Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


На Валаам!



Каждый год мы пытаемся сделать это. Дойти на кайте до Валаама. Дважды нам это удавалось. Несколько раз мы отступали. Дважды упирались в трещины и разводья за Селькамарьянсари, идя из Приозерска. Дважды возвращались из–за ветра, идя из Питкяранты (раз - безветрие, раз - ураган). Один раз шли пешком 7 часов в Ландепохью, застигнутые безветрием и познав кошмар импровизированной волокуши. Несколько теплых зим озеро вообще толком не замерзало. В прошлом (2009 г.) мы сразу уперлись в открытую воду, выйдя только из шхер у Приозерска.

На зиму 2010 грех жаловаться. Мороз и снег как никогда. Озеро наконец встало. Впрочем, снега даже слишком много. Февральская разведка боем показала, что на озеро выйти не просто. Дороги, подъезды к берегу занесены снегом. Значит, лишнее время и силы на пешку на подходе и выходе с озера. Также под толстой шубой снега кое-где на льду стоит вода из трещин, и въехать на скорости в такую ловушку совсем не гуд. Падение, намокание, облипание льдом на морозе. Но в целом поверхность озера почти идеальная, без торосов и разводий. Даже на выходе из шхер обычных полей торосов нет. Хотя наплесковый лед на скалах и деревьях островов в этом году обилен и весьма живописен. Штормовые брызги замерзающего озера долетали на десятки метров в лес и покрыли деревья ледяной коркой. Полностью покрыт ледяными сосульками даже маяк на мысу Куркиниеми. Грамотно в этом году Ладога замерзла. На берегах красиво, на озере гладко.

Надо воспользоваться таким подарком. Вот только два дня надежного ветра осталось поймать. Увидеть Валаам и.... И обязательно вернуться. На кайте. На следующий день. Переночевав на святом острове в палатке и насладившись его красотой и зимним безлюдием. Таков план. Слабое место – ветер на второй день. Прогноз ненадежен. Особенно на Ладоге. Мы уже несколько раз зависали на озере и один раз на Валааме. Планирование кайтпохода больше, чем на день – проблема. Надо закладывать вариант пешки или ски-тур лыж на случай безветрия. Иметь волокуши и прочее снаряжение. И оно у нас есть. Ведь мы хотим пройти в этом году не только Ладогу, но и Байкал. Но сначала проверим команду и снаряжение на Валааме.

У нас три автономных группы: 2+3+1. Шемякин Слава и Коля Симонов идут из Питкяранты. Шестов Стас, Привалов Сергей и Собетов Андрей из Приозерска. Гордюк Антон атономно из Приозерска. Автономно - значит своим маршрутом, рассчитывая только на свои силы и имея все необходимое снаряжение для ночевки и приготовления пищи и не рассчитывая, что другие группы будут тебя ждать и спасать. Кайтерам очень сложно ехать всем вместе большой группой. 2-3 человека, примерно равных по силам, умениям и с одинаковыми кайтами еще могут на пределе стараний держаться вместе на длинном маршруте. Но и они часто теряют друг друга из видимости и встречаются только на контрольных точках.

Благоприятный прогноз дают на 8-9 марта. Но Слава и Коля могут только 7-8-го. Они вынуждены стартовать в слабый ветер и практически весь день 7-го идут пешком, таща по снегу волокуши. Видя, что до Валаама им явно не дойти, поворачивают на Сортавалу, ночуют в шхерах и на следующий день с ветром приезжают в Сортавалу.

Мы 8 марта утренней электричкой доезжаем до Приозерска. Подкидывамся на такси до базы Красного треугольника. Ветер есть! Сильный. Юго-западный. Попутный. А вот видимость - не очень. Пасмурно. Снежные вихри скрывают дальние острова. Ориентироваться будем только по GPS. Первую точку забивам на Оборонных островах (Хейнясенмаа). До нее 26 км. До Валаама будет 56. Мы идем на Валаам не напрямую, а прикрываясь островами Верккосари и Воссинансари от возможных разломов льда в открытом море при этом ветре. Береженого бог бережет. Южнее островов в центре Ладоги всегда есть проблемное незамерзающее место, куда сгоняет лед при ветре. Даже в самые суровые зимы при сильном ветре могут образоваться трещины и разводья, отрезающие от берега. Особенно восточнее Приозерска.

Укладывам вещи на волокуши. Раскладываем самые маленькие штормовые кайты. У Стаса двойка. У нас тройки на ручках. Я ставлю укороченные 10-ти метровые стропы на кайт Винни. Он хорошо показал себя в турбулентность на Байкале и, надеюсь, поможет мне и сейчас.

12-30. Поехали. Первая задача - отойти от берега из зоны турбулентности в открытое море. Проходим между Грядовым и Заячьим островами. Мы на Ладоге! Только вот не видно ничего. Часто останавливаемся, ждем друг друга в снежной круговерти. Стас и Антон впервые идут с волокушами. Антон неправильно уложил рюкзак, подняв центр тяжести, и его волокуша часто переворачивается на снежных застругах. Не надо сильно разгоняться. Оптимум 17-20 км/ч. Если быстрее, то волокуша начинает прыгать, особенно при поворотах.

Основной курс – фордевинд. Небольшая лавировка. Кайты - в зенит, чуть крутить, и нас несет прямо по маршруту. Снежная мгла временами проясняется, и вот уже виден остров Хейня..., как там ее ...сенмаа. Рядом островки Макаринсари и Кугрисари. Иногда их зовут Оборонными островами. (Есть еще Оборонный остров в южной части Валаама). Здесь был военный полигон. Есть знаки радиации. До 90-х гг. здесь стоял старый немецкий радиоактивный эсминец, потом его, говорят, с большим трудом вывезли и затопили в Белом море. На остров нам не надо.

Стоим у берега, ждем Антона, но от него приходит СМС, – «Меня не ждите, проблемы с кайтом». Ладно. Едем дальше. До Валаама уже меньше 30 км. Видимость улучшилась. Обходим справа остров Мёкерикё и уже видим Валаам. Справа торчит маяк. Но наша конечная точка - Никоновская бухта. Держим курс туда.

В 16-00 мы у Валаама. Отлично. Полдела сделано. Все идет по плану. До темноты время еще есть, и мы не спеша совершаем кайт-экскурсию вдоль западного берега острова. Подъезжаем к скалам метеостанции. Они покрыты эффектными ледяными натеками и сосульками. Жаль, серо и пасмурно, освещенка для фото никакая. Но все равно здорово. Спешиваемся. Подходим к скалам. Любуемся. Отдыхаем.

Но на ветру долго не постоишь. Особенно во влажной после езды одежде. До ночевки, сбавив темп движения, но продолжая двигаться, надо успеть все просушить на себе. Снова кайты в небо и въезжаем в Никоновскую бухту. Над соснами видны церковные купола. Порывы ветра, влетающие в бухту, позволяют подъехать прямо к монастырскому причалу. Кладем кайты, снимаем лыжи и поднимаемся по тропинке на Главную монастырскую дорогу, а по ней идем в Красный скит. Зимой здесь никого, только полузанесенные снегом ряды биотуалетов, ждущие летних паломников...

В проеме монастырских ворот появилась человеческая фигура и скрылась, заметив непрошенных гостей. Суетно все это...Во дворе скита никого. Только сторожевой кот на пороге, да дым из трубы выдают присутствие здесь жизни. Никто к нам так и не вышел. А мы в двери ломиться не стали. Посмотрели монастырь снаружи, пофоткали. И восвояси отправились обратно. Да-а-а...А вот помнится, на Коневце нас в трапезную пригласили и чаем с вареньем напоили...

Но нечего расслабляться перед холодной ночевкой. Наша вторая задача – испытать палатку, спальники, газ, горелки и все бивачное снаряжение. И пора этим заняться. Ветер, похоже, и к вечеру не думает стихать, шумит в соснах. Выбираем место с подветренной стороны Никоновского острова. Утаптываем лыжами площадку под палатку. Выкапываем яму под кухню. На льду, под снегом немного воды, но это не страшно. Пока Сергей занимается горелкой, топит воду и заправляет термоса, мы со Стасом ставим палатку входом к скале, а с трех других сторон возводим стенку, нарезая ножевкой снежные кирпичи. Сергей обнаружил проблему – баллон с газом надо время от времени трясти , иначе он замерзает и гаснет. Один из нас теперь постоянно работает трясуном. Но MSR reactor рулит. Греет быстро. Хотя объем катрюли в 1,5 л на троих и маловато, приходится в несколько приемов топить снег и разогревать воду.

Но ничего, здесь у нас почти нет ветра, зато есть коньяк... И горячее пюре с тушенкой, и чай и сладости. Хорошо отдохнуть после удачного дня. И кстати! Ведь сегодня 8 марта! Где телефон? Поздравляем наших женщин! А как там Антон? Заночевал на Кугрисари, возможно, присоединится к нам завтра, на обратном пути. И кстати! У кого не налито?! Ведь сегодня и День кайтера! 11 лет назад 8 марта я впервые проехал на кайте 50 км по Финскому заливу, с этого и начался наш кайтинг. А через год мы со Стасом и Славой уже участвовали в Чемпионате Мира, а потом был 100 км супермарафон по Имандре, а потом 200 км марафон по Онеге. Белое море, Балхаш, Байкал....Приятно вспомнить. Ну! Чтоб не в последний раз! И кстати! Не забыли, что в апреле идем в 12-ти дневный кайтпоход на Байкал?! Так, наливай!

А теперь заползаем в палатку. Подъем в 7. Выход в 9.

Ночью прояснилось. Высыпали звезды. Утром солнце осветило скалы, сосны, купола. Вот он, Валаам. во всей красе!

Ветер ослаб и немного довернул с ю-з на запад. В 11 часов стартуем обратно в Приозерск. Теперь против ветра бейдевиндом. Вначале беру четверку Инфинити на ручках. Мало. Серегей на Велосити 8.5 Стас на Бэтвинге 7 идут вроде нормально. Достаю Экстази 10 на планке. Но чего-то и на нем против слабого ветра у меня плохо получается. Скорость никакая, чуть быстее пешехода. А Стас с Сергеем все больше вперед уходят. Не нравится мне это. Надо стропы проверить, похоже, где то-запутались. Положил, проверил, распутал. А ветер усилился. Ребята ручечники свои на меньшие попробовали заменить. Стас на четверку, Сергей на 5.5. А они не тянут. Опять на большие кайты стали менять. Теперь преимущество ко мне перешло. Мне ничего менять не надо, только ручку вперед-назад двигай, а еще триммера есть. Стараюсь идти как можно более острым курсом, приводясь к ветру. Только так удается удержаться на линии маршрута. Упираюсь. Иногда приходится менять галс, чтобы отдохнуть и лучше выдерживать курс. Прохожу левее острова Ялаянсари, потом Ситти. Держу курс прямо на Кугрисари. Где –то там должен быть Антон. Если постараться и несколько раз переложиться, можно попробовать обойти Оборонные острова с наветренной, западной стороны. Но Стас и Сергей идут сильно мористее. Сами так решили или их сдувает? Непонятно. Но лучше идти всем вместе, видя друг друга. Поэтому перестаю упираться бейдевиндом. Уваливаюсь, разгоняюсь галфиндом пробую обойти Оборонные острова с востока, но держусь подальше от берега, так, чтобы не попасть в ветровую тень. Солнце, голубое небо, видимость миллион на миллион. Вот открылся пролив между Оборонными осторвами. Вот я прохожу между берегом острова Хейнясенмаа и странными высокими горами торосистого льда у островка Мунатсулуото. Красота! Эх, задержаться бы здесь, все как следует рассмотреть. Но нельзя. Мне даже страшно подумать, что будет, если ветер стихнет. Это на лыжах под кайтом я «медленно» еду со скоростью 10 км в час против ветра. А пешком, проваливаясь в снег, потея, с полной выкладкой я пойду со скоростью максимум 2 км в час. И буду отдыхать каждый час. А до берега еще 25 км... А Слава с Колей прошли за день только 18. Так что, вперед и только вперед! Пока дует ветер, надо ехать и успеть проехать как можно больше.

Теперь тяну к острову Верккосари. От него до Приозерска «всего» 20 км. Боже, как мучительно дается каждый километр. Я испытываю маленькую волокушу «Терра» и часть вещей у меня за плечами в рюкзаке. От многочасового движения перекосившись, правым галсом болит спина, поясница. Иногда перекладываюсь левым. Но так тоже стал уставать. Всего 50 км. Как же мы раньше и 100 и 200 км ходили? Да еще с рюкзаками, без волокуш. Не представляю. Терпеть, терпеть, терпеть...Осталось 23, 22, 21 км. Вижу сбоку красный кайт Стаса. А вот и еще один красный появился сзади. Это еще кто? У Сергея такого нет. А-а-а... Так это Антон. Нашелся потеряшка. А Сергея не вижу, он идет где-то мористее за островом Верккосари. На его месте я бы туда не смещался. Там начинается опасная зона. (На следующий день на спутниковом снимке за 9.03 мы увидели там большую трещину отрыва).

Теперь идем втроем. Ребята повторяют мои маневры. Видны трубы Приозерска, но нам надо правее на базу Треугольника. Батарейки в Джи-пи-эсе сели, но теперь это не важно. Места знакомые. Только острова не видны на фоне берега, а нам надо поточнее пройти между ними, не попав в ветровую тень. Протягиваю левый галс в сторону Селькамарьянсари и начинаю видеть и другие острова. Ага, как интересно выглядят они отсюда. Заячий, Грядовый, острова .... Планеты. Чувствую себя звездолетом, возвращающимся в Солнечную систему из далекой галактики. А вот и причальная стенка Базы. Захожу на посадку. Опускаю крыло.

16 часов дня. 5 часов работы против ветра. Пить! Чай из термоса – лучшая награда.

Стас уже тут. Антон на подходе. А вот и синее крыло Сергея на горизонте появилось. Эк его мористее-то сдуло. На передозе шел, упирался, с трудом перекладывался, сильно устал. Пятерки было мало, восьмерки - много. Пожалуй, на планочнике-то комфортнее.

Антон рассказал о своих приключениях. У него с волокуши упал плохо закрепленный рюкзак. Шел в пургу пешком, искал его по треку джи-пи-эса. А потом он упустил кайт.... Тоже нашел. Ночевал на Кугрисари. Утром красивые ледяные натеки в лучах солнца пофоткал. Нас увидел – догнал. Впечатлений – море.

Что ж, каждый из нас внесет эту поездку в коллекцию своих впечатлений.

А впереди Байкал.

 

Андрей Собетов,

март 2010




Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru