Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Как выбрать шлем



Лучшее из журнала Cross Country

Как выбрать шлем

Джеймс Фримен, CC, Апрель 1999

Даже незначительной скорости достаточно, чтобы повредить ваш мозг. Точной статистики по дельтапланеризму не существует. Однако, установлено, что до 90% травм можно было бы предотвратить правильным выбором шлема.

Травмы головы происходят из-за внезапной остановки о какую-то твердую поверхность. Для того, чтобы предотвратить травму нужно сделать эту остановку менее резкой. Шлем уменьшает максимальную силу во время удара. Сила обратно пропорциональны времени торможения. Увеличивая время, мы уменьшаем силу удара. Увеличение времени торможения в 4 раза сократит силу удара до 25% от той, какая бы была без шлема. Человеческий мозг в состоянии вынести перегрузку около 400G без возникновения остаточного эффекта. 400 - 700G вызывает сотрясение с потерей сознания, более 700G влечет временное повреждение мозга. Для увеличения времени торможения требуются материалы сминающиеся медленно под ударом. Такой материал - полиэстерин (ESP), был изобретен в 50-е годы и сегодня применяется почти во всех шлемах.

Что если поверхность о которую ударяется шлем неровная? Округлая поверхность концентрирует силу вокруг места удара. Чем меньше поверхность соприкосновения, тем выше концентрация. Для этого существует внешняя поверхность шлема, распределяющая усилия на большие площади.

Какой шлем выбрать? Существуют, по меньшей мере, 4 основных критерия.

1. Ударные свойства - то как он защищает от столкновения с большими объектами.

2. Устойчивость: способность оставаться там, где ему следует быть.

3. Прочность крепления на голове.

4. Площадь головы защищаемая шлемом.

Полиэстерин (ESP) - наиболее подходящий материал для поглощения энергии удара. Чем толще слой - тем эффективнее поглощение. Твердая резина, применяемая в придачу к нему в некоторых шлемах - ненужное приложение. Внешняя оболочка тоже играет важную роль. Во-первых, она поддерживает внутренний слой, во-вторых, противостоит пенетрации объекта о который происходит удар и перераспределяет нагрузку на внутреннюю абсорбирующую защиту. В третьих, призвана скользить по твердой поверхности, чтобы удар не свернул вам шею. Очевидно, что после удара шлем должен оставаться на вашей голове если вы ударитесь еще несколько раз. Шлему необходим прочный ремень крепления к голове и надежная застежка, исключающая случайное расстегивание.

Внутренняя подкладка и ремни позволяют шлему сидеть на подобающем месте. Если шлем снимается без расстегивания или съезжает, оставляя большие части ваше головы незащищенной - подтяните ремни или выберите другой шлем.

Шлемы с открытым лицом - обеспечивают приемлемую защиту голове, но меньшую вашему лицу. Закрытые шлемы - обеспечивают лучшую защиту лица, но в ущерб дополнительному весу, боковому обзору и, пожалуй, слуховым и тактильным ощущениям. Такой шлем должен очень хорошо сидеть. Я стал свидетелем происшествия, когда пилот упал лицом вниз. Удар, приложенный к защитной челюсти шлема заставил его вращаться вниз, что вызвало повреждение переносицы пилота его очками. Безусловна и дополнительная нагрузка защитной челюсти на шею пилота, особенно в тех случаях, когда она конструктивно выступает далеко вперед.

Шлемы велосипедного типа имеют вентиляционные отверстия, что означает уменьшение площади соприкосновения с головой, кроме этого отвод тепла - не самая необходимая мера для дельтапланериста. Такие шлемы, как правило имеют очень тонкую внешнюю оболочку.

"Аэродинамические" шлемы лишены смысла, если только вы не летаете с "соревновательными" скоростями. Аэродинамический "хвост" сзади - поможет свернуть вашу шею при ударе затылком.

То как шлем сидит, его вес, нет ли точек концентрации давления - важные аспекты при его выборе. Достаточно поносить шлем полчаса, чтобы установить такие точки. Вес играет немаловажную роль в ваших продолжительных полетах.

Когда необходимо менять шлем.

Поменяйте шлем имевший удары. Удары вызывают сминание полиэстерина. Повреждения так же могут быть едва различимы на глаз. Возможно, вы не захотите менять шлем, который выглядит "как новый". Однако, упав, вы должны иметь шансы сохранить свою голову. Поврежденный шлем может не выдержать второго удара и разлететься на части. Если у вас шлем из 70-х, не имеющий ударопоглощающего колпака внутри - откажитесь от него.

Защитные свойства шлема могут уменьшаться со временем. Некоторые шлемы изготовлены из материалов меняющих свои свойства и имеющих ограниченный срок годности. Многие производители рекомендуют менять шлем каждые 5 лет. В реальности же, при должном уходе и в зависимости от эксплуатации этот срок может быть значительно больше. Однако, такие рекомендации не лишены смысла, если вы обратите внимание на улучшения вносимые производителями в новые поколения шлемов.

Стандарты.

Только в Европе существует стандарт на дельтапланерные/парапланерные шлемы.

- Ищите наклейку ЕN966

- Проверьте, есть ли в данном шлеме толстый слой (ESP), твердая внешняя оболочка.

- Застежка рассчитана на многократное использование.

- Убедитесь, что шлем удобен.

- Сравните цену со стоимостью продолжительного лечения.

Вы никогда не пожалеете, если купите качественный шлем. Помните, ваш мозг бесценен!

Перевод Д.В.

Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru