Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


200 км под кайтом.



Новая реальность

Я чувствую ЭТО. Как километры протекают сквозь меня. Я ощущаю их движение. Они летят мне навстречу - лед и ветер. Они соединяются во мне. На выходе - пройденный маршрут. Он еще мал. Значительно меньше того, что впереди. Но я уже решил. Решил сделать эту чудовищную дистанцию. ДВЕСТИ километров! Пусть замыслы превратятся в реальность. Пусть родится Новое. Да будет так! 200!
Теперь только скорость поможет мне. Скорость!
И еще терпение. Терпение! Час за часом, без остановок я протягиваю километры сквозь себя. Запас времени велик. Но хватит ли сил? И хватит ли скорости? А что будет со мной через час, пять часов такого напряжения? А через десять?
А если лед станет неровным? А если ослабнет ветер? Что тогда?
Неизвестность. Впереди неизвестность. Она летит мне навстречу. Хоп! Она прошла сквозь меня. Мгновенное превращение. Не оглядываться. Пройденное меня не интересует. Я не собираюсь возвращаться. Никаких повторов. Только вперед!


Невозможная возможность

Планирование в кайтинге и параглайдинге – невозможно, но необходимо. По крайней мере, можно помечтать. Все просто. Возьмем и сделаем этот маршрут. Условия? Спроси метеоролога. Не вышло? Убей метеоролога.
Это сладкое слово «Кросс-кантри». А на сколько бывает сладко? В параглайдинге сладость возрастает в ряду: «Открытая дальность» – «Полет до заявленной цели» - «Полет до цели с возвращением» – «Треугольник».
В спортивном пешеходном туризме мы больше всего ценили линейные маршруты без забросок. Меньше кольцевые. Еще меньше лепестковые.
А в кайтинге? Один и тот же маршрут, пройденный по ветру, против ветра или галфвиндом будет иметь совершенно разную «стоимость». Плюс конфигурация маршрута. Впрочем, если говорить о кайттуризме, а не о соревнованиях, логику дистанции задает местность. В любом случае это будет либо линейный маршрут, либо до цели с возвращением. Чем меньше искусственности, тем лучше. Взгляни на карту и реши, куда и зачем тебе нужно ехать. Что хочешь ты увидеть? Какова цель твоего маршрута? Просто накрутить километры? Поставь две вешки на идеальной трассе и гоняй галфиндом до изнеможения. Это будет марафон, сверхмарафон, но не Кросс-кантри. Мы же собрались что-то Увидеть и куда-то Доехать. Ну, а если мы при этом проедем много-много и установим Рекорд, то это тоже неплохо, это дополнительно стимулирует наш мазохизм.
Наше состояние на дистанции и к концу маршрута, это то, что мы можем и должны планировать. Я хорошо помню свое состояние к концу «сотни» на Имандре. Ноги отвалились. Что заставляет меня надеяться на то, что я пройду вдвое больше? А я и не надеюсь. Я подстраховываюсь вторым днем и возможностью ночевки.
Наш план прост: попытаться дойти по Онежскому озеру от Медвежьегорска до Петрозаводска. От ж/д станции до ж/д станции. 200 км! Логично и красиво. Это будет самый протяженный линейный маршрут, когда-либо пройденный за день в России зимой на лыжах под кайтом. Идти планируем по «большому радиусу» вокруг Бол. Климецкого острова с востока по открытой Онеге, не заходя в шхеры Кижей, где неделю назад была вода и плохой лед. Впрочем, всю неделю стоял легкий морозец. Это хорошо. Но выпал свежий снег. Это плохо. Скользить неделю назад по мягкому льду Онеги было идеально, на скоростном участке марафона «Кубка Онего», мы разгонялись до 74, 8 км/ч. Теперь хуже, скорость будет не та. Да и с тяжелыми рюкзаками идем, с расчетом на ночевку в избе или у костра.

Маленький мальчик купил GPS…

«Маленький мальчик купил GPS
С этой игрушкой он в дебри полез,
Ток в батарейках закончился быстро,
Долго искали кости туриста»


Ориентирование на Онеге может представлять определенную проблему. Забиваем в GPS координаты 10 поворотных точек маршрута и координаты деревень по берегам на случай спасения.
Впрочем, видимость обещают хорошую, а я предпочитаю ориентироваться визуально, по карте и компасу. Когда столько ориентиров, это и просто и сложно. Лабиринт островов, полуостровов, огромных губ-заливов и изгибающихся берегов - неповторимый колорит Онеги. Губы, губы, губы. «Поцелуйте меня в Губы» – сказала Онега. Ща, поцелуем. Найдем только.
Наш маршрут представляет собой гигантскую ломаную линию, идущую с Севера вначале на Ю-В, затем на Ю, затем поворачивающую на Запад.
GPSы есть у 3-х из 4-х участников нашей экспедиции. Коля свято верит в Джи-Пи-Эс и все время советуется с ним. А я убираю свой глубоко в рюкзак и сую в карман поближе карту. Надеюсь не заблудиться.


Команда

Наша команда - это: Я, Слава Шемякин, Стас Шестов и Коля Симонов. Я, Слава и Стас имеем соревновательный опыт и ходили 100 км на Имандре. Коля - любитель, зафанатевший на Кросс-кантри. Он ходил по Ладоге в одиночку от Приозерска до Лахденпохьи 60 км. Теперь нам надо существенно превзойти свой лучший результат. У каждого из нас полная линейка кайтов (на этом месте могла бы быть ваша реклама). Серьезный вопрос – сможем ли мы двигаться в одном темпе и не растеряться на маршруте?


Поехали!

6 апреля 2003, воскресенье.
6-00 утра. Рассвет. Старт. Онежское озеро. Повенецкий залив, Большая губа. Медвежьегорск. Высокие лесистые берега на 80 м поднимаются над заливом, шириной 5-6 км. Слабый северный ветер. На льду свежий сыпучий снег 15 см.
Температура воздуха –4.
Прогноз: утром и днем 2-5 м/с С-В, вечером 4-7 С, На следующий день (пн.) С-В 4-7, день 6-10. Север. Температура –2-6.

Подняли кайты, поехали! Отъехали 2 км от Медвежьей горы, ветер кончился. Все, приехали. Впрочем, облака движутся, а дымы до 100-200м вверх стоят. Может стропы 500м сделать? «Утренняя переключка», – успокаиваю я себя и народ умными терминами. «Ветер скоро опустится». Стоим. Время идет. С каждой минутой наши шансы уменьшаются. Есть ли вообще смысл дергаться сегодня? На завтра прогноз лучше. Час уже стоим, замерзать начали. Если лыжи снять и бегом, то кайт поднять можно… Хоть погреться. Раз маршрут на сегодня накрылся, может до лесистого берега дочапать, костерок разжечь? Эх, бухалова не взяли, спортсмены хреновы! Один раз я уже на этом здесь попался. ДМБ-78. На 4 курсе на военные сборы нас химиков сюда привезли. В поезде все нормальные люди квасили, а меня как единственного трезвого за ними убирать заставили. «Это тебе, Собетов, в зачет первого наряда, не боись, у тебя их еще много будет…, - сказал сержант. Тут он ошибся. Наряд в зачет пошел один, за самоволку. На Медвежью гору я лазал посмотреть и на «пещеру» в ней – старый военный туннель в скалах вырубленный. «А я тогда в детский сад ходил»- заметил Стас. Мог ли я подумать, стоя на вершине горы, что буду здесь с пацаном из детсада на какой-то хрени зимой по озеру кататься? Бред! Поржали.
Пока трепались, чуток задуло. Машем –машем «семерками», ползем еле-еле. Слава чуть быстрее на «восьмерке» идет, к северному берегу заманивает. Странно. Неужели там получше? Да, получше. Елозим поперек слабого попутного ветра. Стараясь смещаться по ветру. Крутим, крутим куполами. Уже руки заболели.
Медленно, но верно выползаем на простор. Н-да, такими темпами нам далеко не уехать, но все же лучше, чем на месте стоять. Проедем, сколько сможем, заночуем, а завтра ветер посильнее будет.

Сало! Сало!

При выходе из губы в Повенецкий залив задуло посильнее. Весело полетели. Погнали на восток к мелким островкам Еловцу, Березовцу, Бычку. Ветер еще усилился. Ого, приходится упираться, прижимаясь к северному берегу, чтобы на юг не сдуло. Вокруг просторы! Коля просит остановиться, сориентироваться. Не хочу останавливаться. Не время. Куда ехать, примерно понятно. Наша первая цель – остров Сало, где-то там за горизонтом замыкает Повенецкий залив. 58 км от Медвежьегорска. Гоню безостановочно к лесным холмам длинного полуострова Оровский. Там передохнем, соберемся, сориентируемся. Если тенденция на усиление северного ветра сохранится, то под укрытием берега будет легче менять кайты. И вообще лучше иметь запас для маневра.
Не угадал! Ветер начал опять скисать. Надо было шпарить по осевой залива не отклоняясь к северу. Да, похоже, прогноз на 2-5 сбывается, но с термическими пульсациями. То редкие усиления до 5-7 , то частые стихания до 1-3. Солнце. Термичка. В небе кумулусы. Вон птица под облако пошла. А мы ловим хвосты, тянущиеся по земле.
Начинается изнурительная пахота в слабый ветер, махая кайтами. Лямки рюкзака уже натерли плечи. Что будет дальше?
Ничего хорошего. Темп падает. А вот и мышцы сводить начало – ноги ,живот. Ионная проводимость крови нарушена. Много соли с потом ушло, плюс напряжение. Но ничего, развожу соль чаем – фу, гадость. Но помогло.
Слава ушел вперед на восьмерке, мы со Стасом идем рядом, Коля начал отставать. В слабый ветер нужно очень стараться и махать и тактически грамотно работать. Мы стараемся протягивать по ветру один галс как можно дальше, подтягивая себя вперед с каждым порывом ветра, каждым броском кайта. У Николая это не получается, не привык бороться на соревнованиях в дохлую погоду. А мы боремся как на короткой дистанции. Наверное, мы сошли с ума. Но мы продолжаем идти вперед. Сало! Сало! Его уже видно. Вот, совсем рядом высокий мыс, а на нем маяк. Проклятый остров почти не приближается! Мы стремимся к нему так, как будто там конец наших мучений. А ведь это только 58 км нашего пути! В 11-00 мы достигаем острова. Еще час ждем Колю. 6 часов на 60 км - это непозволительно много! А сколько сил потрачено?! Уже хочется лечь на рюкзак отдыхать. Так мы никуда не доедем. Здесь недалеко на берегу деревня, дорога. Южнее начинаются более дикие места. Можно прекратить мучения, выйти к людям. Надо принимать решение.

Точка невозврата

Решаем разделиться. Коля идет своим темпом. Мы - своим.
Куда? Только вперед. Пока можем ехать, будем ехать вперед. Обратно дороги нет. Здорово, что ни у кого не возникло даже сомнений по этому поводу.
Ветер как назло опять ослаб. Небо затянуло. Рассеянный свет не дает теней. Дальние предметы видны хорошо, а фактура снега плохо. Не могу понять – с какой скоростью я иду. Лыжи как будто стоят на месте, а пейзаж потихоньку меняется. Мимо проползает остров Калгос. Слава обошел его ближе к берегу, а мы со Стасом мористее. Потянулась какая-то островная мелочь, потом остров Хед. Слава усвистал вперед, Стас идет за мной как приклеенный. От Хеда решаем повернуть ближе к берегу, посмотреть, есть ли на самом деле, обозначенная на карте деревушка Шиловцы. Есть какие-то домишки, жилые или нет – непонятно. Теперь идем ближе к берегу. Параллельно в 1-1,5 км тянется длинный довольно мощный торос, отрезая нас от моря. Растягиваем галсы между берегом и торосом. По прежнему, идем по ветру. Бесконечно тянутся мысы: Феликсин наволок, Толстый наволок, Курней Наволок. Наконец берег поворачивает на юго –запад и за мысом Варнаволок распахивается Великая губа. За ней Кижи. Половина пути до Петрозаводска пройдена!

4 балла

Мы со Стасом и Славой полны решимости, продолжить битву до победного конца. Чувствуем, что можем. Ужасно не хочется ночевать на озере. Хочется сесть в теплый поезд в Петрозаводске и завтра утром быть дома. Плохо, что мы потеряли столько времени и сил на первой половине маршрута. Хорошо, что ветер потихоньку усиливается…, тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!
Ноги уже забиты. Но специально останавливаться, отдыхать, мы не будем. Надо гнать! Гнать пока дует ветер. И мы погнали. Теперь наши семерки тянут по ветру идеально. Взвинчиваю темп как на соревнованиях. Никаких остановок. Высокая скорость в течение длительного времени. Хорошо, что можно менять галс. Ногам – хоть как-то полегче. Сколько времени мы уже так летим? Летим? Километров 20-30 в час, если делаем и то хорошо. Боже, как медленно движется берег. Как мучительно медленно приближаются Оленьи острова, по ту сторону Великой Губы. Правее и дальше укрылись в шхерах Кижи. Мы не пойдем туда ковыряться, иначе там и заночуем. Наша задача –200. Наша цель – Петрозаводск. Мы обходим Бол. Климецкий остов мористее. Потянулись мысы: Ватнаволок, Войнаволок, Латнаволок - полная ненаселенка.
Под ногами все чаще ледяные плешки. На них разносит, а потом опять в снег- бух! А снег не скользючий, плохой. Пару раз подмазаться пришлось – легче на время стало.
А вот колотый лед – сущее мученье. Слава Богу, один участок встретился, пару км длиной. Падать здесь не рекомендуется, кайт ронять тоже. Ехать очень осторожно надо.
А торосы в большинстве легко проходимы. Бывает, высокие гряды тянутся, но и в них проходы найти можно.
Иногда дрянь какая-то под снегом, типа лежачих полицейских попадается. Ну, подбросит.
Иногда хрустит что-то под снегом, кости кайтеров недошедших до дома, наверное…
А в целом поверхность на 4 балла оценить можно. На 5 баллов наст, или мягкий шершавый лед были бы.
Ветер тоже во второй половине маршрута на 4 балла потянет по силе, направлению и динамике изменения.
В целом вторая половина - 4 балла. С таким ветром и по такой поверхности можно держать курсовую скорость 20-30 км/ч.
А первая треть пути на троечку с минусом потянет.10 км/ч – мало!
А на отлично было бы 50-70 км/ч. Эх, нет в мире совершенства!

Мы сделали это!

Вначале шли на юг. За мысом Риднаволок поворачиваем на юго-запад, огибаем Бол. Климецкий остров с юга. Пересекаем губу Конда. Ветер здесь еще усиливается. Стало отрывать от земли. Пора менять кайты. Мы со Стасом ставим четверки. Слава - тройку. Пьем чай из термосов, слегка перекусываем.
Пить хочется, но терпимо, все-таки не жарко. Легкий минус.
По льду метет снег, собирает в барханчики. Неприятное чередование лед-снег сильно бьет по уставшим ногам. Ноги забиты уже давно. Плохо чувствую пальцы ног. Зато горит стертая сырыми ботинками кожа. Пока терпимо. Главное мы едем. Обогнули Бол. Климецкий, проскочив между ним и о. Лесной. Потеряли немного времени в турбуле между островами, и проходя торосы. Зато теперь перед нами перед нами открылись безбрежные просторы Большой Онеги – последний участок нашего пути. Если ничего не случится, то мы дойдем! Осталось километров 50. Пару часов хода, ну 2,5 с отдыхом и торосами. Главное, что бы был ветер!
Теперь мы идем на запад и чуть к югу. Наша цель, противоположный берег, не видна, она за 2-я горизонтами. Но это не страшно. Взгляд на компас, на светлую часть закатного неба. Генеральное направление ясно, детали подкорректируем позже. Интересно уходить в никуда. Ветер галфинд-бакштаг. Хорошо! Если бы не мучительная боль в ногах и не дурацкие снежные участки, было бы вообще отлично. А так, мы не можем насладиться катанием. Мы можем лишь надеяться на скорое прекращение наших страданий. Время как назло течет медленно. Да и ветер, что-то слабеть начал. Слава остановился. Змея менять? Похоже, и Железного Славу ножная боль достала.
- Колени, о, мои колени как они вынесли это, мои суставы, – говорил потом Слава.
А у меня не то что колени а все мышцы ног давно никакие. Три дня потом болели.
И Стас тоже уже не огурчик.
- Если бы я представлял, какое кошмарное расстояние нам придется пройти, я бы не пел песенки в начале маршрута, - сказал Стас.
Но мы идем!
Вот уже остров Ивановский. Знакомое место. Неделю назад тут 30-км марафон гоняли. До Петрозаводска 13 км по губе. Теперь уж точно дойдем! Даже если ветер скиснет, на пузе доползем. Остановились у острова передохнуть. И на последний рывок. Вдоль города. Как на параде. Мимо порта, к парку к набережной, поближе к гостинице. Это невероятно! Неужели дошли?! Кладем кайты у самого берега. Мы сделали это!
А Коля заночевал в деревне в Кижах и пришел в Петрозаводск на следующий день. Молодец!
Смотрю на часы - 18час 48мин. 12 час 48 мин в пути. 200км! За это время я выпил пару–тройку стаканов чая, съел 4 горсти изюма с орехами и один пирожок – неплохой К.П.Д. Фотографируемся на память. Как Ваше самочувствие? Да ничего, говорит Стас. После 100 км Имандры, хуже было. Пожалуй, я с ним соглашусь, тогда ноги сильнее болели, пить очень хотелось. А сейчас сравнительно терпимо. Ожидали худшего. Наверное шли более расслаблено. Без надрыва. Для себя. А средняя скорость сравнима. Тогда сотню за 6 -25, сейчас 200 за 12-48. В среднем получается курсовая скорость 15,6 км/ч.
Тогда первые 50км против ветра упирались за 4,5 часа. Теперь первые 50 км по ветру, махая кайтами за 5 часов. Что труднее? Против ветра, пожалуй, напряг больше.
В любом случае, наш организм запоминает выпавшие ему испытания, и в следующий раз они проходят легче. Было бы желание испытать себя. А оно есть. Значит и 200 не предел.
До новых приключений!


Андрей Собетов





Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru