Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Четыре НЕ




 

Раньше мы много говорили, что ДОЛЖЕН делать инструктор. Давайте рассмотрим, что он делать НЕ ДОЛЖЕН. Итак, Четыре «Не» инструктора.


Труднее всего для понимания самые простые истины.


  1. НЕ находиться в конфликте с законом. Закон! Инструктор не должен находиться в демонстративном конфликте с законом. Должен признавать и стараться соблюдать законодательство той страны, в которой осуществляет обучение. Летные правила и нормы. Удивительно,... но в России множество пилотов и инструкторов НЕ согласны с этим.

Но если вы отрицаете общий закон для всех, то не надейтесь, что кто-то будет соблюдать выши частные законы и правила и понятия, сколь бы «разумными» и справедливыми они вам не казались.

Корень многих российских бед - в нашем внутреннем нежелании соблюдать закон. Что касается инструкторов парапланеризма, или людей так себя называющих, то отсутствие у них обучения, сертификации, документов, допусков говорит в самой мягкой «дружеской» формулировке о неполном служебном соответствии, а в более жесткой «юридической» - о незаконной (преступной) деятельности по вовлечению людей в заведомо опасное предприятие с риском для жизни и здоровья людей.

Но дело не только в этом. А еще и в том, что такое облегченное отношение к правилам передается ученикам такого инструктора, воспроизводится и генерируется во многих коммерчески успешных, но методически и юридически несостоятельных клубах. Несерьезное отношение к закону, соблюдению правил - это одна из причин летных происшествий.

  1. НЕ подавать дурных примеров. Пример! Инструктор не должен подавать дурных примеров. Личными полетами не должен подавать примеров пренебрежения безопасностью и правилами. Личное отношение к Правилам, безопасности.

Один полет без шлема, без необходимой обуви способен свести на нет все лекции по безопасности. Такой личный пример инструктора абсолютно недопустим. Это азы педагогики. Можно сколько угодно распинаться о безопасности, говоря правильные слова, но личный пример инструктора перевешивает в глазах учеников все. Инструктор обязан быть педантом, занудой, демонстративно соблюдающим все Правила и ритуалы безопасности без послаблений и исключений для себя лично, ссылась на «неразумность» их применения в данных конкретных условиях, для данного исключительного человека. Если пилот «Ваб-таба-дуба» - влетает в облако, то последующие его запреты на полеты в облаках для учеников звучат не убедительно. Если пилот летает стоя в расстегнутой подвеске, то как он запретит лихачить своим ученикам? Если пилот перед полетом демонстративно выпивает бутылку пива, то как он может выступить в роли требовательного инструктора? Если инструктор сам не ведет летную книжку, то почему заполнять ее должны его ученики? Если инструктор и его клуб сами не имеют никаких законных документов, то какие документы он может выдать своим ученикам? Если инструктор пренебрегает правилами, то как он может требовать соблюдения правил от учеников?


  1. НЕ вводить в заблуждение. Давать правдивую информацию! В первую очередь относительно «легкости и безопасности» полетов и обучения. Это опасно! Этому надо долго и настойчиво учиться! Учлет должен быть честно проинформирован об опасностях, трудности и многостадийности обучения, медленного роста квалификации, допусках и ограничениях и ответственности. Чтобы потом не возникла ситуация: «А меня не предупредили, а я не знал, что это так опасно». «А я не знал, что этому надо учиться так долго». Далеко не каждый может стать пилотом. И лучше отговорить такого человека на ранней стадии занятий, а не втягивать его в парапланеризм, вводя в заблуждение. Разумеется, честно проинформированы об опасностях должны быть пассажиры тандемов и двухместных паралетов. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, один имеет коммерческий стимул по втягиванию неспособного человека в парапланеризм, а другой.... хочет быть обманутым, перекладывая таким образом на инструктора груз ответственности. О чем следующий пункт


  1. НЕ брать на себя…лишнюю ответственность. Как же так? Самое трудное для понимания. Безусловно, инструктор должен брать на себя необходимую долю ответственности и строго выполнять свои обязанности. Но! Есть тенденция у учеников перекладывать на инструктора несвойственную ему ответсвенность, а у инструкторов брать на себя такую ответственность. Инициатива здесь может исходить как от одной, так и от обеих сторон.Такую Лишнюю ответственность инструктор брать на себя не должен. И четко проинформировать об этом учеников. Разделить доли ответственности инструктора и ученика. Иструктор не должен принимать решения за ученика, как бы не хотелось быстрее запустить его в небо и продать ему технику. Существует область принятия решений самим учеником при лишь информационной поддержке инструктора. Инструктор должен создавать информационное поле в области принятия решений ученика, помогая ему принять правильное решение, но не вторгаться в эту область со своими готовыми решениями. Разумеется, существует область решений инструктора, которые являются необсуждаемым Приказом для ученика. В процессе обучения доля ответственности инструктора постепенно уменьшается, а ученика растет. И научившийся летать сам несет ВСЮ ответственность за свои полеты. Собственно это и является целью обучения — сформировать самостоятельного пилота. Но грань между Необходимой и Лишней ответственностью в процессе обучения очень тонка. Определить эту меру для каждого ученика в каждый момент времени на каждой стадии обучения поможет педагогический талант инструктора. Собственно это и есть искусство Учителя.

Андрей Собетов

июнь 2011







Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru