Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Начальное обучение. Практика



Начальное обучение. Практика.

В помощь инструктору, проводящему первоначальное обучение на склоне, согласно Задачи 1 КУЛП и 1 стадии PARAPRO. Практика. На эту стадию отводится 4-6 летных дней по 5 часов каждый. Цель – отработать технику самостоятельного старта (прямого и обратного), приобрести навыки управления парапланом в безопасных условиях (пилот на земле, крыло в воздухе) и совершить первые подлеты (на высоте 1-2 м) и планирующие полеты на высоте до 30 м .

1 день.

Знакомство с парапланом. Подготовка к старту. Старт (прямой и (или) обратный).

Научиться правильно выбирать место для старта с учетом направления и силы ветра, особенностей местности.

Раскладывать параплан (серпом, против ветра, все воздухозаборники открыты).

Распутывать и проверять стропы.

Правильно одевать подвесную систему и шлем.

Проводить предстартовую проверку всех систем (крыло, стропы, свободные концы, пряжки и карабины подвесной системы, шлем).

Занять правильное положение относительно параплана. По центру, равнонатянутость строп.

Принять правильное предстартовое положение. В руках клеванты и А-ряд свободных концов. Правильное положение рук.

Оценить метеоусловия: силу и направление ветра, наличие опасностей (порыв, микросмерч и др.) и неблагоприятных условий (начало дождя и др.)

Оценить обстанову на старте, наличие препятствий (люди, парапланы на старте и в воздухе),

Оценить границы стартовой площадки, опасности на границе стартовой площадки (кусты, деревья, столбы, строения, лужи, канавы, и т.д.)

Получить летное задание у инструктора, РП (прямой или обратный старт, разбег, подъем крыла в воздух, отпускание свободных концов, пробежка до определенной границы, компенсация закосов крыла клевантами и подбеганием, остановка и прекращение разбега, полное затягивание клевант, чтобы положить крыло, выполнение команд инструктора: «стропы», «стоп», «клади», «левую» «правую», «влево», «вправо» и др.

Продумать свои действия по выполнению летного задания.

Правильно отвечать на вопрос РП - Пилот к старту готов? – Готов, - только после полной проверки всех систем и достижения готовности. Если говоришь «готов», значит - готов.

После команды инструктора «пошел» осуществить старт.

После команды инструктора «стоп» положить крыло и прекратить движение. Стараться положить крыло правильно, не ударить крыло сильно об землю, не запутаться в стропах.

После команды инструктора «на исходную (позицию)» - аккуратно собрать крыло в «розочку», закинуть на полечо, чтобы ничего не волоклось по земле и вернуться на исходную стартовую позицию.

Самостоятельно правильно разложить крыло и подготовить его к старту.

В течение первого дня: Максимум попыток старта. Выявление и исправление типичных ошибок. Оценка уровня моторики, способностей, дисциплины, серьезности, старательности, воли, физической подготовки, желания учиться, и др. качеств ученика.

Упражнения первого дня:

  1. Самостоятельная подготовка к старту.
  2. Техника старта (до момента отпускания А-рядов и стабилизации крыла в течение нескольких секунд ).
  3. Купол (удержание крыла в воздухе максимальное время за счет движения и компенсации закосов).
  4. Приземление (умение правильно положить крыло).
  5. Собирание и транспортировка крыла (без волочения!).

Умения к концу первого дня:

Минимум: упр 1, 2, 4, 5

Максимум: упр 1-5. Упр 3 – удержание 3 минуты. При благопрятных условиях возможны первые подлеты со склона.

Уровни:

Средний: К концу дня удается коряво стартовать передним и задним стартом. Удерживать крыло (стартовать со склона) случайно несколько раз. Но устойчивого удержания и удовлетворительной техники старта еще нет. Много путается и совершает многие типичные ошибки, но старается и постепенно исправляет их. Обычная ситуация при обучении, все через это прошли.

Ниже среднего: В первый день ничего не получается. Раз за разом совершает одни и те же ошибки и не в силах исправить их, несмотря на указания инструктора. Техника старта неудовлетворительная. Удержания купола нет. Совершает одновременно сразу целый букет ошибок. Не может выполнить сложнокоординированное действие, требующее контроля более одного параметра: «Я или на крыло смотрю, и тогда бежать забываю, или бегу, но тогда про крыло уже не думаю».

От инстуктора требуется разбивка упражнений на более простые, с введением не более одного нового параметра (например, отработать «поднять–положить» копусом и клевантами без А-рядов, прежде чем давать обратный старт), что требует больше времени и усилий. Обучение проходит очень трудно, но возможно при наличии волевых качеств и старании самого обучаемого. К сожалению, иногда (но не всегда!) на этом уровне воля, старание и физ. подготовка тоже ниже среднего уровня, что делает обучение невозможным или только формальным (курс прошел, но ничему не научился). Кошмар инструктора.

Выше среднего: Ошибок мало, исправляются быстро после одного-двух замечаний инструктора. «Все схватывает на лету». Техника старта для первого дня хорошая. Время удержания несколько минут уже в первый день! «А что тут сложного?». Действительно...

Мечта инстуктора.

Хорошая врожденная координация движений дает безусловные преимущества, особенно при первоначальном обучении. Но следует помнить, что стать хорошим пилотом можно только при наличии упорства и старательности. Инстуктору следует обратить внимание на наличие этих качеств у учеников. Иногда менее способные но более упорные обгоняют скороспелок.

2 день. Отработка и закрепление навыков старта. Управление крылом (упр. «купол»)

Повторение упражнений первого дня:

Упражнения:

1. Самостоятельная подготовка к старту.

2. Техника старта.

3. Купол (удержание крыла в воздухе максимальное время за счет движения и коменсации закосов).

  1. Приземление (умение правильно положить крыло).
  2. Собирание и транспортировка крыла (без волочения!).

А также, если есть условия:

6. Подлет.

7. Полет.

8. Ручная буксировка на коротком (до 10 м) фале.

На второй день у учеников среднего уровня «что-то щелкает в мозгу» и наконец все начинает получаться. Достигается удовлетворительная техника старта. Появляются первые секунды и минуты удержания крыла (упр. Купол). Некотоым удается продержать крыло зачетные 3 минуты. Именно это упражнение становится основным. При наличии благопрятных условий совершаются подлеты и полеты со склона, но главное – работа с крылом на земле.

У учеников ниже среднего уровня в мозгу еще «не щелкнуло». Они продолжают мучаться с крылом на земле не в силах поднять и удержать его в воздухе сколько-нибудь долго. Ничего. У них еще все получится, но только при должом упорстве.

Выше среднего: Старт - хорошо. Время удержания больше 3-5 минут. Усложняем задания. Не просто держать крыло, а

3.1 Двигаться в заданном направлении.

3.2. Разворачиваться в движении по многу раз.

3.3. Удерживать крыло, двигаясь и стоя на месте.

3.4 Удерживать крыло лежа на месте.

3.5. Удерживать крыло лежа и вставая по многу раз.

3.6. Пройти маршрут по земле, обходя 2 вешки , стоящие поперек ветра, по кругу, восьмерками.

3.7 Три и более вешек, кто быстрее, на скорость.

И др. наземные упражнения с крылом.

На склоне возможны полеты. В поле ручная буксировка на коротком (до 10м ) фале.

3 день. Повторение упражнеий «старт» и «купол» на земле в различных условиях (безветрие и допустимые сильный ветер, косой ветер, турбулентность). Закрепление полученных навыков управления крылом. При наличии условий - ручная буксировка и полеты со склона.

Наземные упражнеия. Цель – получение навыков управлениея крылом в безопасных условиях (пилот - на земле, крыло - в воздухе).

Полеты согласно КУЛП –СД-87

упр. 1 КУЛП –СД-87 Подлет

упр. 2 Полет

упр. 3 Маневр скоростью

упр. 4 Повороты

Цель –совершение самостоятельных стартов и первых полетов. Получение базовых навыков управлением крылом в полете.

Ручная буксировка .

На коротком (до 10 м) фале без отцепа, в поле или на склоне без препятствий.

Цель – набор небольшой высоты и совершение первых полетов,

Приобретение навыков управлением крылом в полете.

Приобретение навыков управления крылом при буксировке, удержание крыла на курсе, недопущение закосов и локаута.

Ученики среднего уровня. Должны держать крыло зачетные 3 минуты. Техника старта должна быть удовлетворительной и хорошей. Возможны в среднем по 20-25 полетов в день с 30-и метрового склона. Должны быть способны к первым полетам на буксире. Появляется эйфория «Я уже летаю и что-то могу!». Но они еще продолжают делать ошибки, часто довольно грубые и иногда забывают уже разученное. Требуют постоянного внимания и контроля.

Ниже среднего. «Щелкнуло» наконец-то и у них! Начал получаться старт и первые секунды, а может, и минуты удержания крыла в воздухе. Возможны первые подлеты. Буксироваться еще рано. Ошибок еще много. Но прогресс уже заметен. Если будут упорны и старательны, мы их научим.

Выше среднего. Продолжаем совершенствоваться на земле. Для этого есть много сложных упражнений, которые выполнимы средними учениками только на 2 год обучения. А у этих получается уже сейчас. Замечательно! Также полеты со склона (до 20-50) в день в зависимости от упорства и физ. подготовки. Отработка удержания на курсе и поворотов. Ручная буксировка в поле и со склона. Работаем по максимуму. Но при этом не забывам о безопасности и постоянно напоминаем торопыгам, чтобы не опережали события и не превышали своих возможностей. Объясняем, почему им еще рано переходить к более сложным упражнениям. Надо надежно закрепить навыки, повторяя много раз простые упражнения. Искореняем самоуверенность и выставляяем правильный баланс смелости и осторожности. Быстый прогресс таит опасность.

4 день. Всем в небо! Пора летать. Но и по земле еще побегать придется.

Повтор всех наземных упражнений (это на начальном курсе главное). Плюс полеты со склона и возможно - буксировка. Все средние ученики сегодня должны продемонстрировать самостоятельный старт и полет со склона (упр. 1-4 КУЛПа). Все должны продержать крыло на зачет 3 минуты.

Ученикам ниже среднего рекомендуется пройти еще несколько дополнительных занятий для достижения зачетного уровня.

Выше среднего могут дополнительно отработать упр.5 (посадка в цель) и упр. 6 (вешки-цель) КУЛПА и буксировку на длинном (до100 м) фале с отцепом.

5 и 6 день (на своем крыле) Цель – совершенствование умений, закрепление полученных навыков. Знакомство с новым крылом. Работа с крылом на земле, полеты со склона, полеты с буксировкой. На земле активное пилотирование (удержание купола) в турбулентность предельной для данного ученика силы. Старт в сильный ветер (в поле). На земле - имитация нестабильности и экстренного снижения (уши, В-срыв, асимметрия, фронтальное складывание, задний свал, негатив. В полете - уши. Посадка в цель.).

Для учеников с моторикой ниже среднего, для достижения необходимого уровня умений рекомендуется пройти несколько дополнительных занятий.

Результат. Умения после курса должны быть не ниже «Удовлетворительно», оценивая по 5-и бальной системе, или зачет по нормативу.

- Навыки управления – определяются временем удержания и прохождением наземного маршрута в слабо и умеренно турбулентный ветер различной силы. Зачет -3 мин (или в зависимости от условий). Максимальное время удержания.

- Техника (самостоятельного!) старта –полета –приземления. В простых условиях на склоне.

- Техника старта в сложных условиях. На склоне или в поле. В различных ветровых (от безветрия до предельно допустимого ветра, турбулентности, боковой состовляющей на склонах различной крутизны и сложности). В сильный ветер в поле.

- Характер и динамика исправления типичных для данного ученика ошибок по дням. Анализ списка ошибок по дням. Динамика должна быть удовлетворительной.

Отношение к парапланеризму. Экспертная оценка по результатам всего начального курса (теория + практика) и общения с учеником.

- Отношение к обучению. Мотивация, лень, упорство, дисциплинированность-недисциплинированность, терпеливость-нетерпеливость. Желание –нежелание учиться. Желание –нежелание следовать требованиям и рекомендациям инструктора. Обучаемость. Физическая подготовка и уровень способностей. Личные цели и уровень притязаний (полеты выходного дня, мото-, паратуризм, спорт, аэробатика, сам не знает чего хочет) и реальные перспективы (по оценке инструктора). Согласен ли внутренне с принципами последовательности и постепенности при обучении парапланеризму (не брать параплан «на вырост», не перепрыгивать стадии обучения, не торопиться)?

Считает ли необходимым для себя дальнейшее обучение?

- Отношение к безопасности. Склонен ли к пренебрежению безопасностью? Есть ли внутренняя склонность соблюдать правила, или он делает это только под контролем инструктора? Есть ли тенденция нарушать нормы безопасности? Выявлено ли внутреннеее несогласие с требованиями по безопасности «зачем все это надо». Были ли прямые действия по нарушению безопасности (пытался снять шлем - «жарко», старт без команды, невыполнение команд инстуктора «сделаю по своему» и т.д.) Оценить: Дисциплинированность, серьезность, легкомысленность, соотношение смелости и осторожности. Следует ли рекомендациям инструктора по безопасности?

- Стиль. У каждого клуба свой стиль (условно: спортивный, неспортивный, тусовочный, алкогольный, раздолбайский, консервативный, коммерческий, некоммерческий, покатушечный, свободный, моторный, лебедочный, молодежный, старперский, детский, юморной, занудный, пальцатый, отмороженный, понтовый, богатый, нищий, средний и т.д.). Мы придерживаемся консервативного стиля, а также обучаем молодежь и готовим спортсменов. Мы требуем от наших пилотов соблюдения Правил. Наши пилоты не должны демонстративно нарушать правила полетов, рекомендации инструктора, пренебрежительно относиться к безопасности, лихачить, создавать своими полетами проблемы другим людям и клубу. Явные нарушения: полеты на технике и в метеоусловиях превышающих уровень пилота, выход за рамки летного задания, при самостоятельных полетах попытки выполнять летные задания существенно превышающие квалификацию, занятия без шлема, алкоголь перед , между полетами, полеты над городом, аэродромами, воинскими частями, населенными пунктами, в зонах полета, глисссад самолетов, полеты на параморторе , вызывающие недовольство других людей (шум), лихачество, создание опасных ситуаций на земле и в воздухе, попытки обучать других людей не имея инструкторского допуска.

Общая экспертная оценка: Какого стиля полетов и поведения будет придерживаться этот пилот выйдя из под нашего контроля? Нужно ли нам учить этого человека дальше? Хотим ли мы видеть этого человека в нашем клубе? Желательно ответить на этот вопрос уже на первой стадии обучения.

Андрей Собетов.

Руководитель клуба парапланеризма «Санкт-Петербург»

Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru