Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Инструкторы и школы



Инструктор, кто он такой?

Кто, кто? Известно кто. Любой, кто за клеванты тянуть научился, и ничего другого делать не хочет. Вот и зарабатывает на пропитание.
Уметь? А чего тут уметь?
Левую тяни! Правую тяни! - вот и вся наука. Тоже мне, бином Ньютона.

Должен ли уметь сам инструктор делать то, чему он учит своих учеников?
- Безусловно, да!
- Да?
А мне приходилось видеть инструкторов, не умеющих летать в термичку, но запускающих своих учеников. Не летающих на компитишнах, но смело запускающих на них своих учеников. Более того, юниоров… Привести примеры?

Являются ли успехи учеников безусловным критерием правильности системы обучения? Ведь, как говорят, практика - критерий истины теории.
- Конечно!
- Да?
А мне приходилось видеть впечатляющие спортивные успехи учеников при очень сомнительной (и это еще мягко сказано) системе обучения.

Является ли хороший пилот хорошим инструктором?
- Скорее да, чем нет, или скорее нет, чем да?
Пусть вас не вводит в заблуждение слово "хороший". Целеустремленный, агрессивный, эгоистичный, настроенный на победу любой ценой, авантюрист. Привычка рисковать здоровьем и жизнью как норма. Работа на грани и за гранью. Приоритет результата, а не безопасности. Работа на публику ради впечатляющего результата, ради победы над другими. Хорошая спортивная злость. Мотивация на победу. На быстрый, яркий и публичный результат. Скорость, скорость и еще раз скорость!
И терпеливый перестраховщик. Постоянно дающий Стоп-команду в сомнительных условиях. Принципиальное не приближение к грани. Приоритет безопасности, а не результата. Кропотливая повседневная работа без сиюминутных ярких эффектов. Расчет на многие годы безопасных полетов. Тормоза, тормоза и еще раз тормоза!

Как часто эти качества сочетаются в одном человеке? Может ли человек в одном случае вести себя так, а в другом - эдак? Ведь характер, темперамент, акцентуацию, весь строй личности не изменишь. Холерик никогда не станет меланхоликом, а истероид - педантическою личностью.

Отсюда один частный, но важный вопрос: Может ли раздолбай быть инструктором?
Или

Верю ли я в катарсис?

Покаяние, исцеление, метаморфоза. Всю жизнь грешил, а потом прозрел, покаялся - и вот образец добродетели! Всю жизнь был раздолбаем, летал без правил, рисковал своей и чужой жизнью, подавал примеры полного пофигизма и демонстративного наплевательства. Но вот под давлением обстоятельств вынужденно и неохотно надел на голову шлем, стал вести себя более прилично. Мимикрия. Но от себя не уйдешь. Раздолбайство вылезает то тут, то там! Свободы так хочется! А свобода в его понимании - это СВОБОДА!
Но и это неплохо. Пусть вынужденно, а не из внутренних посылов, но раздолбай все же изображает законопослушного человека. Достижение цивилизации и тонкий слой культуры. Можно только приветствовать.
Тут бы и остановиться.
Но соблазн велик. Он хочет работать инструктором. Ведь он классный пилот! Он хочет стать тандем-мастером. Ведь это неплохие бабки. Раздолбай просек фишку. Мимикрия продолжается. Оформляются так ненавистные ранее документы. Теперь раздолбай учит нас! Теперь раздолбай рассуждает о безопасности! Прозрел? Исправился? Вчерашний раздолбай стал сегодня хорошим инструктором? Не верю!
Его раздолбайство лезет то тут, то там.
Зато теперь у него есть ученики и последователи, и он успешно передает им свое отношение к полетам. Привести примеры?


Академиев не кончали

Вот хвастается один: Теория? Я всю теорию даю за 5 минут прямо на горке. Главное - практика!
Вот гордится другой: У меня ученик уже на первом занятии в динамике летает!
Вот делится третий: Учиться самостоятельно стартовать? Зачем? У нас лебедка. Пару раз купол поднял - и сразу в небо. Мы - коммерческое предприятие, наша цель - как можно быстрее научить человека летать.
Вот четвертый пытается вытолкнуть с обрыва в горах пилота-лебедочника, но тот, не умея разбегаться, садится на задницу, и купол срывает его в пропасть. Тяжелая травма.
Вот пятый стартует с пассажиром в облако, - А что такого? Здесь все так делают.
Вот шестой, седьмой, десятый…
Откуда они берутся? Кто их учит? Кто выдает допуски, лицензии? Кто контролирует? За какие прегрешения могут лишить лицензии, допуска?
Сами с усами. Никто. Никак.
Теоретически - Федерация. Практически - никто. Мне неизвестен ни один прецедент отзыва лицензии Федерацией, ни один случай наказания инструктора (если я ошибаюсь, поправьте). Формальное лицензирования пилотов и инструкторов ОФ СЛА существует. Но официальная система реально не работает. Корочки умудряются получать люди, которым не следует работать инструкторами и тандем-мастерами. Это вредно для жизни и здоровья их учеников и пассажиров.
Школы? Это малые коллективы, и качество их работы сильно зависит от личности инструкторов. Хотя и методики очень разные, и некоторые вызывают сомнение.
Спортивные и технические навыки оценить легко, педагогика и психология - это материя уже более тонкая, а личность человека - это вообще темный лес.
Вот вы пришли к инструктору. От него теперь зависит ваша жизнь. От того, что за шило у него в заднице. Не плохо бы знать, а?
В реальности мы имеем достаточно много школ и клубов, занимающихся обучением, некоторые из них готовят инструкторов. Некоторые работают уже давно и хорошо себя зарекомендовали. Другие не очень. Не плохо бы разобраться ху есть кто. Отделить зерна от плевел. Какие будут предложения?



Пакт о признании

Есть идея - Пакт о взаимном признании между существующими школами, клубами, придерживающимися высокого уровня качества и безопасности обучения в течение длительного времени. Очертить круг приличных людей и школ. Взаимное признание методик, практик, выдаваемых документов, инструкторов. Взаимное открытие статистики травматизма. Взаимный контроль, при необходимости - инспекции. Ежегодный взаимный отчет, влекущий подтверждение или потерю статуса. Кандидатский срок для желающих присоединиться к Пакту. Полная добровольность. Ознакомление общественности и потенциальных учеников со списком присоединившихся к Пакту, кандидатов на вступление, а также возможно (но не обязательно) черных списков школ и инструкторов, чья деятельность особенно несовместима с безопасностью. Потребителю наших услуг уже полегче будет. И школы работу улучшат, и на инструкторов управа найдется.
Не пугайтесь. Это только идея.

Андрей Собетов
Клуб парапланеризма "Санкт-Петербург"
Декабрь 2005



Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru