|
Четыре НЕ
|
Раньше мы много говорили, что ДОЛЖЕН делать инструктор. Давайте рассмотрим, что он делать НЕ ДОЛЖЕН. Итак, Четыре «Не» инструктора.
Труднее всего для понимания самые простые истины.
-
НЕ находиться в конфликте с законом. Закон! Инструктор не должен находиться в демонстративном конфликте с законом. Должен признавать и стараться соблюдать законодательство той страны, в которой осуществляет обучение. Летные правила и нормы. Удивительно,... но в России множество пилотов и инструкторов НЕ согласны с этим.
Но если вы отрицаете общий закон для всех, то не надейтесь, что кто-то будет соблюдать выши частные законы и правила и понятия, сколь бы «разумными» и справедливыми они вам не казались.
Корень многих российских бед - в нашем внутреннем нежелании соблюдать закон. Что касается инструкторов парапланеризма, или людей так себя называющих, то отсутствие у них обучения, сертификации, документов, допусков говорит в самой мягкой «дружеской» формулировке о неполном служебном соответствии, а в более жесткой «юридической» - о незаконной (преступной) деятельности по вовлечению людей в заведомо опасное предприятие с риском для жизни и здоровья людей.
Но дело не только в этом. А еще и в том, что такое облегченное отношение к правилам передается ученикам такого инструктора, воспроизводится и генерируется во многих коммерчески успешных, но методически и юридически несостоятельных клубах. Несерьезное отношение к закону, соблюдению правил - это одна из причин летных происшествий.
-
НЕ подавать дурных примеров. Пример! Инструктор не должен подавать дурных примеров. Личными полетами не должен подавать примеров пренебрежения безопасностью и правилами. Личное отношение к Правилам, безопасности.
Один полет без шлема, без необходимой обуви способен свести на нет все лекции по безопасности. Такой личный пример инструктора абсолютно недопустим. Это азы педагогики. Можно сколько угодно распинаться о безопасности, говоря правильные слова, но личный пример инструктора перевешивает в глазах учеников все. Инструктор обязан быть педантом, занудой, демонстративно соблюдающим все Правила и ритуалы безопасности без послаблений и исключений для себя лично, ссылась на «неразумность» их применения в данных конкретных условиях, для данного исключительного человека. Если пилот «Ваб-таба-дуба» - влетает в облако, то последующие его запреты на полеты в облаках для учеников звучат не убедительно. Если пилот летает стоя в расстегнутой подвеске, то как он запретит лихачить своим ученикам? Если пилот перед полетом демонстративно выпивает бутылку пива, то как он может выступить в роли требовательного инструктора? Если инструктор сам не ведет летную книжку, то почему заполнять ее должны его ученики? Если инструктор и его клуб сами не имеют никаких законных документов, то какие документы он может выдать своим ученикам? Если инструктор пренебрегает правилами, то как он может требовать соблюдения правил от учеников?
-
НЕ вводить в заблуждение. Давать правдивую информацию! В первую очередь относительно «легкости и безопасности» полетов и обучения. Это опасно! Этому надо долго и настойчиво учиться! Учлет должен быть честно проинформирован об опасностях, трудности и многостадийности обучения, медленного роста квалификации, допусках и ограничениях и ответственности. Чтобы потом не возникла ситуация: «А меня не предупредили, а я не знал, что это так опасно». «А я не знал, что этому надо учиться так долго». Далеко не каждый может стать пилотом. И лучше отговорить такого человека на ранней стадии занятий, а не втягивать его в парапланеризм, вводя в заблуждение. Разумеется, честно проинформированы об опасностях должны быть пассажиры тандемов и двухместных паралетов. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, один имеет коммерческий стимул по втягиванию неспособного человека в парапланеризм, а другой.... хочет быть обманутым, перекладывая таким образом на инструктора груз ответственности. О чем следующий пункт
-
НЕ брать на себя…лишнюю ответственность. Как же так? Самое трудное для понимания. Безусловно, инструктор должен брать на себя необходимую долю ответственности и строго выполнять свои обязанности. Но! Есть тенденция у учеников перекладывать на инструктора несвойственную ему ответсвенность, а у инструкторов брать на себя такую ответственность. Инициатива здесь может исходить как от одной, так и от обеих сторон.Такую Лишнюю ответственность инструктор брать на себя не должен. И четко проинформировать об этом учеников. Разделить доли ответственности инструктора и ученика. Иструктор не должен принимать решения за ученика, как бы не хотелось быстрее запустить его в небо и продать ему технику. Существует область принятия решений самим учеником при лишь информационной поддержке инструктора. Инструктор должен создавать информационное поле в области принятия решений ученика, помогая ему принять правильное решение, но не вторгаться в эту область со своими готовыми решениями. Разумеется, существует область решений инструктора, которые являются необсуждаемым Приказом для ученика. В процессе обучения доля ответственности инструктора постепенно уменьшается, а ученика растет. И научившийся летать сам несет ВСЮ ответственность за свои полеты. Собственно это и является целью обучения — сформировать самостоятельного пилота. Но грань между Необходимой и Лишней ответственностью в процессе обучения очень тонка. Определить эту меру для каждого ученика в каждый момент времени на каждой стадии обучения поможет педагогический талант инструктора. Собственно это и есть искусство Учителя.
Андрей Собетов
июнь 2011
|
Вернуться |
|