Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Алтай. Курай.



Курай.

Курай, или Курайская степь - одна из нескольких обширных межгорных котловин, встречающихся на Алтае. Уникальное место для России. Широтное расположение хребтов делает возможным полеты вдоль склонов южной экспозиции. Плоское безлесное днище диаметром 20-25 км лежит на высоте 1500м, высота окружающих гор 3400-4000м. Склоны Курайского хребта на половину безлесны и некруты. На дне котловины встречаются ленточные леса вдоль рек и ручьев. На стартовый склон возможен заезд на полноприводном автомобиле. Старт удобный, обширный.
Потенциал высок. В 2000 г. даже при неблагоприятной погоде были наборы высоты до 1100-1500м. В 2002 г. при хорошей погоде наборы высоты составили свыше 2500 м, до абс. высоты свыше 5000!
Возможно сочетание горных полетов с равнинными, построение треугольников и сложных дистанций с несколькими ППМ. В 2002 г. здесь были пройдены треугольные маршруты протяженностью около 40км, что превышает мастерский норматив (25км).
Узким 20-и километровым ущельем реки Чуя Курай соединяется с обширной Чуйской котловиной. Возможны сквозные линейные полеты из Курая в Чуйскую степь. В большей части ущелья есть места для посадок, ближе к Чуйской степи ущелье сужается. Возможен полет вдоль ущелья горами над Курайским хребтом.
В 2000 г был совершен полет из Курайской степи в Чуйскую на дельтаплане протяженностью 79 км и полеты пара- и дельтапланеристов с посадкой в ущелье и в горах. В 2002 г совершен полет из Курайской степи в Чуйскую на параплане протяженностью свыше 60 км. Полет проходил по горам вдоль Курайского хребта, иногда в 10 км от шоссе, идущего по ущелью. Несколько парапланеристов приземлились в ущелье.
Даже отдельно взятый Курай (Без Чуйской степи и ущелья) позволяет летать маршруты любой сложности и протяженности через несколько ППМ с максимальным расстоянием между ППМ 20-30 км. Как, например, в миниатюрной Словении, где на соревнованиях высокого ранга ставятся маршруты свыше 80 км с 4-7-ю ППМ и расстоянием между ними в 10-25 км на территории 15 на 30 км
Суммарный же летный потенциал связки Курай- Чуйская степь позволяет ставить и протяженные линейные маршруты до 70-100 км в одну сторону. Идиллическую картину несколько портит только 20-и километровое ущелье между 2-я котловинами, да большая высота их дна.
Если в Австрии дно долины Пинзгау лежит на высоте 800м, в Словении дно Сочи на 200-х, то Курай 1500, а Чуя – 1800-2000. Это уже довольно высоко и сурово. К тому же резко континентальный климат. В Курае еще ничего, а в Чуйской котловине холодно и ветрено. Явно не Европа. Но летом терпимо, бывают периоды отличной погоды.
А по сравнению с другими Российскими и СНГ горами Курай просто хорош. Возможно это лучшее место в России для полетов в горах. Место уникальное. На Кавказе таких нет, ущелья там узкие, хребты в основном меридиональные. В Алма-Ате горы имеют северную экспозицию.
Единственный минус – далеко, и инфраструктура не так развита.
Зато великолепная Алтайская природа. Палаточный лагерь на опушке леса у чистого ручья в виду снежных гор. Возможно, это место еще примет участников будущих Чемпионатов России.


Воспоминания о Курае 2000
(см. Алтайский Марафон 2000).

Мы едем по Чуйскому тракту в сторону Монголии. Мощь Катуни и пороги Чуи впечатляют. Это мекка для любителей белой воды. Вот знаменитый «Бегемот» на Чуе. Его каменные клыки, окруженные беснующейся пеной, уже собрали немалый урожай жертв, о чем свидетельствуют таблички с именами на скалах. А я почему-то вспомнил таблички на Юце. Экстремалы, будьте бдительны!
Как быстро меняется природа! Густая тайга, буйство трав и цветов уступают место каменистым обрывам по берегам рек. Леса уходят со склонов в ущелья и распадки. Но вот горы расступаются, и мы въезжаем в Курайскую котловину. Всего 150 км от Онгудая, а совсем другие пейзажи.
Есть места, которые нравятся сразу. Курай относится к их числу. Здесь все радует взор летающего человека. Мягкие травянистые склоны гор – сплошной идеальный старт. Почти везде можно заехать наверх на машине. Отдельные пятна и ленты лесов у ручьев не закрывают обзор и не мешают посадкам, зато очень комфортны для устройства базового лагеря. Здесь не так голо и сурово, как в чистой степи или пустыне и не так мрачно, как в тайге. Всего в меру. И привольно и уютно. Горы здесь расступились, образуя котловину с плоским днищем диаметром 20 км. Дно этой сковородки лежит на высоте 1500м, борта достигают высоты 3000- 4000 м. Если в Уймонской котловине чувствуется влажное дыхание Белухи, то в Курайской - сухое Монголии. Солнца много, осадков мало. Для здешних мест характерна резкая разница температур днем и ночью, зимой и летом, что объясняется не столько высотным расположением степи, сколько сильным выхолаживанием при безоблачном небе. Конечно, климат тут достаточно суровый, лето длится всего 2 месяца, но я думаю, полетать хватит.
ГАЗ-66, сменивший в нашем автопарке сломавшийся КАМАЗ, по травянистому склону Курайского хребта завозит нас на старт. Перепад метров 700, склон южной экспозиции. Перед нами, по ту сторону котловины великолепная панорама Чуйских Альп. Это Северо-Чуйский хребет со снежниками и ледниками. Выделяется ледник Актру. Под ним расположен одноименный альплагерь. До снежных 4-х тысячников от нас 27-30 км по прямой.
Старт идеален. Здесь могут разместиться сколько угодно аппаратов одновременно. Мелкая травка, цветы, и какие! Здесь мы впервые увидели настоящие эдельвейсы.
Погода начала меняться. Антициклон прошел. Вчера моросил дождик, а сегодня и солнце, и облака. Правда, на высоте ползет какая-то облачная кисея, постепенно закрывая все, но понизу еще пытаются образоваться кумулусы. Ветерок слабый, временами совсем стихает. Хороших потоков пока нет, но надо стартовать, а то опять пропустим погоду.
Провисший колдун наполняется ветром. Есть пузырь. Первым взлетает Жан Люк. Я за ним. Его купол сразу задирает вверх и он круто набирает. А я попадаю лишь в нисходняк и сажусь. Больше ничего нет. Задрав головы, с завистью следим за счастливчиком Люком, оседлавшим единственный пузырь. Он красиво нарезает спирали уже высоко в небе. Какая сила его там держит? Вот как надо летать!
Взлетают наши дельтапланеристы Андрей и Слава. Они отходят от горы, ищут потоки, мы внимательно следим за их маневрами. Вроде что-то есть, но не ахти. Не выдерживает и стартует Эрик Гранжан. Идет вдоль склона, пока со снижением. Так, у старта потоков нет. Эрик рискует, но идет дальше со снижением уже далеко от старта. Теперь, если он не найдет поток и просядет, ножками придется топать долго-долго. Но шанс у него еще есть. У него на траверзе дельт зацепил что-то чуть больше нуля и начал раскручивать, постепенно смещаясь от равнины к горам, к Эрику. Эрик тянет ему навстречу над камушками бокового отрожка. Его тоже стало держать. Это все происходит в километре от старта. А у нас ничего нет. Рискнуть и полететь к ним?
Стартую! Валю из зоны минусов, надеясь на чудо. А ребята впереди уже набирают. Хватит ли высоты дойти до спасительного потока? Минуса, минуса, ну когда же вы кончитесь? Наконец, есть! Вначале слабые, потом все более уверенные плюса. Надо мной кружат Эрик и два дельтаплана. Высоко наверху Жан-Люк. Остальной народ, увидев такое дело, тоже срывается со старта.
Поток крепчает. Набираем! О, это сладостное чувство полета! Когда поток широкий и ровный, когда уверенный писк прибора не смолкает и не смолкает. Когда можно расслабиться и позволить себе любоваться открывающимися видами неизведанной горной страны. Я набрал уже 500 м. Южное направление мы просмотрели со старта. Взглянем теперь на север. Подо мной и чуть в стороне травянистый хребтик, с которого мы стартовали. Потом небольшое плавное понижение и каменистые осыпи более высокого хребта. А сразу за ним скалы и снежники вершины 3446. Кружась, медленно смещаюсь к высоким горам, там лучше подъем. Высота растет: 600, 800, 1000, 1100 метров над стартом! И все это пока мягко, без намека на тряску и складывания. Теперь я вровень с самыми высокими горами! Подо мной зубцы скал, горное озерцо в причудливых ледяных разводах, снежники в каменных кулуарах. Красота!
Поток кончается. Надо лететь дальше. Сегодняшняя задача – Ортолык. Это 55 км вдоль Чуйского тракта в сторону Монголии. Чтобы туда долететь, надо перелететь из Курайской котловины в Чуйскую по горам через бутылочное горло - узкое 20-километровое ущелье. Задача не простая, особенно для парапланов. Ладно, попытка не пытка. Лишь бы погода не подкачала.
Высота пока есть. Какой выбрать путь: углубиться в горы, идти по краю гор или выйти на равнину? Дельты и двое французов улетели вперед и исчезли из виду. Ждать остальных не буду. Иду пока вдоль гор на восток. Путь хорошо просматривается километров на 30. Ближайшие горы мягкие, платообразные, в районе бутылочного горла появляются скалы. Параллельно идут три невыраженных хребта, а между ними понижения. Это настораживает. По логике надо бы лететь над самым высоким, каменистым хребтом. Но если просадит, то можно не дотянуть до равнины через 2 других лесисто–травянистых хребта, и оказаться в межгорных впадинах-ловушках.
Лечу пока над средним хребтом, так, чтобы иметь возможность всегда дотянуть до равнины. Появившиеся минуса заставляют все больше отходить от гор. Над крайним склоном ловлю какие-то нолики и кружусь, пытаясь удержаться. Небо почти полностью закрылось и земля в тени. Пришла криза. Да, опоздали мы с погодой, да и окошко было узкое. Вижу, что стартовавшие позже меня идут в долину, ничего не найдя у склонов и там их тоже сажает. Нули переходят в минуса. Ничего не поделаешь, надо лететь ближе к дороге подбора. Выхожу на равнину. Вижу впереди набухшее свинцовой синевой облако. На вид страшное, но, судя по всему невысокое, поскольку над ним облака верхнего яруса, которые вот-вот затянут все небо. Возможно, это последний кумулус. Моя высота метров 400 над землей, туча - мой единственный шанс. Я иду к тебе, туча!
За мной и ниже летит параплан. Это Жерар Вью, самый опытный из французов, наверное тоже увидел облако и хочет зацепиться. Пошли рваные плюсы. Начинаем спиралить. Потряхивает. Рвет в разные стороны. Ощущения не очень приятные. Но что делать, зато вверх, а не вниз. На очередном витке вижу, что Жерар отваливает в сторону, уходит из-под облака и идет на посадку. Не понял его маневра. Работать вроде можно. Ладно, потом спрошу. Набираю метров 500, и на этом - всё. Облако на низкой высоте уходит к горам. А я остаюсь на краю равнины.
Подо мной желто-серая, выжженная солнцем Курайская степь. Прямая струна Чуйского тракта. Разбегающиеся, на ровной как стол поверхности узоры грунтовых дорог и автоследов. Кати куда хочешь, как по аэродрому. Здесь с подбором проблем нет. В центре котловины видны петли и разливы Чуи, сменившей тут свой бурный нрав на спокойное течение. Позади остались домики села Курай. Впереди бутылочное горло. Тяну туда.
Небо окончательно затянуло. Земля в тени. Шансов нет. Лечу, снижаясь прямо над Чуйским трактом. Сажусь в конце долины. Пролетел всего километров 20. Немного впереди меня сел Жан Люк. Он приземлился в горах (чего я боялся), поднялся на открытый склон и вновь стартанул, чтобы вылететь в долину. Дальше всех из парапланеристов - на 30 км улетел Эрик. Молодец! Я, уже сидя на земле, видел, как он тянул над левым бортом долины, уходя в ущелье. А в ущелье его запер сильный встречный ветер. И это притом, что в долине было практически безветрие! Вот и летайте в горах на параплане. Зато дельтапланы сегодня наглядно продемонстрировали свои преимущества.

Триумф дельтанутых.

Сегодня был их день. Сегодня они утерли нос всем порнопланеристам, матрасникам, тряпичникам. Почти весь марафон мы с сожалением и сочувствием смотрели на их огромные 6-ти метровые тюки, которые они не смогли поднять на верхний старт в Усть-Коксе, завезти на лошадях в Катанде, поднять на себе, когда сломалась машина в Онгудае. Зачем вообще нужен тяжелый и громоздкий дельтаплан, когда есть компактный и легкий параплан? Ведь мы летаем, а они сидят в лагере и только перевозят свой багаж с места на место. Сегодня они показали, что значит летать.
Их преимущество в скорости дало им возможность уйти от кризы, которая посадила всех нас. Сильный ветер в сужении гор для них не стал непреодолимой преградой. Да и прошли они там на большой высоте, идя по высоким горам, имея достаточную скорость, чтобы всегда уйти вниз на безопасную посадку. Там, где параплан запирает и сажает, они проскакивают. Да, летать быстро - значит летать правильно.
Андрей долетел почти до конца ущелья и потом, повернув обратно, сел где-то посередине. Он посчитал для себя более интересным попытаться сделать маршрут с возвращением, но на обратном пути попал–таки в кризу.
Слава пошел горами левого борта. Он видел изумительно красивые горные озера. Летел рядом с орлами. Случилось страшное. Один орел напал на него. На земле Слава показывал нам, как агрессор вцеплялся когтями в его дельтаплан. Воздушный бой завершился вничью. Жесткое крыло оказалось хищнику не по зубам, и он оставил большую птицу в покое. Меня мучает вопрос, а что было бы в этой ситуации с парапланом?
Убежав от кризы и пройдя все горы, Слава вылетел в Чуйскую котловину. А здесь оказалась райская погода. Держало везде. Термики через каждые 300 метров понаставлены. Он пролетел Ортолык, полетел дальше до Кош-Агача . Там тоже держало. Тогда Слава стал просто летать над Чуйской степью, ловя кайфы и в конце концов приземлился в Ортолыке, пролетев 79км.
«Это был прекрасный полет. Один из самых лучших в моей жизни!» - сказал он, приземлившись. Когда такое говорит старый пилот с многолетним стажем, понимаешь, что это действительно так.

Кош-Агач.

Чуйская котловина. Эта гигантская горная сковородка третья по счету в нашем путешествии. Самая большая – 40 на 70 км! Самая высокая – 1800-1900 м над ур. моря. Самая далекая – дальше уже Монголия. Самая суровая: среднегодовая температура тут минус 6,7. Зимой минус 60, а летом плюс 30. Много солнца. Осадки редки. На иссохшей, растрескавшейся земле среди редкой травы и колючек пасутся верблюды. Под землей – вечная мерзлота, над землей весной и летом часты пыльные бури. Лучшее время здесь, говорят, осень. Данные по ветрам противоречивы. По справочным данным это место очень солнечно и маловетрено. Но когда мы сюда приехали, дул сильный ветер, не меньше 12м/с, и мы не могли стартовать. И, похоже, днем летом тут раздувает частенько.
Старт южной экспозиции в предгорьях Курайского хребта. Склоны достаточно пологие, заезд на машине. Перепад - 750 метров. Высота окружающих котловину гор до 3000-3500м. Но горы здесь раздвинулись очень широко, и у подножия опоясаны полосой пологих предгорий шириной 5-10 км.
Расстояние между вершинами Курайского и Южно-Чуйского хребтов – 60 км.
Главный поселок - Кош-Агач. Основная магистраль – Чуйский тракт, который поднимается здесь на пограничный перевал Дурбэт-Даба и уходит на восток в Монголию.
Место смотрится неплохо, но склоны на старте, возможно, чересчур пологи. Ветровой режим неясен. И, по сравнению с Кураем, здесь излишне сурово. В этой горной пустыне чувствуешь себя неуютно. Стоять тут базовым лагерем не хотелось бы. Это единственное место на Алтае, где нас атаковали полчища комаров. И это единственное место, где нам не удалось стартовать.
Но в связке с Кураем это место весьма перспективно. Славин полет был великолепен и внушает надежды на будущее.

Андрей Собетов


Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru