Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Неочевидная очевидность



Несмотря на 20 лет развития парапланеризм - еще молодой вид спорта. Еще появляются новые дисциплины, новая техника, совершенствуются методики обучения. И ....новые мысли, неочевидные формулировки.

Я летаю на параплане с 1992 г., с 94-го руковожу клубом, обучил сотни пилотов, десятки спортсменов, нескольких инструкторов. Но только недавно я сумел четко сформулировать для себя нечто очень важное о параплане. И не просто важное, а имеющее огромное практическое значение для безопасного обучения полетам. То, что мы интуитивно делали уже давно, но понять до конца смогли только теперь. Эврика! Открытие! Но может быть я один такой тупой, а все это уже знают?

Тогда я провел эксперимент. Решил задать простой вопрос самым разным парапланеристам: ученикам и опытным пилотам, спортсменам, инструкторам и признаным авторитетам –теоретикам парапланеризма.

Внимание, вопрос!

- Чем отличается параплан от всех других летательных аппаратов? В чем его уникальность?

Результат опроса меня поразил. Ни один пилот не смог назвать это уникальное свойство параплана!

Называли и перечисляли банальный набор всем извесных качеств (легкий, мягкий, и т.д.), но это свойство никто не сумел назвать, даже инструкторы, которые, казалось бы, должны лучше других знать его по своей работе. Удивительно!

Впрочем, нет ничего удивительного, ведь в большинстве летных школ это свойство стараются не использовать или использовать не в полной мере.

На начальной подготовке пару раз подняв купол, новичек сразу летает с помощью лебедки или со склона. Навыки управления крылом приобретаются в полете. Внимание! Поторяю. Навыки управления приобретаются В ПОЛЕТЕ. Сразу в полет! Скорее в полет!

А как же иначе, спросите вы? А так. То-то мы как дураки по полю несколько дней с куполами бегаем. Но нет пророка в своем отечестве... Зато в Академии Свободного Полета на Сицилии (респект, Адриано!) новички неделю наземкой с крыльми на равнине занимаются, хотя горок и стартов рядом полно. Они тоже кое-что поняли.

Что же? А то, что параплан позволяет решить важнейшую проблему авиации - как научить человека летать, не подвергая его риску. Ну хотя бы минимизируя риск на первой, самой важной стадии обучения. Как максимально безопасно дать навыки управления летательным аппаратом новичку? Особенно, если у новичка руки не из того место растут. Напомню также, что навыки - это умения, доведенные до автоматизма, что подразумевает не одно-двух разовое правильное выполнение упражнения, а устойчивое закрепление при большой повторности.

В большой авиации есть тренажеры. Частично они решают эту проблему. Но лишь частично. Полет самолета не воспроизведешь на земле. Ускорения, перегрузки, тонкие движения, которые нужно чувствовать телом. А нештатные ситуации? Да, пытаются моделировать. Но ... волосы дыбом встают, когда смотришь реконструкции падения самолетов и читаешь записи черных ящиков. С 11 тысяч падают больше 3 минут и все время понять не могут, куда ручку тянуть: на себя или от себя ... Говорят, нет у нас в стране хорошого тренажера, а в Америку посылать пилотов на стажировку дорого.

Но в большой и малой авиации возможны хотя бы обучающие полеты вдвоем с инструктором.

А как учат летать на дельтаплане? Известно как. От простого к сложному. КУЛП у нас один. Вначале подлеты в нижней части склона с полметра-метра, потом постепенно выше и выше. Ничего другого не придумать. Чтобы лететь - надо летать. Для аппарата с балансирным управлением для получения навыков управления небходима загрузка весом, то есть отрыв пилота от земли.

Так в чем же уникальность параплана? Я думаю, вы уже поняли к чему я клоню.

Параплан - единственный летательный аппарат, который может лететь, а пилот при этом находиться на земле.

При этом находящийся в безопасности пилот приобретает устойчивые навыки аэродинамического управления крылом, что исключительно важно на начальной стадии обучения.

Давайте разберем подробнее. Поле. Легкий ветерок. Пилот поднимает крыло и ходит –танцует с ним несколько минут. Так это выглядит со стороны. Что он делает?

Он учится стартовать. Это понятно. Он учится управлять летящим парапланом. Это менее очевидно. Причем эта учеба даже более эффективна для новичка, чем сам полет. Это до сих пор некоторые не понимают. Но это так. Дело в том, что загруженный весом пилота (или мешка с песком) параплан летит САМ, не требуя от мешка, пардон, пилота никаких специальных усилий и управляющих воздействий. А чтобы поднять и удержать крыло в воздухе, самому находясь на земле, от пилота требуется постоянная и сложная работа. Каждую секунду надо выполнять руками и телом точные и хорошо скоординированные движения, компенсируя закосы, раскачки по крену и тангажу и подскладывания крыла. Ошибка - и крыло упало, легло на землю. Для новичка трудное упражнение. Но именно оно (а не сам полет!) эффективно и безопасно вырабатывает на начальной стадии обучения навыки управления, чувство крыла. Когда я начинал, нас так не учили. Мы сразу «прыгали» с горок и летели, осваивая все методом проб и ошибок. Насколько можно тянуть клеванты? А кто ж его знает. Перетянул и сорвал крыло, упал. Больно. Недотянул и не сумел отвернуть от дерева, врезался и повис. Плохо.

Теперь у учлетов есть возможность учиться правильно. Как и насколько тянуть клеванты, отрабатываем на неземке, в поле и только потом в воздух. 73 типичных ошибки новичков выявляем мы на этой стадии.

Практическая задача – постановка нового двигательного стереотипа для учеников со средней моторикой решается за 4 летных дня. Но только на «удовлетворительно». Чтобы выполнять упражнения наземной подготовки на отлично, надо постоянно тренироваться уже будучи опытным пилотом. Зачем? Новичкам - понятно, но зачем нужно заниматься наземкой более опытным пилотам? Нужно. Полезно.

Для опытных пилотов наземка в предельных по ветру и турбулентности условиях, безусловно, полезнее, чем висение в динамике, чем простые полеты в мягких условиях для выработки чувства крыла и даже отработки элементов нештатных ситуаций, навыков активного пилотирования.

Итак, параплан сам является лучшим наземным тенажером. Конечно, это не 100 процентный полет и не все навыки управления. Маятниковая система крыло-пилот со смешанным аэродинамичесим и балансирным управлением ведет себя в воздухе несколько иначе, чем на земле. Компенсация раскачек весом в воздухе до некоторого предела происходит автоматически и (или) движением тела в подвеске. А если пилот на земле, то для компенсации раскачек ему приходится подбегать под крыло. И это даже труднее, чем находясь в воздухе. Аэродинамическое же управление клевантами одинаково. А это основное управление парапланом, и научиться ему можно в безопасной среде на земле, а не в воздухе.

Часто не только люди далекие от полетов, но и даже пилоты с опасением спрашивают нас, а как же вы учите летать на параплане детей? А вот так и учим. Именно уникальное свойство параплана позволякет начинать учить на нем детей с 11-12 лет. Только то, что у взрослых занимает 4-6 дней, у детей растягивается на год-два. Риск трамв на первоначальном обучении в поле при этом не выше, чем в других видах спорта, требующих физической активности (горные лыжи, гимнастика, альпинизм, фристайл). Ну и разумеется принципы последовательности, постепенности, индивидуального подхода и спортивного отбора. Причем медленное начало не мешает, а помогает последующему бурному росту. Только самые способные и упорные юниоры доходят до реальных полетов. Пример: Иван Рожков начал наземку и подлеты с холмов в 11 лет. В 12 совершил первые высокие полеты (200 м) и занял 2 место в общем зачете на точность приземления на Первенстве России (дети, подростки, юноши). В 14 лет начал участвовать во взрослых маршрутных соревнованиях (Чемпионат России), выполнил 1 спортивный разряд. В 15 лет кмс, в 16 лет выполнил мс, заняв 4 место из 94 взрослых пилотов на Чемпионате России. А начинал, как принято у нас в клубе, с пробежек с крылом по полю. И занимался наземкой почти целый год. Обгоняет тот, кто не торопится.

Почему же в большинстве коммерческих клубов наземной работе с крылом не уделяют должного внимания? Ответ простой - лень и деньги. Лень учеников, которым хочется сразу в небо, а не хочется много потеть на земле. Они готовы заплатить за полеты, а не какую-то «фигню». И лень и материальная заинтересованность инструкторов, которым проще запускать, чем учить, кропотливо и долго возясь с каждым на земле. В результате имеем то, что имеем. Бройлеров, прошедших ускоренное и частичное обучение. В воздухе находятся пилоты, не имеющие не только необходимых навыков управления парапланом, но и даже навыков самостоятельного старта. В лучшем случае им придется доучиваться и переучиваться, исправляя неправильные навыки, что сделать гораздо труднее и дольше, чем правильно учиться с самого начала. А в худшем - мы опять будем разбирать причины очередного летного происшествия. Так вот они причины, вполне очевидны.

Андрей Собетов

Руководитель клуба парапланеризма «Санкт-Петербург»




Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru