Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Рекорд Казахстана



По грибы в Семипалатинск

Грибовидное облако над Семипалатинском - то ли сверхмощный термик, то ли ядерный взрыв. Разрастается, темнеет, занимает все небо. Горит! Горит!! Горит уникальный ленточный бор за Иртышом. Смолистые сосны, раскаленный песок, искры, улетающие в небо, подхваченные огненным вихрем.
Правда, знавали местные степи и вихри посильнее, и грибы повыше.
Нам тоже надо что-нибудь такое теплое, крутящееся и высокое, с ножкой и шляпкой. За этим сюда и приехали. По грибы в Семипалатинск. А куда же еще за рекордным урожаем? Небо здесь высокое, шляпка гриба 3-4 тыс. м достигает, а ножка от самой земли растет. Кто этих грибов отведал, без них уже не может. Доктор говорит, - постоянное фоновое воздействие необходимо. О чем это я? Ах да, о парапланеризме.

Земля и небо

Широки степные просторы! Лети куда хочешь! Ничто не может помешать гордому полету степного орла! Безлюдье. Никого и ничего вокруг. Только кустики полыни, да седой ковыль. Только суслик застыл неподвижным столбиком у своей норки, да вдруг пронзительно свистнув, кидается в спасительное убежище, накрытый тенью большой птицы. А так никого…Только неподвижные хоботы железных чудовищ на танковом кладбище смотрят в небо. Да пустые глазницы ядерных кратеров наблюдают, не выпадет ли чего из- под крыла.

Широка степь! А степное небо еще шире! Редко увидишь здесь другую птицу. Редко два орла сойдутся в степном небе.
- Ты ЯК 40 видел?
- Нет.
- А он тебя видел…
Да, хорошее зрение у летчиков.

Теперь небо нам закрыто. Можно, конечно, отъехать дальше в степь и продолжить, но для официального рекорда нам нужен официальный воздух по всему маршруту. Неужели дадут? Не верю.
Дали! Да, Восток дело тонкое.

Но воздуха нам мало. Еще и нормальная земля нужна. Точнее, дорога подбора по маршруту. Широка и ровна степь, казалось бы, кати куда хочешь, ан нет. Лабиринт из оврагов, холмов, и солончаков. А дороги - редкость. Ненаселенка. Есть, есть в этом своя прелесть.
Особенно хорош Казахский мелкопопочник. Пардон, мелкосопочник. Тянется голыми, местами скалистыми грядами 100-600 м высотой. Есть юцевидные структуры, есть кураеподобные образования, а есть просто хрень вздыбленная, ни на что не похожая, на настоящие горы не тянущая. Одно слово - мелкопопочник. Однако какое-то разнообразие в степной ландшафт вносит. Концентратором термиков работает. Этот плюс. Длину радиосвязи и возможности подбора уменьшает - это минус.

Мы хотим всем рекордам…

- Как рекорд ставится?
- Как, как. Просто. Наливай, да пей! В смысле стартуй, да лети. С ветерком, да куда подальше.
- А если официально?
- А если официально… То тоже наливай. Всем наливай. Комиссару ФАИ, организаторам, подбору, авиадиспетчеру, генералу авиации самому товарищу…Что, страшно стало? Не боись. В Казахстане это возможно. Комиссар ФАИ, организатор, подбор и вдохновитель в одном лице - Сергей Юнязов решил все проблемы. Ему помогали местные пилоты Павел Гусев и Алексей Остроух.

Основной рекордсмен-забойщик - небезызвестный Круглов Алексей, он же АКМ, он же Dart Wader, он же Неквадратный, Круглый и прочая, и прочая. Ему принадлежат все предыдущие рекорды Казахстана. Сколько же ты пролетел, Леша? Леша только скромно в носу ковыряет.
Для создания атмосферы шизофрении и установления рекорда по продолжительности словесного поноса был приглашен я. Забегая вперед, скажу, что рекорды были установлены, свидетели имеются.

На край Земли

Наш джип пылит по колее среди полыни. ЮАРовская безоператорная пассивка плавно и без секса разматывает трос. Круглов стартует на прототипе нового спортивного крыла от ПАРААВИСа, набирает метров 300-400, отцепляется, встает в поток. Следующий - Остроух. 11-40 утра, термичка уже в разгаре. Ветер 3-6м/с, порывы, микросмерчи. Задний старт, закос. Но трос уже натянут. Оператора нет, отыграть нельзя. Боком пилот врезается в землю. Долго лежит, не встает…Ничего, только ушиб. Я следующий. Сердце бух-бух-бух. Наиболее критична первая фаза затяжки, у самой земли, потом легче.

Ухожу со второй попытки. Набираю в стандартном потоке от фермы на своем новом Дарте 25. На севере кварталы Семипалатинска и синие изгибы Иртыша в зеленой оболочке ленточного бора. На 300 км протянулся этот лес вдоль реки, говорят еще один еще такой в Канаде, а больше нигде. Ветер северный. Смещаюсь на юг к горам Семитау. Над главной вершиной поднимаюсь на 2500. Связь устойчива, слышу всех. Впереди, в 20 км Круглов уже подлетает к поселку Знаменка, в 15 км позади стартует Паша Гусев.

Подалбливает, даже на высоте. Потоки жестковатые. Ловлю пару сложений. Но дело привычное. Нормальная работа. Набор-переход. На переходах по ветру скорость 50-70 км/ч, в среднем 58-60. Для большого рекорда маловато, для большого полета в удовольствие - неплохо.
Степь да степь кругом. Только на горизонте очередной хребтик из дымки выползает. Явных признаков потоков нет. Стараюсь держаться под облаками до последнего. Не терять высоту. Да и ниже 1000 м связь ухудшается.

Подлетаю к Знаменке. Сделано 40 км. Ветер тянет от шоссе в степь. Дальше дорог нет. Эх, прощай подбор. Ну, ничего, до какой-нибудь дороги рано или поздно дотянем. Знал бы я тогда, что до ближайшей дороги придется тянуть 110 км над абсолютно безжизненными "Бермудами", может и не полетел бы.
Паша Гусев сел в горах Семитау, а мы летим дальше. Знаменка уходит за горизонт. Проплывают какие-то голубые озера, белые солончаки и временами каменистые холмы. Никаких троп, дорог или селений, никаких надежных ориентиров.

- Леша, Андрей, где вы летите? Дайте координаты. Прием! - слабый голос в рации, машина подбора. Ребята едут по шоссе где-то далеко за горизонтом.
- Я не знаю! НИЧЕГО вокруг нету!, - в голосе Круглова слышится легкая тревога.
Я тоже начинаю задумываться, а что будет, если…
Подо мной 2800м. 90-й километр маршрута. Слышу, как Юнязов говорит Круглову, - Леша, если пролетишь еще километров 50, то увидишь дорогу, это абайская трасса, мы туда подъехать можем…. Нормально! Значит, мне до нее все 60-70 км лететь? Приземляться здесь нельзя, искать будут долго, если вообще найдут. Зубами вцепляюсь в каждый поток и стараюсь его не терять. Надо, надо долететь до дороги! Впрочем, тактика у меня более рисковая, чем у Леши.
Я не докручиваю слабые верхушки потоков и медленно, но верно догоняю Круглова, идя на чуть меньшей высоте. Вдвоем будет веселее. Прав ли я? Не уверен. Может, мне просто терпения не хватает. Круглов летит выше и надежнее.

Даем группе подбора GPS-координаты, они выстраивают по карте наш маршрут. Примерно ясно, где нас искать в случае чего.
Есть сто первый километр маршрута! Личный рекорд побит. Из-за горизонта вырастает очередная зубчатая гряда гор. И потоки над этими горами водятся. И не только потоки, но и орлы. Один ко мне начал пристраиваться. Чего, чего тебе надо?! Уйди, уйди! Пшел нах! Разгоняется, разгоняется и прямо в лоб заходит. Ору на него, но он, похоже, простых русских слов не понимает. Снова атаку повторяет и в последний момент воздушный тормоз применяет - переворачивается и когти вперед на меня выбрасывает. Красавец!

Прошел 110 км. Юнязов поздравляет с земли - выполнил один из нормативов МСМК. Забавно. Когда-то в начале-середине 90-х было гораздо легче получить разряд по занятому на соревнованиях месту, чем по нормативу. Теперь наоборот. Теперь многие могут пролететь длинную дистанцию, а вот занять достойное место на соревнованиях стало сложнее. Вырос уровень парапланеризма. И это хорошо. А вот у меня потока что-то давно нет, это плохо. Стою на переходе. Скорость 50-65 км/ч. Минуса. Высота стремительно тает: 1000-800-600м. Потока нет. Неужели сяду? 400м. Уныло сообщаю Круглову, что, кажется, сажусь у какого-то солончака, он транслирует Юнязову. У меня с такой высоты связи с подбором нет. Однако, над прогретым участком степи что-то цепляю и раскручиваю, раскручиваю, от старательности высунув язык, уж больно садиться не хочется. Снова километра полтора-два набрал, и на переход. Набор-переход, набор-переход. Четвертый час в полете, уже и шея болеть начала, головку не держит. Стараюсь спирали в разные стороны крутить, отдыхать.

130-й километр. Связь с подбором стала устойчивой, значит шоссе уже не так далеко. На горизонте вижу большой блестящий солончак, тяну к нему. Он медленно приближается, вырастает. За ним угадывается ниточка дороги и какие-то две белые башни. Большие. Что это? Непонятно. Эх, дотянуть бы до дороги, а там разберемся.
Опять ищу поток. Где же ты? Слева белоснежная поверхность пересохшего озера, справа черные бугры. Что выбрать: белое или черное? Черное или белое? Ну, отвечайте же быстрее теоретики термических полетов… Выбираю черное. Да…. Играл, но не угадал. Только нисходняк поймал. Наверное, не само черное важно, а контраст. Видимо степь цвета хаки с белым больше контрастирует, чем с черным. А главное это 6-е чувство и седалищный нерв. А главное это…. В общем, Объяснялкин объясняет, Улеталкин улетает. Леха потом мне рассказал, как он классно над солончаком 2,5 тысячи выкрутил. А мне, стало быть, судьба здесь приземлиться. Ну и ладно, 147 км - тоже неплохо, мой личный рекорд.

А башни оказались памятником самому Абаю (1845-1904). Это казахский Пушкин, Кирилл и Мефодий в одном лице. Поэт-просветитель, родоначальник казахской письменности и литературы. Тут была его зимовка. Теперь здесь музей и мемориал с интересным русскому уху названием "Жидебай". Мемориал чтится как национальная культурная святыня:
"Белоснежный мемориал Абая и Шакарима виден издалека. По своей площади комплекс довольно грандиозен: 180 на 60 метров. Автор проекта, выигравшего конкурс, Бек Ибраев. На строительство комплекса (без учета стоящей снаружи мечети) было затрачено 276 млн тенге. Открыл его в 1995 году при большом стечении народа (более 20 тыс. человек) президент Н. Назарбаев - на 150-летие Абая. Мавзолеи Абая и Шакарима выполнены из мангышлакского белого кирпича и снаружи отличаются только размерами: соответственно (высота-ширина) 37 на 9 метров и 35 на 7 метров. Такое двухметровое расхождение Мурат Кенжебеков, заведующий Государственным заповедником Абая "Жидебай-Борли", объяснил по-казахски просто: "Шакарим ведь племянник Абая, он младше и менее велик".
Угораздило же меня в таком месте приземлиться! Пик местной культуры в бескрайней степи. Ну, что ж, привет казахской интеллигенции от культурной столицы России. Это же символично. Надо, надо было здесь приземлиться, утешаю я себя.

А Круглову на культуру плевать, знай клеванты тянет, да круги наворачивает. Ну, никакой культуры! Эдак даже любой некультурный местный орел может. И летит, ведь все летит все дальше и дальше. Не иначе как до самого Края Земли долететь хочет.
Гоним с Юнязовым за Лехой, связь есть. Надо визуальный контакт установить.
Но Леху фиг догонишь. Пока меня подбирали, он опять вперед усвистал. Поселок Карааул, дорога вдоль гор. Горы здесь какие-то резкие пошли, острые с ущельями, и не отдельными хребтами, а непрерывной рябью. Сесть там негде, а ветер как назло в горы тянет. Видим голубой купол. Тянет Леха вдоль гор, боком к ветру встает. Тяни, Лешенька, тяни на рекорд! 170 км, 180 пройдено, …Ну! Все. Горы схлопнулись. Полностью закрыли путь. Лететь дальше некуда. Край Земли. Алексей Круглов садится в ущелье у дальнего коша, мы подъезжаем, бежим к нему.
190 км! Супер! Поздравляем! Юнязов неистовствует в восторге, душит Леху в объятиях, мы приплясываем вокруг. 190! Потом компьютер отъел от трека 300 м стартовой затяжки, получилось официально 189,7 км. Таков теперь официальный рекорд Казахстана в полете на открытую дальность. Сделано это 10.06.2005 на спортивном прототипе С0504 от ПАРААВИСа. Алексей тщательно укладывает свое летающее чудо в специальный контейнер, чтобы не помять жесткости, которыми армирована передняя кромка. Дело сделано. Едем расслабляться.

Небольшой анализ

Итак, Алексей пролетел 190 км, а больше было можно? По этому маршруту с эти в ветром - нет, уперся в горы. По погоде - да. Можно было лететь еще 2 часа, километров 60. Ветер был 2-6 м/с. Свои 190 Алексей сделал за 6 часов 20 мин. Маршрутная скорость 30 км/ч. Теоретически стартовать можно в 10-00, а не в 11-12-00 и лететь до 20-00. Имеем потенциал при скорости 30 км/ч за 9-10 часов - 270-300 км. Неплохо, но на мировой рекорд (423,4 William Gadd , Zapata, TX USA, 2002) не тянет. Для этого ветер посильнее нужен. Не 5-6, а, скажем, 10-12 м/с, а на высоте желательно и побольше, чтобы на переходах не 60, а 80 км /ч средняя скорость была. А если маршрутная до 40 вырастет, то это уже 360-400 км. Но…, и только. А чтобы, скажем, 450 сделать, нужно еще быстрее лететь. Повезти с погодой должно, чтобы дельфином шпарить, а не крутить долго. Небо повыше желательно, ветра градиент, чтоб у земли не убиться, а по верху - метеором. Возможно ли здесь, на с-в Казахстана такое? Не знаю. Мы не лучшую погоду застали. Максимум 2900 было у Алексея, а местные пилоты здесь на 3800 выбирались. Пусть не 5000, но все же очень солидно. И ветер был слабоват. Потоки до +7 были. Бывает и больше. Поэтому, думаю, все еще впереди. Разведка нового перспективного района проведена. Начало положено. А лететь здесь есть куда. На юг вдоль Алма-Атинской трассы мимо Балхаша 500-600 км, на юго-восток к Зайсану 400-450 км, на запад к Караганде 450-500 км. Вот только спутниковые телефоны желательны, да комплект выживания на 2-3 дня. А места здесь душевные. Приземлился. Один. Сидишь в ковылях, медитируешь, а вокруг степь, без конца и края… Хорошо!

Розовым закатом светятся Сибины

Равнина равниной, а с горок тоже полетать охота. В Усть -Каменогорск съездили, с местной горки полетали. Потом в Сибины сгоняли. Тут тоже юцевидный склон травянистый, только северный. Греться к вечеру начинает. Зато с 16 часов молоко, 500 метровый набор и виды…Виды от которых захватывает дух. Четыре прекрасных голубых озера среди причудливых скал. Пирамиды сложенные каменными лепешками поднимаются на несколько сот метров. Вокруг скалы- грибы, скалы-пальцы, скалы-головы, качающиеся камни и прочая скальная экзотика. Нет одуряющей степной жары. Высота около километра. Местами лесочки из сосны и березки, цветы, сочные стебли ревеня на склонах. Пляж обычный, пляж дикий, пляж нудистский. Прозрачные воды облюбовали дайверы. На 40 м погружаются. Рыба, говорят, невиданных размеров, сазаны - с кита. Курорт! И полетать, и понырять, и по скалам полазать. Турбаза, кстати, на втором озере имеется. Первую половину дня можно земноводным делам посвящать, вторую небесным.
Летали мы здесь до самого заката, когда розовым освещены верхушки гор, а долина уже в темноте, и приземляешься уже ночью. Для отдыха классное место. Рекомендую.

Андрей Собетов


Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru