Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Авторская Программа Собетова А.И.




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Подготовки юных пилотов-парапланеристов.
Разработчик: Собетов А.И.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Парапланеризм – новый экстремальный вид спорта, привлекающий людей склонных к риску и поиску приключений. Параплан дает человеку осуществить мечту о свободном полете, позволяет парить как птица. Простота обучения и относительная доступность снаряжения делают парапланеризм наиболее массовым авиационным видом спорта. Под руководством опытных педагогов-инструкторов, по специальным методикам и на специальной технике, парапланеризмом могут заниматься подростки и дети с 10 летнего возраста.
Настоящая Программа посвящена обучению юных пилотов в детско-юношеских клубах, секциях парапланеризма.

Что дают занятия парапланеризмом детям?

1. Риск для группы риска.

Экстремальный спорт – экстремальным детям. Склонность к риску и желание попробовать себя во всевозможных рискованных предприятиях так или иначе свойственны человеку, особенно в подростковом возрасте. Параплан позволяет направить «энергию риска» определенной части подростков в правильное русло. Эта энергия все равно нашла бы выход в не приемлемых для общества формах. «Трудные», склонные к правонарушениям подростки становятся у нас Чемпионами. Лучше экстремальный спорт, чем экстремальная жизнь.

2. Коррекция личности.

Параплан позволяет воспитать чувство полной ответственности. Ведь в воздухе не поможет ни папа, ни мама, ни инструктор. Решения надо принимать самому и в полной мере платить за них. Также воспитывается серьезность и дисциплинированность, без которых невозможно занятия парапланеризмом.
Вырабатывается правильное соотношение смелости и осторожности, что особенно важно в подростковом возрасте. Формируется правильное чувство опасности, необходимое, как при занятии экстремальным спортом, так и в жизни. Это чувство изначально не присуще детям, но воспитывается при занятии парапланеризмом. Появляется умение анализировать неоднозначные опасные ситуации и предвидеть последствия своих и чужих действий, адекватная и быстрая реакция.

3. Самореализация в спорте.

Молодой парапланерный спорт бурно развивается во всем мире и нашей стране. В нашем городе проводятся 4 городских детско-юношеских соревнования в год. Открыты несколько парапланерных секций и клубов в разных районах города. Сборная команда Санкт-Петербурга и юные спортсмены участвует в Детско-юношеских Играх России, Чемпионате России, Кубке России, Чемпионате и Кубке СНГ, Кубке Домбая, Кубке Северо-Запада и др. соревнованиях. С 1994 года подготовлены 5 Победителей детско-юношеских Игр России, 2 Чемпиона России среди юниоров (Терентьев Егор , 2001, 2002, 2003 год) и Иван Рожков (2004). Есть юные спортсмены выполнившие нормативы кандидатов и мастеров спорта. Некоторые из ребят связали свою судьбу с парапланерным спортом, стремясь стать настоящими профессионалами. Парапланерные фирмы включили нескольких наших выпускников в свои спортивные команды (Терентьев Егор, Рожков Иван, Ермаков Виталий, Жуков Сергей, Маркус Илья, Снежневский Александр), обеспечив их дорогостоящим снаряжением, оплачивая поездки на соревнования, дав работу связанную с парапланеризмом. Некоторые из девочек становятся судьями по парапланерному спорту. Так, наша выпускница Дорош Алена получила квалификацию судьи 1 категории и успешно судит соревнования российского уровня, выезжая за счет организаторов на соревнования в Домбай, Пятигорск и др. интересные места. Такие ребята являются примером в спорте для остальных.

4. Профессия и трудоустройство.

Кроме спортивной подготовки занятия парапланеризмом дают знания по дисциплинам связанным с авиацией. Ученики получают большой объем знаний по аэродинамике, аэрологии, метеорологии, конструкции летательных аппаратов и др. Некоторые из воспитанников клуба, впервые поднявшись в небо на параплане, в дальнейшем стремятся связать свою жизнь с большой авиацией, поступая в летные училища и авиационные институты. Так Неровный Алексей, Ермаков Виталий, Воробьев Илья успешно занимаются в Академии Гражданской Авиации, Терентьев Егор руководит своей парапланерной школой.
Педагогические способности, проявленные некоторыми из юных парапланеристов работавших в качестве стажеров (помощников инструктора) при занятиях с новичками у нас в клубе приводят их на педагогическое поприще и тренерскую работу. Так наши выпускники Назаров Дмитрий и Кузьмичев Константин работают инструкторами по парапланерному спорту в Клубе парапланеризма «Санкт-Петербург», педагогами дополнительного образования. Кузьмичев Константин закончил педагогический Университет им. Герцена.
Знания по конструкции сверхлегких летательных аппаратов, полученные в клубе, позволили некоторым из выпускников клуба заняться самостоятельным конструированием и производством летательных аппаратов. Так Павел и Максим Пономаревы производят парапланы и кайты собственной конструкции. Изготовлением кайтов занялся также Степан Кузьмин. Некоторые фирмы заинтересовались подобного рода продукцией и сотрудничают с ними.

5. Подготовка к службе в ВС России.

Парапланеризм дает подросткам навыки пилота летательного аппарата и парашютиста, необходимые для службы в вооруженных силах России.
В условиях, когда подготовка подростков и юношей по многим авиационным направлениям прекращена или переведена на коммерческую основу (самолетный спорт, планерный спорт, парашютный спорт) парапланеризм остался единственным бесплатным видом авиационного спорта доступного для подрастающего поколения.


6. Здоровый, активный образ жизни.

Занятия парапланеризмом проходят в основном не в классе в городе, а на природе. Все выходные и каникулы ученики проводят на выезде, часто в многодневных учебно-тренировочных сборах и соревнованиях с проживанием в палаточном лагере в полевых условиях. Проводится Школа выживания на природе, дающая навыки туризма, ориентирования, организации бивуака. Занятия спортом, полеты, регулярные выезды на природу становятся постоянной потребностью, образом жизни подростков и юношей. Даже те, кто не показывает высоких спортивных результатов в парапланеризме, продолжают заниматься и выезжать с нами ради общения в сложившемся коллективе и смежных видов спорта ( туризм, кайтинг, ориентирование и др.)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Принципы обучения

1. Принцип синтеза.
Содержание учебно-тематических планов и программ обучения юных парапланеристов разрабатывалось на основании типовых программ принятых РОСТО и ОФ СЛА России, международной системы обучения PARAPRO для взрослых спортсменов –парапланеристов и собственных методических разработок, опыта обучения детей, подростков, юношей различного возраста.

2. Принцип многообразия.
Учебный процесс в секции (клубе) парапланеризма основывается на многообразии форм, средств, и методов обучения, типов и видов учебных занятий.

3. Принцип комплексности.
Содержание процесса обучения парапланеризму в нашем клубе, это гармоничное единство нескольких направлений: парапланеризма, кайтинга и Школы выживания на природе. Парапланеризм – основное направление. Кайтинг и школа выживания – вспомогательные.

4. Принцип цикличности.
Учебный процесс строится по 3-м макроциклам:
- Начальная подготовка (планирующие полеты),
- Средняя подготовка (парящие полеты в динамических восходящих потоках )
- Высшая подготовка (термические и маршрутные полеты)
Принцип цикличности обуславливает непрерывность обучения искусству полетов на параплане детей, подростков и молодежи. Макроциклы обучения могут разрабатываться на 1, 3, 5 и более лет.

5. Принцип дифференциации.
Обучение юных парапланеристов строится дифференцированно по годам обучения, проявленным способностям и спортивным результатам.
Индивидуальный подход и принцип дифференциации подразумевают отбор наиболее способных ребят в группы более высокой квалификации. Работу по индивидуальным программам. Привлечение к стажерской практике, прохождению инструкторских курсов.

6. Принцип круглогодичности.
Учебно-тренировочный процесс и продолжительность учебного года рассчитана на 10 месяцев, не считая 1 месячного летнего выезда на учебно-тренировочные сборы, Детско-юношеские Игры России и Чемпионат России на Кавказ.

7. Принцип всепогодности.
Выезды по выходным на практические занятия проводится в любую погоду. Когда нельзя летать на параплане (сильный ветер, дождь) мы занимаемся кайтингом и Школой выживания на природе ( походы, разбивка лагеря, организацией укрытия в лесу или в поле, разжигание костра, ориентирование и.т.д)

8. Принцип перспективы.
Пилотам, показавшим высокие спортивные результаты, присваиваются соответствующие разряды и звания. Лучших замечают парапланерные фирмы и
берут в свою команду, обеспечивая снаряжением, оплачивая поездки на соревнования в интересные места в России за рубежом. Возможно трудоустройство и работа инструктором. Успешно окончившим курс обучения в клубе выпускникам, даются рекомендации при поступлении в ВУЗы и авиационные училища.

Формы, типы и виды занятий

Основной формой обучения юных парапланеристов является учебное занятие (урок).
Учебные занятия подразделяются на следующие типы:
- Теоретические занятия в учебном классе.
- Однодневные практические занятия на дельтадроме, на местности.
- Учебно-тренировочные сборы. Это предсоревновательные многодневные сборы с проживанием в полевых условиях и каждодневными практическими занятиями.
- Соревнования.
- Показательные выступления. Шоу. Внеплановые занятия.

Виды теоретических занятий:
- Лекция преподавателя. Теория подается на конкретных примерах из летной практики. Делается упор на технику безопасности. Лекция иллюстрируется фотографиями, рисунками, схемами, видеофильмами. Демонстрируются элементы снаряжения.
- Инструктаж. Постановка летного задания на следующий летный день.
- Подача учебного материала стажерами. Стажер (наиболее подготовленный ученик) под контролем педагога рассказывает новичкам теоретический материал в качестве преподавателя. Проводит с ними другие элементы занятий. По результатам получает стажерский зачет. Цель – вовлечение в общение, лучшее усвоение материала, больший интерес к занятиям, подготовка будущих инструкторов.
- Пересказ материала учащимся. Ученики пересказывают друг другу ( стажеру, преподавателю) учебный материал, рассказ преподавателя (стажера). Преподаватель, стажер контролируют.
Для пересказа может быть выбран:
а) учебный теоретический материал,
б) история из реальной летной практики,
в) художественное произведение,
г) «летная сказка» – специально структурированный учебный материал поданный в виде интересного рассказа, истории.
- Собеседование. Выявление мотивации, планов, оценка перспектив учащихся.
- Проверка домашних заданий. Поощряется индивидуальное шефство стажеров над новичками, домашние занятия с ними и ускоренная сдача зачетов экстерном.
- Ролевой тренинг. Преподаватель задает летную ситуацию, в которой может быть задействовано несколько учащихся (ролей). Например: «Ручная буксировка», «Столкновение на земле и в воздухе», «Обратный старт с помощниками». Затем распределяет роли, раздает реквизит. Ученики разыгрывают ситуацию. Ведущий может менять ситуацию по ходу игры («изменились метеоусловия»). После игры – разбор ситуации зрителями.
- Разбор полетов. Разбираются все полеты прошедшей летной смены. Упор на безопасность полетов. Особое внимание предпосылкам летных происшествий и действиям в опасных ситуациях. Заполняются летные книжки.
- Зачеты, экзамены. Учащиеся сдают всего 20 зачетов по 3-м уровням знаний ( начальный, средний, высший). Делается соответствующая запись в летную книжку. Наряду с результатами практической подготовки теоретические знания являются показателем квалификации пилота, основанием для получения допуска к более сложным полетам.
Теоретические занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа в соответствии с расписанием занятий.

Схема проведения типового теоретического занятия.

1. Разбор полетов. Разбираются полеты прошедшего практического занятия. Делается упор на безопасность. Разбор поведения каждого учащегося на практическом занятии на дельтадроме. Поощрения, взыскания.
2. Заполнение летной документации. Все результаты полетов за прошедший летный день заносятся в персональные летные карточки и летные книжки пилотов. Подсчитывается общий налет каждого пилота, места занятые на соревнованиях, километраж маршрутных полетов, другие спортивные достижения. Результаты объявляются на каждом занятии. Это основа спортивного рейтинга пилота.
3. Игровая пауза. Скороговорки, игры. Свободное общение детей.
4. Новый теоретический материал или сдача зачета по ранее пройденному.
5. Планы на выезд. Предварительная постановка летного задания. Составление плановой таблицы на летную смену. Организационная подготовка к очередному практическому занятию.

Практические занятия.

Практические занятия являются основной формой обучения парапланеризму. Проводятся по выходным дням на дельтадроме «Можайское» под Красным Селом. На практические занятия отводится 16 час в неделю.
В летную погоду проводится летная подготовка в нелетную занятия кайтингом ( буксировка за воздушным змеем) , занятия с пилотажными воздушными змеями, а также школа выживания на природе.
Кроме типовых практических занятий в праздничные дни и дни школьных каникул проводятся учебно-тренировочные сборы и соревнования.
Клуб проводит 4 городских детско-юношеских соревнования в год:
- октябрь-ноябрь : «Чайник»,
- декабрь-январь : «Зимний Кубок Санкт-Петербурга»,
- март-апрель: «Открытие сезона»,
- май: «Чемпионат Санкт-Петербурга».
Юниоры клуба в составе сборной команды Санкт-Петербурга по парапланерному спорту участвуют в российских и международных соревнованиях. Детско-юношеские Игры России, Кубок России, Чемпионат России, Чемпионат СНГ и др.
Летом в июле–августе проводятся 20-30-и дневные учебно-тренировочные сборы на дельтадроме Юца под Пятигорском на Кавказе.

Схема проведения типового практического занятия.

1. Утром в субботу, воскресенье часть пилотов и тренер приезжают в клуб за парапланами и другим снаряжением.
2. Все собираются в пункте сбора на вокзале и едут на электричке в Можайское.
3. Поход с парапланами и рюкзаками со снаряжением, 3-5 км до учебных склонов дельтадроме.
4. По прибытии на дельтадром - построение спортсменов и получение летного задания и задач инструкторами и спортсменами на день.
5. Плановая подготовка в соответствии с поставленными задачами и летным заданием.
6. По завершении занятий – сбор, комплектация снаряжения и поход 3-5 км до станции Можайское.
7. Следование всей группы в элекропоезде в город.
8. Доставка парапланов в клуб на ремонт и просушку.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение безопасности при занятиях парапланеризмом является важнейшей составляющей процесса обучения. Парапланеризм относится к опасным, экстремальным видам спорта. Насколько опасен парапланеризм? Как часто происходят травмы и несчастные случаи? – Этот вопрос задает себе каждый, решивший заниматься полетами на параплане.
По статистике Франции летать на параплане на 25% опаснее, чем водить автомобиль ( по числу несчастных случаев на 10 000 занимающихся). Но парапланеризм менее опасен, чем занятия альпинизмом и горным туризмом.
Мы имеем опыт обучению парапланеризму с 1994 года, и в Санкт-Петербурге обучили уже свыше 500 детей без сколько-нибудь серьезных травм. Поскольку с самого начала поставили принцип безопасности как главный принцип всего обучения. Нами разработана Инструкция по технике безопасности при занятиях парапланерным спортом детей (см. Приложение).

Принципы безопасного обучения парапланеризму детей и подростков:

1. Последовательность.

Обучение парапланеризму идет от простого к сложному не перескакивая, через необходимые этапы. Тот, кто не сдал зачет по ТБ и теории, не будет допущен к практике. Тот, кто не показал приемлемого уровня навыков в обращении с парапланом в зале и на тренажере, не будет допущен полевым практическим занятиям. Тот кто не научился выполнять удержание купола на земле не получит допуск на полеты. Тот, кто не научился выполнять упражнение 1 не перейдет к упражнению 2 и 3, пока не научится. И так далее. Таким образом, неспособные, нерадивые автоматически не доходят до уровня полетов превышающий уровень их реально продемонстрированного умения.

2. Постепенность.

Слишком быстрый прогресс опасен. Каждое упражнение повторяется много раз. Навыки доводятся до автоматизма. Любое сомнение толкуется в пользу повторного выполнения более простого упражнения, а не допуск на более сложное. Даже в случае формального выполнения определенных спортивных нормативов и идеальных результатов, спортивная карьера юного спортсмена может сдерживаться по соображениям безопасности. И он может не получить допуск на более сложные полеты. Играет роль возраст и индивидуальные особенности, которые тренер, педагог постоянно должны учитывать.
Слишком быстрый прогресс даже одаренных юных спортсменов не допустим. И чем моложе пилот, тем в большей степени должно применяться это правило. Например, я считаю, что не следует выпускать в маршрутные полеты на соревнованиях детей моложе 14 лет, даже если этого хотят их родители, попечители и сами спортсмены формально имеют необходимую квалификацию.

3. Индивидуальный подход.

Тренер, педагог постоянно должен учитывать индивидуально-возрастные особенности, способности, уровень развития, каждого ученика. Разброс здесь огромен. Некоторые дети, начав заниматься в 10-11 лет, к 13 годам уже достигают уровня 2 взрослого разряда, и являются такими опытными дисциплинированными, осторожными и рассудительными пилотами, до которых далеко иным взрослым. А другие и 17-18 лет демонстрируют такие легкомыслие, лень и инфантилизм, что их в простейший полет отправлять страшно.
Трудолюбивым, ответственным и талантливым мы даем возможность максимального роста независимо от возраста (но, разумеется, в разумных рамках). Безответственность, лень, легкомыслие, недисциплинированность – те черты личности, которые параплан помогает минимизировать.

4. Селекция.

Мы не спортшкола и никого не отчисляем по спортивной неперспективности. Многие ребята и девочки не блещущие спортивными результатами продолжают заниматься в клубе ради общения, выездов на природу, общих клубных дел.
Но, с точки зрения безопасности мы проводим селекцию. Не способные показать результат на данном уровне, не переходят на следующий, оставаясь, год за годом на одном и том же спортивном уровне, доступном им. А в это время другие, более способные пилоты движутся вперед. Мы никогда не запустим в небо ребенка, подростка, которому это не дано. Это не нужно, это опасно. Лишь те, кто имеет набор всех необходимых качеств, перейдут на следующую ступень. Записаться в секцию парапланеризма на начальную подготовку может каждый. Почти каждый может попробовать держать купол над головой и совершить первые простейшие полеты. А вот на уровень средней подготовки выходит только каждый 4-й из записавшихся в прошлом году. А на уровень высшей подготовки лишь каждый 20-й… И это нормально. Стоящие на верхушке этой спортивной пирамиды рождены летать. Они умеют, им дано. Они могут безопасно летать в сложных условиях. Другие только в простых. А кому-то лучше понаблюдать за полетами с земли.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Ниже приводятся наиболее важные для нашей работы документы, разработанные в нашем Клубе, документы РОСТО и ОФ СЛА регламентирующие занятия парапланерным спортом. А также комментарии к ним.

Документ №1
Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург»
Собетов А.И.


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЮНЫХ ПИЛОТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПАРАПЛАНЕРНЫМ СПОРТОМ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СЕКЦИЯХ, КЛУБАХ ПАРАПЛАНЕРИЗМА

1. Парапланеризм безопасен только при серьезном к нему отношении и соблюдении всех требований по технике безопасности, правил летного поведения и дисциплины.

2. Слагаемые безопасности
Все четыре слагаемых безопасности должны соответствовать друг другу.

2.1 Качества пилота:
Квалификация, дисциплинированность, серьезность, соотношение смелости и осторожности.

2.2. Тип и состояние параплана
Класс параплана должен соответствовать квалификации пилота. Ученик и пилот- любитель должны летать только на параплане класса STANDARD, только опытный пилот может безопасно летать на параплане класса PERFORMANCE, только пилот-профессионал на параплане класса COMPETITION. Площадь параплана должна соответствовать весу пилота. Параплан должен быть исправен и проверен пилотом перед каждым полетом.

2.3. Метеоусловия
Должны соответствовать квалификации пилота и типу параплана. Для начинающих пилотов сила ветра на старте не должна превышать 6 м/с, для опытных пилотов 8 м/с. Полеты при сильном ветре запрещены. Полеты в турбулентной атмосфере запрещены. Полеты в непогоду запрещены.

2.4. Летное задание
Ставит инструктор. Летное задание должно соответствовать квалификации пилота, типу параплана и метеоусловиям.

3. Условия допуска к полетам
3.1. Письменное разрешение от родителей.
3.2. Медицинский допуск к занятиям в секции парапланеризма.
3.3. Страховка от несчастного случая.
3.4. Зачет по Технике безопасности.
3.5. Теоретическая подготовка согласно КУЛП.
3.6. Получить у инструктора летное задание и допуск к полетам на соответствующий летный день.
3.7. Непосредственно перед стартом необходимо получить разрешение на старт у Руководителя Полетов (РП)

4. Подготовка к выезду на дельтадром
4.1. Одежда, обувь, шлем
Одежда для полетов на параплане должна защищать от царапин при волочении за куполом по земле (летный комбинезон, штормовой костюм). Запрещается летать с открытыми руками и ногами. Одежда должна защищать от непогоды (дождя, ветра, холода, снега) и позволять заниматься в холодную и ветреную погоду целый день под открытым небом.
Обувь должна быть высокой (защищающей голеностоп), прочной, с толстой профилированной подошвой (туристские, военные ботинки, полусапожки, высокие кроссовки) и желательно непромокаемой. Заниматься в низкой обуви запрещено. Зимой обувь должна быть теплой и защищенной от попадания в нее снега.
Желательно иметь перчатки на руки (зимой еще рукавицы), запасные носки и накидку от дождя.
Защитный шлем на голову ОБЯЗАТЕЛЕН, как при полетах, так и при наземных занятиях с парапланом.

4.2. Питание
Каждый сам берет с собой еду и питье (зимой горячее питье в термосе) на весь день занятий на дельтадроме. Термос желательно иметь небьющийся. Необходимо иметь рюкзачок для переноски личных вещей и питания.

4.3. Проезд до дельтадрома
Не опаздывать к пункту сбора. Билеты брать самостоятельно. Не пытаться проехать «зайцем». Во время переезда и пешего перехода не покидать инструктора и основную группу (не отставать и не убегать вперед). Отойти от группы можно только с разрешения инструктора. Вести себя дисциплинированно, не кричать и не баловаться. Не создавать конфликтных ситуаций в транспорте и с местным населением. Бережно и ответственно относится к доверенному для транспортировки и хранения спортинвентарю и имуществу клуба. По возвращении с дельтадрома сразу вернуться домой или связаться с родителями.

5. На дельтадроме
5.1. Подготовка к полетам
На дельтадроме прежде всего надо пройти инструктаж у инструктора, получить летное задание и заниматься в соответствии с ним в указанной группе. В ожидании своей очереди на полеты помогать другим пилотам готовить парапланы к старту, переносить парапланы, выполнять другие задания, поставленные инструктором. Внимательно наблюдать за предстартовой подготовкой и полетами других пилотов, стараться понять их действия и ошибки. Продумывать свое летное задание. Внимательно слушать и немедленно выполнять все команды и распоряжения инструктора.
На стартовой площадке должны находиться только готовящиеся к старту пилоты и назначенные инструктором помощники. Предварительная подготовка техники (длительное распутывание строп и т.д.) осуществляется на площадке подготовки техники. Зрители, отдыхающие, играющие должны быть вне стартовой площадки. Запрещается оставлять на стартовой площадке личные вещи и снаряжение. По завершении полетов и в перерыве между полетами парапланы должны быть немедленно сложены и убраны со стартовой площадки. Занимающиеся на стартовой площадке должны быть внимательными и осторожными. Вести себя дисциплинированно. Не кричать, не играть, не баловаться и не бродить бесцельно по стартовой площадке. Не мешать стартующим пилотам. Все время слушать команды РП, стартующих пилотов, вести наблюдение за стартующими аппаратами, чтобы не оказаться на их пути. Занимать безопасное положение сбоку от стартующих аппаратов, успевать вовремя отходить в сторону. Если вы слышите команду «Головы!» и (или) видите стартующий сверху дельтаплан, надо быстро пригнуться (лечь на землю), чтобы не получить удар жестким крылом.
Не оставлять спортинвентарь без надзора. После выполнения упражнения передать спортинвентарь следующему или сдать инструктору.
Не покидать самовольно дельтадром. При необходимости отлучиться попросить разрешение у инструктора.
Не оставлять после себя мусор на дельтадроме.

5.2 Полеты
Полеты выполняются только под руководством инструктора, при наличии летного задания и по команде РП. Самовольные полеты запрещены. Полеты в сильный (более 8 м/с) и порывистый ветер запрещены. Полеты в зоне турбулентности запрещены.
Получив летное задание, надо разложить параплан, распутать стропы, провести осмотр параплана. Если замечены повреждения, доложить инструктору. Полеты на неисправном параплане запрещены.
Надеть защитный шлем, подвесную систему, пристегнуться к параплану. Провести предстартовую проверку всех ремней, пряжек и карабинов подвесной системы, свободных концов и строп параплана.
Продумать летное задание. Принять правильное стартовое положение ( строго против ветра, по середине купола). Оценить метео обстановку. Оценить воздушную и наземную обстановку (убедиться, что другие пилоты и парапланы не помешают старту). Нельзя стартовать, если ниже вас, ближе чем в 50 м стартует другой аппарат или находится в воздухе прямо перед стартовой площадкой. Нельзя поднимать купол перед стартующим на вас сверху аппаратом.
Попросить разрешение на старт у РП. После разрешения произвести старт.
В полете стараться выполнить поставленное летное задание.. Не приближаться близко к опасным объектам (деревьям, столбам, ЛЭП, горнолыжным подъемникам). Выполнять правила расхождения в воздухе ( на пересекающихся курсах отворачивать вправо, помнить, что за безопасность отвечает тот, кто выше и сзади). В полете быть внимательным и осмотрительным. При необходимости обогнуть препятствие, энергично поворачивать клевантами и корпусом.
Не затягивать клеванты слишком сильно. Не затормаживать параплан слишком сильно. Контролировать скорость параплана в полете и поворотах. Помнить, что резкие повороты сопряжены со значительной потерей высоты, что опасно вблизи у склона.
Запрещается разворачиваться лицом к склону вблизи склона. Все полеты у склона осуществляются только спиной и боком к склону ( против ветра и боком к ветру). Полеты по ветру запрещены.
В полете необходимо контролировать купол как по нагрузке на клевантах, так и визуально. В случае нестабильности параплана сразу компенсировать возникшую нестабильность. В случае возникновения непредвиденной ситуации не паниковать, внимательно слушать и быстро выполнять команды инструктора.
Посадка осуществляется строго против ветра по прямой. Посадка в повороте «запятой» запрещена. Посадка по ветру запрещена. Перед посадкой надо погасить скорость параплана, затянув за 1,5 - 2 м до земли обе клеванты полностью. Затягивать клеванты полностью на большей высоте запрещено.


Комментарий к документу №1

Конечно, в авиации не может быть какой-то одной инструкции по технике безопасности, расписавшись в которой вы могли бы считать себя застрахованными от неприятностей. Безопасность достигается всем комплексом мер... Но, работая педагогом (тренером, инструктором) в клубной системе дополнительного образования мы обязаны иметь такую инструкцию, и раз в полгода проводить инструктаж обучаемых детей. И нам спокойней, и вашему начальству - тоже.
«Техника Безопасности» дается на первом теоретическом занятии, сразу после «Введения в парапланеризм». Допуск к практическим занятиям дается только после зачета по ТБ.

Документ №2
Минимальный возраст обучаемых.
Центральный Совет РОСТО. №51-475 от 18.10.1994г.

Пункт 4. Спортивную работу на СЛА с детьми и юношами строить, исходя из норм и требований ЕВСК (раздел Детско-юношеские разряды по видам спорта), при этом возраст обучаемых к началу учебно-летной подготовки может быть: на парапланах 10 лет, на дельтапланах 12 лет, на СЛА
13 лет. По индивидуальному допуску, утвержденному методическим Советом организации СЛА и при наличии соответствующей авиационной техники: на парапланах - 8 лет, на дельтапланах -11 лет, на моторных СЛА - 12 лет.


Комментарий к документу №2

Исходя из нашего опыта работы с детьми ( с 1994 года по 2001 у нас прошло обучение около 500 юных спортсменов), минимальным возрастам для массового начального обучения на параплане является возраст 11 лет. Случаи успешного обучения 9 -10 летних детей единичны и являются исключением (так, Борис Эрикойнен начал в 9 лет, в 11 занял 1 место на Первенстве России, продолжает заниматься в Клубе и теперь). 8-летних нам обучать не приходилось и мы считаем, что вряд ли это возможно при клубной системе обучения. В возрасте 8-10 лет дети, как правило, не способны сами даже перемещаться по городу и за город к пункту сбора без сопровождения родителей. Нам известны случаи приобщения к парапланеризму 8-и и даже 6-и летних детей их родителями-парапланеристами, как любителями, так и профессиональными инструкторами. Мы не можем запретить родителям экспериментировать с их детьми. Но мы считаем, что этот, весьма сомнительный и часто имеющий тяжелые последствия опыт не может быть рекомендован для распространения в системе официального обучения.







Документ №3
Численность учебных групп
Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях РОСТО. Москва 1994.
Глава 4. Организация летного обучения. Пункт 43, с.26,27

Приказом начальника авиационной организации курсанты (спортсмены) распределяются по летным (парашютным) подразделениям: отрядам, звеньям, летным группам, закрепляются за летчиками-инструкторами, командирами звеньев (отрядов). В зависимости от поставленных задач и возможностей авиационной организации летная группа, закрепляемая за одним летчиком -инструктором, комплектуется в количестве:
- спортсменов на дельтапланах (дельталетах, парапланах) - 4-6 человек.

Комментарий к документу №3

Наш клуб является одновременно летной организацией СЛА и учреждением дополнительного образования. Существует проблема несовпадения требований и нормативной базы. Численность групп - больная тема, особенно, если Вы хотите иметь несколько ставок. Так, по старым , (еще, наверное, середины прошлого века) нормам численность детских кружков и секций должна составлять 60(!) человек. По новым требованиям может быть 12-20, в зависимости от года обучения и квалификации обучаемых ( а в системе Госкомспорта, к которой, мы, увы, не относимся и того меньше, если это мастера спорта). Нам приходится, ссылаясь на Документ №3, бороться за уменьшение численности групп. В Москве, через тамошнее РОСТО удалось пробить норматив численности - 3 человека! Но, низкая численность - это палка о двух концах. Плюсы налицо. Минусы проявляются не сразу. Это снижение общего финансирования на клуб, рассчитываемое от списочной численности занимающихся. При любой реорганизации клуб может быть закрыт как «элитный», не обеспечивающий массовость. Кроме того, наш опыт занятий с детьми показывает, что в течение первого года занятий отсеивается половина и это нормально. А до реальных полетов в динамике и термиках доходит только каждый десятый - двадцатый, от записавшихся в секцию. Спортивная пирамида должна иметь надежный и массивный фундамент. Следует также учесть, что мы даем не только чисто парапланерную подготовку, но и Школу выживания.
С учетом всего этого мы согласились на следующую численность групп на одну ставку инструктора в 12-18 человек, в зависимости от года обучения.

Документ №4
Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург»
Собетов А.И.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Трехступенчатая система подготовки юных парапланеристов (начальная, средняя, высшая подготовка). Расчет часов на теоретические и практические занятия, исходя из 18 час в неделю ( 2 часа теория, 16 часов практика), 72 часа в месяц. Одна педагогическая ставка.

Учебный план секции парапланеризма 1-го года обучения. Начальная подготовка. Школа выживания.

№ Тема Часы

Теоретический курс
всего, групповые, Индивид., выезд
1 Введение в парапланеризм. Полеты, выезды, походы, учебно-тренировочные лагеря 6 5 1
2 Техника безопасности при занятии парапланеризмом 8 6 2
3 Снаряжение в походе на выезде и сборах 6 5 1
4 Питание в походе, на выезде и сборах 6 5 1
5 Бивуак в полевых условиях. Быт в поездках. 6 5 1
6 Безопасность в походах, выездах, сборах 8 6 2
7 Основы техники туризма 6 5 1
8 Ориентирование на местности 6 5 1
9 Школа выживания в непогоду. 6 5 1
10 Конструкция, эксплуатация и уход за парапланом 6 4 2
12 Основы аэродинамики 6 5 1
13 Техника старта, полета и приземления 6 4 2
14 Введение в аэрологию 6 5 1
15 Введение в метеорологию 6 5 1
16 Ручная буксировка 6 5 1
17 Первая доврачебная помощь 6 5 1
Итого теории: 108 88 20
Практический курс
1 Однодневный поход, лагерь 170 170
2 2-х и более -дневный поход (лагерь) с ночлегом в полевых условиях. 50 40 10 50
3 Летная подготовка по Зад.1.(Упр1-8) 320 320
3.3 Упр.0 . Купол 35 27 8 35
3.4 Упр.1.Подлет 35 27 8 35
3.5 Упр.2. Прямолинейный полет 35 27 8 35
3.6 Упр.3.Полет для отработки разворотов 35 27 8 35
3.7 Упр.4. Маневр скоростью 35 27 8 35
3.8 Упр.5. Посадка в цель 40 30 10 40
3.9 Упр.6.Маршрут-цель 35 27 8 35
3.10 Упр.7. Зачетный полет по программе соревнований на 3 разряд 35 27 8 35
3.11 Упр.8. Полет с увеличением высоты над рельефом местности 35 27 8 35
Итого практики: 540 456 84 540
ИТОГО: 648 544 104 648



Учебный план секции парапланеризма второго года обучения. Средняя подготовка.

№ Тема Часы

Теоретический курс
всего, групповые, индивидуальные, выезд
1 История и перспективы парапланеризма 4 3 1
2 Безопасность в парапланеризме 10 8 2
3 Конструкция параплана 6 5 1
4 Аэродинамика 6 5 1
5 Аэрология 10 8 2
6 Авиационная метеорология 8 6 2
7 Авиационное приборное и радиооборудование 2 1 1
8 Введение в авиа медицину 4 3 1
9 Теория динамического парящего полета 14 11 3
10 Буксировка. СМС 4 3 1
11 Летные документы 4 3 1
Итого теории: 72 56 16
Практический курс.
1 Полеты по Зад.1 (Упр.1 – 8) 250 190 60 250
2 Полеты по Зад.2 (Упр.9 –15) 326 244 82 326
2.1 Упр.9. Полет для отработки элементов ДВП 40 30 10 40
2.2 Упр.10. Полет в ДВП 40 30 10 40
2.3 Упр.11. Полет для отработки посадки на уровне старта 86 76 10 86
2.4 Упр.12. Полет на максимальные продолжительность и набор высоты 40 30 10 40
2.5 Упр.13. Полет для отработки взаимодействия группы парапланов в ДВП 40 30 10 40
2.6 Упр.14. Полет по маршруту с использованием ДВП 40 18 22 40
2.7 Упр.15. Зачетный полет по программе соревнований 2 разряда 40 30 10 40
Итого практики: 576 434 142 576
ИТОГО: 648 390 98 576








Учебный план секции парапланеризма 3-го года обучения .
Высшая подготовка
№ Тема Часы
Теоретический курс
всего, Групповые, индивидуальные, Выезд

1 Перспективы парапланеризма 2 2
2 Безопасность в парапланеризме 4 3 1
3 Конструкция параплана 4 3 1
4 Нестабильность параплана 6 4 2
5 Аэрология 4 3 1
6 Аэродинамика 4 3 1
7 Метеорология 8 6 2
8 Теория парящего полета по Зад. 3 12 10 2
9 Авиационное приборное и радио оборудование 4 3 1
10 Штурманская подготовка 6 5 1
11 Системы спасения и безопасности 6 5 1
12 Буксировка. СМС 4 3 1
13 Воздушное право. Летные документы. 4 3 1
14 Авиационная медицина. 4 3 1
Итого теории: 72 56 16
Практический курс
1 Полеты по Зад. 1 (упр. 1 – 8) 126 96 30 126
2 Полеты по Зад. 2 ( упр. 9 –15) 200 150 50 200
3 Полеты по Зад. 3 ( упр.16 –24) 250 187 63 250
3.1 Упр.16. Полет не отработку ТВП 25 18 7 25
3.2 Упр.17. Полет на отработку техники переходов и элементов прохождения маршрутов 25 18 7 25
3.3 Упр.18. Полет для отработки взаимодействия парапланов в одном термическом потоке 25 18 7 25
3.4 Упр.19. Полет на максимальный выигрыш высоты 30 23 7 30
3.5 Упр.20. Полет на открытую дальность 30 23 7 30
3.6 Упр.21. Полет до намеченной цели 30 23 7 30
3.7 Упр.22. Полет до намеченной цели с возвращением. 30 23 7 30
3.8 Упр.23. Полет по треугольному маршруту 30 23 7 30
3.9 Упр.24. Зачетный полет по программе спортсменов 1 разряда 25 18 7 25
Итого практики: 576 433 143 576
ИТОГО: 648 388 159 648

Комментарий к документу №4

Трехступенчатая система обучения соответствует 3-м задачам КУЛПа с учетом возрастной специфики контингента обучаемых. Наряду со стандартными, применяются специальные упражнения, методики обучения и подачи материала. В 1-2-ой год занятий весьма актуальна Школа выживания на природе, дающая навыки туризма и жизни в полевых палаточных лагерях. Каждая ступень формально рассчитана на один год, но может занимать, и как правило занимает больше времени. Перевод на следующую стадию обучения осуществляется индивидуально для каждого обучаемого. Спортивные притязания и возможности большинство записавшихся в клуб ограничивается первой, максимум второй стадией обучения. И это нормально. Мы клуб, а не спортивная школа с обязательной разнарядкой по подготовке мастеров и разрядников. Из клуба никто не отчисляется по спортивной неперспективности. В то же время никто искусственно не сдерживается, и талантливые юные спортсмены за три года проходят путь от новичков до 1-го спортивного разряда (Назаров Дмитрий, Кузьмичев Константин, Ермаков Виталий, Кузьмин Степан) и даже кандидатов в мастера спорта (Егор Терентьев).
Наши учебный планы рассчитаны на 18 час в неделю, из которых один раз в неделю по будним дням - теория 2 часа, и по 8 часов в субботу и воскресенье практика (летная подготовка) на дельтадроме на выезде.

Документ №5
Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург»
Собетов А.И.

КТО ВАЖНЕЕ?
(Учебная парапланерная сказка для пересказа детьми 9 -12 лет.)

Как-то раз заспорили предметы снаряжения: кто из них всего нужнее для полетов на ПАРАПЛАНЕ?
«Всех важнее я» - сказал КУПОЛ, - «Без меня вы не подниметесь в воздух. Это я лечу, а вы все просто привязаны ко мне. И вообще я самый сильный, большой и красивый».
Говоря так, он все надувался и надувался, набирая воздух через ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ, расправлял НЕРВЮРЫ и раздувал все свои ЯЧЕЙКИ, гордо шелестя на ветру, как огромный яркий павлиний хвост.
Другие вещи недолюбливали купол за его хвастовство, но им было трудно что-либо возразить куполу и осадить его. Он действительно был самый большой и красивый. А купол гордо парил в небе, позволяя любоваться собой со всех сторон. Он словно говорил всем своим видом: «Я, я, вот он я, смотрите все, какой я!
КЛЕВАНТЫ смотрели, смотрели, а потом сказали: «Ну-ну...» и сильно потянули вниз до упора. ...И купол вдруг остановился, ЗАДНЯЯ КРОМКА его подвернулась, потом ушли назад УШИ. Он весь затрепетал, свернулся почти бубликом, выпустил воздух и с шелестом, бесформенной тряпкой упал на землю.
«ЗАДНИЙ СВАЛ!» - ахнули все.
«Большой ты купол, а дурной» - сказали клеванты, - «Летишь-то ты летишь, да только сам не знаешь куда. Управляем -то тобой мы - клеванты. И без нас ты ни повернуть, ни взлететь, ни приземлиться толком не сможешь. А если ТУРБУЛЕНТНОСТЬ в воздухе какая, то кто с НЕСТАБИЛЬНОСТЬЮ бороться будет?»
При слове «нестабильность» купол в страхе съежился. Больше всего на свете он боялся этой самой нестабильности.
А клеванты стали командовать: «нале- во!» - И купол послушно поворачивал налево. «Напра - во!» - и купол разворачивался направо.
Увидев, как клеванты командуют куполом, другие вещи тоже оживились. «А я уменьшаю УГОЛ АТАКИ и увеличиваю скорость» - заявил АКСЕЛЕРАТОР. «А мы увеличиваем угол атаки и уменьшаем скорость» - сказали в ответ ТРИММЕРА. «А надо увеличивать», - «Нет, надо уменьшать», - «Нет, увеличивать!», - «Нет, уменьшать!» - заспорили они.
«Да хватит вам кричать - сказали СТРОПЫ, - все равно всю нагрузку на купол передаем мы, и как нас отрегулируют, так и будет. Так что не спорьте ребята, без вас можно обойтись, а вот без нас не обойдешься. Мы задаем форму куполу, мы выдерживаем вес пилота, мы связываем купол с подвесной системой».
«Ну вот, слава Богу, вспомнили и про меня», - сказала ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА. Она как всегда висела, раскачиваясь. И прихорашивалась, поворачиваясь то так , то эдак, демонстрируя все свои многочисленные ремни, пряжки, карманы, застежки и молнии. «Хотела бы я знать, как вы все без меня полетите? Ведь пилота-то несу я!» Она щелкнула пряжками и продолжила: «Думаю, что важнее всех я. Ведь недаром пилот так долго проверяет на мне все замки и карабины. Не дай Бог будет не застегнут хотя бы один. Даже стропы не проверяют так тщательно перед полетом, как меня. Пилот проводит со мной гораздо больше времени, чем с вами. Я самая сложная, я самая удобная, я самая-самая!
Я обеспечиваю безопасность, у меня есть жесткая доска и спинка от удара и ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ. А как удобно мягкое кресло! В нем можно и сидеть и лежать. А посмотрите сколько у меня всяких карманов и карманчиков: и под запаску, и под БАЛЛАСТ, и под рюкзак...»
«Да уж, всяких карманов на тебе все больше и больше, и весить ты скоро будешь уже больше всех, так что, наверное, и в меня не поместишься», - сказал РЮКЗАК.
«Молчи, бездельник, ты для полетов вообще не нужен!», - попыталась огрызнуться подвесная система.
«Да, да!» - подал голос акселератор, - «Ты, рюкзак , вообще бессовестный, сам не летаешь, а только на хозяине верхом ездишь, он тебя за это спиногрызом зовет».
«Ну», - сказал рюкзак, - может, я для полета и не нужен, но хотел бы я посмотреть, где вы без меня жить будете. Такие нужные, важные и надутые. Вот помню раньше времена были, никто не важничал, не раздувался, карманы не растопыривал и места во мне много не занимал. А всяких там лишних причиндалов и в помине не было». И рюкзак внимательно посмотрел на акселератор и подвесную систему, которая вновь вертелась и прихорашивалась, залив в балласт 10 литров...
«Скоро во мне уже места для вас не хватит. А если от нагрузки молния разойдется, то кто-нибудь из вас вывалиться может...»
Акселератор вздрогнул. Он с ужасом вспомнил, как один раз его потеряли на склоне. Он лежал один в густой зеленой траве, маленькая металлическая перекладинка с двумя крохотными карабинчиками. И его совсем не было видно. Как долго хозяин искал его тогда, и как он был счастлив, вернувшись наконец в свой родной рюкзак к остальному снаряжению.
Тут и купол вспомнил, как его несли без рюкзака и зацепили за куст шиповника. Купол потер заплатку на боку, - еще болит... Да, с рюкзаком лучше не ссориться.
Остальные вещи тоже перестали хвастаться и спорить. Они поняли, что никто из них не сможет отправиться в полет один. Что нет важного и не важного снаряжения. Все снаряжение одинаково важно. И что только вместе, дружной командой они и составляют то, что называется ПАРАПЛАН.

Комментарий к документу №5

УЧЕБНАЯ СКАЗКА «КТО ВАЖНЕЕ» - это пример специальной методики обучения и подачи теоретического учебного материала для самых юных парапланеристов.
Учебная сказка создана в соответствии с принципами «Школы жизни» Центра адаптации и развития человека С.Н. Говорова.
Учебная сказка предназначена для игрового пересказа детьми 9-12 лет полностью или с разбивкой на роли.
Цель:
1. Активизация сознания, интеллекта и коммуникативных возможностей при игровом пересказе, общении и ролевой игре.
2. Активное и творческое усвоение теоретического материала по парапланеризму.
Детям очень нравится такая форма подачи и усвоения материала, в отличие от скучных лекций, труднодоступных для восприятия в их возрасте. Они с удовольствием пересказывают учебные сказки, а потом и более серьезный учебный материал. Это делают и ребята более старшего возраста. Процесс пересказа очень важен. Знать «про себя», это еще не значит знать. Человек по-настоящему знает, когда он может облечь это в слова, объяснить и рассказать другому. Педагогу очень важно уметь вовлечь ребенка в общение, так подав изначально скучный материал, чтобы тому было интересно. Высоких успехов в работе с самыми маленькими пилотами добилась педагог Няникова Галина Геннадьевна. На ее игровые теоретические занятия повторно приходят даже ребята, уже прошедшие в прошлом году курс начальной подготовки и занимающиеся на средней и высшей ступени.


Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru