Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Начальный курс обучения



Наиболее важный этап обучения. Основная цель курса, - сформировать ПРАВИЛЬНОЕ отношение к парапланеризму, которое позволит заниматься им максимально безопасно в течение долгого времени. Безусловный приоритет безопасности. Необходимые первоначальные знания о парапланеризме, его опасностях. Овладение техникой старта и первоначальные навыки управления парапланом.
Закладывает надежную базу всех последующих занятий и этапов обучения.


Подразумевает овладение стадией 1 РARAPRO и частичное овладение Зад 1 КУЛПа (упр. 1-4, элементы упр. 5 и 6)

Допуски:
- К тренировочным полетам по Задаче 1 КУЛП-СД-87

Требования к опыту: Опыта нет.

Требования к снаряжению: Параплан, подвесная система, шлем. Обувь, одежда. Особое внимание правильной обуви. Шлем обязателен даже при наземных тренажах.

Документы: Медицинская страховка или страховка от несчастного случая.

Теоретический курс
4 занятия

Занятие 1
Темы: Параплан, парапланеризм, безопасность, обучение, право.


Что такое параплан.
По назначению и конструктивно. Параплан и парашют. Понятие СЛА. Параплан в ряду других СЛА. Их сравнительные характеристики.
Конструкция параплана (возможно использование тренажера в спортивном зале клуба)
Возможности, особенности, ограничения, опасности, плюсы и минусы параплана.
Нестабильность и сертификация. Классы парапланов.

Зачем и как летают на параплане.
Краткая история парапланеризма, достижений и разновидностей. Динамик, термик, кросс-кантри, акро, соревнования, паратуризм, параальпинизм, рекорды, парамотор, лебедка.

Безопасность.
Привлекательная и обманчивая легкость и простота парапланеризма. Печальная статистика.
Слагаемые безопасности: пилот, параплан, метеоусловия и летное задание. Необходимость соответствия всех слагаемых. Подробный разбор с печальными примерами из летной практики.
Донести главное - опасность и безопасность на 99% в голове самого пилота, его отношении к парапланеризму.
Психологические качества пилота: Соотношение смелости и осторожности, смелость незнания и мужество отказа, внутренняя дисциплинированность, основательность или отношение "и так сойдет", серьезность - несерьезность, склонность к авантюрам, амбициозность, "фюзибли", страх и управление страхом, факторы блокирующие страх. Не каждый может летать. Мотивация. Старые пилоты и крутые пилоты. Степень надежности и ее оценка "на глаз". Чувство опасности. Требования к здоровью. Возрастные особенности.
Типичные психологические причины летных происшествий:
Облегченное, несерьезное отношение, недисциплинированность, смелость незнания, переоценка возможностей, групповое давление, полеты на публику, лихачество.

Зачем и как надо учиться летать.
Возможность и желательность учиться не на своих, а на чужих ошибках. Цена жизни и здоровья. Как это принято во всем мире. Школы, клубы. Стадии обучения. КУЛП и PARAPRO. Предлагаемые курсы. Что и как мы будем изучать на начальном курсе. Упражнения курса.
Почему нельзя "Полететь сразу". Наземные тренажи. Упражнение "Купол" - основа основ. Соблюдение принципов последовательности и постепенности при безопасном обучении. Требования к умениям по окончании курса.
Организационные вопросы. Как одеться и что брать с собой на выезд.

Правовые вопросы.
СЛА и закон в Мире и ситуация в России. Где можно и нельзя летать. Однозначные запреты. Ограничения по высоте полетов и эшелонирование воздушного пространства. Команда "ковер".
Особенности безмоторных и моторных полетов.
Правила расхождения в воздухе.
Летные документы пилота параплана. Любители и спортсмены. Летная книжка, Свидетельство пилота (национальная лицензия), IPPI карта (международная любительская лицензия) Квалификационная книжка спортсмена. Спортивная лицензия ФАИ.
Федерации, клубы, школы, инструкторы их сертификаты.
Страховки от несчастного случая, медицинские, выезжающих за рубеж, третьих лиц.

Занятие 2
Темы: Аэродинамика. Теория полета. Конструкция параплана. Геометрические и технические характеристики парапланов.

Аэродинамика.
Воздух. Его состав и свойства важные для полета на параплане. Строение и толщина атмосферы. Инверсия - наш потолок. Восходящие потоки, кучевые облака.
Турбулентность и ламинарность. Спектры обтекания. Профиль крыла. Спутная струя. Угол атаки. Подъемная сила.

Теория полета.
Прямолинейный баллистический полет в безветрие. Силы, действующие на параплан в полете. Вес пилота, подъемная сила, сила лобового сопротивления, полная аэродинамическая сила. Разложение сил. Разложение скоростей. Горизонтальная скорость и скорость снижения. Высота и дальность полета. Угол планирования. Аэродинамическое качество. Влияние веса пилота (площади крыла) на скорости параплана и его аэродинамическое качество в безветрие и ветер. Поляра скоростей.

Геометрические и технические характеристики парапланов.
Площадь параплана. Весовая вилка. Балласт. Размах. Удлинение. Профиль. Хорда, толщина профиля. Воздухозаборники. Закрытые и открытые ячейки. Нервюры прямые и косые Стропление. Ряды и ярусы. Материал купола и строп. Прочностные и весовые характеристики.
Клеванты, триммера и акселератор. Диапазон скоростей. Скорость снижения. Аэродинамическое качество. Сертификация.




Занятие 3
Темы: Аэрология. Метеорология.
Ветер. Рельеф. Препятствия. Восходящие динамические потоки и турбулентность. Ротор. Сила ветра. Градиент ветра. Турбулентность от всех видов препятствий. Опасности. Выбор склона и метеоусловий для полетов.
Погода. Солнце. Циклы Зима-лето, день-ночь. Термические циклы. Понятие о термических восходящих, нисходящих потоках, термической турбулентности.
Облака. Опасные явления и метеусловия. Условия для обучения новичка. Благоприятные условия для занятия парапланеризмом и опасности для каждого уровня квалификации.
Местная аэрология и лучшие места для полетов на параплане. Обзор.
Информация о последующих курсах обучения (Курс 2 -Динамический, Курс 3 - Термический, Моторный, Инструкторский, СИВ)


Занятие 4
Нестабильность параплана. Причины, виды, выход. Информация о курсе СИВ. Сертификация парапланов и безопасность. Обзор парапланов. Парапланы новые и Б/У, импортные и отечественные. Опасности и ошибки выбора. Выбор параплана. Ваши возможности.

Практика.
Цель: дать навыки старта, посадки и основ управления парапланом. Приоритеты:
1. Самостоятельная надежная техника старта при безусловной проверке всех систем.
2. Зачетное время удержания купола в воздухе при наземных тренажах.
3. Полеты, повороты, маневр скоростью, посадка.
Главное - безопасность, соблюдение принципов последовательности и постепенности.
Необходимо разрушить старые и дать новые стереотипы движений. Инструктор должен видеть все ошибки новичка и тут же исправлять их. Смотри "50 ошибок новичка".

Упражнение 0 "Купол"
Наиболее важное упражнение начального курса обучения.
Выполняется на ровной горизонтальной площадке или пологом склоне. Пилот находится на земле, в воздух не взлетает. В зависимости от силы ветра отрабатывается как прямой, так и обратный старт. Поднять и удержать купол в воздухе, двигаясь самому по земле. При этом необходимо компенсировать все закосы купола , работая клевантами и непрерывно двигаясь самому. Упражнение дает навыки старта, безопасного управления парапланом, частично - навыки компенсации нестабильности. Нарабатывается новый стереотип движений, управления маятниковой системой пилот-крыло. Начинает вырабатываться "Чувство крыла".
Зачетное время - 3 минуты в условиях слабой турбулентности.
Даже на последующих курсах рекомендуется постоянно выполнять это упражнение до достижения совершенства. Показатель - умение пройти замкнутую дистанцию на земле с поднятым куполом в порывистый ветер.

Упражнение 1 "Подлет",
Упражнение 2 "Полет",
Упражнение 3 "Маневр скоростью",
Упражнение 4 "Повороты"
Выполняются согласно КУЛПу

Для выполнения упр. 2-4 может использоваться ручная буксировка или СМС, но только после надежного овладения учлетом самостоятельной техникой старта и удержания купола (упр 0) .

Следует помнить, что продолжительность практики начального курса (4-6 летных дней по 5 часов) совершенно недостаточно, чтобы считать учлета научившимся летать. Этого времени с трудом достаточно только для овладения удовлетворительной (но никак не отличной) техникой старта и удержания купола и именно на этом должны быть сосредоточены усилия инструктора. А никак не на запусканиях учлета в воздух любой ценой. На следующий курс (Высокие полеты и Динамик) учлет должен придти, уверенно владея техникой самостоятельного старта.

Внимание! Критерием успешности начального курса является не высота, дальность или количество полетов, выполненных с облегчением старта инструктором или техническими, а уверенная техника самостоятельного старта и удержания купола. А также серьезное отношение к парапланеризму, понимание опасностей и необходимости учиться летать последовательно и постепенно.

Андрей Собетов
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru