Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Параплан. Сезон 2003.



Юца. Чемпионат России.

На дельтадроме Юца под Пятигорском в июле-августе традиционно состоялись главные российские парапланерные соревнования: Чемпионат России и Детско –юношеское Первенство России и СНГ
Уже второй раз Чемпионат России имеет статус соревнований 2-й категории ФАИ, что позволяет нашим спортсменам попасть в международный рейтинг и массово участвовать в зарубежных соревнованиях. Впрочем, начиная с этого года, создан прецедент проведения собственно российских соревнований за рубежом. Этап Кубка России 2003 прошел в… Австрии, а Кубок профессионалов в Болгарии, что еще больше утвердило Россию на международной арене, подняв рейтинг нашей страны на 2 пункта.
Однако, Чемпионат России с 95-го года в 9-й раз проходит именно на Юце и «другой альтернативы нет». Плюсы и минусы такого положения хорошо известны.

Минусы:
Надоело одно и то же место, одни и те же маршруты.
Очевидное преимущество у местных пилотов, которые знают каждый дежурный термик.
На Юце полеты над равниной, а не над горами, как во всем мире.
Новый опыт у пилотов не приобретается, их рост тормозится.
Однообразные упражнения, не дающие возможность выполнить норматив очередного спортивного разряда, на который нужно 3 разных упражнения за 1,5 года. На ЧР на Юце легко сделать 1 разряд (по занятому месту обыграть 5 перворазрядников), но очень трудно кмс (первые 15 мест) и почти невозможно мастера (первые 4 места). Три разных упражнения для выполнения норматива на Юце – малореально. Юца – это «Полет до цели» и «Полет до Цели через ППМ», и ….все.
В основном на Юце полеты по ветру. И в основном один и тот же опостылевший всем маршрут с господствующим восточным ветром: Юца-Ессентуки-Боргустанская-Бекешевская. Иногда добавляется Суворовская, скорее для формального разнообразия, чем в надежде на реальное прохождение всего маршрута.
Очень редко складываются условия для полета с западным ветром в направлении на Тамбукан. Один раз (ЧР-99) чудом удалось пролететь 46км с возвращением в этом направлении.
Безветрия с хорошей термичкой почти не бывает. Треугольник даже не пытались ни разу поставить за всю историю Юцы. Кошачью колыбель ставили, но даже половину не прошли.


Плюсы:
Хорошая (по российским меркам) инфраструктура. Плотно населенная курортная местность с хорошей сетью дорог. Скажем, проведение спасработ, доставка до больницы и лечение в диких горах Алтайского Курая выглядит гораздо более проблематичным, как и возможность самоподбора.
Самоподбор, за деньги, или часто бесплатно, на Юце не представляет никакой сложности. А это важный момент, особенно для малобюджетных соревнований и юниоров.
Большая безопасность полетов по сравнению с горной местностью.
Сравнительно небольшие транспортные расхода (для живущих в Европейской части России) и общая дешевизна проживания и участия в соревнованиях.
Для нас (СПБ) цена километра маршрутных полетов на Юце стоит в 4 раза дешевле, чем в Европе или Алма-Ате. А это немаловажно.
Возможность массового участия спортсменов, начиная с уровня 2 –го разряда, участия юниоров. А это означает преемственность, передачу опыта от мастеров начинающим спортсменам.
При наличии желания и фантазии у судей можно, пусть с натяжкой поставить три упражнения и на Юце, чтобы спортсмены могли выполнить норматив. Попытка была сделана на ЧР-2003, когда одно из упражнения обозвали «Открытой дальностью».
Проведение дорогого Чемпионата России в далеких краях сразу отсечет юниоров, многих новичков и финансово несостоятельных пилотов. ( Ну и чёрт с ними, денег нет – не хрен парапланеризмом заниматься. А мы Чемпионат России в Австралии проведем)

Юца. Детско-юношеское Первенство России.

Все та же Юца. Кому-кому, а детям на юцинские условия грех жаловаться. Лучшая горка во всех отношениях. А вырастут, разлетятся летать по всему миру (Дай Бог).
А вот на организацию не грех и пожаловаться.
1. Опять Федерация деньги вовремя не прислала, и соревнования были под угрозой срыва. Вообще-то деньги были, но в Москве. А передать их на Юцу – проблема неразрешимая. Наконец, через несколько дней после начала соревнований передали с оказией. Каждый год одна и та же история.
2. Денег было мало. В обрез на судейство. Впервые в этом году денег не хватило на подбор детей-маршрутников, и они добирались сами. Строго говоря, в таких условиях, наверное, не надо было соревнования проводить.
Что ждет нас в следующем году?

Также идет дальнейшее обнищание детских клубов и уменьшение числа участников соревнований, команд и регионов. Совсем перестали участвовать активные в прошлом Москва, Армавир, Пермь.
Число участников сократилось с 80-115 в 90-ые годы до 50 в этом году. Маршрутников было всего 8. Похоже, налицо потеря интереса к детскому спорту и на местах и в центре. И это когда юниоры и воспитанники детских клубов составляют ядро многих взрослых команд и на ЧР и на других соревнованиях. Тех юниоров, кто показал высокие результаты, парапланерные фирмы с удовольствием включают в свои команды, пользуясь результатом многолетнего труда тренеров детских клубов. Но о поддержке этих детских клубов, оплате за легионеров как в большом спорте речи пока не идет… Ну, мы конечно рады, что хоть некоторые наши воспитанники пристроены. А как быть с остальными, с массовой базой детско-юношеской парапланерного спорта? Кто поможет им? Не будет этой базы, не откуда будет браться и молодым перспективным спортсменам.
Мы в праве ждать от ОФ СЛА России большего внимания детско-юношескому спорту, финансированию и организации Первенства России. Хоть на Первенство раз в год денег наскрести и передать их вовремя Позднякову в СКДК на Юцу можно было бы.


Курай

Основной претендент на проведение горных соревнований Всероссийского уровня. В Курае уже проведено несколько соревнований на достаточно высоком уровне и с хорошими улетами. В этом году (2003) Зона Сибири и Дальнего Востока. Летный потенциал Курая высок, и еще не раскрыт полностью. Имеется насколько проблем.
1. Вся летная территория делится на три части: собственно Курай (Курайская степь) – окруженная горами чаша 20-30 км диаметром. «Бутылочное горло» - сужающееся горное ущелье с проблематичными местами для посадки и опасной турбулентностью. И высокогорная и обширная Чуйская степь (50 км в поперечнике). Все дальние полеты в Курае до сих пор проходили из Курая в Чую через опасное ущелье и тьфу-тьфу-тьфу закончились удачно. Но что будет при массовом залете в ущелье пилотов разной квалификации? И не сведется ли Курай к одному опасному горному маршруту как, скажем Домбай на Кавказе? Например в миниатюрной Словении ставят интересные сложные маршруты до цели через ППМ туда-сюда-обратно-опять туда- опять сюда по 80 с лишним километров на местности 30 км длиной. Попыток поставить замкнутый маршрут, треугольник в собственно чаше Курая до сих пор не предпринимались. А жаль. Тем более что вроде бы в Курае и можно решить Проблему Трех Упражнений. Вот он нераскрытый потенциал Курая. Ради этого в Курай и стоило бы ехать издалека. Линейные маршруты над равниной по 50 км можно летать и на Юце, а опасные горные по ущельям на Кавказе. Вот задача организаторам будущих соревнований.
2. Инфраструктура. Спасение-медицина могут стать главной проблемой, особенно в горах. Подбор. В том числе за рекой. Были случаи улета за реку с переправой вплавь. Связь? Отсутствует? Питание-проживание – палаточный лагерь на прекрасной природе – лично мне нравится. Но при полете на самолете издалека бивачное снаряжение – перегруз. Хорошо бы иметь возможность арендовать палатки на месте. Душ каждый день…хм, мечты? Банька раз в несколько дней – реальность? В общем условия на любителя природы, а не на изнеженного сибарита. Алтай действительно прекрасен, это компенсирует некоторые неудобства проживания. Организация до сих пор была на высоком для таких условий уровне. Но имеется чисто количественная проблема. Одно дело принять 15-30 пилотов, другое дело 60-100. Впрочем, это решаемая проблема.
3. Расстояние и выбор. Вообще то Курай в центре России…Что с Камчатки, что из Питера – одинаково…Так что если без европейского шовинизма… А если с ним, то далеко.
Сибирякам-то конечно под боком! Но большинство пилотов ездят на соревнования из европейской части России. Перед многими встает сложный выбор – или в Европу или в Курай. Тем более что началась практика проведения весьма привлекательных российских соревнований за рубежом. Конечно, – обзови Курай «ЧР» и поедут как миленькие. Но вот проблемка, обозвать так все хотят и уже обзывают. Так что у неосведомленной публики вопросы возникают, а сколько их ЧР-2003 было и где настоящий?
А вот этап Кубка России здесь провести логично.
Я считаю, что Курай – место для этапа Кубка России, а не для Чемпионата России.

Россия за границей.

Прецедент создан. Спасибо Владу Кулаеву (Весне)! Информация и организация была отменной! Я бы сказал: непривычно хорошей. Все эти рассылки по электронной почте каждому потенциальному участнику. Терпеливые ответы на массу дурацких и недурацких вопросов. Решение всех проблем по визам –приглашениям. Все эти именные конвертики с распечатанными схемами –памятками когда-чего-куда. Просто супер! И все заранее, а не в последний момент. И в то же время была оперативная корректировка планов, при смене варианта автобуса на самолет. И получилось четко и без проколов. Удивительно для России!
На месте, в Австрии, тоже все было на должном уровне. Непосредственное организационное обеспечение соревнований взяла на себя австрийская сторона. Стоило это недешево, - со страховкой 200 евро ( участие в Открытом Чемпионате Словении стоило немного дешевле). Зато сам Штиглер в участниках и в Совете Пилотов! Штиглер всех и сделал. Зарубежных участников (40) было больше, чем россиян (30). Лучшие из наших – московский казах Круглов Алесей занял 8 место, а россиянин Паша Макаров- 13. По сути, это были первые российские соревнования, проведенные на западном уровне. Нормальные Европейские соревнования с МАССОВЫМ российским участием. Жаль только, летаем мы еще хреново! Ну, это дело поправимое. Главное, – побольше ездить летать на такие соревнования, и, в конце концов, обязательно получится. Пример Коли Шорохова доказывает, что можем! Больше ездить, больше летать надо в одной стае с ведущими пилотами, и там, где они летают. Без этого прогресса российского парапланеризма не будет. Открытые Российские соревнования за рубежом, вместе с западными пилотами – это хорошо! Это обязательно надо!
Как вытащить на такие соревнования не просто денежных паратуристов, а молодых перспективных спортсменов – вот задача, для тех, кого волнуют судьбы российского спорта. Молодые очень быстро за 1-2 года догоняют по уровню наших старых пилотов, а дальше стопорятся, летая только на Юце. Как бы запустить в одну стаю с западниками наших, все перенимающих на лету юниоров? Если бы это удалось, наше развитие пошло бы семимильными шагами. Напомню, что первой на Чемпионате России 2003 стала команда, составленная целиком из юниоров, ну плюс тренер.
Россия в Австрии обошлась мне в 850 евро. Недешево. Возникает вопрос. Что для российского спортсмена лучше, – участие в зарубежной России, или в просто в зарубежных соревнованиях соответствующего уровня? Скажем в национальных чемпионатах Европейских стран. В идеале должно быть без разницы. А что будет на практике, посмотрим. Это с точки зрения пилота. А для большей массовости, наверное, лучше организовывать российские соревнования, а не ездить на чужие. Хотя…
Есть еще вариант «посадки на хвост» чужим мероприятиям. Участие отдельным зачетом по договоренности с организаторами в чужих соревнованиях. Такое кое-где практикуется. Например, чехи свой зачет на чемпионате Словении проводили, и призы отдельные получали. Но есть лимит участников, 10-20, может и ничего, а 50-100 гостей на чужой праздник, это может напрячь хозяев.
Кёссен как место. Нас, конечно, в любое летное место в Европе привези, – мы ахать и охать будем. Особенно первый раз. А если сравнить? Мне показалось, что для наших целей (первых массовых российских соревнований за рубежом) Кёссен проигрывает тому же австрийскому Пинзгау. Рельеф в Кёссене сложный, разорванный. Выраженных протяженных хребтов южной экспозиции как в Пинзгау нет. Абсолютные высоты ниже. Стартовый склон и большинство склонов, вдоль которых мы летали - северной экспозиции. Летный потенциал – меньше, а местность сложнее и опаснее. Прямо от старта приходится преодолевать поперек проблемное боковое ущелье, в котором нельзя терять высоту и совершить аварийную посадку. Мест для посадки просто нет, зато есть турбулентность, запирающий ветер и атакующие орлы. Нападению орлов подверглось несколько участников, Лосевой Наталье порвали купол, включая нервюры. Случай, конечно, анекдотический, но ей было не до смеха. Дальнейшие маршруты идут поперек ущелий (запирающий ветер!) к отдельным лесистым и скальным вершинам. Маршруты очень интересные! Но! Трудные. Без видимой логики вдоль несуществующих хребтов и с опасностью просадки в ущельях. Даже в Австрии вас там найдут не сразу. Для опытных и очень опытных пилотов. Массовому россиянину (первый-второй раз в горах!) – попроще-бы чего для начала. Погарантированней. Вдоль хребтика, вдоль хребтика. Иногда через долинку.
Район Пинзгау, (старт с Вильткогеля), мне кажется, для этого лучше бы подошел. Там можно и вдоль хребта маршрут длиннющий строить, и в горы отклоняться. Сложность маршрута можно наращивать от сравнительно простого (но при этом большого), до сколь угодно сложного. И вероятность улета больше. Пилоты выходного дня сюда из Вены на выходные приезжают и сороковники –полтинники без напряга летают. А мы на тренировке перед Чемпионатом Мира 99 спокойно стольник летали.
Конечно, идеально было бы менять места проведения зарубежных выездов. Наращивать опыт в разнообразных условиях. Но это мечты. Кто за организацию возьмется?
Ну и конечно проводить ЧР за рубежом, наверное, не стоит. А вот этап Открытого Кубка России как нельзя более уместен.


Буксировочные соревнования.
Буксировка дала возможность летать маршруты на равнине, без выезда в далекие горы. Коммерческие, учебно-тренировочные, испытательные, рекордные полеты, просто полеты в свое удовольствие по выходным – это прекрасно.
Но соревнования? Я участвовал в трех лебедочных соревнованиях на равнине. Впечатления от полетов? Если бы не порча параплана на буксировке - положительные. А вот от организации СОРЕВНОВАНИЙ - скорее отрицательные. Я уже высказывал сомнение в принципиальной возможности проведения сколько–нибудь массовых буксировочных соревнований. Главная проблема – старт по жеребьевке, а не когда хочешь, при ограниченном количестве возможных стартов и попадания в погоду. Это очень нервирует, и приближает процесс к лотерее или карточной игре, ставя спортсменов в неравные условия. Лебедок надо много, одинаково и безупречно работающих. Если на лебедку три, четыре, максимум 5 спортсменов, то еще куда ни шло. А если больше, это уже чистая лотерея. А трос путается, а лебедка встает на ремонт, и все провожают взглядом улетевшего счастливчика. Лебедочные соревнования не могут быть массовыми. Это всегда будет междусобойчик. Претензии на высокий статус таких соревнований вряд ли обоснованы.
Особенности же нашей Российской организации еще больше усугубляют негативные моменты. Почему-то неорганизованность и раздолбайство сопутствует лебедочным соревнованиям больше, чем обычным.
1. Отсутствие информации о таких соревнованиях стало уже недоброй традицией.
В 99-ом Мы летали в Орле впятером. Это называлось «Кубок России».
Приложив немалые усилия (кто? где? когда? Орел? Калуга? Коломна?), я попал на такие соревнования в 2002. На открытии соревнований я был единственным(!) …Потом не спеша подъехало еще 3 участника… Через пару дней лебедку забрали (коммерчески неэффективно тратить ее на 4-х человек), «соревнования» отменили, и мы разъехались по домам. Каково?
Прошедшие этой весной буксировочные соревнования лишь укрепили мой пессимизм.
В этом (2003) году я пытался получить Положение о соревнованиях на лебедке в Мышкино. Мне это так и не удалось сделать ни у И. Волкова (лебедка), ни у А. Архиповского (Федерация). Тем не менее, некое мероприятие состоялось. Официальные результаты опубликованы нигде не были. Что это было? Мы не знаем до сих пор…

Был бы только рад, если бы кто-нибудь ДЕЛОМ развеял мой пессимизм по поводу лебедочных соревнований. Но пока, увы… Поэтому по поводу всех этих «Кубков России на равнине» выражаю большое сомнение.

Подводя итоги, я бы оставил Чемпионат России пока на Юце. А за рубежом, в Курае и еще где провел бы Этапы Кубка России.



Триумф воли.

Свершилось! Наконец количество перешло в качество. Российский пилот Николай Шорохов, упорно выступавший последние годы во все большем количестве зарубежных соревнований – вошел в десятку на Чемпионате Мира 2003 в Португалии! Это феноменальное достижение! 9 место на ЧМ! Молодец, Коля! Поздравляем! Так держать! Давай двигай дальше!
А для нас урок. Урок упорной работы над собой, не взирая ни на что.
Ведь все логические доводы против развития парапланеризма в России.
1. Россия равнинная холодная страна. Гор нет. Небо низкое. Летать негде.
2. Парапланеризм выездной спорт. Надо много ездить по всему миру.
3. Россия бедная страна. Денег на технику и поездки взять неоткуда.
4. Все равно с зарубежными пилотами не сравниться. Они там живут и летают каждый день. Времени на полеты больше тратят. Нам их не победить.
5. Им за это деньги платят. Они профи, мы любители. А денег у них всегда больше будет. Нам их не победить.
Что еще?
Достаточно объективных причин, чтобы руки опустились, а крылья сложились? Думаю, достаточно.
«Нам их не победить никогда».
Немым укором правда всегда была Украина. У которой проблемы почти те же. А вот Бондарчук почему-то на дельтаплане Первый в Мире по рейтингу! С чего бы это? Чудо, не иначе.
Или целеустремленная воля, вера в себя, талант, работа, работа и работа. Что еще?
Чтобы летать, надо летать.


А. Собетов.





Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru