабрав высоты над скальным плато. На альтиметре 2223. Достаточно, чтобы перескочить через широкую долину в верховьях р. Толминки.

Перелетел. А вот дальше поленился набрать как следует, и пришел к 40-у пункту низковато. Существенно ниже скальной вершины 1844 на которой тот установлен. Началась игра в кошки-мышки с роторами, то с одной, то с другой стороны горы. Не поднимает, зато долбит сильно. Не меня одного. Вот кто-то бросил запаску. Еще одним ртом на пикнике меньше. Интересно, что за блюдо приготовит нам повар? Полна ли будет винная кар…?! Хрясть! Меня сложило! Асимметрия 60%. Не дать крутануться крылу на скалы! Выправил, но как просел! Кошмар, все-таки влез в турбулу. Скорее отсюда. Попробую счастья на другом склоне. Вон, там кто-то летает. Уже не летает, уже падает! О, Боже, почему он не бросает запаску?! Кленовым листом до земли и в землю! Садиться к нему? Спасать? Несколько аппаратов идут к месту падения тела. Вроде встал. Шевелится. Are you O’k? O’k…



Страшно. Крыло рвет и швыряет. А чуть отойдешь от каменистого склона, потоков нет вообще. Во время ударов стараюсь направлять крыло от скал. Почему-то не хочется врезаться в скалы лицом, кажется, что спиной будет мягче… Боюсь! Боюсь, что если я еще здесь провошкаюсь, останусь без ужина. А как хороша отбивная с кровью! Истинно парапланерное блюдо! Как нельзя лучше идет в день отдыха. Наверное, организаторы заготовили нам именно его. И много, много вина! Красного!

Наконец я взял эту проклятую вершину. Пройдено 30 км. Теперь обратно по знакомой дорожке к Дрежнице, и дальше на запад к 14-у пункту. Гонки на выбывание продолжаются. Вот у высоких гор помирает Юпень (Тараканов). Да, не гулять ему на пикнике. А много гулять ножками. Зато получит приз за самую удаленную от дороги подбора посадку.

Третий раз сегодня я пролетаю массив Крн. Но теперь я поворачиваю на север. Иду вдоль высокого 2000-метрового хребта, обходя с севера обширную долину. Кажется, что залезть на эту стену могут только альпинисты. А в скальном гребне видны амбразуры укреплений времен 1-й Мировой Войны! Итальянцы превратили этот хребет в настоящую горную крепость, контролирующую весь район Кобарида, и 2 года удерживали его против немцев. Как они строили все это, совершенно не понятно!

Совершив экскурсию по местам боев, перепрыгиваю через долину на запад, к очередным горам. Лечу вдоль средневысотного хребта (1400-1700) по левобережью р.Сочи до ее крайней западной точки, где она резко изгибается перед границей с Италией. Пункт14 – мост. Дальше на запад лететь не куда, там Италия.

Пройдено 56 км. Теперь на пункт 37. Поворачиваю обратно. Надежнее всего идти по высоким горам, а не напрямую. Скалы уже не так страшны, путь привычен. Погода - что надо. Иду над хребтом по сформировавшейся дороге облаков дельфином. Над долиной Дрежницы стоит мощное облако. Решаю срезать путь и, отойдя от высоких гор, иду под него. Подсасываюсь. Рядом несколько парапланов складывают уши. Зачем? Туман еще не закрыл землю и тянет не так сильно. Наверное, все пилоты вперед улетели, а я с чайниками остался. Просто отпускаю триммера и пересекаю долину в нулях. В воздухе похоже вечернее “молоко”. Красота! Появилась перспектива долететь до финиша. Но осторожничаю. Жмусь к горам, стараюсь не терять высоту.

Вот я снова над знакомым лесистым хребтом. Рядом 37-й пункт –мост на Соче. Делаю его. И жадничаю, набирая высоту, где только можно. До финиша 7 км. Но надо перевалить через боковой хребтик. Выпускаю вперед желтый параплан и внимательно смотрю за его эволюциями. У него высоты меньше чем у меня, если перевалит, сразу бросаюсь за ним. Скребется, скребется, неужели сядет? Ну, давай же!

Есть! Прошел! Теперь полный вперед! Вот он финиш, я долетаю! Несколько десятков домиков с красными черепичными крышами. Церковь на холме. Парапланы, лежащие на траве. Накрытые столы. Похоже, все гости уже собрались. Ждут только нас. Надеюсь, я не опоздал?

Я ем мясо, пью вино и смотрю в небо. Над шпилем церкви заходят на посадку последние парапланы. 90 из 132 долетели сюда! Я счастлив, что я среди них. Это мой первый финиш на зарубежных соревнованиях! 83 км! 4 часа 39 мин проведенные в небе! Максимальный плюс: 8,9м/с, минус: 7,8! Классный день отдыха получился, надолго запомнится!





Волшебный воздух.



Я все-таки встретил его, волшебный воздух. А все потому, что летел медленно, да простят меня истинные спортсмены. Вначале слушал птиц в лесах над Толмином. Потом, долго кружил, набирая высоту над Кобаридом. Потом наслаждался простым полетом вдоль травянистого хребта у горы Стол. Выпускал вперед других. И вот остался в небе один. Без путеводных буйков-парапланов, расставленных по маршруту. Это даже интересно, лететь одному, самому принимать решения над незнакомыми горами. Сам раскрутил поток. Сам решил перепрыгнуть через хребет в параллельную долину. А дальше? К какому борту идти? Правильно, к солнечному. А там нарисовался красивый водопад. Подлечу к нему, сфотографирую. Шумит, открывается во всем своем великолепии. Водные потоки срываются со скал. А вот воздушных здесь нет.

Лечу, снижаясь над лесом. Ничего. Впереди скалы. Надежда на них. Ничего. Что за чертовщина? Куда же делись потоки?

Впереди распахнулась широкая долина Бовеса. Похоже придется садиться в этом городке. Да, уже вечер, 17 часов. А мы заметили, что после 16-и , как правило хорошая погода уже кончается. Долетался до вечернего скисания, вот и летай медленно.

Высота тает. Отхожу от гор. Иду над шоссе, к центру долины, выбирая поле для посадки. Хорошо бы дотянуть вон до того, большого. Высота метров 100, но снижение прекратилось. Иду в ноликах. Долечу! А вот даже плюсики небольшие пошли. Так бывает перед посадкой, не стоит обращать внимания. Не прекращаются! Надо крутануть на всякий случай. Вот уже и первые дома Бовеса, а высота потихоньку растет. Вот в стороне орел, тоже кружит. Какой-то слабый, но обширный поток стоит прямо над долиной! На горах уже лежат тени и воздух начал стекать в большое корыто. Неужели волшебный воздух? Вот, оно! Набираю прямо по осевой долины, постепенно смещаясь по маршруту. Я уже поднялся почти на уровень гор! Но дальше никак. Встаю на переход. Спасибо воздух, за твою волшебную силу! Теперь мне хватит высоты до следующего пункта.

В Италию!



В Италию не залетать! Особенно без визы. Это все-таки, другая страна, Шенген.

Италия везде, на юге и на западе. На той стороне хребта уже Италия. А поворотник стоит прямо на хребте. Подлетаешь близко, телефон сам на Итальянских операторов переключается: “Добро пожаловать в Италию”.

Вот Круглов и пожаловал. Конечно, ведь южная, Итальянская сторона хребта, лучше греется. А чё? Русская идея в действии.

Ровно в 4 часа, вероломно, без объявления войны тысячи бомбардировщиков вторглись в воздушное пространство Италии. Первый удар был нанесен по ПВО и средствам связи.

Я задумчиво кручу в руках причудливый кусок проволоки - все, что осталось от Итальянской телефонной линии, уничтоженной пилотом Алексеем Кругловым, получившим за этот подвиг Орден Дружбы народов с мечами и дубовыми листьями.

Его самолет был поврежден при вынужденной посадке на провода на вражеской территории. Но пилот сумел, двигаясь лесами перейти обратно линию фронта. И уже на следующий день, вновь совершал боевые вылеты на отремонтированном “Дарте”. А ценный трофей передан в музей боевой славы нашего клуба.



Ядральна падала.



Ядреная, падла! 52-градусная яблоневка обжигает гортань, кажется, что все 70 градусов. Наш хозяин, словенец, доволен, что удивил русских местной самогонкой. Пытаемся общаться на смеси русского и словенского. Многие слова похожи, о значении других можно догадаться. Питьевая вода – питна вода. Пиво- пиво. Чай-чай, вино- вино. Все как у нас? Славяне все-таки. И флаг похож на Российский.

А как по вашему будет “параплан”?
Ядральна падала.
???
А “парапланеризм” – падальство...

Хм… Хоть похоже на Россию, только все же не Россия.
А вообще-то ничего похожего. Словения – маленькая, уютная Европейская страна. Частные дома все в розочках-цветочках как в Германии. Уровень жизни выше, чем в Греции и Португалии. Пример того, что славяне тоже могут жить нормально, по европейски.

И летают они тоже по европейски. Уровень национальных соревнований очень высок. Войти в первые две трети и получить международный рейтинг не так-то просто. Мне удалось это, заняв 75-е место из 132-х. Войти в первую треть из наших не смог никто. Лучшие из наших в середке. Круглов – 55, Шорохов – 66. Вот вам и соревнования 2 класса. Стоит ли нам на первый заявляться?

Бог не обидел Словению. Условия для горных полетов тут одни из самых лучших в Европе. Этапы Кубка Мира проходят. А местным лафа: летай, тренируйся каждый день, оттачивай мастерство. А как быть равнинным пилотам в России?

Вот, ядральна падала!

Секреты мастерства.



Вот, ты говоришь, они лучше нас летают. А почему? - Он плеснул в стакан еще яблоневки.
Почему?
Потому, что дрочат!
???
Да! Дрочат каждый день!
Ну? Э-э? Мы ведь тоже иногда…
Нет! Это не то! У них он длинный и по горам…И они его дрочат, дрочат…
Но у нас ведь тоже есть длинные, особенно у некоторых…
Нет! Не то! На равнине не надрочишься. Они ставят его в горах и дрочат, дрочат, дрочат. Вот они и надрочились! Секрет прост – надо больше дрочить! И дрочить в горах, в Европе!
Начинаешь дрочить, сразу результаты растут, рейтинг растет!

А из наших у кого самый большой?
У Коляна!
А почему?
А потому что дрочит больше всех. 1000 часов дрочки, это не хухры-мухры. И не абы где и абы с кем. А в правильных местах и в правильной компании.
Так это же групповуха?
Нет, это стая. Дрочить лучше в стае с тем, кто уже надрочился.
Ну, ладно. Значит так. Завтра ставим маршрут 70 км через 5 точек и начинаем дрочить.

А пока давай еще по одной. За Мастерство, За Рейтинг, и за эту, как ее, Ядральну Падалу!

Не только параплан.

Словения хороша не только полетами на параплане. Пешие и вело-походы по горам –пожалуйста. Рафтинг по бурным рекам со всей Европы народ привлекает. Даже 40 км морского побережья есть в стране размером с Московскую область. За несколько часов мы доехали из горного Толмина до Адриатического моря и старых венецианских городов Копер, Изола, Пиран на Словенской Ривьере.

Но самый интересный природный объект для меня был – плато Карст с его пещерами. Это классика, давшая имя всему явлению. И самая знаменитая пещера, это конечно Постойна Яма. Яма не отстойная, а весьма достойная. Обычно все доступные пещеры изгажены-разворованы. У нас в Крыму, на яйле сохранились только труднодоступные пещеры. А здесь все сталактитово-сталагмитовое убранство наличествует. С середины 19 века пещера охраняется и используется для подземных шоу. С 1872 здесь ходит целый поезд, с 1892-го проведено электричество, сделана подсветка. 28 млн. человек уже увидели эту подземную красоту. Нельзя побывать в Словении и не увидеть это.

Гоним в вагончиках как Индиана Джонс, пригибая головы под каменными сосульками. То проносимся по узким тоннелям, то вылетаем в огромные залы. Масштабы пещеры впечатляют. Вот “Концертный зал” высотой 40м и площадью 3 тыс. кв.м, где устраивают музыкальные концерты. Вот целые каменные леса, растущие на нескольких уровнях. Вот целая подземная река, не жалкий ручеек, именно река. Драпировки, иглы, сосульки – пещерная каменная феерия. Безглазый протей – пещерный житель.

Сбылась мечта детства, я побывал в настоящей сказочной пещере!

Все пути в Словении начинаются и заканчиваются в ее столице Любляне. Один денек стоит потратить на знакомство с этой “Прагой в миниатюре”. За несколько часов можно обойти весь старый город и забраться на замковую гору. Побродить по узким улочкам, посидеть в уютных уличных кафе, вспоминая адреналиновые приключения прошедших двух недель. Да, хорошо в Словении!



Результаты.

1 место - LAUSCH Norman, Gin Glider Boomerang, Германия, 6138
2 место - VIDIC Jurij, Gin Gliders Boomerang, Словения, 5930
3 место - ERZEN Tomas, Edel Millenium, Словения, 5584
...
55 - КРУГЛОВ Алексей, Paraavis Dart, Казахстан, 3144
61 - ДЕМЬЯНЕНКО Руслан, Gradient Bliss, Молдова, 2858
66 - ШОРОХОВ Николай, Paraavis Dart, Россия, 2763
75 - СОБЕТОВ Андрей, Paraavis Dart, Россия, 2416
85 - СТРУК Николай, AРСО Simba, Украина, 2153
118 - ТАРАКАНОВ Алексей, Gin Nomad, Россия, 1143
126 - КРОТОВ Вадим, Paraavis Dart, Россия, 750
128 - ПИСКАРЕВА Светлана, Paraavis Korvette, Россия, 496
132 - ГУСЕВ Дмитрий, Gradient AVAX, Россия, 355


Андрей Собетов.
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru