Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Где летают вСНГ.



Сейчас на просторах нашей многострадальной на парапланах летают уже почти везде, от Прибалтики до Камчатки. Причина - расплодившиеся крылатые, а также появление лебедок и моторов, позволяющих летать на равнине. Однако есть особо притягательные места и маршруты сезонной миграции этих странных перелетных птиц.

Прежде всего, следует учесть форму и вращение Земли. Летать в северном полушарии лучше на юге, чем на севере. Небо вблизи экватора выше, чем у полюса. Конечно, совершить маршрутный полет могут и ребята с 70-ой широты, но у ребят с 50-ой это получится значительно чаще и лучше.

Во- вторых, большинство свободнолетающих предпочитают все же стартовать со склонов и летать в горах. А горы у нас, в европейской части, это на 90% Кавказ, а потом уже Крым, Урал, Карпаты, Хибины. Средняя Азия, Алтай, Камчатка стали экзотикой, добираться куда дороже и труднее чем в Турцию или, скажем, в Словакию. Необходимо также учитывать, что в новых свободных южных республиках залетных пернатых очень любят ощипывать:

Полеты зимой.

Считается, что летать лучше летом. Термичка, цветочки на старте и все такое. Однако зимой летают тоже, и даже маршруты, особенно в высокогорье, где летом летать отваживаются далеко не все. Термические восходящие потоки бывают и зимой. Яркое солнце гор прогревает скалы и темную зелень лесов, контраст со снегом и льдом гарантирован. Зимние термики мягче и слабее летних. Турбулентность не такая убойная. Поэтому зимние горы доступны пилотам даже со средним и небольшим опытом. Первые горные полеты лучше совершать именно зимой. Вы можете пролететь над горами, даже вообще не имея параплана. Наши горнолыжные курорты все чаще предлагают полеты на параплане в тандеме с инструктором.

Но зимняя погода непредсказуема. Сильные ветра и снегопады могут прижать вас к земле на все время выезда. Так что, отправляясь в горы зимой, будьте готовы к этому и запаситесь терпением и лыжами.

Вы уже поняли, что летать можно практически везде, где катаются на лыжах. На Кавказе это - Приэльбрусье, Домбай, Красная поляна. В Хибинах - Кировск. Несколько раз мы проводили клубные сборы в Кировске и участвовали в соревнованиях в Домбае.

Скромное обаяние Кировска.

Расположенные за северным полярным кругом, Хибины являются ближайшими к Питеру горами. Мурманским поездом ехать сюда одни сутки - вдвое ближе, чем на Кавказ. Близость и относительная дешевизна - главные достоинства этих мест для истосковавшихся по полетам и катанию любителей адреналина. Первые ласточки прилетают сюда уже в декабре, под Новый год. Минус - короткий световой день и длинная полярная ночь. А в марте- апреле тут солнышко стоит уже высоко и греет - хоть загорай. Постоянный минус - неустойчивая погода с частыми сильными ветрами и низкое северное небо. Это место не для любителей дальних термических маршрутов. Местным пилотам даже летом удавалось набирать максимум 400-500 м. Да и куда лететь, дорог подбора почти нет, кругом горная тайга.

Однако зимой в сочетании с лыжами здесь можно неплохо оттянуться, летая в динамике, да и просто совершить свой первый полет с высоты не в 40 , а в 400м кому-то будет интересно.

Живописно расположенный в самом сердце гор, на берегу озера Большой Вудъявр Кировск - настоящая столица заполярного туризма и горнолыжного спорта. Горные плато хибинских тундр обрываются прямо к городу, окружая его с трех сторон амфитеатром 500- метровой высоты. Здесь заканчиваются маршруты большинства путешествий лыжных туристов, очарованных красотами русской Лапландии. Впечатление несколько портят только трубы заводов, грызущих горы в поисках алюминия, никеля и прочих основ цивилизации. Убрать бы эти трубы, а горы и подъемники оставить, эх, совсем идиллия бы получилась:

Все катания -летания происходят в основном в гигантской "ложке" горы Айкуайвентчорр. Бугеля поднимают метров на 300. Креселка еще на 100 -150 м выше, на саму вершину (еще 100м) можно подняться ногами по гребню. Направления стартов: Ю, З, С-З. Если лететь просто сверху вниз и прямо, то можно, пролетев 4 км, приземлиться в прямо в центре города на маленьком озере или на стадионе. Обычно же садятся к подножию, где начинаются подъемники. Будьте внимательны, провода ЛЭП опоясывают гору снизу!

Когда есть динамик, не обязательно подниматься на самый верх. Помню, мы стартовали от конца южного подъемника и постепенно набирали высоту, выписывая восьмерки вначале над головами лыжников, потом ловя поток над прогретыми камушками, торчащими из снега, потом над темными следами противолавинных разрывов и, наконец, над гребнем амфитеатра. По гребню цепочкой медленно поднимались любители экстремального катания, затаскивая наверх свои доски, а мы кружили над ними, любуясь открывающейся перспективой. Вот прямо внизу под ногами россыпь строений Кировска, севернее белая гладь большого озера, за ним снова горы. Кажется, если полететь по ветру и влево, то перелетишь озеро и долетишь до склонов горы Вудъяврчорр, а там есть шанс зацепиться за динамик. А может, придешь слишком низко, не наберешь, и тогда топать пешком по глубокому снегу. Эх, высоты маловато, всего метров 50-70 над гребнем. Полетаю пока в ложке.

За гребнем открываются потусторонние виды на прорезанные ущельями тундры. Пока ветер ровный, но будьте внимательны. Ширина плато здесь всего метров 50-100, потом устрашающие скальные сбросы ущелья Юкспорръок. Если ветер внезапно усилится, то может сдуть в ротор над скалами. Погода здесь меняется быстро.

Из недели, проведенной здесь в марте 97-го, мы застали: 3 дня безветрия, когда можно было загорать на снегу, 1 день - динамик, когда в воздухе можно было висеть полдня, и остальные дни - пурга со скоростью ветра до 25 м/с. Местные сказали, что нам повезло... В новогоднюю неделю 1999-2000 динамика не было ни одного дня, только баллистические полеты. В общем, Кировск -это дельтадром местного значения, для полетов на уровне 2 спортивного разряда. Ехать сюда имеет смысл, имея в виду в первую очередь лыжи, а во вторую параплан.

Блеск и нищета Домбая.

Домбай сказочно красив. Один пик Инэ чего стоит. Виды Домбая могут смело соперничать с любыми альпийскими видами. Но парапланеристам следует помнить, что Кавказ не Альпы. Узкие глубокие ущелья с зажатыми в них, бешено несущимися горными реками делают опасными не только полеты, но и посадки. Знаменитые 30-метровые домбайские ели каждый год принимают в свои мохнатые объятия не в меру фамильярных летунов. Обнять же гладкий уже в 10 м над землей ствол такого деревца у вас, боюсь, не хватит рук. Заходящим на посадку на спортивную площадку у ММЦ не следует изображать из себя баскетбольный мяч, стремящийся попасть в кольцо. Не следует также стремиться влететь прямо в свой номер, пробив фасад гостиницы. Если вы не тренировались в посадках в цель, вам лучше садиться на Аманауз или Русскую поляну.

Домбай расположен на высоте 1550 м над уровнем моря. 5 очередей канатной дороги поднимают вас на высоту 3000 м на самый хребет Мусат-Чери. Но стартовать достаточно с отметки 2300м.

В феврале-марте здесь проводятся традиционные соревнования "Кубок Домбая". В 98-ом они удались на славу. Мы поднимались на высоту 3800 м и летали маршруты на Алибек, Теберду и обратно протяженностью до 32 км. Набирая такую высоту, оказываешься в положении "Кавказ подо мною": вот Грузия, вот Домбай, вот Теберда, вот Эльбрус и прочие вершины. Летишь над заснеженными и лесистыми склонами, ледниками и скалами. Кружишь рядом с орлами над горными вершинами. Красота! Орлы, кстати, очень помогают находить и обрабатывать восходящие потоки. На нас они не нападают, мы для них слишком большой и медленный объект, который не воспринимается ни как конкурент, ни как добыча. Так что неба хватает на всех.

А вот на "Кубке Домбая" в 99-ом не было ни одного летного дня из 10-и запланированных. Сильный ветер и снегопад - все две недели. Только на лыжах катались. Что делать - такова неустойчивая зимняя погода.

Летать здесь летом - круто. На Кубке профессионалов полеты были до 60 км. Высота до 5000 м, народ видел Черное море через Главный Кавказский хребет! Мощная термичка и сильная турбулентность. Опасные сильные ветра на разной высоте. Срез потока. Ротора. Убивалово. Кто-то совершал вынужденную посадку на скалы. Кто-то падал на берег реки и был затянут белой водой в мясорубку бурунов:

Если отвлечься от опасности полетов, главный недостаток этих мест тот, что все серьезные маршруты линейны и строятся вдоль долины Теберды. Треугольник через хребты, мягко говоря, проблематичен. Алибек и Гоначхир способны внести некоторое разнообазие в меню, но фирменное блюдо Домбая, это полеты на Теберду. Рекомендуем отведать это блюдо хотя бы один раз - не пожалеете.

Домбай дорог. Домбай всегда был модным горнолыжным курортом. Здесь можно "отдохнуть", в смысле потратить деньги. Но инфраструктура, сервис и отношение остались по большей части советские, т.е. совковые, помноженные на местную специфику и беззаконие. А цены выросли до "Евростандарта". В ноябре 99-го день в Домбае, говорят, обходился в 20-25 долл., а в январе 2000-го уже в 30. За такие деньги можно отдыхать и в Европе. Можно конечно попытаться устроиться подешевле в подсобках-кочегарках, но и на такие места цены непропорционально высоки. Да, местные вовсю извлекают прибыль из красот природы, не особо утруждая себя работой и заботой.

Раздражает то, что даже за деньги вам не гарантировано не только предоставление заранее оговоренных и оплаченных услуг, но и нормальное, а не хамское отношение. В последние 2 дня проживания нас выкинули из квартиры на том основании, что вновь приехавшие пообещали заплатить больше! Хроническими стали попытки снять повторно деньги со спортсменов -парапланеристов при подъеме на канатке, несмотря на оплаченный стартовый взнос. Те, кто оказались морально не готовы к ежедневному часовому скандалу с канатчиками, плевались, но платили повторно. Но это еще цветочки. Во всем мире на курортах местные жители молятся на туристов и сдувают пылинки. Везде, но только не здесь. И вам дадут это почувствовать и на словах, и на деле. Массовое побоище в баре гостиницы в феврале 99-го парапланеристов с местной обслугой, чувствующей себя "хозяевами жизни", надолго запомнится многим. Представители маленького но гордого горного народа, похоже, не хотят быть просто обслуживающим туристов персоналом, не хотят учиться нормально работать и жить. Их, похоже, не пугает, что "в следующий раз никто не приедет". Приедут как миленькие. Не эти, так следующие.

Да, Домбай "обречен на успех". Не так много у нас таких мест. А с нами обращаются так, как мы сами позволяем и заслуживаем. В этом году, говорят на Горе опять народу черным-черно:

P.S: Мы ездили в Кировск в марте 97-го и не пожалели. Мы ездили в Домбай в марте 98-го и были в восторге. Домбай 99 - оставил тягостные впечатления. В марте 2000-го мы собираемся в Кировск. Как повезет на этот раз?

Андрей Собетов
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru