Вторая конференция по воздушному праву
Краткий анализ
(По результатам пленарного заседания и круглых столов)
Общие вопросы
1.Мы имеем весьма запутанное авиационное законодательство, в котором одни документы противоречат другим. По мнению профессора В.Д. Бордунова, в этой области отсутствует системный подход, что выражено в «законотворчестве» Минтранса и др. ведомств, несоответствии Воздушного Кодекса РФ современным требованиям ( в нем реализуются еще советские подходы).
«Воздушной науки в РФ нет, а все предложения ученых Минтрансом отвергнуты».
-
Это дает возможность различного толкования законов юристами, должностными лицами и полного непонимания их рядовами пользователями ВП ( Дело Митина, Проблема «115 кг» и вытекающий из нее Парадокс «G» и Инструкторский парадокс и др.).
-
Тем не менее, есть движение в сторону закононодательсва «Развитых в авиационном отношении стран».
В частности, сама цифра 115 кг явилась нам из законов о СЛА США путем механического перевода фунтов в килограммы. Есть надежда, что в области СЛА будет принят аналог американских законов ( все, что массой конструкции меньше 115 кг, не контролируется государством и может свободно летать в неконтролируемом воздушном пространстве, не залетая в редкие запретные зоны. Полеты ниже 500 фт (за исключением зон аэродромов) не являются использованием воздушного пространства вообще!).
-
Модернизация Российского воздушного законодательства происходит очень медленно и несистемно. Латаются дыры и принимаются новые редакции старых документов. Западные образцы перенимаются не полностью, с такими поправками, которые выхолащивают их суть, формально разрешают полеты, а на практике ставят препоны, не только не отменяющие, но и усиливающие «коррупционную составляющую».
Конкретика
По конкретике больше вопросов, чем ответов. По каждому документу и его соответствии другим документам надо кропотливо разбираться со специалистами.
За 10 минут, отведенных мне для выступления, я успел задать несколько вопросов Шныреву А.Г , заместителю руководителя Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ.
Он подтвердил действие приказа Минтранса 147 от 2008 г (парапланеристам не нужно иметь свидетельства пилота) и приказа 147 от 2003г в редакции 2007г. (мы не являемся эксплуатантами АОН). Вот выдержки из этих приказов:
Приказ Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 №147. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2008 г. №12701
II. Общие требования к пилотам воздушных судов
2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов, необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:
самолет;
дирижабль объемом более 4600 м3;
свободный аэростат;
планер;
вертолет;
сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.
Утверждены
Приказом Минтранса России
от 18 июня 2003 г. №147
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"ЭКСПЛУАТАНТЫ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТУ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (далее - Правила) устанавливают требования к эксплуатантам авиации общего назначения (далее - эксплуатанты АОН), процедуры выдачи свидетельства эксплуатанта АОН, продления срока его действия, внесения в него изменений и контроля деятельности эксплуатантов АОН.
Абзац исключен. - Приказ Минтранса РФ от 28.05.2005 №55.
Правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения либо сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.
(абзац введен Приказом Минтранса РФ от 30.11.2007 №175).
На вопрос, как же тогда мог быть осужден Митин за просроченное свидетельство (один из пунктов обвинения), которое по закону он иметь был вообще не обязан, удовлетворительного ответа я не получил.
Примерно так : «Как пилот - не обязан, а как инструктор - обязан».
То есть инструкторский допуск должен ставиться в несуществующий документ? Я постарался обратить внимание на абсурдность этой ситуации. Удовлетворительного ответа не получил.
Также я спросил, каким же образом пилот СВС (весом конструкции меньше 115 кг), не имеющий свидетельства пилота, может попасть в Реестр пилотов http://sz.ivprf.ru/ имеющих право осуществлять полеты в зоне G, где требуется наличие такого свидетельства?
На что получил любопытный ответ. Примерно так: «Какой еще реестр? Это то, что в Интернете Росавиация завела? Это незаконно. Не имеют права вам отказать. Требуйте в письменном виде отказа. Потом судитесь».
По инфе из недр Росавиации "Машина которая автоматически обрабатывает заявки не может обработать заявку без номера свидетельства". Но это "вопрос решаемый"
Общее впечатление от разговора: «Для вас уже все сделали. Летайте на здоровье. Все прекрасно. Вы ломитесь в открытую дверь.»
Дело Митина. Проиграно в суде и во всех последующих инстанциях, включая Верховный суд РФ. Митин уволился с работы. Закрыл клуб.
Поднимал этот вопрос с юристами, занимавшимися делом. Они ничего не смогли сделать. Почему, - не понятно. Ведь чудовищная абсурдность обвинений видна сразу (Свидетельство пилота, гос. регистрация парапланов, СЛГ, возраст 16 лет) Против каждого из пунктов обвинения можно привести соответствующий приказ Минтранса о тех, кто легче 115 кг.
Я понял эту ситуацию так:
Первое. Митин не сумел защититься в первом суде. А потом, когда дело приобрело резонанс и подключились наши юристы, было уже поздно. Надзорные органы проверяли лишь формальную сторону дела, даже не пытаясь рассматривать его по существу.
Второе. В своих доводах суд ссылается в основном не на Приказы Минтранса, а на параграфы устаревшего Воздушного Кодекса Рф. А в ВК никаких 115кг нет... А есть только общие требования ко всем воздушным судам, включая сверхлегкие до 495кг. А ВК, как и Конституция, имеет более высокий ранг, чем все подзаконные акты (См. пункт 1 в Общих вопросах)
Конечно, грамотный судья при наличии доброй воли, наверное, смог бы разрулить эту ситуацию.
А нам надо, видимо, бороться, чтобы пресловутые 115 кг были четко прописаны в ВК. Но будут ли из-за нас менять ВК?
Андрей Собетов