Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Открытие Балхаша. Кайттуризм



Глубокая разведка

Наша палатка стоит прямо на льду озера в уютной живописной бухте. Полная луна освещает береговые скалы и нагромождения торосов. На берегу острова горит костер. Свернуты натруженные за день крылья, мы отдыхаем. Вокруг бескрайние льды огромного озера. Сюда еще не ступала нога кайтера. Сбылась мечта, мы на Балхаше! Три кружки поднимаются одновременно, - Ну, за открытие Балхаша!
Но, обо всем по порядку.
Балхаш не может оставить равнодушным кайтеров - любителей кросс-кантри. Само существование этого озера бросает вызов. Огромное, ветреное, скованное надежным ледяным панцирем. Неведомое, труднодоступное, загадочное. Два года мы мечтали попасть сюда, собирая скудные сведения о зимнем Балхаше. Риск планирования в кайт-походах связан с погодой и характером ледового покрытия. Можно с огромным трудом заброситься в труднодоступную точку и увидеть торосы и шугу до горизонта, или неделю просидеть в безветрие. Мы примерно представляем возможный характер льда и ветра на Ладоге, Онеге, Имандре. Но что ждет нас на Балхаше? Никто не знает. Нужна разведка.
Мы решили отказаться от попытки сразу пройти Балхаш с востока на запад. Наш план - Не просто покататься в одном -двух местах, а провести глубокую разведку озера радиально из центра. Оценить возможности разных частей озера для кайтинга. Этот план дает возможность оптимально использовать ветер любых направлений для максимальных дневных переходов с возвращением на базу в городе Балхаш, или без возвращения, с ночевкой в полевых условиях. При благоприятном варианте мы хотим пройти однодневный маршрут по соленой части озера с возвращением в г. Балхаш и многодневный по пресноводной части максимально на юг. И оттуда уехать в Алма-Ату. Неделя на все.
Последняя неделя февраля 2005. Заезд: СПБ - Караганда, самолет, Караганда- г. Балхаш, такси 400 км. Отъезд: Поезд с южной части озера - Алма-Ата 500-700 км, Алма-Ата - СПБ самолет.
Наша команда: Я, Стас Шестов, Коля Симонов. У каждого из нас по 3 кайта. В рюкзаках: спальники, коврики, палатка, котлы, горелка, газ, термоса, еда, вода. Вес рюкзаков 25 кг. Все на себе, от волокуш решили отказаться.

Балхашские Помпеи

20.02.05 в 3.30 мы прилетели в Караганду. Не теряя ни минуты на машину и вперед! Рассвет встретили в пути. Сухая трасса. Снега нет. Степь и сопки словно припорошены инеем. Казахский мелкосопочник - вот он. Солнце. Сухо. Высокое небо. Ветра. Хм…Возможное место для рекордных полетов на параплане? Любопытно было бы вернуться сюда летом. Завязываю узелок на память.
Темные дымы прочертили голубое небо. Это город Балхаш шлет свой привет из-за горизонта. Металлургический комбинат денно и нощно извергает тонны пепла, устилающих степь, оседающих на льду озера, а может быть долетающих с северо-восточным ветром и до самих многострадальных Помпей. "Здесь вся таблица Менделеева" - с гордостью говорит водитель. Но жителям Помпей от этого не легче. Для нас это означает увеличение веса рюкзаков под запас чистой воды, ибо топить снег и лед для питья в Помпеях не рекомендуется. Это мы поняли сразу, как только вышли на лед озера. В этом мы укрепились, отъехав 20 км на восток. Этого мы опасались и в 80 км от города Балхаш. Дыхание Монстра чувствуется, по крайней мере, в радиусе 50 км, во всяком случае, в восточном направлении, и пить воду из озера я бы здесь не стал.
Непосредственно у берега в городском заливе открытые участки льда так сильно припорошены серо-буро-малиновым порошком и комочками золы, что не хочется портить лыжи и кайты. Нам пришлось добраться на мыс в 5 км с наветренной стороны от города, чтобы разложить кайты на более-менее чистом снегу и покататься по заливу. Покрытие здесь снежное, вполне приличное. Толщина льда около метра, и по нему ходят машины во всех направлениях. Рыбаки ловят рыбу и, видимо, ее едят…вместе со всей таблицей Менделеева. "С экологией здесь стало плохо", - говорит рыбинспектор Ермек, - "В некоторых местах ловить рыбу запрещено". Но, на большей части озера рыбу ловят, а в южной части воду пьют. Человек ко всему приспосабливается. Даже под дождем из пепла.
Гостиница в Помпеях, пардон, Балхаше оказалось вполне приличной. Газ, продукты и воду мы закупили на рынке. Теперь мы полностью укомплектованы и готовы в путь.

Узун

Прогноз ветра мы получали из Питера СМС-ками. Итак, завтра восточный ветер 4-5 м/с. Варианты:
1. Пересечь озеро галфвиндом 50 км до южного берега и 50 обратно.
2. Заехать на машине 50-100 км на восток до Узуна (узкой перемычки между соленым и пресным озером) и двинуть обратно вдоль берега с попутным ветром.
Возможные проблемы: ветер не сильный, может скиснуть, и тогда мы зависнем на середине озера. Характер поверхности нам не известен.
Выбираем второй вариант. В крайнем случае, всегда можно выйти на берег, на дорогу.
Дорога идет в нескольких километрах от берега. Вот только водители в сомнении качают головами. На озеро с нее не выехать - солончаки, тростники, тонкий и опасный лед. Надо ехать сразу по льду озера. Заодно и всю поверхность увидим. Грузимся в УАЗ Ермека. На льду рыбинспектор царь и Бог. Приятно путешествовать с Богом. Все рыбаки приветливы и учтивы. Ермек по-отечески строг и справедлив. У этих лицензия есть, у этих тоже, а вот у этих…только грустные лица. На льду у проруби вещдоки: судаки, плотва, еще какие-то хвосты. Что ж вы, ребятушки, делаете? Что же ваши дети и внуки здесь ловить будут, что им достанется? - распекает он понурые фигуры.
Я знаю, я знаю что им достанется! - хочется поднять мне руку как отличнику на уроке, - им достанется Вся Таблица Менделеева! Но, пуржи здесь неуместны. А уместен Закон и Порядок.
Постепенно мешок Ермека наполняется рыбой. Закон торжествует. Рыбаки с ужасом косятся на трех иностранных шпионов, видимо, пойманных всесильным Ермеком на льду и препровождаемых Туда Куда Положено.
Мы едем все дальше на восток. Объезжаем скопления торосов. Останавливаясь перед трещинами и следами, Где Провалились Предыдущие Машины. Ермек сдает назад, кружит, разгоняется, и мы перелетаем опасные места. Лед на 80 % покрыт снегом. Но, к сожалению, много участков мерзкой шуги и торосиков. Ехать на лыжах здесь будет опасно и медленно. Поэтому решаем для начала не увлекаться, и, отъехав 50 км, останавливаемся. Мы на границе пресной и соленой части 600 километрового озера. В самом его центре. В самом узком месте. Это пролив Узун-Арал.
В 5 км на юге виднеется противоположный берег - полуостров Сарыесик. Характер льда, на сколько хватает глаз - неизменен. Это чередование ровных заснеженных участков и шуги, рассекаемых грядами проходимых торосов и трещин. Не самое лучшее, но и не самое худшее.
Фотографируемся у нагромождения торосов, разворачиваем кайты и в путь! Ну, здравствуй Балхаш! Идем на семерках. Бакштаги и фордевинд.
Справа проплывает низкий, заросший тростником берег. Особо не разгонишься, но движение вполне комфортное. Вот только участки шуги достают и сбивают темп. Падать здесь нельзя, ронять кайт тоже. Словно оконные стекла поставлены под углом, а иногда вообще какая-то каша ледовая. Волокушу здесь тащить было бы невозможно. Местами еле едем, полностью сосредоточив свое внимание. Очень утомительно. А если ветер был бы сильнее, вообще не представляю, как тут двигаться. Кайт рванет - и все. И у берега такая фигня, и мористее вроде тоже. Хорошо хоть, самый гнусный участок скоро кончится. А дальше - легче.
Вот уже и родные трубы из-за горизонта показались. Главный ориентир на плоскости. Покрытие пошло просто супер - скользкий перекристаллизованный ровный снег. Несемся мимо рыбаков. Они впервые увидели кайты. Некоторые гонятся за нами на машинах, подъезжают посмотреть. Эх, ветер бы посильнее, мы бы с вами погонялись. Но и так хорошо. Скоро Балхаш наполнится слухами про этих, "которые на тряпочках ездят". Да что там кайты, горных лыж тут тоже, похоже, никто не видел. В гостинице, глядя на зачехленные лыжи, упорно спрашивали, - где это мы собираемся "с этими веслами" плавать… Других ассоциаций у них не возникало.
Что ж, плаванье нам завтра, с "этими веслами" дальнее предстоит. Не веслами, так крыльями вдоволь намашемся.

Пирамида

Прогноз на предстоящий день: северо-восток 8 м/с, затем, на следующие 2 дня стихание до 4 м/с и крутка на запад, юго-запад. Слабовато.
"Эх, не те ветра на Балхаше стали, - говорит Ермек, - раньше ветром буера переворачивало, а теперь совсем тихо стало. Зато уровень воды в озере поднялся, береговая черта метров на 20 отодвинулась".
Ну что ж, один день хорошего ветра нам гарантирован, надо дойти как можно дальше на восток, а потом с западным ветром на юг. Собираем весь скарб. Берем по литру чая в термосах, 2 литра воды и по литру сока. Палатку приходится приторочить снаружи рюкзака. Бодро идем на семерках с попутным ветром. Эх, нам бы пройти сегодня километров 130 до Сарышагана. Пока все хорошо. Первые 15-20 километров по плану. А вот дальше - первый тормоз. Не торосы, не трещины, не шуга. Ровный прекрасный снег. Только черный. Черный снег Шубартубека.
Трубы Балхаша скрылись за горизонтом, зато нарисовались новые трубы. Очередной номерной завод. Что-то вроде "Балхаш-7". Шубартубек. Городок, залив, полуосторов. Лыжи по этому снегу не идут. А кайт тянет сильно. Нагрузка на ноги большая. Мучение. Поворачиваем на юг в открытое море. Прочь, прочь от этого берега.
Далеко, далеко впереди стала проглядываться гора, а на ее фоне какая-то пирамидальная вышка. Наверное, рыбаки на льду ориентир поставили. Держим курс на нее. Минуты за минутами, километры за километрами, но пирамида не приближается. Может быть, мираж? Интересно. А может?…А может быть, она просто ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ? Уже 10 километров, наверное, проехали, а все не доехали.15 километров…20. Вот она, ПИРАМИДА! Секретный "Балхаш-9".
Кладем кайты на лед, чтобы подивиться на невиданное зрелище. Россыпь пятиэтажек у подножия пирамиды - как детские кубики перед жилищем циклопа. Кто, когда и зачем построил это чудо света? Древняя могучая Империя возводила на своих рубежах этих гигантов. Космическое слежение. Раннее оповещение. эС-Пе-эР-О,…что скажут теперь эти слова рыбакам-кочевникам?
К берегу близко не подойти - торосы. Огибаем мыс, рассматривая проплывающие мимо диковинные сооружения. Однако вертеть головой не время. Пошли шуга да торосы. А ветер, как назло, усилился. Меняем кайты на пятерки- четверки. Все равно рвет, запутывает. Падаю. Долго распутываю стропы. Еще падение, еще. Ставлю двойку. А шуга все не кончается. Скорость черепашья. По такой поверхности далеко не уедешь. Да и потеряно много времени на перестежках. День клонится к вечеру. Ветер начинает стихать
Снова меняем кайты на большие. Хорошо хоть шуга кончилась, опять ровный снег пошел. Медленно подъезжаем к острову Тасарал. Позади 90 км. Ветер почти стих. Изо всех сил махая кайтами, въезжаем во внутреннюю бухту острова. Высокий каменистый берег, защищающий с трех сторон, сухие кусты - отличное место для ночевки. Ставим палатку прямо на льду, под большим береговым камнем. Разводим костер для тепла и света. Включаем горелку для кухни. Рискуем натопить лед, чтобы экономить воду. На вид он здесь чистый и прозрачный. Сушим у костра внутренние лыжные ботинки. Луна, безветрие, небольшой минус. Хорошо, тепло, уютно. Впереди у нас прекрасный вечер под луной и долгий ночной отдых. А завтра снова в путь.

Запретный город

Утром встали - легкий ветерок. Махая семерками, медленно пошли. Может, днем раздует? Не раздуло. Наоборот, все слабее и слабее. Где же вы, могучие Балхашские ветра? Километров 10 проползли, и всё. Ветер скис окончательно. Ждать? Идти? Махать-потеть? По любому, к вечеру мы хотим дойти до жилья, пополнить запас воды, иметь возможность выбора. Мы зависли на мысу Карагаш. Отсюда что до Сарышагана (железнодорожная станция, шоссе), что до Приозерска (закрытый военный город) по 30 км. Неужели идти пешком? Это наказание кайтера. С нашими рюкзаками можно относительно ненапряжно ехать, но идти, таща еще тяжелые лыжи - увольте. Забрезжил кошмар волокуши.
А если ветер не задует и завтра? Тогда есть смысл завершать кайтинг и двигать в Алматы, оставшиеся 2 дня с гор кататься. А если задует, продолжить путь на юг.
Но что нам делать сейчас? Съесть горсть изюма, выпить глоток чая и молиться. А что это за черная точка из-за белого горизонта к нам приближается? Машина! Ермек! Спаситель! Откуда ты здесь, за сотню километров от дома? Работа такая - рыбачков проверять. Всех ближних проверил, теперь за дальних взялся. Ну, поехали. В запретный город, так в запретный город. На льду КПП нет.
Приозерск. Бывший Советский ракетный центр. Теперь Российская база в Казахстане. Когда-то здесь шумела жизнь. Каждый завод имел свою гостиницу. Теперь заложенные кирпичами окна заброшенных домов и наружные теплотрассы производят гнетущее впечатление. Умирающий город. Впечатление несколько скрашивают многочисленные деревья и парк, что весьма необычно для голой степи. На улицах стоят …ракеты. Типа памятник. В гостинице вешалки из титана. Всюду люди в военной форме. На нас таращатся как на пришельцев, - кто сделал вам приглашение? А вы зарегистрировались в комендатуре? Отсиживаемся в гостинице.
А рано утром снова на лед. Безветрие….Ждем. Безветрие. Ждем. Безветрие….
Собираем манатки и вслед за колонной казахских гаубиц и БТРов крадучись покидаем запретный город. На КПП нас не проверили….Зато проверили в Сарышагане. Лично прокурор. С подозрением оглядев наши рюкзаки и "весла", выслушав легенду и тщательно проверив документы и регистрацию, он задал нам единственный вопрос, - "А вы не миссионеры?" Зато теперь мы знаем, как выглядят в Казахстане типичные миссионеры.
В заливе Сарышагана дул неплохой ветерок. Увы, только термический. И мы классно покатались пару часов налегке под ярким солнцем вдоль скальных выходов и сопок. Место тут по Балхашским меркам довольно живописное и чистое. Местные заготавливают лед из озера, пьют воду. Вкусные копченые судаки и сазаны продаются прямо на станции. Получив прогноз на безветрие, мы сели в поезд на Алматы. И отдались гравитационным лыжам на Чимбулаке. А точку поставили, прогревая уставшие кости в восточных банях.

Итоги

Итак, за 2 с небольшим ходовых дня мы прошли 160 км. Больше половины пресноводной части и четверти всего озера. Больших ошибок мы не сделали и всю возможную программу в этих условиях выполнили. Ветер оказался слабее, чем мы ожидали. Поверхность хуже. Большие участки шуги сильно уменьшают путевую скорость и расстояние проходимое за день. Здесь нельзя гнать. И в то же время здесь нельзя ехать с волокушей. Возможно, в центре озера поверхность лучше. Но все равно она уступает нашим большим северным озерам. Для многодневного похода я бы планировал не больше 50 км/день. На значительной части маршрута возможно использование дров (кусты), а не газа. Газ нужен для подстраховки.
Следует рассчитывать, что благоприятный ветер будет дуть только в половине дней. На надежное прохождение всего озера нужно 2-3 недели. Это для туристов любителей зимних походов.
Для катания на кайте "в удовольствие", видимо, лучше всего подходит пресная южная часть озера от Сарышагана до Улькена. Сложностью будет найти здесь приличную гостиницу-базу. Инфраструктура лучшая в Балхаше, но экология здесь худшая. Дикая соленая восточная часть озера по прежнему ждет своих исследователей.

Андрей Собетов
Февраль 2005
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru