Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Детско-юношеский парапланеризм. Опыт работы




Парапланеризм – сравнительно новый вид спорта. Параплан появился в нашей стране на сломе эпох в конце 80-х, начале 90-х. В СССР парапланеризма не было, был дельтапланерный спорт под эгидой ДОСААФ, соревнования, клубы, система обучения, регламентирующие документы, финансирование. Парапланеризм начал развиваться в новой России с нуля усилиями энтузиастов. Учиться приходилось на своих ошибках.

Ранее я занимался спортивным туризмом (пешим, горным, водным, лыжным), и парапланеризм удачно лег в русло моего увлечения outdoor спортом.  Я начал летать в 1992 г. и сразу постарался подойти к этому занятию серьезно. В 1993 г. уже участвовал в Чемпионате России (ЧР), стал заниматься обучением (взрослых). В 1994 занял 5 место на ЧР, был среди первых шести парапланеристов  России,  которым присвоили высшее на то время в парапланеризме звание кандидата в мастера спорта. Это было время бурного развития нашего спорта, время романтики, свершений и открытий, когда год шел за десять. («Краткая история Чемпионатов России» -   http://paragliding.spb.ru/competitions/data/ic_competitions/33/ ).

В том же 1994 году я создал Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург», вступил в Объединенную Федерацию Сверхлегкой Авиации (ОФ СЛА) России, стал заниматься парапланеризмом профессионально. 

Тогда же я стал заниматься обучением детей,  инициировав создание нескольких детско-юношеских секций в Санкт-Петербурге. По тем временам я считался уже опытным спортсменом и инструктором. Но обучение детей вызывало у меня поначалу большие сомнения и с точки зрения безопасности, и с точки зрения методик, да и самой возможности. Ведь нигде в мире детей не учат летать, а нижняя возрастная граница  в PARAPRO (рекомендуемом стандарте обучения FAI) – 16 лет.

Огромную поддержку всем нам, начинающим работать с детьми инструкторам, оказал Президент ОФ СЛА РФ Владимир Иванович Забава.   Детско-юношеский парапланеризм был его инициативой и любимым детищем. С 1993 года начали проводится Первенства России (и СНГ). А нижняя возрастная граница занятий парапланеризмом была определена в тогдашней ЕВСК (Единой Всероссийской Спортивной Классификации) с 10 лет, а по индивидуальному допуску - с 8 лет (!). На мой взгляд, это все же был некоторый перебор.

Проанализировав опыт работы за первые два года, в 1996 году я остановился на цифре 11 лет как «естественной нижней возрастной границе». («Обучение детей. Опыт Работы 96» -  http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/19/ ). Я и сейчас ее придерживаюсь.

Но как учить детей летать? Методику тоже пришлось разрабатывать самостоятельно. Как основу мы имели только изрядно устаревший КУЛП СД 87 (Курс учебно-летной подготовки спортсмены дельтапланериста СССР 1987г), но он  для взрослых дельтапланеристов. И международный  PARAPRO для взрослых парапланеристов, очень краткий и схематичный.

Сплошные вопросы! Какое должно быть соотношение теории и практики? Как давать сложную теорию (аэродинамику, аэрологию, конструкцию параплана, теорию полета и др.) самым маленьким? 

А ведь среди нас, первых инструкторов, не было педагогов по специальности. Все мы пилоты – энтузиасты, самоучки. В большинстве своем бывшие технари, иногда летчики. Друг у друга спрашивали:

-Ты сколько теории своим даешь?

- Да какая теория?  5 минут! Левую тяни, правую тяни! И все, полетели!

- Нет, это недобор!

- А ты на первоначальном курсе что даешь?

- А ВСЁ, что сам знаю (летчик НИИ ВВС!) 20 тем с формулами, потом зачет и только потом полеты

- Нет, это перебор!

Методика обучения рождалась постепенно. Пришлось пойти на педагогические курсы повышения квалификации. И не один раз. Самые первые запомнились больше всего («Школа жизни» Н.С. Говорова). Кое-что даже удалось применить при подаче теоретического материала: «Кто важнее» Учебная парапланерная сказка  http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/12/

Теория в парапланеризме как техническом виде спорта, конечно, необходима, но главное - это практика, это полеты.  А здесь главное – безопасность. Самое удивительное, что в самые первые и трудные пять лет (1994 – 2000) травм (требующих лечения) во всех детских клубах Санкт-Петербурга не было вообще! Ни одного перелома, максимум ушибы. Во что многие мои коллеги инструктора из «взрослого» парапланеризма не могут поверить до сих пор. Ведь травматизм во взрослом парапланеризме был, увы, достаточно высок. Почему так?

Становление парапланеризма в России происходило в «лихие девяностые». Обучение взрослых происходило на коммерческой основе и «дурном энтузиазме», но при отсутствии всяких знаний и опыта, когда каждый, кто чуть научился тянуть за клеванты, называл себя «инструктором» и брался обучать других. При этом старались как можно быстрее и с минимальными усилиями запустить клиента в небо, не соблюдая элементарных правил и принципов авиации, которые, как известно, написаны кровью.

При бесплатном обучении детей над нами не довлеет необходимость побыстрее и любой ценой запускать учеников в небо, зато над нами висит дамоклов меч ответственности. Поэтому мы просто педантично соблюдали элементарные принципы обучения: Последовательность, постепенность, индивидуальный подход, спортивная селекция. Плюс элементарные правила, записанные еще в ДОСААФовском КУЛПе. Можно без преувеличения сказать, что на этапе становления парапланеризма детские клубы были островками безопасности в море беспредела.

Да, обучение детей проходит безопаснее и медленнее, чем взрослых. Особенно вначале. Так, начальный курс (наземная подготовка и подлеты) занимает у взрослых одну неделю, а у детей длится год. Зато полученные навыки прочнее и последующий прогресс у лучших быстрее. И некоторые юные спортсмены способны потеснить взрослых звезд на подиуме.

Так, 15-ти летний Сергей Латышев стал в свое время вторым на Чемпионате России на Юце, летая без приборов, просто копируя меняющихся лидеров! 16-ти летний Иван Рожков стал четвертым из 94 взрослых спортсменов на Чемпионате России в Курае!

К началу нулевых годов система обучения детей в основном сложилась. Я написал   Авторскую программу обучения детей парапланеризму, стал педагогом высшей категории в системе дополнительного образования, мастером спорта, судьей Республиканской категории, был выбран Председателем детско-юношеского комитета ОФ СЛА России. Работа шла по накатанной колее и, казалось, не сулила никаких новых неожиданных открытий.

А оказалось, открытие под самым носом! Открытие, которое произвело революцию в обучении! Я давно испытывал неудовлетворенность от того, что наши методы обучения лишь копируют дельтапланерный опыт, не учитывая специфику параплана. Как мы учили все эти годы? Так же, как они. Вначале старт, несколько пробежек с крылом, и скорее на горку летать. Вначале подлеты с полметра-метра, потом, постепенно все выше и выше. Критерий эффективности –количество полетов, высота, налет. Хорошо? Хорошо, да не очень. Во-первых, все же травмоопасно, как постепенно не делай. Всё, что летит, может упасть. Во-вторых, летная погода (ветер нужной силы на склон) бывает не всегда. Зато в поле можно ходить с поднятыми куполами почти всегда…, чем мы и стали все чаще заниматься. Постепенно пришло осознание самостоятельной ценности этого занятия.  Того, что наземная подготовка нужна не только для отработки техники старта, а для получения навыков управления парапланом, не подвергая пилота риску. Мы решили проблему тренажера в авиации! Также мы изящно решили проблему обоснования нижней возрастной границы в парапланеризме. Ведь играть с воздушным змеем  могут и те, кому нет 16-и лет. Кто против? Стали придумывать все новые упражнения наземки. Критерием эффективности первоначального обучения наряду с полетами стали: время удержания крыла в воздухе (3 минуты на зачет), прохождения наземного маршрута, касание земли «ушами» и др.

 «Наземка» -  теперь это слово, как мантру повторяют все инструкторы, все пилоты применяют при обучении все школы.  А еще недавно (в конце нулевых) никто из опрошенных мной спортсменов, пилотов, инструкторов и теоретиков парапланеризма не смог правильно ответить на вопрос «В чем уникальное отличие параплана от всех других летательных аппаратов?». Назывались известные всем отличия, но никто не сказал то, что уже сформулировал для себя и использовал для обучения: Параплан – единственный летательный аппарат, который может лететь в воздухе, а управляющий им пилот при этом находиться на земле. Идею использовать это свойство параплана при обучении поначалу пришлось пробивать с трудом. Материалы 2008 года: «Неочевидная очевидность» -http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/14/ , «Парапланерный КУЛП. Шаг первый» - http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/13/

Также мы начали применять кайтинг как способ наземной подготовки в сильный ветер, что позволило увеличить разнообразие занятий и расширить погодный диапазон.

Оздоровление.  Оказалось, что на практических занятиях новичков главную сложность и опасность представляет на сама летная работа, а подготовительная и сопутствующая работа: поход с тяжелым рюкзаком до дельтадрома и обратно, пребывание весь день на природе (сильный ветер, холод, снег, или, наоборот, жара), подъем на гору и др. Для современных изнеженных и не очень здоровых городских детей все это большая проблема. Мы были вынуждены включить в программу обучения «Школу выживания на природе». Мы даем навыки туризма, азы спортивного ориентирования, альпинизма. Проводим однодневные и многодневные выезды и походы с ночевками в полевых условиях в палатках и самостоятельным приготовлением пищи. А летом проводим 3-х недельные Учебно-Тренировочные Сборы в палаточном лагере на горе Юца под Пятигорском и в Чегеме на Кавказе, участвуем в Первенстве России. Оздоравливающий эффект занятий виден наглядно.

Экстремальный спорт привлекает ребят, склонных к рискованным приключениям. Наша задача направить их энергию в социально приемлемое русло. Среди моих Победителей Первенства России трое состояли на учете в милиции. В школе они считались хулиганами, а у меня стали дисциплинированными спортсменами, и я могу сказать про них только хорошее. Параплан воспитывает!  

Спортивные:

Сам я поучаствовал более чем в 60 крупных российских и международных соревнованиях от Чемпионата России до Чемпионата Мира. Теперь, в основном, учу, сужу и организую. Надеюсь, что мои ученики покажут лучшие результаты, чем я.

Я организую до 4 городских соревнований в год: «Чайник», «Зимний Кубок Санкт-Петербурга», «Открытие сезона», «Первенство Санкт-Петербурга», победители и призеры которых мои ученики и ученики моих учеников.

Я помогаю в организации и судействе Первенства России и сужу его как Главный судья или Заместитель Главного судьи.

Среди моих учеников – десять Победителей Первенства России: Илья Маркус, Эрикойнен Борис, Неровный Алексей, Иван Рожков, Егор Терентьев, Самошкин Владимир, Салазкин Сергей,  Ивлев Даниил (трижды), Калинин Константин (трижды), Родион Фролов. Из них пятеро (Терентьев Е., Рожков И. и Самошкин В., Ивлев Д., Калинин К.) - среди маршрутников.

Призеры Чемпионатов России: Егор Терентьев - 2 место ЧР 2003, Иван Рожков - 3 место ЧР 2004, Алексей Шипов – 3 место ЧР.

Освоение профессии:

Некоторые из моих учеников прочно связали свою жизнь с авиацией. Стали инструкторами по парапланерному спорту, как Кузьмичев Константин, Назаров Дмитрий, Калинин Константин. Инструкторами по кайтингу – Жуков Сергей. Оператором буксировочного комплекса, как Самошкин Володя. Тандем-мастерами: Егор Терентьев, Ермаков Виталий, Кузьмичев Константин. Руководителями парапланерных клубов - как Терентьев Егор. Судьями по спорту - как Дорош Алена, Коротышева Оля, Петров Александр, Шохина Наташа, Романов Антон, Фролов Родион, Калинин Константин. Пилотами пассажирских лайнеров, как Неровный Алексей (1-й пилот аэробуса А320!). Неровный Вячеслав и Ивлев Даниил - пилоты легких самолетов. Егор Терентьев стал организатором крупных международных соревнований в Непале.

Проблемы. В «голодные» 90-е годы прошлого века главной проблемой было отсутствие опыта, но деньги были и дети массово в секции шли. В нулевые и начале десятых «жирные годов» парадоксальным образом уменьшилось и прекратилось финансирование. Многие клубы и секции (Москва, Армавир, Ахтубинск, Архангельск, и др.) прекратили существование. Упала численность спортсменов на Первенстве России с 100 до 20-30. Кроме этого, заметно стало, что в обществе в целом и у детей в частности сместился акцент с упорного труда для достижения высокой цели на развлечение и прагматизм. Стало все труднее набирать детей в наши бесплатные секции и кружки. Что очень тревожно. («Расти трава, расти» http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/43/ )

В последние годы ситуация несколько улучшилась. Появилось финансирование поездок на соревнования по линии Спорткомитета. Но взамен мы получили новую беду - чиновничий произвол и нелепые требования (ЕВСК, Положения о соревнованиях, возрастные границы и др.), выполнение которых идет вразрез с интересами нашего спорта. Доводы: «Раз нигде в мире этого (детского парапланеризма) нет, то и нам не надо». «А кто отвечать, если что, будет?»

«В небе дети!» http://paragliding.spb.ru/nursery/data/ic_nursery/63/

 В 2015 году все инструкторы, руководители сборных команд России обратились с письмом к Министру Спорта РФ и руководству ОФ СЛА РФ с просьбой учесть наше мнение, 20-летний опыт работы и утвердить три возрастные категории на Первенстве России: младшие юноши и девушки до 16 лет, старшие юноши и девушки до 18 лет и юниоры и юниорки до 21 года. Именно так последние 10 лет мы проводили и будем проводить Первенство России. Но у чиновников свое мнение: 16-18 в дисциплине «Параплан - парящий полет». Хорошо хоть, что в дисциплине «Параплан – полет на точность» в 2017 году с 14 лет летать разрешили (раньше, в первом ЕВСК с 10 лет разрешали!). А чем мотивирован запрет юниоров, вообще понять невозможно. Ну что же, будем бороться дальше.

В наших планах проведение международных юношеских соревнований, например, Первенства Европы на территории России. Это позволило бы легитимизовать юниоров. Для нас важна эта возрастная группа, как переходная от детей к взрослым. Опыт в авиации растет медленно, с сотнями и тысячами часов налета. Поэтому наш взрослый спорт весьма возрастной, конкуренция велика, а финансирование отсутствует. Выезжать по нескольку раз в год на международные соревнования не каждый может себе позволить. Но мы - взрослые спортсмены, сами решаем эти проблемы.

А детский спорт нуждается в государственной поддержке. Хотя бы той, которая была в 90-е годы прошлого века. Когда учреждения дополнительного образования не только платили заработную плату педагогу, но и приобретали  технику и пару-тройку раз в год оплачивали поездки на российские соревнования.

Надеюсь на лучшее будущее.

 

Андрей Собетов, декабрь 2016



Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru