Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Норвегия. VAKE 2012



 

Скажу сразу, это были самые интересные, трудные и рискованные кайт-соревнования из всех, в которых мне довелось участвовать. Это не курс-рейс, не марафон, не кросс-кантри. Это эндуро, то есть дистанция больше одного дня, подразумевающая ночевки в полевых условиях.

Мне нравится такой формат, неважно, соревнования это или самостоятельно организованный поход с командой единомышленников. Интересно в принципе пройти красивый и сложный маршрут в тесном общении с природой в безлюдных местах. Ладога, Онега, Балхаш и Байкал пройдены нами, а вот по рельефу ходить не приходилось. Можно, конечно, поехать самим, но на соревнованиях все организовано, особенно важно, что есть подбор и спасение. К тому же, для первых поездок в горах важно поучиться у более опытных кайтеров.

Итак, заявляемся на VAKE (Varanger Arctic Kite Enduro).Соревнования проводятся в Норвегии на плоскогорьях полуострова Варангер с 2008 г и позиционируются как «The Longest, Hardest and Most Extrem Snowkite Race in the World” в рамках Чемпионата Мира по версии ISKA.

Команды по два человека должны пройти автономно 200 км (по прямой между 12 точками) по горному рельефу с перепадами высот до 400 м. Автономность из расчета 5 дней и 4 ночевок. В безветрие разрешено двигаться на лыжах ски-тур или пешком.

Здесь вам не равнина, здесь климат иной и километры не те: Плоскогорье рассечено каньонами, серьезно удлиняющими и усложняющими путь и требующих точного ориентирования, особенно в пургу и туман. Лавиноопасные склоны. Скалы и камни. Непредсказуемая погода холодных гор у незамерзающего Баренцева моря меняется внезапно по несколько раз на дню. Турбулентность динамическая и термическая.

Дистанция ходится не каждый год. В прошлом году полностью ее не прошел никто. Поэтому формат соревнований в этом году был несколько изменен. Общих ночных лагерей, куда недоехавших свозят снегоходами, теперь не будет. Ночуй сам где хочешь, иди в день сколько хочешь, кроме ночного времени с 22 до 6 утра и обязательного часового отдыха на некоторых точках, необходимого организаторам для подзарядки трекеров. Да, теперь положение каждой команды отслеживается трекерами. Очень удобно. Реальный автоном, но под контролем.

«У кого губа не дура — заявляйтесь на Эндуро!» И желающих все больше. А заповедник Варангера может принять одновременно ограниченное количество людей. 50 - это почти предел. Олени и песцы не любят, когда их беспокоят. Поэтому на полную дистанцию допустили только 29 команд ( с учетом вероятного схода с дистанции и неодновременности ) и 7 еще на укороченную — спринт. Участвуют Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Великобритания, Чехия, Канада, Россия. Из России 6 команд: Urals (Максимов Максим, Литвинов Кирилл), Siberian Bears (Роман Любимцев, Александр Палехин), Onego Band (Дмитрий Бубников, Алексей Королько), Ladoga (Вячеслав Шемякин и Николай Симонов), St-Petersburg (Андрей Собетов и Сергей Привалов) на полную дистанцию и NortFly (Эдуард Радаев и Евгений Наумец) на спринт. Принцип отбора на Full Race и Sprint не вполне понятен. Некоторые неопытные и неподготовленные попали на полную дистанцию, а опытные - на спринт. В прошлом году здесь были мы, Шемякин, Радаев, онежская команда, и пройти нам не удалось даже полдистанции. Теперь добавились один из сильнейших российских гонщиков - Любимцев Роман и Максимов Максим со своими командами. Они, безусловно, могут конкурировать на равных с ведущими зарубежными спортсменами в курс-рейсе и марафоне. Но эндуро - это не курс-рейс и даже не марафон. Что будет? Посмотрим.

Сбор участников в Вадсё, потом на автобусе в Берлевог, и затем снегоходами и вездеходами на плато к стартовой точке. Небо расцвечено кайтами. Половина Флайсерфов и остальных понемногу, включая несколько надувастиков. Если у «буржуев» снаряжение фабричное, серийное и более-менее унифицированное, то у нас полный разнобой. Подходят, смотрят, удивляются...И мягким волокушам на веревочке и отсутствию 5-й стропы безопасности на кайте.... Да, мы, русские, такие. Рисковые ребята. Зато у нас есть Авось, наше тайное оружие...

День первый. Зеленый флаг! Погнали! И погнали. Но не мы. Мы потихоньку с Серегой поехали. В третьем эшелоне. Ибо нефиг. Пусть лидеры гонят. Дорогу среди камней нам показывают. Камней в этом году много, а снега мало. Страшное дело! Скорость тут не нужна, нужна надежность. На спуске после второй точки камни, на гребнях - камни. Пока до третьей точки доехали - лыжи побиты, волокуши распороты. У Сергея из лыж куски торчат, даже камус не наложить. Ничего себе начало! Похоже, нам с мягкими волокушами дистанцию эту вообще не пройти. Но делать нечего, перевернули волокуши на другую сторону, сложили кайты и начали спуск в каньон на лыжах. Судьи всем рекомендуют перед этим большим каньоном (200 м перепада) у 3-й точки кайты складывать. Но, не тут -то было! Отдельные герои прямо с кайтами вниз спускаются, а потом пытаются по крутому противоположному борту на кайтах подняться против ветра. Слава героям! Вот на крутяке надувастик лежит а пилот стропы дергает. Внизу, на дне каньона безветрие, наверху на плато 13, порывами до 16-и. Видимость ухудшается, поверху летит снежная мгла. Лидеры уже вылезли, а кто послабее - на дне каньона скопились. Ребята из Onego Band со своими большими санями под флагом тоже тут. Пытаются поднять кайты и вверх ехать. Сильно турбулит и временами ветер внизу пропадает. Сомнительно, что они смогут заехать на склон. А мы и не пытаемся, а сразу начинаем скитурить. Да и это нелегко, особенно на твердом насте, почти льду, крутой части. Но мы постепенно выползаем из каньона, медленно обгоняя безнадежно застрявших здесь кайтеров. Особенно впечатляет один, поджидая товарища, полчаса висящий с поднятым кайтом на бровке каньона в ветер до 16 м/с! Жуть и восхищение! Ну а мы медленно уходим в несущуюся мглу. Видимость падает до нескольких десятков метров. Расходиться тут нельзя. Сильный встречный ветер холодит и утомляет, но мы постепенно выползаем на плато. Ровнее, снежнее. Может, поедем? Но только на штормовых тройках. Эх, надо было взять короткие стропы. А так, меня подбрасывает на перекладке и я теряю контроль, падаю, вертолет, тащит, отпускаю. Ищу. Распутываю. Теряем время. А мимо уже проезжают вылезшие из каньона. Темнеет. Пора ставить лагерь. Но где? Мы наверху плато и ветер не унимается. А если ночью шторм? Сергей предлагает дойти пару километров до понижения у следующего каньона, но будет ли там лучше? У нас с собой две лопаты и ножевка. Проверяем снег и решаем встать прямо здесь, заглубив палатку и построив снежную ветрозащитную стенку. За стенкой гудящий ветер пропадает. Блаженство! Конечно, наша ветрозащитная зимняя пятидуговая палатка должна выдержать такой ветер и без стенки. Но...Береженого Бог бережет. Видел я на Эльбрусе и Казбеке, как это бывает.

Палатка у нас комфортная, 3-х местная, с двумя тамбурами. Все вещи заносим внутрь. Готовим в большом тамбуре. На ужин впервые пробуем норвежскую сублимированную еду. Она вкуснее нашей! И пользовать удобнее. Не надо посуду пачкать, прямо из большого пакета едим. Чай, коньяк, шоколад. Заправить термоса на утро. И спать. В пуховом спальнике тепло.

Итоги дня. Пройдено 30 км, большей частью на кайтах. Результат посредственный, но не самый худший. Побиты лыжи и порезаны волокуши, Это плохо. Но идти дальше мы все же можем. Это хорошо.


День 2-й. Всю ночь дальний от стенки тамбур трепыхало ветром, но все слабее. Под утро ветер подстих. Выехали на больших кайтах. Я на Экстази 10, Сергей на Велосити 8,5. Рассветное солнышко разгоняет облака, едется легко. Красота! Только вот недалеко уехали. Наступил штиль. Сложили кайты и поскитурили к 4-й точке. До нее надо дойти до 18-00, иначе снимут с полной дистанции и переведут на спринт. Еще утро и мы всяко успеваем. Камус по примеру Сергея снял и подмазал лыжи тормозной мазью под площадку, сразу идти легче стало, особенно хорошо на спусках и ровной поверхности. Прошли одно озеро, потом другое и вдоль дороги к точке 4 вышли. Там час отдыха. Нагрели воды, попили, заправили термоса. Жарко, пить при хотьбе очень хочется.

Узнали все новости. Оказывается, мы идем десятыми. Весьма неплохо! А мы думали, что почти последними. Слава с Колей (Команда «Ладога») сошли и идут вне зачета. Как потом выяснилось, они потеряли волокушу и долго ее искали. Сошла также канадская команда с опытнейшим Бенуа Трембли. Из русских впереди нас Уральцы и Сибирские медведи, они бодаются с лидерами за первые места. Медведи (Любимцев, Палехин) вчера были первыми на 3-й точке и явно идут на победу. Молодцы!

Дальнейший путь на 5-ю точку. До нее 26 км с подъемом на плато. Здесь на озере безветрие. Но говорят, на плато дует 4-5м/с. Начинаем подъем. Перед нами идет четкий след от уже прошедших команд. Солнце. Жара. Тяжело. Потеем на подъеме. На ногах, преющих во влажных пластиковых ботинках, уже мозоли. Но надо идти. Неожиданно, навстречу нам спускается команда, вышедшая на подъем на полчаса раньше. Они желают нам счастливого пути и идут вниз...Сдались? Хитрая тактика в ожидании ветра? Непонятно. След от многих лыж и саней ведет дальше. Идем по нему. Наверху мелькнули купола кайтов. Кто-то пытается ехать. С середины подъема ощущаем слабое дуновение. Ехать еще нельзя, но идти легче. Не так жарко. Подъем бесконечен. За каждым выполаживанием новая вершина.

Вот и плато. Что мы видим? Две команды сидят, разложив кайты в ожидании ветра. А впереди за каньоном помахивает белым крылышком Любимцев. Но судя, по тому, что мы их еще видим, не очень-то быстро они едут на своих огромных 19-и метровых куполах. А у нас 10 и 8 метров. М-да... Идти или раскладываться? Народ рядом с нами поднял крылья и медленно поехал. Попытаемся и мы. Это конечно не езда, а мученье. Машем, крутим, вымучивая метры. С переменным успехом проезжаем километр до первого понижения и там все. Все кладут кайты и отдыхают. Мы вновь скитурим. Вечереет. Иногда впереди на горизонте мелькают крылья, да и судя по следу, они едут. Удивительно! Как им это удается почти в безветрие? Или у них локальный ветер? А мы идем, выдавая свои 3 км в час. Уже тошнит от усталости. Но хочется дойти до намеченного ключевого места перед 5-й точкой. Оттуда завтра будем делать петельку на 5-ю точку с возвращением, а потом на 6-ю. Приходим в намеченное место в 20-00. Ставим лагерь в верховье каньона. Греем воду и пить, пить, пить! От потери соли и нагрузки сводит мышцы ног, живота. Пью теплую минералку, чай с солью. Есть после большой физической нагрузки ничего не хочется. Это был самый тяжелый день.

Сегодня мы прошли по горам 37 км. Из них 32 — скитур. До пятой точки осталось 5,5 км. Хорошо, что у нас относительно легкое снаряжение. При движении пешком мы выигрываем у других команд. Но при езде, как правило, проигрываем тем, кто имеет всю линейку современных кайтов и длинные широкие лыжи. А у нас по одному основному кайту Экстази 10 и Велосити 8,5 и по одному штормовому ручечнику Винни 3. Лыжи скитур у нас короткие (170 см) и узкие. Волокуши мягкие. Вес и объем минимизирован. Все должно переноситься одним человеком в рюкзаке. Снаряжение подбиралось для кайт-походов «для себя», а не для гонок и соревнований. Для озер, а не для гор. Для льда и наста, а не для пухляка и камней. Ну, чем богаты, тому и рады. Для нас главное - пройти, а не гнать. Пора спать. Очень важно восстановиться за ночь.


День 3-й. С утра легкий ветер. Подняли кайты и поехали на 5-ю точку. Потом обратно к месту ночевки и на 6-ю. Ветер усилился, видимость ухудшилась. Над очередным каньоном словил порыв, потерял контроль, носки лыж зарылись в снег. Упал, поволокло. Пришлось отстрелить кайт. Вывернуло правую ногу в колене. Болит. Ветер сильный, поехали на тройках. Те, кого мы обошли вчера пешком, снова сделали нас.

Прошли 6-ю точку Здесь кончается дистанция спринта. Дальше идут те, кто на полную дистанцию. Лидирующие спринтеры заменяют отстающих «полновиков» и тоже могут идти на полную дистанцию. Такой вот отбор. Мы уложились во время и идем дальше.

Поменяли кайты на большие. Прошли 7-ю, 8-ю. Нога болит. Ощущение, что болтается в колене. Бьет на застругах. Не нагрузить. Надо бы перевязать. Но ветер сильный, кайт не положить, не запарковать. Надо доехать до 9-й точки, где палатка и обязательный отдых. На спуске к 9-й точке вновь пришлось отстрелить десятку и спуститься без кайта по крутому склону и потом сквозь кусты. А вот и 9-я точка. Долгожданный отдых. В палатке встречаем.... Любимцева. Как же так? Мы думали, он уже далеко впереди, среди лидеров... Он рассказывает что-то о порванных стропах, камнях, трудностях ориентирования в каньонах, плохих ночевках в однослойной палатке и отсутствии туристического опыта. «Вначале мы думали пройти эту дистанцию за один день, питаясь только батончиками сникерсов».

Перевязываю ногу эластичным бинтом. Принимаю решение идти дальше. Выходим последними. Едем к горам. Видим возвращающиеся оттуда кайты. Они не нашли прохода через русло реки, кусты и каньоны и рыщут, ищут, где бы подняться на плато. А подъем предстоит не шуточный 400 м перепада до 10-й точки. Поворачиваем под 90 градусов и едем по равнине вдоль плато и русла реки. Проезжаем километров 8, пока находим место, где можно преодолеть русло и кусты. Начинаем подъем на плато. Одна команда нас уже опередила, других не видно. Ходим туда-сюда траверсом склонов, постепенно поднимаясь наверх, обходим очередной каньон и начинаем подъем непосредственно к точке. Сергей идет впереди, ориентируясь по GPSу с картой, выбирает путь среди каньонов. У меня прибор стрелочный, я контролирую направление и расстояние до точки.

Закатное солнце освещает путь. Ветер не сильный. Камней мало. Ехать одно удовольствие. С вершины открываются виды на равнину до самого моря. Красота! Жаль, фотать некогда. Вот это и есть идеальная езда по рельефу. А конкуренты-то уже ниже и позади нас. Неверный они путь выбрали, в каньон уперлись и тактически нам проиграли. Берем точку 10. Вдали видим белое крыло Любимцева. Он теперь тоже позади нас. Вот так.

Ветер стихает, но мы теперь спускаемся, и это помогает. Надо успеть проехать как можно больше до темноты. Начинаются каменные россыпи. Следы предыдущей команды петляют среди них, уводя в каньон. Камней и скал все больше. Путь все усложняется. Начинается настоящий каменный лабиринт. Боже, куда мы вообще едем, и будет ли там выход? А ветер вновь начинает усиливаться. Это опасно. Особенно в потемках. Упираемся в тупик. Под нами крутые сбросы. Куда делся след? Искать поздно. Уже темно. Надо ставить лагерь. Находим путь спуска. Складываем кайты и аккуратно по крутому склону съезжаем вниз, мимо грозящих обрушится снежных наддувов. Укрывшись от ветра под стенкой, ставим палатку так, чтобы на нас ничего не сыпануло. Хороший день. Мы сегодня проехали 86 км (по прямой между точками), взяли точки 5, 6, 7, 8, 9, 10. Устали гораздо меньше, чем вчера. Аппетит хороший. Макароны в соусе с грибами и мясом. Филе гранд. Коньяк. Шоколад. Чай. Прогрели горелкой и подсушили внутреннюю палатку. Комфорт и полноценный отдых.

А для Сибирских медведей эта ночь, как потом выяснилось, была кошмаром. В темноте они заехали на крутой склон, с которого, по их словам, ни вверх, ни вниз и палатку не поставить. Укрылись за камнем, выкопали ямку в снегу и накрывшись палаткой провели холодную ночь на сильном ветру. Сил это, конечно, не добавляет.

Насколько разные подходы и снаряжение у разных команд! Широкие и длинные (240!) лыжи с обычными горнолыжными креплениями исключают возможность скитура и заставляют только ехать, невзирая на опасности в каньонах. Слава героям! А мы лучше потихоньку на ски-тур лыжах спустимся-поднимемся, а потом опять поедем.

День 4-й. Подъем, как всегда, в 4-00. Выход в 6-00. Решаем вылезти из каньона на противоположный борт и подняться на плато. Скитурим. Выбираемся наверх. Там дует довольно сильный, попутный нам ветер. Много камней. Решаем ехать на тройках. Так безопаснее. Видим вчерашних конкурентов. Они выбрались раньше и уже едут, обгоняя нас. Молодцы, ребята! Но мы гнать не будем. Солнце и темные тучи создают фантастическую картину. Прошу Сергея остановиться, чтобы сделать фото. Из облаков сеет снег. Ударяют заряды ветра. Внизу под солнцем блестит море. Эх, остановиться бы пофотографировать. Но нельзя, надо ехать. Внизу на равнине стоят нежилые домики. Дачи? Ветер здесь слабый. Меняем кайты. Точки 11 и 11Б — просто координаты в снежной пустыне. Погода меняется непредсказуемо. То безветрие, то заряд. То солнце, то беспросветная мгла. После точки 11Б остается 18км до финиша в Вардё. Похоже, дойдем по-любому! Великолепный снежный участок длиной 10 км пролетаем на одном дыхании. Снежная пыль крутится за лыжами. Справа море с белыми островами. Эх, вот так бы ехать все время! Но нет. Начинаются камни, а ветер усиливается, турбулит. Облака со снегом тут как тут. Термичка. Триммеруюсь временами до предела. Не хотелось бы приложиться на последних километрах. Вот уже палатки, флаги. Финиш! Мы сделали это! Прошли маршрут полностью! Даже не верится.

На финише перед нами 9 команд. Мы десятые. Первые норвежцы Ragnar and Stein, они пришли еще вчера в 17-25 ( всего за три дня финишировали 6 команд). А мы сегодня, в 10-25. Лучшие из русских - Urals. Они пришли сегодня в 6-32 и стали 8-ми. 11-ми финишировали Siberian Bears в 12-04. Всего до финиша дошли 14 команд, в том числе одна команда (Full Gass, 19-ти 20-ти летние норвежцы) перешедшая со спринта, где она заняла 1 место. Наши спринтевики мурманчане NortFly заняли на спринте 2 место и 15 - в общем зачете. Onego Band -16, Ladoga – 23

Полные результаты - http://vake.comtec.no/images/stories/pdf/results_2012.pdf

Треки - http://view.smarttracker.no/view/asset/view?customerId=1434439&y=70.81448021634334&x=28.89307419136049&z=12&g=1454627&l

Сайт организаторов - http://vake.comtec.no/index.php?lang=en


Ну что сказать? Великолепное приключение!


PS: По снаряжению в горах.


Кайт для гор должен быть не столько супергоночным, сколько надежным. Позволять сильно сбрасывать тягу, демпфировать рывки, не рыскать, висеть «как влитой», не требуя постоянного контроля. И надежно и быстро парковаться в любых ситуациях без последующего запутывания, позволяя легкий рестарт. Мой старенький Экстази 10 не вполне подходит для этого. Конкурировать с новыми кайтами было сложно. Парковка в сильный ветер на сложном рельефе проблемна. Дважды приходилось отстреливать. Но все же я прошел полную дистанцию фактически на одном основном кайте, плюс ручечная тройка. А у других гонщиков тоже были проблемы с кайтами. Клапанник или обычный планочник? Вроде бы почти все перешли на клапанники. Их ходовые качества, устойчивость в воздухе, сброс тяги лучше. Пятая стропа, вроде бы, позволяет надежно парковать. Но почему тогда наши гонщики не применяют эту самую 5-ю стропу? Любимцев порвал свои кайты (стропы), а парковал только с помощью товарища, выводя на край окна. Уральцы в сильный ветер, чтобы не искушать судьбу открывали клапана на своих кайтах от SC, превращая их в «обычные планочники», а с клапанами ехали только в слабый и средний ветер. Невольно начинаешь с завистью смотреть на «буржуйскую» технику.

Пожелание к отечественным производителям: Господа, вы создаете великолепные машины для победы в гонках! Но доведите, наконец, до ума надежность и безопасность!


Лыжи нужны не самые короткие и узкие, как у меня (170 см, 90х66х80), а чуть подлиннее и пошире, чтобы носок всплывал в мягком снегу, а не зарывался. Но все же легкий ски-тур, а не тяжелые гоночные.


Волокушу (сани) лучше жесткую с направляющими полозьями, чтобы выдерживала камни и не рыскала. Сцепку жесткую, чтобы волокуша не рыскала, не обгоняла в поворотах и на спусках.


GPS нужен с картой с подробным рельефом местности.


PPS:

Палатка Normal Буран 3N Si

Твердые 4+. По сравнению с однослойной Сферой 4 - полный комфорт на ветру. Можно готовить внутри большого тамбура. Это то, что мы и хотели получить. Двухслойка явно теплее. Юбка защищает от ветра, если присыпать снегом. Вентиляция, правда, при этом хуже, но терпимо. Из явных недостатков — антимоскитная сетка снаружи, а не внутри внутренней палатки. Между ней и тканью входа набивается снег и его не вытряхнуть. К тому же сама сетка повреждается ледяными кристаллами и бахромится. Палатка в основном для зимы, гор и надо убрать эту сетку или переставить ее внутрь.

Вес. Мне кажется, можно еще уменьшить. После того, как тент сделали легким из силиконки, стала «перевешивать» внутренняя палатка и дуги. По крайней мере, дно выглядит излишне тяжелым. Не обязательно 8000 мм ткань сюда ставить. Все равно, если на камни ставить, любое дно протрется, а в большинстве случаев полиэтилена кусок под дно подкладывают. Ткань внутренней палатки хотелось бы облегчить (но не вставками из сетки!) и дуги тоже, но не в ущерб прочности.


До новых приключений!


Андрей Собетов

апрель 2012




Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru