Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Методичка "Документы и комментарии" (1 Часть)



Документы и комментарии.

Обучение детей в клубе парапланеризма “Санкт-Петербург” проводится согласно Авторской программе Собетова Андрея Ивановича. Начальную подготовку ведут педагоги Няникова Галина Геннадьевна, Назаров Дмитрий Сергеевич, среднюю - Кузьмичев Константин Николаевич, высшую - Собетов А.И.

Клуб объединяет 7 детско-юношеских секций в различных районах Санкт-Петербурга. С 1994 по 2001г. в детско-юношеских секциях Клуба прошли обучение около 500 спортсменов. Среди юных воспитанников клуба 5 Чемпионов России в своей возрастной и квалификационной группе, перворазрядники и кандидаты в мастера спорта. Некоторые из юных воспитанников Клуба (Назаров Д.С., Кузьмичев К.Н.) сами освоили профессию инструктора по парапланерному спорту и педагога дополнительного образования. Наш опыт, методики обучения детей, документы, разработанные в нашем Клубе, а также документы РОСТО и ОФ СЛА могут оказаться полезными для детско-юношеских секций и клубов, которые только начинают свою работу.

Мы предлагаем вашему вниманию некоторые наиболее важные документы, используемые нами в работе, а также комментарии к ним.

Документ №1

Клуб парапланеризма “Санкт-Петербург”

Собетов А.И.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЮНЫХ ПИЛОТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПАРАПЛАНЕРНЫМ СПОРТОМ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СЕКЦИЯХ, КЛУБАХ ПАРАПЛАНЕРИЗМА

1. Парапланеризм безопасен только при серьезном к нему отношении и соблюдении всех требований по технике безопасности, правил летного поведения и дисциплины.

1. Слагаемые безопасности

Все четыре слагаемых безопасности должны соответствовать друг другу.

2.1 Качества пилота:

Квалификация, дисциплинированность, серьезность, соотношение смелости и осторожности.

2.2. Тип и состояние параплана

Класс параплана должен соответствовать квалификации пилота. Ученик и пилот- любитель должны летать только на параплане класса STANDARD, только опытный пилот может безопасно летать на параплане класса PERFORMANCE, только пилот-профессионал на параплане класса COMPETITION. Площадь параплана должна соответствовать весу пилота. Параплан должен быть исправен и проверен пилотом перед каждым полетом.

Метеоусловия

Должны соответствовать квалификации пилота и типу параплана. Для начинающих пилотов сила ветра на старте не должна превышать 6 м/с, для опытных пилотов 8 м/с. Полеты при сильном ветре запрещены. Полеты в турбулентной атмосфере запрещены. Полеты в непогоду запрещены.

2.4. Летное задание

Ставит инструктор. Летное задание должно соответствовать квалификации пилота, типу параплана и метеоусловиям.

3. Условия допуска к полетам

3.1. Письменное разрешение от родителей.

3.2. Медицинский допуск к занятиям в секции парапланеризма.

3.3. Страховка от несчастного случая.

3.4. Зачет по Технике безопасности.

3.5. Теоретическая подготовка согласно КУЛП.

3.6. Получить у инструктора летное задание и допуск к полетам на соответствующий летный день.

3.7. Непосредственно перед стартом необходимо получить разрешение на старт у Руководителя Полетов (РП)

4. Подготовка к выезду на дельтадром

Одежда, обувь, шлем

Одежда для полетов на параплане должна защищать от царапин при волочении за куполом по земле (летный комбинезон, штормовой костюм). Запрещается летать с открытыми руками и ногами. Одежда должна защищать от непогоды (дождя, ветра, холода, снега) и позволять заниматься в холодную и ветреную погоду целый день под открытым небом.

Обувь должна быть высокой (защищающей голеностоп), прочной, с толстой профилированной подошвой (туристские, военные ботинки, полусапожки, высокие кроссовки) и желательно непромокаемой. Заниматься в низкой обуви запрещено. Зимой обувь должна быть теплой и защищенной от попадания в нее снега.

Желательно иметь перчатки на руки (зимой еще рукавицы), запасные носки и накидку от дождя.

Защитный шлем на голову ОБЯЗАТЕЛЕН, как при полетах, так и при наземных занятиях с парапланом.

Питание

Каждый сам берет с собой еду и питье (зимой горячее питье в термосе) на весь день занятий на дельтадроме. Термос желательно иметь небьющийся. Необходимо иметь рюкзачок для переноски личных вещей и питания.

4.3. Проезд до дельтадрома

Не опаздывать к пункту сбора. Билеты брать самостоятельно. Не пытаться проехать “зайцем”. Во время переезда и пешего перехода не покидать инструктора и основную группу (не отставать и не убегать вперед). Отойти от группы можно только с разрешения инструктора. Вести себя дисциплинированно, не кричать и не баловаться. Не создавать конфликтных ситуаций в транспорте и с местным населением. Бережно и ответственно относится к доверенному для транспортировки и хранения спортинвентарю и имуществу клуба. По возвращении с дельтадрома сразу вернуться домой или связаться с родителями.

На дельтадроме

Подготовка к полетам

На дельтадроме прежде всего надо пройти инструктаж у инструктора, получить летное задание и заниматься в соответствии с ним в указанной группе. В ожидании своей очереди на полеты помогать другим пилотам готовить парапланы к старту, переносить парапланы, выполнять другие задания, поставленные инструктором. Внимательно наблюдать за предстартовой подготовкой и полетами других пилотов, стараться понять их действия и ошибки. Продумывать свое летное задание. Внимательно слушать и немедленно выполнять все команды и распоряжения инструктора.

На стартовой площадке должны находиться только готовящиеся к старту пилоты и назначенные инструктором помощники. Предварительная подготовка техники (длительное распутывание строп и т.д.) осуществляется на площадке подготовки техники. Зрители, отдыхающие, играющие должны быть вне стартовой площадки. Запрещается оставлять на стартовой площадке личные вещи и снаряжение. По завершении полетов и в перерыве между полетами парапланы должны быть немедленно сложены и убраны со стартовой площадки. Занимающиеся на стартовой площадке должны быть внимательными и осторожными. Вести себя дисциплинированно. Не кричать, не играть, не баловаться и не бродить бесцельно по стартовой площадке. Не мешать стартующим пилотам. Все время слушать команды РП, стартующих пилотов, вести наблюдение за стартующими аппаратами, чтобы не оказаться на их пути. Занимать безопасное положение сбоку от стартующих аппаратов, успевать вовремя отходить в сторону. Если вы слышите команду “Головы!” и (или) видите стартующий сверху дельтаплан, надо быстро пригнуться (лечь на землю), чтобы не получить удар жестким крылом.

Не оставлять спортинвентарь без надзора. После выполнения упражнения передать спортинвентарь следующему или сдать инструктору.

Не покидать самовольно дельтадром. При необходимости отлучиться попросить разрешение у инструктора.

Не оставлять после себя мусор на дельтадроме.

Полеты

Полеты выполняются только под руководством инструктора, при наличии летного задания и по команде РП. Самовольные полеты запрещены. Полеты в сильный (более 8 м/с) и порывистый ветер запрещены. Полеты в зоне турбулентности запрещены.

Получив летное задание, надо разложить параплан, распутать стропы, провести осмотр параплана. Если замечены повреждения, доложить инструктору. Полеты на неисправном параплане запрещены.

Надеть защитный шлем, подвесную систему, пристегнуться к параплану. Провести предстартовую проверку всех ремней, пряжек и карабинов подвесной системы, свободных концов и строп параплана.

Продумать летное задание. Принять правильное стартовое положение ( строго против ветра, по середине купола). Оценить метео обстановку. Оценить воздушную и наземную обстановку (убедиться, что другие пилоты и парапланы не помешают старту). Нельзя стартовать, если ниже вас, ближе чем в 50 м стартует другой аппарат или находится в воздухе прямо перед стартовой площадкой. Нельзя поднимать купол перед стартующим на вас сверху аппаратом.

Попросить разрешение на старт у РП. После разрешения произвести старт.

В полете стараться выполнить поставленное летное задание.. Не приближаться близко к опасным объектам (деревьям, столбам, ЛЭП, горнолыжным подъемникам). Выполнять правила расхождения в воздухе ( на пересекающихся курсах отворачивать вправо, помнить, что за безопасность отвечает тот, кто выше и сзади). В полете быть внимательным и осмотрительным. При необходимости обогнуть препятствие, энергично поворачивать клевантами и корпусом.

Не затягивать клеванты слишком сильно. Не затормаживать параплан слишком сильно. Контролировать скорость параплана в полете и поворотах. Помнить, что резкие повороты сопряжены со значительной потерей высоты, что опасно вблизи у склона.

Запрещается разворачиваться лицом к склону вблизи склона. Все полеты у склона осуществляются только спиной и боком к склону ( против ветра и боком к ветру). Полеты по ветру запрещены.

В полете необходимо контролировать купол как по нагрузке на клевантах, так и визуально. В случае нестабильности параплана сразу компенсировать возникшую нестабильность. В случае возникновения непредвиденной ситуации не паниковать, внимательно слушать и быстро выполнять команды инструктора.

Посадка осуществляется строго против ветра по прямой. Посадка в повороте “запятой” запрещена. Посадка по ветру запрещена. Перед посадкой надо погасить скорость параплана, затянув за 1,5 - 2 м до земли обе клеванты полностью. Затягивать клеванты полностью на большей высоте запрещено.

Комментарий к документу №1

Конечно, в авиации не может быть какой-то одной инструкции по технике безопасности, расписавшись в которой вы могли бы считать себя застрахованными от неприятностей. Безопасность достигается всем комплексом мер... Но, работая педагогом (тренером, инструктором) в клубной системе дополнительного образования, или при РОНО, или ГЦДТТ Вы обязаны иметь такую инструкцию, и раз в полгода проводить инструктаж обучаемых детей. И вам спокойней, и вашему начальству - тоже.

“Техника Безопасности” дается на первом теоретическом занятии, сразу после “Введения в парапланеризм”. Допуск к практическим занятиям дается только после зачета по ТБ.

Вы можете переработать нашу клубную инструкцию по ТБ , исходя из ваших конкретных условий.

Документ №2

Минимальный возраст обучаемых.

Центральный Совет РОСТО. №51-475 от 18.10.1994г.

Пункт 4. Спортивную работу на СЛА с детьми и юношами строить, исходя из норм и требований ЕВСК (раздел Детско-юношеские разряды по видам спорта), при этом возраст обучаемых к началу учебно-летной подготовки может быть: на парапланах 10 лет, на дельтапланах 12 лет, на СЛА

13 лет. По индивидуальному допуску, утвержденному методическим Советом организации СЛА и при наличии соответствующей авиационной техники: на парапланах - 8 лет, на дельтапланах -11 лет, на моторных СЛА - 12 лет.

Комментарий к документу №2

Исходя из нашего опыта работы с детьми ( с 1994 года по 2001 у нас прошло обучение около 500 юных спортсменов), минимальным возрастам для массового начального обучения на параплане является возраст 11 лет. Случаи успешного обучения 9 -10 летних детей единичны и являются исключением (так, Борис Эрикойнен начал в 9 лет, в 11 занял 1 место на Первенстве России, продолжает заниматься в Клубе и теперь). 8-летних нам обучать не приходилось и мы считаем, что вряд ли это возможно при клубной системе обучения. В возрасте 8-10 лет дети, как правило, не способны сами даже перемещаться по городу и за город к пункту сбора без сопровождения родителей. Нам известны случаи приобщения к парапланеризму 8-и и даже 6-и летних детей их родителями-парапланеристами, как любителями, так и профессиональными инструкторами. Мы не можем запретить родителям экспериментировать с их детьми. Но мы считаем, что этот, весьма сомнительный и часто имеющий тяжелые последствия опыт не может быть рекомендован для распространения в системе официального обучения.

Документ №3

Численность учебных групп

Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях РОСТО. Москва 1994.

Глава 4. Организация летного обучения. Пункт 43, с.26,27

Приказом начальника авиационной организации курсанты (спортсмены) распределяются по летным (парашютным) подразделениям: отрядам, звеньям, летным группам, закрепляются за летчиками-инструкторами, командирами звеньев (отрядов). В зависимости от поставленных задач и возможностей авиационной организации летная группа, закрепляемая за одним летчиком -инструктором, комплектуется в количестве:

- спортсменов на дельтапланах (дельталетах, парапланах) - 4-6 человек.

Комментарий к документу №3

Наш клуб является одновременно летной организацией СЛА и учреждением дополнительного образования. Существует проблема несовпадения требований и нормативной базы. Численность групп - больная тема, особенно, если Вы хотите иметь несколько ставок. Так, по старым , (еще, наверное, середины прошлого века) нормам численность детских кружков и секций должна составлять 60(!) человек. По новым требованиям может быть 12-20, в зависимости от года обучения и квалификации обучаемых ( а в системе Госкомспорта, к которой, мы, увы, не относимся и того меньше, если это мастера спорта). Нам приходится, ссылаясь на Документ №3, торговаться, хитрить и воевать с нашим клубным начальством ради уменьшения численности групп. В Москве, через тамошнее РОСТО удалось пробить норматив численности - 3 человека! Но, низкая численность - это палка о двух концах. Плюсы налицо. Минусы проявляются не сразу. Это снижение общего финансирования на клуб, рассчитываемое от списочной численности занимающихся. При любой реорганизации клуб может быть закрыт как “элитный”, не обеспечивающий массовость. Кроме того, наш опыт занятий с детьми показывает, что в течении первого года занятий отсеивается половина и это нормально. А до реальных полетов в динамике и термиках доходит только каждый десятый - двадцатый, от записавшихся в секцию. Спортивная пирамида должна иметь надежный и массивный фундамент. Следует также учесть, что мы даем не только чисто парапланерную подготовку, но и Школу выживания.

С учетом всего этого мы согласились на следующую численность групп на одну ставку инструктора:

n Начальная подготовка -18 человек (3 группы по 6 чел.)

n Средняя подготовка - 14 человек ( 2 группы по 7 чел.)

n Высшая подготовка - 12 человек ( 2 группы по 6 чел.)

Документ №4

Клуб парапланеризма “Санкт-Петербург”

Собетов А.И. 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Трехступенчатая система подготовки юных парапланеристов (начальная, средняя, высшая подготовка). Расчет часов на теоретические и практические занятия, исходя из 18 час в неделю ( 2 часа теория, 16 часов практика), 72 часа в месяц. Одна педагогическая ставка.

Учебный план секции парапланеризма 1-го года обучения. Начальная подготовка. Школа выживания.

 

Комментарий к документу №4

Трехступенчатая система обучения соответствует 3-м задачам КУЛПа с учетом возрастной специфики контингента обучаемых. Наряду со стандартными, применяются специальные упражнения, методики обучения и подачи материала. В 1-2-ой год занятий весьма актуальна Школа выживания на природе, дающая навыки туризма и жизни в полевых палаточных лагерях. Каждая ступень формально рассчитана на один год, но может занимать, и как правило занимает больше времени. Перевод на следующую стадию обучения осуществляется индивидуально для каждого обучаемого. Спортивные притязания и возможности большинство записавшихся в клуб ограничивается первой, максимум второй стадией обучения. И это нормально. Мы клуб, а не спортивная школа с обязательной разнарядкой по подготовке мастеров и разрядников. Из клуба никто не отчисляется по спортивной неперспективности. В то же время никто искусственно не сдерживается, и талантливые юные спортсмены за три года проходят путь от новичков до1-го спортивного разряда (Назаров Дмитрий, Кузьмичев Константин, Ермаков Виталий, Кузьмин Степан) и даже кандидатов в мастера спорта (Егор Терентьев).

Наши учебный планы рассчитаны на 18 час в неделю, из которых один раз в неделю по будним дням - теория 2 часа, и по 8 часов в субботу и воскресенье практика (летная подготовка) на дельтадроме на выезде.

Расчет времени на теоретическую и практическую подготовку достаточно формален и корректируется в зависимости от конкретных потребностей. Документ требуется для отчетности в учреждениях дополнительного образования.

Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru