На наш взгляд, важнейшей характеристикой современного кайта является его способность как можно в большем диапазоне изменять тягу, то есть адаптироваться к изменениям ветровых условий. Действительно, за очень короткий промежуток времени ветер может значительно изменить свою скорость и тогда кайт-райдер испытывает дискомфорт от полной неспособности кайта создавать тягу до «звериной мощи», создаваемой змеем в моменты усиления ветра. Более того, даже если ветер не меняет своей силы, преимущества кайта, способного изменять свою тягу, очевидны: идя полным курсом, всегда хочется добавить парочку квадратных метров своему "парусу", и наоборот, «выгребая против ветра», хочется всячески урезать тягу змея.
Современный кайтер может изменять тягу змея сразу несколькими способами:
- управляя задней кромкой змея; - пилотируя змей восьмерками (пампинг); - изменяя направление вектора тяги - подымая змей в зенит и опуская до горизонта; - изменяя углы атаки при помощи триммера на купольных стропах; - но самым радикальным методом остается замена кайта на кайт другой площади.
Прежде чем менять в дороге кайты, давайте посмотрим на примере параплана, а все ли возможности «зимнего кайта» использованы?
Современный параплан имеет скорость около 35 км/ч. Затягивая заднюю кромку (клеванты) параплан можно «остановить» до 20 км/ч. То есть, параплан только при помощи клевант может увеличить свою подъемную силу (тягу) в раза (35*35/20*20=3). Неплохо…. То же самое может делать и кайт! Но параплан имеет еще и акселератор, при помощи которого он разгоняется до 60 км/ч. То есть параплан способен еще и уменьшить тягу в 60*60/35*35=3 раза. А вот кайт этого делать уже не умеет по одной простой причине – у него нет акселератора! То есть, по сравнению с парапланом, кайт имеет почти в ДВА раза меньший диапазон «изменения тяги» (в 3 раза против 6) чем у параплана! Вывод: Возможности современного кайта далеко не исчерпаны!
Наша компания внедрила это техническое решение, применяемое в производстве парапланов, позволившее существенно увеличить ветровой диапазон кайта одной площади. Изменение углов атаки происходит непосредственно в процессе катания. Этот аналог парапланерного акселератора - депауэр. Он устанавливается на купольных стропах и позволяет изменять тягу змея оперативно во время катания, не подходя к кайту.
В случае управления таким «дипаурным» кайтом привычными уже ручками управления, мы столкнулись с некоторыми сложностями. Как осуществить оперативное управление этим акселератором? Дополнительно вводить пятую, шестую стропу? Не хотелось бы, и так все «запутано». И самое главное (парапланеристы это знают) - для управления акселератором необходимы значительные усилия. А в случаи с "ручками" работают мышцы кисти, которые физически слабы и не способны создавать такие усилия. Поэтому мы перешли на уже распространенную в кайтсерфинге планку управления (бар).
Управляя баром, кайтер работает более сильными, чем кисть, бицепсами и трицепсами и, следовательно, нет проблемы увеличить или ослабить тягу, равную своему весу. Просто решается проблема с одновременным управлением задней кромкой змея и акселератором. При этом мы сохранили привычную для всех четырехстропную схему управления, а в модели "Zodiac" применили трехстропную.
Управление баром устроено так, что, подтягивая к себе планку (бар), мы зажимаем купольные стропы задней кромки змея, тем самым увеличиваем тягу, и наоборот, отдавая планку, вначале отпускаем стропы задней кромки, а дальнейшее уменьшение тяги происходит за счет дипауэра - змей целиком перестраивается на меньшие углы атаки и тяга кайта падает.
На наш взгляд преимущества вышеописанной схемы управления неоспоримо для всех кайт-райдеров от новичков до профессиональных спортсменов:
1. Новичек: - управление планкой значительно проще и понятней: перекосил планку в право - змей повернул на право; в лево – на лево; подтянул к себе планку целиком - тяга возросла, отпустил - тяга упала. - дипаурный кайт комфортней, «мягче»– если приходит порыв ветра тягу существенно можно ослабить, а не «упираться» всем телом
2. Любитель: - гораздо более широкий ветровой диапазон, реже приходится менять змей; - больший комфорт, особенно на длинных дистанциях, из-за одной высвободившейся руки;
3. Спортсмен: - дополнительная возможность сбрасывать тягу без ухудшения летных характеристик (качество, управляемость); - как следствие, лучшие лавировочные характеристики в порывистый ветр по сравнению с «узко-ветровым» кайтом на ручках. Кайт на ручках имеет оптимальную лавировку только при определенном ветре, и стоит ветру внезапно усилится как кайтера «срывает с кантов» и он теряет все свое преимущество «на ветер»; - возможность использовать кайт заведомо большей площади; при усилениях ветра и на острых курсах - тяга сброшена, а когда ветер ослабевает или на полных курсах – используете змей на всю его мощь;
Единственная ситуация, в которой, на наш взгляд, все еще предпочтительней применять схему управления на ручках - это очень слабый (менее 3-4 м.с.), близкий к штилю ветер, когда не нужно сбрасывать тягу змея.
Руководствуясь вышеперечисленными соображениями, компания " ПарААвис" рекомендует комплектовать наши кайты B-2, Winnie и Zodiac планкой управления. Более того, мы считаем, что в скором времени новые возможности дипаурного кайта почти повсеместно вытеснят распространенную нынче схему управления ручками.
Круглов Алексей |