Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Имандра. 100 км под кайтом.



Есть разгуляться где на воле!

Мы на скалистой вершине. Вся Имандра под нами. Маршрут как на ладони. Прямо под горой россыпь домов Мончегорска, золотые купола церкви, строения яхтклуба над заливом-губой. Там будет старт. Мончегуба причудливо выгибается на юго-восток, постепенно расширяясь к большой Имандре. Отмечаем сложные участки - узости, в которых может не быть ветра. Дальше на юг все хорошо. Прекрасная картина: огромное белое озеро с темно-зелеными островами-ориентирами вытянулось на десятки километров. Привольно, но не слишком широко. Всегда можно выйти к берегу. Рай для кайтера! Великолепная километровая стена Хибин на восточном берегу и огромные заливы, врезавшиеся в лесистые холмы на западном. Вечернее солнце наложило тени на дальние склоны. Видимость - миллион на миллион. Видим сужение озера, там у моста наш промежуточный финиш. Неужели это 50 км?! А кажется совсем рядом! А еще дальше, за мостом озеро поворачивает на запад, гигантским блестящим клинком рассекая черные горы. Заворожено смотрим на открывшиеся дали. Завтра нам предстоит узнать, далеко это, или близко...

А пока, оттолкнувшись палками, скользим вниз по склону, отдавая дань странному развлечению - гравитационным лыжам. Оказывается, на кайтслайдах можно двигаться и без кайта, просто под действием силы гравитации. Галсы можно менять часто и без учета направления ветра! Ноги не устают - халява. Технично крути задом и все будет хорошо. А внизу садишься на антиграв и снова наверх. Зажимаешь между ног специальное устройство: энергия сублимируется, переходит в потенциальную, пока поднимаешься - расслабляешься. Специфическое удовольствие, Стасу понравилось... Спуск перегоняет энергию в кинетическую. Во время спуска ловишь кайф, здорово возбуждаешься, дыхание учащается, глазки горят, и... опять на сублимацию. Цикл замкнулся. И так вверх -вниз, вверх -вниз, пока не надоест. В отличие от кайтинга, хорошие палки в этом процессе - вещь не лишняя. Правда, если своих нет, можно и напрокат взять. А извращенец Шемякин нас вообще беспалочному способу обучить хотел, но мы не поддались.

Елозить туда-сюда по километровому склону - вещь, конечно, приятная, но несколько однообразная. Отдрочив раз по тридцать, мы захотели нормальных кайтощущений большего размаха.

Завтра мы их получим. По полной программе.

13 против 100

Решили напугать одну страшную цифру другой. Ну, кто страшнее? Сотня конечно. Как подумаю...

Ветер усилился. Подняло и приложило. Я лежу на льду за торосами, лыжи сломаны. Ноги... Да что там ноги! Обмороженные руки тянутся из сугроба в пургу, к проезжающим на снегоходе спасателям. Но они не видят, они торопятся, они ищут нас и не могут найти, ведь потерялись все, никто не пришел на финиш... И тут они осознали весь чудовищный ужас этой затеи.

Вариант два: Силы давно кончились. Ветер тоже. Кайт лежит бессмысленной тряпкой. Ноги...Да, что там ноги! Ползу на руках по льду. 50км! На животе! Ночью! Заблудившись, и не туда! А утром рыбаки нашли на льду странную замерзшую жабу. У ней было время осознать весь чудовищный ужас этой затеи.

Вариант три: Все классно! Сил полно. Скорость - супер! Гоню растянутыми галсами, острова только мелькает. Вдруг, хрясть! Кто ж знал, что тут течение так истончило лед? Лыжи камнем тянут вниз. Ноги... Да что там ноги! Просто буль-буль! И осознать ничего не успел. Вот спасателям работенка - летом все озеро тралить. Простите, ребята, я не хотел...

100 - цифра страшная. Сотню еще никто из нас не ходил, максимум полтинник, да и тот в идеальных условиях. А если ветер встречный будет? Что тогда?

100 - цифра впечатляющая, завораживающая, с мощным притяжением. Сотня - это вызов. Это предложение, от которого невозможно отказаться. Магическое притяжение сотни чувствуется далеко. 13 ярких мотыльков, почувствовав его слетелись отовсюду помахать своими хрупкими крылышками над сверкающими льдами Заполярья. Всего один день будет дан этим 13, чтобы принять вызов 100. Всего один шанс. Ярка и красива судьба бабочки-однодневки.

13 - цифра хорошая. Добрая. Это мы. Четверо москвичей, шесть питерцев, двое симпатичных-апатичных и один горец-мончегорец. На Мире нас было 13, на России -13, здесь тоже - 13. Традиция соблюдена. Значит, бояться нечего, все будет хорошо.

Старт

14 апреля. Ветер южный. Так! Худшие опасения сбываются. Первую половину дистанции против ветра! Возможно ли это в принципе? До сих пор считалось, что нет. Мы должны пройти 50 км от Мончегорска до моста в проливе Экостровский. Зачетное время 6 часов. Там нужно отметиться у судьи и обратно в Мончегорск. Обратно по ветру идти тоже не лучший вариант. Лучший вариант был бы при боковом ветре. Общее зачетное время 12 часов. Не уложился в зачетное время - гонка для тебя официально закончилась. Занимайся самоспасением. Благо “Декларацию безопасности” все подписали. Правда, снегоходов сопровождения и фальшфейеров не будет. Но если к ночи не придешь, тогда в дело вступят спасатели. Возможно...

12-00. Старт дан. Рассуждения, сомнения и страхи остаются по ту сторону стартовой линии. Теперь нужно просто сделать ЭТО! Всего через несколько часов станет понятно, что можно, а что нельзя, кто может, а кто нет.

Казалось, это не спринт и можно не торопиться. Но куда там! Ракета взлетела и мы погнали. Инстинкт сработал.

Наша команда сразу вырвалась вперед. Впереди, на лихом “Хорнете” неподражаемый Слава Шемякин, потом я и Стас Шестов, чуть сзади наш юниор Сережа Жуков. Мы с Сергеем тоже на “Hornet-4”. Стас на их канадском прародителе Conceptair 3,8. Ветер здесь в заливе слабоват для “четверок”. Но мы сознательно выбрали меньшую площадь, чтобы не менять кайты на открытом озере, где ветер ожидается сильнее. “Хорнеты” позволяют работать очень динамично, выдавая дополнительную тягу в умелых руках. Гребем “четверками” как веслом, удерживаясь впереди “семерок” и “шестерок”.

Ветер пока боковой. Почему они отстают с такими площадями? Неумение? Нежелание? Худшие кайты? Или дьявольский умысел - выпустить нас вперед, сидя на хвосте, а потом рвануть?! Стратегия и тактика у каждого своя. Дистанция большая, неизвестно, что ждет впереди, и многое может случиться.

Проходим первую узость. Кайты летают над самими соснами берега. Опасно, Сережа, опасно так прижиматься! Но наш юниор увлекся. Есть! Посадил кайт на дерево! Эх, Сережа! Он грустно начинает распутывать стропы, теряя драгоценное время и пропуская вперед соперников. Взгляд через плечо. Прощай, Сережа!

Так, молодого мы потеряли. Осталось трое старых опытных бойцов. Но и им нелегко. Нам наступают на пятки: Пузанов Александр на Batwing-7, Кулачков Андрей на Vortex-6,6, Рыбаков Александр на Skytiger-5,9, Кушнарев Александр на Mac Bego-6, Корабельников Кирилл на Дюне 5,7, Смирнов Валентин на Peel-5.

А вот апатитские ребята на своих самодельных кайтах 3,4 отстали. Где-то сзади развалилась тележка “Айсбагги” Андрея Захарова.

Мы еще впереди, но приходится сильно потеть, выкладываясь на все 100%, как на спринтерской гонке. Четверки против семерок! Долго ли это может продолжаться? Ну где же ты, ветер? С завистью смотрю на красный Бэтвинг-7, который медленно, но верно нагоняет меня без каких либо усилий. У меня лежит точно такой же в рюкзаке. Сейчас бы его мне , и я бы показал, как надо кататься. Самого бы Шемякина догнал. Может остановиться, поменять кайт? Потерять время, пропустить вперед других, потом нагнать? Рядом со мной мучается Стас, тоже имея Бэтвинг-7. Похоже, мы не угадали. Ну что, Стас, меняем кайты? Нет, Стас (молодец!), предпочитает мучиться дальше. Все идет по плану! До выхода из губы осталось 2 км, а там на озере должен быть ветер. Вот только знает ли он про наш план?

Желтый “Хорнет” Славы уже крутится недалеко от выхода. Значит, сможем и мы. Стиснув зубы, нарезаем галс за галсом, медленно пробиваясь вперед. Узкий выход из Мончегубы- гнилое место. Турбулентность, затихания ветра могут сложить купол, запутать стропы. Но мы готовы к таким фокусам, недаром по шхерам Ладоги ползали.

Опыт хождения под кайтом по узостям показал, что в слабый ветер их выгодней преодолевать без кайта на лыжах “скитур” с палками и даже пешком. Правилами нашей гонки это разрешено. К тому же наличие такого снаряжения повышает безопасность и придает уверенность. Но есть такое снаряжение не у всех. Только у Корабельникова и у меня. Перед стартом, взвесив все “за” и “против”, я решил отказаться от применения “скитуров” с палками ради чистоты нашего кайт-эксперимента.

Теперь я иду на слегка прикарвленных “Россиньолах” 195 см, со скользящей поверхностью, любезно подготовленной Экипировочным центром “Ирбис”. Со мной 4 кайта от “ПАРААВИСА”: Batwing-3,5,7 и “Hornet-4”. Еще в моем рюкзаке термос с чаем, перекус из сухофруктов, ремнабор, ИВМ, аптечка, запасные носки и рукавицы. Думаю, что смогу продержаться сутки в любом случае.

У нас сильная команда. Соревнования эти личные. Но я все равно говорю о команде. Слава , Стас и я. Нет еще только президента федерации кайтинга Санкт-Петербурга Димы Яржембовского, но мы знаем, мысленно он с нами. Из нашей юношеской секции с нами Жуков Сережа.

Мы вместе катаемся уже второй год, делимся секретами мастерства, обмениваемся впечатлениями, и планируем новые приключения.

У Славы учимся его непревзойденной технике катания. А катается Слава просто фантастически. Легко делает любого, на любом кайте. При этом изящно и совершенно не напрягаясь. У нас руки-ноги отваливаются, а он как огурчик! Мы так не умеем. Даже близко. Вот он, удачнейший сплав горнолыжного и серфового опыта. Кажется, Слава родился с кайтом, даже не верится, что я втянул его в это дело всего лишь 1,5 года назад. Глядя на него, мы видим воочию КАК можно кататься на кайте. К ЧЕМУ нужно стремиться.

Но Слава нуждается в некоторой э-э, энергетической подпитке особого рода. Поэтому я вожу с собой в рюкзаке специальное устройство ИВМ (Источник Внешней Мотивации). И время от времени подключаю Славу к нему.

Впрочем, замерив напряженность мотивационного поля на старте, я подумал, что сегодня это вряд ли понадобится. У народа ауры светятся, волосы наэлектризованы, искры по стропам пробегают. Должно хватить на 100 км без подзарядки. А раньше, бывало, приходилось ИВМ на полную катушку включать. И тогда превращались наши прогулки в напряженные тренировки и негласные соревнования. У Яржембовского, правда, пару раз шнур от ИВМ из евророзетки выпадал, контакт прерывался. Надо бы ему российскую розетку, или на худой конец переходник поставить.

Да, тяжело в учении - легко в мучении. Вот и вымучиваем со Стасом последние метры ноздря в ноздрю, ловя ветер и глюки. Ну , еще немножко, еще чуть-чуть, и ветер подхватит нас. Проходим выход в открытое озеро. Ну, здравствуй ветер!

Точки на горизонте

- Привет, ребята, конечно...,- как-то кисло ответил он нам.

- Да нет, ты чего, давай с нами! Дунем по озеру!, - Тормошили мы его.

- Не хотелось бы..., - как то странно вздохнув и отводя глаза в сторону замялся он, скисая все больше. И вдруг стал уходить, уходить в какой-то тоннель, закрытый решеткой. Картинка стала расплываться, меняться. Мимо уже стучали поезда, потянулись какие-то нелепые конструкции, и его уставшая фигура, помятое личико и пальцы, сжимающие прутья, стали уплывать, растворяться в серой мгле.

Приехали! Я мотнул головой, отгоняя видение.

...Впереди чернел Мыс Разбитой Надежды. А сзади из-за поворота уже грозно выплывали линкоры противника, нагоняя легкий крейсер, внезапно потерявший ход.

Допланировались, умники? Ну что, делать будем? Спускать флаг и сдаваться? Гасить кайт и ковыряться?

Однако Слава впереди что-то больно бодро крылышками машет. Он, конечно чародей, но не до такой же степени. Мы со Стасом еще в широком, но заливе, а он как раз огибает последний мыс перед броском на юг. Последняя надежда на широкую трубу Большой Имандры. Терпели и еще потерпим. В наш тренировочный заезд там, за мысом у острова Риж мощнейший ветер дул. Если и сейчас будет так, то...

Угадали, угадали! Предвидение и научный расчет, товарищи. И никакой мистики! Вот он! Свежий ветер ударяет в лицо. 7-11! Каково! И пилить нам ПРОТИВ этого ветра еще километров 35! А под ногами по большей части гладкий лед! Ну-с, господа, игра только начинается, делайте ваши ставки. Ставлю 13... , нет, лучше 10 против 100, что нас, нет лучше вас, здесь просто сдует. А если и не сдует, то пилить вам, в смысле нам, и пилить, пока канты на лыжах не сточим. А как приятно сделать открытие, что после упорной борьбы, пройдя 2 галса, ты оказался там же, откуда и начал?! Да, не завидую я тем, у кого только один кайт. Их шансы невелики. Мне здесь временами и “четверка” большеватой кажется. Может, на “тройку” поменять или угол атаки уменьшить? Но в ветер на льду кайт менять - проблема. Да и так, в принципе, нормально идется. Идеала нет, а возможность выбора (спасибо ПАРААВИСу) есть. На тренировке я менял змей 3 раза. Здесь надеюсь пройти туда на четверке, а обратно по ветру на семерке, остальные так, на всякий случай.

Шемякин идет налегке, с одним запасным змеем-семеркой, без воды, еды, и прочего жизнеобеспечения и даже без часов. С ним все ясно. Он ДОЛЖЕН пролететь этот маршрут быстро и обязательно прийти на финиш. Он полностью исключил для себя вариант с ночевкой на льду. Надежда только на феноменальные способности, на скорость. Слава предпочел бы размеченную трассу, а не туристское ориентирование.

Мои лыжи чертят на черном льду белые усики следов. А вы заточили свои канты? Идем со Стасом правым галсом, пересекая все озеро к его восточному берегу, где белыми шапками стоят высокие Хибины. Слева проплавает низкий остров Паленый, за ним на берегу видны строения станции Имандра. Справа, на юге открылись неизведанные дали - бесконечное озеро в островах. Туда нам идти. Где-то там, за горизонтом, за лабиринтом островов и заливов, наша цель - мост в одной из узостей. Его еще надо будет найти. Но реально ли до него дойти против такого ветра? Мы вроде бы движемся вперед, но с какой скоростью? И какой путь выбрать: вдоль берега или между островами? Местные яхтсмены советовали идти вдоль Хибин, там, мол, всегда ветер есть. А между островами и в заливах западного берега затишье бывает. Но ветра нам вроде и так хватает. Как быть, куда идти?

Слава усвистал уже далеко вперед. Желтое пятнышко его кайта скрылось между островами Высоким и Петушим. Но Слава для нас - показатель весьма относительный, он-то пройдет где угодно и быстро. А мы? А мы для него лишь точки на горизонте, которые он вот-вот потеряет из виду. “Ну не такие уж мы и точки...” - сказал Стас. Да, все зависит от точки зрения на эти точки, пардон за каламбур. Ведь позади и точек не видно... Утешение и повод раздуться из точки до своего нормального размера. Так с кем мы соревнуемся? Кажется, все уже ясно. С Шемякиным мы точно не соревнуемся - бесполезно. Мы его слегка стимулируем. Дышим из-за горизонта в затылок, чтобы уж совсем не расслаблялся, вспоминал иногда про точки. Значит, соревнуемся мы с тобой, Стас? Да. Куда же деваться. Хоть и в одной команде. И успех товарища - это, конечно, наш общий успех, товарищи. И каждый соревнуется в первую очередь сам с собой. И главное - пройти весь маршрут и победить самого себя.... И ла-ла-ла, и бла-бла-бла. А что же ты, зараза, меня-то обгоняешь потихоньку! А?!!!

Научился, черт! Смотри как галсы растягивает! Смотри как берет против ветра круто! И обходит, обходит меня метр за метром. Меня! Так. Начинаю борьбу. Пытаюсь удержаться на основной ветровой струе, сократив галс. Не помогает. А если увеличить скорость, слегка отвалив от ветра? Бесполезно. А если, наоборот, взять к ветру круче?

Пока я экспериментирую, Стас увеличивает разрыв уже до пары сотен метров и уверенно лидирует. Чувствуется, что его прет. Молодец! Классно стал кататься.

А я быстрее не могу. Обидно? Да. Но я боролся. А он сильнее. Смириться? Просто рубись дальше. Иди своим путем. Судьба рассудит. Это не спринт, а марафон. И впереди еще много чего может случиться. Как в жизни.

Паленый уже давно позади. Прямо по курсу остров Высокий. Отличным стометровым ориентиром возвышается он ровно посередине нашего пути к мосту. Не сговариваясь со Стасом, держим курс на узкий пролив между ним и берегом. В пути мы уже 2 часа. И это впечатляет. Ведь в пути мы ЕЩЕ только 2 часа, а прошли уже четверть сотни! Значит, можно двигаться против сильного ветра! Можно, да еще как!

Когда смотришь на лыжи, то как это не странно, нет ощущения скорости. Идя крутым бэйдевиндом, я иногда подвисаю в подвеске, наклоняясь вперед и смотрю, как кончики моих лыж нарезают бесконечную белую линию маршрута на ледяной карте Имандры. Линия эта растет очень медленно, кажется, медленнее скорости пешехода. Идут минуты тихой напряженной работы, и кажется, что ничего не происходит. Хочется сделать что-нибудь кардинальное. Поменять галс. Отвернуть от ветра. Не делайте этого. Просто наберитесь терпения. Прочертите эту линию как можно дальше. Ваши ноги будут трястись от напряжения, ведь нелегко так долго идти одним галсом. Не обращайте на это внимания. Просто идите. Идите, пока не упретесь в другой берег. А вот теперь быстро и аккуратно развернитесь, чтобы не потерять драгоценные метры. И идите обратно другим галсом. Просто идите, не обращая внимания на отваливающиеся ноги. И если вы сделаете все как я сказал, то в конце пути вы увидите ЧУДО. Как увидел его я.

Что-то произошло с окружающим пейзажем, пока я смотрел на лыжи. Берега явно изменились. Петуший как-то странно вытянулся, изогнулся, и даже не чирикнув, уполз вбок и назад. Паленый стал дымкой на горизонте. Высокий вспух из-подо льдов огромным скалистым куполом, покрытым пушком соснового леса. На материке появились какие-то домики, которых раньше не было. Неужели я так продвинулся вперед всего за 2 галса?! Невероятно!

А когда я поднял взгляд повыше, вслед за без устали летающим черно-желтым шершнем, то увидел настоящее чудо. Пока я сшивал озеро ниткой своего маршрута, надвое раскололись горы! О, Боже! Огромная трещина появилась прямо посередине Хибин! Она росла на глазах: скальные внутренности со страшным звуком “Чорр-гор-р-р” раздвигали снежные покровы гор, и уже голубая требуха неба полезла по склону сверху вниз. Фантастическая картина! Но долго на это смотреть нельзя. Нужно скорее зашивать горы! Вонзая иголку лыж то в Хибины, то в Высокий, строчу зигзаг маршрута дальше, дальше, дальше. Пролив узкий - стежки частые. И затем для надежности, уже большими стежками пристрачиваю горы к большому острову Сяв. И щель в горах закрылась, как не бывало! Мимо поплыли уже другие пейзажи. Перевалы, вершины, лесистые склоны, - галс за галсом, все Хибины прошли рядом. А с другой стороны: острова, плесы, острова. А под ногами снег-лед, лед-снег. Медленно, но быстро. Хорошо!

Но что-то ветер слабеть начал. Еле ползу. Впереди, метрах в двухстах какой-то новый кайт появился - синий с красными ушами. Стас свой на семерку поменял, или у меня уже крыша едет? Не могу узнать кайт - точно глюки начались. Немудрено - три часа молотьбы без перерыва. А призрак очень резво пошел в левый угол озера, к насыпям апатитских отстойников. Если это Стас, то и у него крыша поехала. Нам же вроде правее! Или он так галсы растягивает?

А мне куда идти дальше? Ориентирование на бескрайних ледяных просторах, среди массы островов и заливов - непростая задача.

Ладно, пора и мне сменить лошадку, да на карту глянуть. Так, ослабление ветра застало меня между островами Сяв и Виловатый. Быстро меняю четверку сразу на семерку. И снова в путь. Пока ветер совсем не скис, надо успеть хоть до промежуточного финиша дойти. В крайнем случае с судьями можно будет обратно уехать, чтобы в безветрие на озере одному не оказаться. А то ведь подбора, как я понял, не будет.

Теперь меня несет огромная фиолетово-красная летучая мышь. Легендарный Batwing. Ого, тяга какая! Тяни меня, семерочка, тяни, когда вокруг ветра уже стихаю-ю-т! Тяни меня, семерочка, тяни... Да, как меняется ветер! Хорошо иметь всю линейку. Но в крайнем случае можно обойтись и парой удачно подобранных крыльев. А каково тем бедолагам, у которых этого нет? На этом месте могла бы быть чья-то реклама. Да ладно, имеющие глаза и так все видят.

В 1520 упираюсь в линию торосов у южной оконечности острова Виловатый. Противокайтовые надолбы идеально прямой линией тянутся от материка до острова, полностью перегораживая весь пролив. И даже каким -то образом заползают на низкий берег самого острова, не давая возможности обойти укрепрайон с фланга. Осторожно иду вдоль ледового барьера, оценивая ситуацию. Проходов не видно, но и воды тоже. Склон более-менее гладкий, без сильного крошева. Ну что, штурмуем в лоб, сходу? Поднимаю кайт вверх, создавая вертикальную тягу и сбрасывая скорость. Р-раз! Я взлетаю на гребень тороса, стараясь не попасть лыжами между льдин. Два! Я съезжаю по противоположному склону. Получилось! Так просто!

Впереди появилась точка, быстро выросшая до огромного желто-зеленого Бэтвинга-семерки. Шемякин! Возвращается!! Уже!!! Вот это да! Сейчас я все узнаю.

Стремительно сближаемся. - Мост! Где мост?! - кричу я. Но он не отвечает. - Покажи рукой, где мост! - надрываюсь я. Но он почему-то не показывает. - Просто покажи направление, Слава!...- делаю я последнюю попытку. И трижды я вопросил его. И трижды он не ответил.

А когда ответил, то ответ сей был странен, - Нет там никакого моста... И судей нет... И вообще никого нет! А все уже, наверное, уехали. А время, наверное, вышло. А я решил ехать обратно....

- Нет, Слава, нет! Время еще полчетвертого. Времени до шести - полно! А впереди Стас. А я иду за ним. Мост надо взять обязательно! Ведь мы мечтали об этой дистанции весь год! Давай же, Слава! Поехали! Пытаюсь дать мысленный посыл. Но ИВМ оказался бессилен.

Слава не поворачивает за мной, а идет прежним курсом. Домой. Эх, Слава, Слава....

Всего лишь через час Шемякин, показав фантастическую путевую скорость, придет в Мончегорск. Примет теплую ванну, отдохнет и вечером встретит нас со Стасом свеженький, как огурчик. А мы, два инвалида на негнущихся ногах, еле доползя до стола с заветной бутылочкой, весь вечер будем расспрашивать его о секретах мастерства, как кататься быстро и не напрягаясь. Но это будет потом.

А сейчас мне особо размышлять некогда. Да и нечем. Мозги от усталости съежились, слиплись и усохли без воды. Знаю только, что надо рубить дальше. Вперед. Слава быстро уменьшается в размерах. Вот я еще вижу взмахи его кайта. Вот он превратился в точку. Точку на горизонте. Все, исчез.

Теперь впереди только Стас. Этому ИВМ точно не нужен. Молотит и молотит! Иногда я вижу его купол, порхающий в самых неожиданных местах. От этого кажется, что идет несколько человек. Как он, интересно, ориентируется, идя первым, с плохим зрением? Во дает! Даже мне, с опытом туристских походов по плохим картам, здесь непросто. А ведь у Стаса нет опыта ориентирования вообще никакого. А ведь как идет! Молодчина!

Еще осталось километров 10 по прямой. Впереди несколько заливов. В каком из них мост? Сразу и не скажешь. На брифинге говорили про ЛЭП. Вот она, - только в одном из заливов. Туда? Сейчас уточним. Спугиваю одиноко сидящего над лункой рыбака.

Забавно смотреть, как сидящий к тебе спиной человек реагирует на Это. Один в пустыне. Тишина. Лишь иногда далекий звук мотора. Уверенность, что никто не может появиться неожиданно. Банальный и привычный мир, где по небу не летают чудовища, сосущие кровь из одиноких рыбачков. Вдруг тонкий свист из ниоткуда... Показалось? Или в голове уже свистит от сосредоточенного вглядывания в ледяную дырку? Начинает вертеть головой, пытаясь определить, что за звук. Господи, что это? Сильнее, ближе. Еще не видит... Но уже чувствует затылком приближающееся Нечто. Голова медленно, медленно поворачивается, словно боясь посмотреть.... А свист уже над головой. Уже впереди. Нет, мужичок, не показалось! Большая тень закрывает солнце и пробегает по его лицу. Так и не успев до конца обернуться, он резко поднимает голову. И последнее, что он видит расширившимися от ужаса глазами - это пикирующая на него огромная летучая мышь, вдруг заслонившая все небо и поющая свою смертельную песню. Вспышка красного. Боже, как я хочу пить! Все эти долгие часы я не притрагивался к термосу. Я так хочу утолить свою жажду! Но еще не время. Мужик, ты нужен мне. Только не убегай домой. Просто покажи рукой, где мост? Стой, не убегай. Просто покажи. Спасибо. Я так и думал. Прощай мужик, ты мне не нужен.

Мне нужен мост. Лечу! Взмываю над ледяными разводами и вновь снижаюсь над снежными плюшками. Машу крылом у острова Серба и перелетаю к Медвежьим островам. И все время держу в поле зрения точку на горизонте. Эта птица летит впереди меня, и мне ее не догнать. Но хорошо, что мы вообще летим. Вдвоем. Черт знает где. И больше никого. И наши мысли сходятся. Наша команда впереди, и это главное. И мы сходимся разными путями в один залив. Давай, Стас, жми, не сомневайся, мост должен быть там.

Но пока его почему-то нет. А ветер слабый. И на эти последние километры тратится непропорционально много сил и времени. Мы уже в заливе. Проходим мыс за мысом, а моста все не видно. А может, прав Слава, и его вообще нет? Партизаны взорвали? Начинают одолевать сомнения, туда ли мы идем? Конечно, странно, что по карте мост должен бы просматриваться с озера, а реально его не видно. Но карта - 2-х километровка, на ней все мысы и островки могут быть и не указаны. А других вариантов вроде нет, все ориентиры сходятся, да и Стас упорно мелькает впереди, за изгибами фьорда. Только вперед, мы правы. И будь что будет, но мы придем в эту точку, где на карте обозначен мост. Стас потом сказал, что решил дойти до этой точки, написать на снегу свой номер и пойти назад. Я ничего такого не решил, я просто тупо шел. Надо дойти и все.

А моста все нет. Но уже угадывается место, где залив пересекает ЛЭП, там он и должен быть. Больше ему быть негде. ЛЭП, - это наш стопор. Потом в любом случае назад. Последний поворот, что я за ним увижу? Черную дыру, сожравшую мост и напугавшую Славу? Даже интересно!

Прохожу я, значит, поворот и вижу я, значит, ребята...

Варианты:

1. Залив кончается и замыкается со всех сторон темной стеной леса. А на белом снегу никого и ничего. Даже следов Стаса. И тут я закричал...

1. В конце залива я вижу прекрасный арочный мост. По мосту идут нескончаемой вереницей прекрасные сверкающие автомобили. Горят прекрасные разноцветные лампочки. Встречающий оркестр играет прекрасную музыку... А под мостом сидит огромная и мерзкая Черная дыра, которая со свистом всасывает в себя на моих глазах отчаянно сопротивляющегося Стаса, и уже начинает всасывать и меня. И тут я закричал...

1. Старенький деревянный мост. А на мосту сидит старуха с гнилыми зубами. Ну что, бабуля, - это что ли Экостровский?

- Это, милок Хреностровский, а Экостровский километрах в 20 будет...

И тут я закричал...

Долгая дорога домой

...Прохожу я поворот и первое, что я вижу, это летящего мне навстречу Стаса.

- Сделал? - Да! - Обратно? - Да! - Отлично!

Второе - это арочный мост в конце пролива. А под ним Черная...А перед ним черная фигурка судьи на снегу у разноцветных флажков. Как медленно я к ним ползу эти последние метры! Еще галс, еще. Когда же это кончится? Все, пересек линию! Сказать свой номер, спросить результат. Мое время: 16-36. Стас прошел в 16-20. Он первый, я второй, больше никого! Круто! Полтинник против ветра за 4,5 часа! Неплохо!

- Обратно пойдешь? - буднично спрашивает судья.

- Пойду, - автоматически отвечаю я и в каком то трансе отъезжаю от флажков. Только теперь я чувствую, как устал. Все тело гудит, ноги-руки, забиты. Обратно, по ветру должно быть легче, как-нибудь дойду, вяло рождается мысль. Стаса уже опять не видно. А ветерок слабоват, идти галсами приходится, да руками работать. Эдак я дойду, пожалуй, ночью. А если ветер совсем скиснет? Эх, надо было судью про подбор спросить, появляется запоздалая мысль. Поедут ли искать - собирать и каким путем? А как они, интересно, поедут: между островов или вдоль берега? Отдохни от этой мысли, парень...

При движении по ветру кайт иногда становится вялым. Нагрузка на стропах пропадает. Зазевавшись, теряю равновесие и падаю. Первый раз за весь путь. Открываю счет падений. Кто сказал, что по ветру идти легче, чем против ветра? Быстрее - да, легче - нет. Впрочем, Шемякин говорит, что... Впрочем, Шемякин уже далеко, а мне отсюда самому выбираться надо. На своих деревянных ногах и со своей корявой техникой катания.

О том, что это соревнования, я сейчас на думаю. Дойти обратно - вот задача.

Иду посередине озера, ловлю ветер. Обхожу о. Серба слева, Виловатый - тоже. Наконец-то ветер усилился. Ого, теперь я несусь под своей мощной семеркой, только успеваю на снежных буграх подпрыгивать. Если этот ветер не стихнет, я с ним, пожалуй, доеду до дома! Неси же меня, ветер, вперед, не стихая!

И он понес! Снег-лед, лед-снег стиральной доской ударили мне по ногам. Падение, еще падение. С трудом удерживаю равновесие на трясущихся от напряжения ногах.

О ноги, мои ноги, мало вам, что ли, сегодня уже досталось?! Я же не горнолыжник и не альпинист, делающий по 50 “пистолетиков”, чтобы выдерживать такое. Я кусок старой дохлятины на тонких подгибающихся ножках. Ладно, обещаю вам, что буду бегать чаще, чем раз в месяц и даже приседать по утрам, лишь бы не терпеть эту боль. Но сейчас, мои ноги, я не могу предложить вам ничего, кроме этой боли. Кроме этих непрерывных ударов. Бум!-Бум!-Бум! О!-О!-О! Сколько же я смогу терпеть эту пытку? 1 минуту? 2? 3? А все 50 километров не хочешь?! Не-е-е-т!!! Это невозможно! Надо передохнуть. Ведь я еще не отдыхал ни разу. Надо попить, подкрепиться. Ведь не зря же я везу с собой термос с горячим чаем. Иначе я просто не дойду. Зря я вспомнил о термосе... Жаркий ветер пустыни обвевает мое лицо, не принося прохлады, а лишь унося капли влаги. И пусть температура этого ветра около нуля, но как он жарок, как он иссушил меня. И как же я хочу пи-и-и-и-ть!

Остановись...Отдохни...Дай покой ногам хоть на минуту... Отвинти крышку термоса, там сладкий чай с лимоном...Он так... Я знаю, ты хочешь его...Ты ведь мечтаешь о нем уже все последние часы...Это же так просто, остановиться и снять рюкзак. Каких-то пять - десять минут, ну что они решат! Это же 100 километров! Ты уверенно идешь вторым. Сзади никого. Хочешь догонять Стаса? - Нет, не хочу, я и так еле иду, просто дойти бы. - Вот видишь! Так в чем же дело. Отдохни. Теперь можно.

- Да, я отдохну. Я обязательно должен отдохнуть и попить. Вот только... Вот только кайт здесь на лед не положить, ветром тащит. Вот за следующий остров заеду, там и передохну.

А что это там из-за острова на стрежень за кайт выкайтился? Ба, да это же Корабельников! Идет навстречу, зеленой “Дюной” помахивает. Что-то не особенно быстро он идет. Я уже от моста 40 минут как. А ему туда против ветра теперь часа полтора упираться. Успеет ли? Кирилл - известный в Питере альпинист. Молодой, в расцвете сил. В кайтах не новичок. В горных лыжах тоже. В прошлом году прошел в одиночку под кайтом всю Имандру. Знает эти места, в отличие от нас, хорошо. Имеет с собой несколько кайтов “Дюна", все необходимое снаряжение. Что же помешало ему сделать нас - хилых старичков-парапланеристов? Ну не знаю. Знаю лишь только, что ему теперь нас со Стасом не догнать. Дай Бог на промежуточный финиш успеть. На миг сближаемся с Кириллом на встречных галсах. Приветствие, взмах руки. И вновь расходимся, идя каждый своим путем.

Мимо мелькают берега острова Сяв. Вот зайду за него - передохну немного. Нет, и здесь лед, и здесь сильно дует. Понеслись дальше. Впереди нарисовался Высокий. Тяну в пролив к Нафталиновым Песцам, то есть, пардон, к Нефелиновым Пескам. И там лед. Как разносит на гладкой поверхности! Вот это скорость! Слава говорит - буерный эффект. Только пятна снега тормозят рывками. Поднимаю кайт, стараюсь подвиснуть на нем, чтобы ноги не так било. Удается плохо. Пробую идти немного галсами, загружая подвеску, а не руки. Это можно, но уводит с курса, сильно разгоняет и опасно на перекладках. Но все же эти упражнения, хоть как-то отвлекают от мучительной боли в ногах.

Вот здесь у берега я выйду на снег и положу кайт. Нет, не здесь. Здесь мне ветром его враз запутает. А пожалуй, заеду за Высокий, там ветра точно не будет. Вот зараза, и здесь дует! И как сильно! Тогда укроюсь за гребнем Петушего. Петя, Петя, Петушок, золотой гребешок, хоть ты мне дашь водицы напиться? И ты, Петя, туда же! Что ж вы все так быстро мелькаете? Пристать к берегу не даете? Кто вас-то мимо меня с такой скоростью гонит? Вас то кто подгоняет? Ну беги, Петя, беги, убегай скорей за горизонт. Кто следующий?

А это что за бережок? А это что за дачки на бережку? Рижгуба, что ли?

Вот так Раскатайгуба! Это я что, уже здесь?! В самых смелых мечтах я не ожидал такого! Отсюда уж и до дома недалече. А это что за кайт такой в небе трепыхается? Уж не Стас ли? Стас! Ну вот, попил я чайку. Неужели догоняю? Ну-ка, ну-ка. Да, пожалуй, расстояние сокращается. И идет он как-то странно...Явно не торопится, да и парус иногда заполаскивает, теряет ветер. Да, похоже, эта буря потрепала не только мой корабль. Похоже, что и ему плавание далось нелегко. В бинокль хорошо видна сломанная мачта, беспорядок на палубе, сорванные с мест и разбитые шлюпки. Но вторая мачта цела, сигнала SOS нет, флаг не спущен. Он продолжает гонку! Пощады не просит. А ее и не будет. Орудия к бою! Полный вперед!

Битва у острова Риж

Мучительный путь назад по ветру измочалил не только меня. Стас также шел на ногах-протезах и имел проблемы с устойчивостью. Он нашел оригинальный способ отдыха. Когда падал, то не торопился подниматься, а позволял кайту тащить себя по льду на животе, посматривая только, чтобы не въехать головой в торосы..., - Я так не хотел вставать. Я старался продлить это удовольствие как можно дольше. Ведь это такое блаженство, когда ноги отдыхают, - говорил потом Стас. Как я его понимаю! Но сам до этого не дошел.

У нас одинаковые лыжи, однотипные кайты. Он немного тяжелее и сильнее меня. Явно лучше идет против ветра. И я подозреваю, что если напряжется, то и по любому лучше. Если напряжется. Если.

А я ? Смогу ли одолеть более сильного соперника? Посмотрим. Вот он уже совсем близко. Меня еще не видит. Крадусь сзади и сбоку. Он, наверное, уверен, что один и далеко впереди. Ха! Это будет приятный сюрприз. Итак, начинаем!

Орудия наведены. Машина готова выдать полную мощность. Команда застыла в напряжении. Главное не спугнуть его раньше времени. Иначе снова может уйти. Не даст навязать бой. А я не зря гонялся за ним по всем морям и океанам. Я упустил его в проливе Скагеррак и вновь нагнал у острова Лейте. У Виловатого я видел его мачты на горизонте. А в устье Ла-Платы мы обменялись несколькими залпами, но он сумел оторваться, пользуясь преимуществом хода. И вот мы встретились во льдах у полярного острова Риж. Теперь не уйдешь!

Незамеченным, подхожу сзади на минимальную дистанцию. Пока огонь может вести только носовая башня, но это не важно. Важно сразу психологически подавить противника, используя фактор внезапности. В этом мое преимущество.

Огонь! Огромные столбы воды и колотого льда встали у него прямо по курсу, засыпая палубу секущими осколками. Есть накрытие с первого же залпа! Взревели мои машины, корпус затрясся от напряжения. Вперед! Только сейчас он заметил меня. Слишком поздно! Я уже иду параллельным курсом на полкорпуса впереди и стрелять могут все орудия левого борта. Огонь! Огонь! Есть первые попадания! Пробита труба. Разбито бортовое орудие среднего калибра. Пожар на верхней палубе. Да, кошмарное пробуждение для его капитана, уверенного в своей недосягаемости.

Его закрыли клубы дыма. Надеюсь я попал ему в машину, или хотя бы перебил паропровод и он замедлит ход. Не дожидаясь ответных выстрелов, спешу вперед. Стараюсь занять положение прямо у него по курсу. Увеличиваю разрыв между нами.

Но он, наконец, просыпается. Начинает выдавать полный ход. Его орудия изрыгают оранжевое пламя. Проходят секунды томительного ожидания... Недолет! Теперь он висит у меня на хвосте, не отстает. Отстреливаясь из кормовой башни, стараюсь оторваться. Но дистанция между нами неизменна. Он не может догнать, я не могу уйти. Осыпая друг друга снарядами всех калибров втягиваемся в узость пролива Дудка. Скоро, там за поворотом финишная прямая, порт, ликующие зрители, долгожданный отдых. Два однотипных крейсера, два новеньких боевых корабля, сверкая свежей краской, бесконечно далекое время назад вышли отсюда в дальний поход. И вот они возвращаются. Оплавленный, покореженный металл надстроек, зияющие пробоины в бортах, покосившиеся трубы, кровь на палубе. Жалкое зрелище. Но машины работают. Они на ходу. Они идут! При этом они находят силы бороться у самой финишной черты. Бороться до последнего. Прекрасное зрелище!

Пройден последний поворот. Впереди остров Любви, в километре за ним финиш. Поразительно, 6 часов назад мы начали молотить эту гонку плечом к плечу, а теперь, через 100км, вновь молотим на финише ноздря в ноздрю! 6 часов напряжения без отдыха, питья и еды, и борьба за секунды на финише! Вот уж действительно, экстремальная гонка получилась у нас с тобою, Стас!

Береговая черта поворачивает влево, и сильный боковой ветер начинает сносить меня в море. Этот ветер явно не для семерки, но о том, чтобы поменять кайт не может быть и речи. Стас идет вдоль самого берега, прикрываясь им от ветра, хоть и в зоне турбулентности. Рискованно, но его по крайней мере не сносит. А меня, похоже, понесло. Ничего не могу поделать, ветер просто отрывает ото льда и поднимает в воздух. Проклятье! Меня сносит к острову, а Стас вырывается вперед. Смена лидера. Эх, надо было тоже жаться к берегу! А впереди уже видны строения яхтклуба, флажки финиша. Как обидно! Очередной сильный порыв вновь заставляет лететь по воздуху. Мимо проносится Стас. Сам решил уйти вправо или его тоже снесло? Стас улетает за остров, и там его купол падает на снег. Что-то у него случилось, похоже, порывом порвало стропу. А я продолжаю бороться с ветром. Вывожу купол в зенит. Только так могу удерживаться без сноса. Ловлю ослабления между порывами и метр за метром продвигаюсь по маршруту. Этот ветер такой силы, что совладать с ним почти невозможно. Меня давно должно было бы снести за остров, но я еще здесь. Выигрываю пару метров в затишье и вновь проигрываю их в порыв. До финиша уже метров триста..., двести...сто...Но ветер как назло еще сильнее. Все! Я практически не двигаюсь вперед, даже этим методом. А что там делает Стас? До него метров 300. Он возится на снегу, кажется, меняет купол. Сейчас он поставит четверку и за несколько секунд сумеет финишировать! О Ветер, ну пожалуйста, дай мне проехать еще эти последние 50 метров! Но, в ответ на мою отчаянную мольбу сильнейший порыв подхватывает меня и хрясь! Лыжи отлетают в сторону, кайт бешено крутится в воздухе, я лежу на снегу. Вот так, приехали. Я повержен в 30 метрах от финиша. А Стас уже закончил менять кайт и вот-вот поднимет его. А откуда ни возьмись появился еще какой-то кайтер и явно намерен финишировать. А мне ничего не сделать. На этом ветру я уже не успею распутать, да и просто удержать кайт, собирая разлетевшиеся лыжи. Драматический момент.

Ах, так! Меня охватывает ярость. Я сильно подтягиваю задние стропы, ломая кайт, лыжи в руки и вперед! Шаг за шагом я выдираю извивающийся змей из сопротивляющегося неба. Ветер не ожидал такого, он явно не хочет отпускать меня. Но я иду! Преодолеваю последние метры под развевающимся на ветру знаменем- змеем. 99 998!, 99 999!!, 100 000!!! Вот так!

Мы сделали это!

Я прошел сто километров за 6 часов 25 минут. Стас за 6.32. Разница всего в 7 минут! Только мы двое сделали всю дистанцию полностью и в зачетное время. А что же остальные?

Кирилл Корабельников пришел в район промежуточного финиша в 1840, не уложившись в зачетные 6 часов. Отъезжающие судьи видели его на подходе, но ждать не стали. Он пошел обратно и приехал на финиш в 2128, затратив на весь путь 9 часов 28 минут. Кирилл говорит, что имел проблемы с запутавшимся кайтом и потратил час на распутывание строп.

Слава Шемякин на промежуточном финише не был, повернув где-то не доходя до него. Судьи его на подходе не видели. Но Слава показал фантастическую путевую скорость, даже если учесть, что он не шел узость перед мостом. Он прошел свой путь за 4 часа 39 минут, причем на обратную дорогу затратил не более полутора часов! И пусть он не нашел промежуточного финиша, все равно, это феноменальный результат, демонстрирующий нам всем возможности кайта в руках Мастера. Те, кто видел, как Слава несся обратно, никогда не забудут это зрелище.

Валентин Смирнов и наш Сережа Жуков дошли до острова Большой Петуший и не смогли пробиться дальше из-за сильного ветра. Сергея (на четверке!) подняло в воздух во время поворота, сильно приложило об лед и поволокло, хорошо, шлем на голове был. - Все, теперь я не катаюсь без налокотников, - сказал он потом, демонстрируя синие локти и зашивая разорванную куртку. Любопытно, в это же время мы со Стасом шли на семерках против довольно слабого ветра в 15-20 километрах южнее. Такая вот ветреность и капризы Имандры.

Отдыхая перед обратной дорогой, Сергей с Валентином внезапно увидели возвращающийся призрак Шемякина, быстро появившегося из-за горизонта с высоко поднятым Бэтвингом. Они еле успели повернуть за ним головы. Три минуты, и он вновь исчез из виду. Они были потрясены.

Всех, кто имел площади только 6-7 кв. м, посдувало сразу по выходе на Большую Имандру и они вынуждены были вернуться обратно. Ну и, конечно, доска на маршруте проигрывает лыжам, особенно на льду. Поэтому у Александра Пузанова не было шансов.

Апатитские ребята Серебряков Алексей и Телов Вадим на самодельных кайтах площадью 3,4 медленно, но упорно пробивались вперед. Для них главной проблемой стало не усиление, а стихание ветра. Все же к девяти вечера (за 9 часов!) они смогли дойти до Экостровского моста, и добраться до дома, в смысле до Апатит. - Ну, этих мы искать не будем, они сами спасатели..., - сказали наши спасатели вечером в Мончегорске. Впрочем, ночью пропавшие позвонили и всех успокоили.

Итак, из 13-и двое де-юре и четверо де-факто. Нормальное соотношение для сотни. Когда я ходил туристские “100 за 24”, там тоже до финиша доходила только треть заявившихся. Это моя четвертая сотня в разных видах спорта: “100х24” бегом, “100х24” на лыжах, 100 км на параплане, и вот 100 на кайте. Достойное место в коллекции.

Ну что сказать? Конечно, без опыта и хорошего снаряжения такую дистанцию не пройдешь. Но все же пройти сто километров на кайте физически намного легче, чем 100 за 24 часа бегом или на лыжах. Энергии тратится меньше, а скорость больше. Реально держать линейную скорость под 50-60 км/ч в течение долгих минут. Реально идти с путевой скоростью 25-30 км/ч в течение долгих часов. А значит, можно пройти и 200, и более километров за день. Был бы ветер. Да, кайт открывает фантастические возможности!

Спасибо гостеприимному Смирнову Валентину, что вытащил нас на Имандру и не побоялся дать старт этой затее. И затея удалась великолепно! Мы сделали это! Мы доказали, сотню пройти можно! Полтинник против ветра пройти можно! Я за то, чтобы сделать эту гонку ежегодной. Имандра прекрасна! Кайт - это кайф!

Андрей Собетов
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru