Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


4 года под кайтом. Неокончательный анализ.



Экспонента

Взорвалось и пошло расти и расширяться:

География, численность кайтеров, команд, тусовок, рамки сезона, количество и уровень соревнований, количество производителей, дилеров. СМИ все большее внимание уделяют кайтам. Народ стал знать о кайте больше. Тема пошла!

1999 год – первое упоминание о зимнем кайтинге в России. На Финском Заливе пройден первый маршрут 50 км, появилась первая публикация в газете “Странник”. Первые импортные кайты и первые кайты ПАРААВИС

2000 год – первые Российские кайтеры из СПБ и Москвы участвуют в Чемпионате Мира в Финляндии. У Российских спортсменов 3 место! Первое соревнование в СПБ на приз журнала “на Грани”. В России появился десяток кайтеров. Первые производители в СПБ.

2001 год. В СПБ проводится Чемпионат СПБ и Чемпионат России (13 участников). Проходят соревнования по кайтингу в Москве. Проводится 100км гонка по Имандре (13 участников) Создается Федерация кайтинга Санкт-Петербурга. В России несколько десятков кайтеров.

2002 год. В ноябре проходят соревнования в Тюмени “На приз Тюменских моторостроителей”. В декабре “Чемпионат России по зимнему виндсерфингу и кайтингу” в Москве на озере Сенеж. Январь – Чемпионат Мира в Италии, у Россиян вновь 3 место! Март – Чемпионат России по кайтингу и Петергофский Марафон в Стрельне, СПБ (30 участников!), “Паруса Москвы” Москва, “Праздник севера” - Мурманск. Апрель “Экстремальная 100км гонка по Имандре”.

В России несколько сотен кайтеров. За производство кайтов взялись многие производители парапланов.

Существует минимум 4 производителя в СПБ, 3-4 в Москве, 2 на Украине, самопал по всей России. Продаются импортные кайты. Возможно, через год общими усилиями мы перевалим за тысячу кайтеров.

Соревнования и покатушки

В сезоне 2001-2002 соревнования проходили с ноября по апрель по одному, а то и по два в месяц. Выпал только февраль, но в будущем сезоне наверняка будет заполнен кайтсоревнованиями и он. 6 месяцев в году – минимум 6 соревнований! Это много, это перспективно! У России есть все шансы стать ведущей державой по зимнему кайтингу.

2002 год в кайтинге напоминает 1995 в парапланеризме. Произошел рост профессионального уровня от вливания свежей крови жесткокрылов. Дельтапланеристы показали тогда мягкокрылам-новичкам, как надо летать. Зимние виндсерфингисты показали сейчас кайтерам, как надо кататься. Они всю жизнь занимались этим на своих жестких и тяжелых конструкциях и прекрасно умеют работать в потоках, или нарезать галсы. Пересев на компактный мягкий параплан или кайт, они сразу показали высокие результаты, подняв общий уровень спорта и численность занимающихся. И это хорошо! Накопленный опыт надо ценить и использовать.

Но! Совершенно очевидно, что зимний виндсерфинг (ЗВ) умирающий, стагнирующий вид спорта. Кайтингу не следует повторять его путь. За 20 лет развития ЗВ так и не стал сколько-нибудь массовым видом. По сути дела это междусобойчик, захиревший без искусственной господдержки. Громоздкость, ограниченные возможности, малоинтересные соревнования для профи, отсутствие массовой базы катающихся просто в свое удовольствие. Отсутствие массовых продаж снаряжения, рынка. А значит - несуществование.

Кайт – это, прежде всего, покатушки в свое удовольствие. Купил и поехал. Компактная, удобная игрушка, доступная всем. Хочешь - катайся на пятачке, хочешь - маршруты ходи, хочешь - прыгай. Массовая база обеспечена. Соревнования, спортсмены – лишь видимая верхушка айсберга. Самая заметная, но лишь верхушка. Соревнования показывают, что можно делать на кайте, чего можно достичь. Для большинства это лишь информация и ориентир.

Короткие гонки

Да, соревнования должны быть. И классика, - это короткие треугольники и ось по несколько кругов. Это лучший способ научиться технике и показать с вои возможности. Эти соревнования пришли к нам из яхтенного спорта и зимнего виндсерфинга и проводятся по их правилам. Но у кайта на короткой дистанции есть свои проблемы:

Большие переменные габариты (диаметр 60-100м) приводят к тому, что значительная часть гонки, если не вся гонка для кайтеров проходит в состоянии опасной близости. Определение вины, начисление штрафных очков и бонусов при столкновении может быть весьма проблематичным и требовать большой работы судей высокой квалификации. Столкновения с потерей результата и выбыванием из гонки на соревнованиях происходили неоднократно, но судейских решений до сих пор не принималось, процедура не отработана. Это сулит серьезное усложнение судейства и завал протестами.
Проблема старта. Невозможность идентифицировать стартующих при их числе, превышающем 15-20. Так, даже на Чемпионате Мира 2002 в Италии я видел, как некоторые участники не пересекали стартовую линию, а, катаясь далеко перед ней, после старта сразу шли на 1-й пункт. И судьи этого не замечали! Номер издалека не видно, а катающиеся рядом с дистанцией неучастники соревнований вносят дополнительную путаницу. В то же время там же в Италии судьи неправильно ставили DNS тем, кто стартовал, но не финишировал, вместо того, чтобы ставить DNF.
Эту проблему можно было бы решить, загнав всех спортсменов перед стартом в зону ожидания через узкие идентификационные ворота и запретив им оттуда выезжать до старта. Но кайтеры этого ужасно не любят и понятно почему. Там легко столкнуться и запутаться еще до старта. Особенно когда старт и зона ожидания ставятся в турбулентности близко от берега, потому что это удобно судьям и желательно зрителям. Но и стартовая линия, и зона ожидания должны быть весьма большими (стартовая линия не менее10 м на спортсмена) во избежание столкновений перед стартом и на старте. Возможна разбивка стартовой линии на несколько участков для групп в 5-10 человек по жеребьевке, чтобы все не жались к одной наивыгоднейшей точке старта. Все это потребует дополнительного количества судей для контроля. Проблема столкновений же все равно останется. Какие очки получит спортсмен, если он не может начать или продолжить гонку не по своей вине? Кто сумеет отследить нюансы столкновений?

Прохождение поворотных знаков и количество пройденных кругов.
Даже на Чемпионатах Мира в Финляндии в 2000 и ЧМ 2002 в Италии в некоторых случаях определялось неправильно. На Чемпионате России 2002 в СПБ судьи на поворотных знаках не успевали идентифицировать всех, проносящихся на большой скорости и разном расстоянии от знака спортсменов. Возможный выход: поворотные знаки – узкие ворота, но это увеличит риск опасного сближения и столкновения на знаке. Либо вообще отказаться от судей на поворотных пунктах, положившись на наблюдение судей со старта-финиша из центра маленького треугольника, да на взаимный контроль и протесты. Но это возможно только при короткой дистанции.

А короткая дистанция (сторона треугольника около километра) не может быть дистанцией одновременного массового заезда кайтеров. Какова может быть численность одновременно стартующих? Каково должно быть соотношение длины стартовой линии и длины дистанции, чтобы все спортсмены были примерно в равных условиях, независимо от точки старта?

Если принять, что расстояние до первого поворотного знака должно быть хотя бы в 10 раз больше длины стартовой линии, то для километрового расстояния получаем длину стартовой линии 100 м, с безопасной емкостью в 10 кайтеров. Попробуем посчитать по другому. Сколько кайтеров, идя строго друг за другом, могут распределиться на длине в 1 километр без риска столкновения при любом маневре? Максимальная разрешенная длина строп составляет 50 м, при этом опасной зоной вокруг кайтера будет полукруг диаметром 100м. Получаем 1000:100=10 кайтеров на дистанции в километр.

Мне приходилось видеть гонки и с 5 и с 30 кайтерами на короткой дистанции. 5 – явный недобор. 20 -30 уже перебор.

Выхода два:

Проводить квалификационные заезды, проводя соревнования в конечном итоге для немногих профи. Усложненная, малоприятная и неинтересная для массового кайтера процедура. Путь профессионального спорта.
Увеличить длину дистанции, сняв проблему массового одновременного старта.


Марафон и Кросс-Кантри.

А в чем, собственно, различие? А вот в чем. Марафон может быть хоть 100 кругов по стадиону. А Кросс-Кантри - это однодневное мини-путешествие, маршрут с определенной целью, а не просто накручивание километров по кругу. Марафон можно поставить и в луже, а для Кросс-Кантри нужны просторы. Марафон - это спорт ради спорта, Кросс-Кантри - и спорт, и приключение, и просто покатушки по маршруту в удовольствие. Марафон ставили и в Москве и в Тюмени и в Мурманске. А вот истинное Кросс-Кантри пока только на Имандре и Финском Заливе, там, где есть разгуляться на просторе. Москвичи ходили маршруты по Волге. Больших замерзающих озер и рек в России хватает. Не то, что в Европе. Тут только Скандинавия нам конкуренцию составить может. Но, похоже, мы пока финнов-шведов здесь опередили. Кросс-кантри становится исконным российским видом спорта! В летнем водном кайтинге вряд ли мы когда-нибудь на мировом уровне выступать сможем. А зимой - пожалуйста! Условия для тренировок и соревнований у нас возможно лучшие в Мире. По коротким дистанциям Европа еще может нам что-то противопоставить, а вот по длинным – фигушки.

Потенциальные места для протяженных кайтмаршрутов: Финский Залив, Ладога, Онега, Ильмень, озера Карелии, Имандра, озера Кольского полуострова, побережье Белого моря, Нева, Волхов, Сев. Двина, озера и реки Сибири, Байкал. Кроме льда нужно учитывать и ветер. В Подмосковье он слабее и реже, на Финском заливе сильнее и чаще. На узкой, зажатой в горах, сильно изрезанной Имандре ветер капризен и непредсказуем, то есть, то нет. Кроме метеоветра на горном озере играет определенную роль термическая активность.

Проблемы кайтмаршрута:

Обеспечение безопасности. Подбор и спасработы удорожают и усложняют организацию и невозможны без спонсоров и (или) высокого стартового взноса, что проблематично для любительского спорта. Возможное решение - отказ от подбора и спасработ со стороны организаторов, полная автономность и ответственность участников. В какой-то степени проблема безопасности решается грамотным построением маршрута. Но это частичное решение. В перспективе на соревнованиях высокого уровня необходимы будут спортивная страховка, подбор и обеспечение спасработ.
Кайтинг без кайта. В слабый ветер и периоды штиля возможно движение без кайта по маршруту. Применение специального снаряжения дает дополнительные преимущества. Возможно прохождение маршрута вообще без кайта, а в определенных условиях и выигрыш кайтсоревнований без кайта! Правила некоторых соревнований (“Проект-Имандра”) это позволяют. Так в 2002 г старт “Экстремальной 100 км гонке на кайтах” по Имандре был дан в безветрие, и участники, сложив кайты, шли пешком или на лыжах 4-7 км “до ветра” и затем, то ехали под кайтом, то шли, сложив кайт. Самые “умные” сразу сложили кайт в рюкзак и достали лыжные палки. Некоторые шли пешком, сняв лыжи. Некоторые шли, держа кайт подмышкой, а другие просто волочили его сзади по снегу на всю длину строп. Контрольное время (11 часов на 50 км) позволяло прийти на промежуточный финиш даже пешком. Контрольное время 12 часов на 100 км позволяло пройти весь маршрут без кайта на беговых лыжах с палками. Шемякин Слава, единственный, прошедший все 100км за 12,5 часов, 20-30 км из них прошел коньковым ходом на горных лыжах без палок! Если бы он взял беговые лыжи с палками, то СМОГ бы выиграть эти соревнования без всякого кайта. Стремление организаторов разыграть соревнования любой ценой понятно, но часто это превращает соревнования в абсурд.
Возможное решение проблемы:

- Организаторы должны давать старт гонке только в нормальных ветровых условиях. В остальных случаях ОТМЕНЯТЬ гонку и считать соревнования НЕРАЗЫГРАННЫМИ. И организаторы, и участники, и спонсоры должны быть готовы к такой ситуации. Процедура должна быть определена.

ужесточить контрольное время, исходя из скорости не менее 8-10 км/ч при движении против ветра до промежуточного финиша (5 –6 час на 50 км) и 11-14 км/ч на всем маршруте (7-9час на все 100 км)
Запретить движение по маршруту, не буксируясь за кайтом. Контроль – протесты других спортсменов. В случае выявления - дисквалификация.
Да, конечно, соревнования по многоборью тоже имеют право на существование. Но это уже совсем другая песня. Другие правила, другое снаряжение, другая подготовка, другие участники и спонсоры, наверное, тоже другие. Чтобы никого не шокировало, что соревнования по кайтингу может выиграть лыжник.

Кросс-кантри судить легче, чем короткие гонки. Проблема старта пропадает, угроза столкновений тоже. А если убрать судей на промежуточных пунктах, применив фотоконтроль или GPS-контроль, как это принято в парапланеризме, то и совсем легко будет.

Кросс-кантри может быть массовым, как являются массовыми лыжные марафоны и забеги для любителей. Дистанция лучше всего замкнутая, с возможностью нескольких промежуточных финишей для кайтеров разного уровня. Так, в марте 2002 г “Петергофский Марафон” на Финском заливе имел общую протяженность 40 км с промежуточными финишами на 5-ом, 10-ом и 25-ом км.

Маршрут может быть и многолепестковым, до плавного перерастания кросс-кантри в обычный марафон.


На нашем Финском заливе самые достойные цели кайтмаршрутов, это острова-форты. Думаю, мы еще станем свидетелями массовых заездов на Тотлебен, Обручев и другие форты. Вслед за "Петергофским марафоном" должны пройти “Форты Кронштадта", а там и другие массовые покайтушки.

Кайттуризм

Кайтеры стали ездить. Ради соревнований, ради покайтушек, ради кросс-кантри в разных местах. Мы стали ездить зимой и не в горы! Мы стали ездить в такие места, о которых раньше и не помышляли. Кайт помог по-новому взглянуть на мир и увидеть новый интерес и новую красоту. И это прекрасно! Снег, лед и ветер, они такие разные, не говоря уже про все остальное. Кайт позвал в дорогу. И вот уже из Хабаровска люди приезжают покататься в Питер. А из Питера едут попробовать кантами черный Байкальский лед и зеленый лед Италии. Новые встречи, новые впечатления. Развитие вширь. Скоро уже не будет ни одного открытого белого пространства, над которым бы не реяли разноцветные крылья. Любая речка, озеро должны быть освоены кайтерами. Любой рыбак, согнувшийся над лункой должен привыкнуть к свисту строп над головой.

Кайт маленький, кайт хороший! Едешь куда-нибудь - возьми с собой кайт. Пусть кайт увидят чукчи и белые медведи, папуасы и какаду.

Андрей Собетов
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru