Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Рассказ Дмитрия Ващенко "Рекорд Юцы"



РЕКОРД ЮЦЫ - 115 КИЛОМЕТРОВ.

Объяснительная
Я, такой-то, такой-то, инструктор Ставропольского Дельтапланерного Клуба, совершал тренировочный полет на параплане с горы Юца, в сторону г.Черкесска. Решив что погодные условия благоприятствуют установлению рекорда, я полетел дальше и сел в станице Исправная Зеленчукского района Карачаево- Черкесской Республики. Корыстных либо каких-то других целей не имел. Об этом известно начальнику клуба…
Приблизительно такой документ был оставлен мной в станичной милиции. Хорошо, что взял с собой паспорт. В противном случае, посидел бы за решеткой до выяснения личности. Да и вообще, власти не любят, когда что-то падает с воздуха в двух шагах от здания администрации.
Первыми как всегда подбегают детишки. “Как называется место?”, - единственное что успеваю спросить прежде чем ко мне подъезжает милицейский УАЗик. Место оказалось казачей станицей а не аулом, как я предполагал с воздуха. Внешность и паспортные данные развеивают все сомнения:”нет, это не террорист !“

В радиусе 50 км от Юцы нам уже не удивляется никто. Здесь же, за 115 км от нашей горы параплан видят впервые. Дав объяснительную я попадаю в руки свободных от вахты милиционеров, с которыми из вежливости приходится пить водку за знакомство и за рекорд. Все мольбы о том , что я устал после почти четырех часов полета, и мне нужно скорее домой – не находят понимания. Мучители мои обильно пересыпают речь украинскими словами. Настоящие казаки, в городе таких не встретишь!
“Все-таки как-то лучше на свободе”, - думаю я, охмелевший, сидя в попутном КАМАЗе, на который меня посадили сельские детективы. В Черкесске опять обращаюсь к ”властям”, на этот раз к инспекторам ГИБДД. Парапланеризм им явно во вкусу. Выслушав историю, молодые ребята сажают меня в попутку и я еду домой в Пятигорск.

Я довольно поздно начал заниматься парапланеризмом. “И почему я раньше не нашел никого кто б меня запустил, ведь приезжал же я сюда, на Юцу, два года назад, в 91-м!” сетовал я отправившему меня в первый полет Сергею Дулину.”Вот и хорошо, может поэтому жив остался”,- мрачно пошутил тот.
Путь к освоению высоты был для меня нелегким. До этого я не летал на дельтапланах не прыгал с парашютом , вообще не имел дело ни с одним из экстремальных видов спорта. Несколько лет ушло на то, чтобы я перестал пугаться тряски и легких складываний параплана в полете. О рекордах я в то время и не думал. Да и крылья на которых я в то время летал – Edel Racer, затем Rainbow, летали хорошо, но в жесткую погоду без которой невозможен ни один маршрутный полет, вели себя капризно, отбивая всякую охоту летать. Оставалось одно: болтаться часами возле горы в динамическом потоке.
На самом деле, история моих дальних полетов началась с приобретения крыла нового поколения. Это Epsilon 2, standard швейцарской фирмы Advance. Участвуя с ним в Чемпионатах России 99 и 2000 годов я составил достойную конкуренцию даже крыльям класса Competition.
Лето 99 года запомнится парящим пилотам. Мы обнаружили, что”термики “ +8 и более существуют не только в Домбае, но и у нас, в предгорьях Кавказа. Отлетав в такую погоду Чемпионат Москвы и Чемпионат России, я еще бредил мыслью улететь “куда-нибудь подальше“. 22 августа я стал свидетелем рекордного в то время для Юцы полета. Набирая высоту над Юцой , встретился в небе с Виктором Янченко, старым любителем полетов cross-country, который прилетел с Машука , горы в черте Пятигорска, в 10 км. От Юцы. Независимо друг от друга мы полетели в сторону Кисловодска. Встретившись вновь в районе кисловодского ретранслятора мы летели дальше в нескольких километрах друг от друга. За Терезе мы были совсем близко, крутясь практически в одних и тех же потоках. Сели тоже рядом, недалеко от перевала Гумбаши. Лететь дальше помешала быстроразвивающаяся гроза. В тот день Виктор пролетел 85 километров, я – почти 70.


Идея установить новый рекорд не оставляла меня все лето 2000 года. Попытки предпринимались неоднократные. Не очень везло. Максимум, что удавалось пролететь – это 55 километров. Настоящая возможность подвернулась 22 августа (день в день) этого года. Хотя, день был совсем не похож на прошлогодний: в полдень – ясное небо, ветер предельный – порывы до 12 м/c.
Маршруты хорошо летать если не“толпой “, то группой из трех – четырех (лучше знакомых тебе ) парапланеристов. Есть потоки – обрабатываем вместе. Если даже кто-то “вывалился” из потока – всегда есть возможность вернуться к тем кто набирает высоту рядом. Если поток иссяк или все вместе оставили его, есть смысл рассредоточиться и идти по маршруту фронтом, метрах в 50 – 100 друг от друга. Хорошо видно того, кто первый опять начинает набирать высоту.
Об этом очередной раз рассуждаем с моим хорошим товарищем, Толиком Михеевым, сидя возле клубной парашютки в полдень, 22 августа. Тороплю его:”Хочешь улететь подальше – нужно стартовать сейчас “. Решаюсь первым. Беру параплан, иду к горе. Толик обещает подойти немного позже. Подниматься на гору не нужно. Стартую с подножья, из так называемой “ложки”, и через пару минут я уже вишу в динамическом потоке перед горой, посматриваю в сторону парашютки, жду Толика. Стартует еще один параплан, быстро догоняет меня. Стоим против ветра вместе. Пилота я знаю, но к сожалению он мне не союзник. Жаль, что нет никого поопытнее.
Подходит поток, на вариометре + 3, +4… Пара витков и я уже над вершиной. Возвращаться нет смысла, да и рискованно: за потоком идет сильный нисходящий поток, пробиться через который назад к наветренной стороне горы практически невозможно. Второй параплан рядом, набирает высоту чуть сзади. Использую его в качестве ориентира. Мы в одном потоке, но я лечу вверх немного быстрее. Отлично, “ядро”, вероятно, впереди меня. Протягиваю поток против ветра, еще пара спиралей и я за горой. Вспоминаю о Толике:”Наверное какие-нибудь дела по хозяйству в клубе “. К этому времени мой случайный партнер теряет поток, пытается подлезть под меня … но, тщетно… Еще пару минут – и я в воздухе совершенно один. Парапланеризм все-таки спорт одиночек - успокаиваю я себя и лечу дальше.
Потряхивает, потоки до +5, но мой Эпсилон терпит все. Два потока, два перехода и я уже далеко за Ессентуками, в 25 км от Юцы. Пока все удачно: не опускаюсь ниже 800 метров над стартом. Пока лечу в “голубых” термиках, ориентируясь на вертикально поднимающиеся дымы. В 40 км от Юцы по маршруту появляются молодые, пушистые облачка. Подхожу под одно из таких – 1600, 1800 над стартом… Здорово! Неужели “выкручу” 2 километра?! В очередной раз не удается: 1960 метров и только что вспыхнувшее облако начинает разваливаться на глазах. Очень турбулентно, крыло раскачивается, пару раз хлопает “ушами”. Я спокоен: параплан очень надежен.
За Бекешевской хорошо видно Кубанское водохранилище. На переходе – минус 7! Еще один поток, переход и я подлетаю к Черкесску.
Высоты маловато, метров 400 над рельефом. Снижаюсь, ветром несет в сторону Кубани. На всякий случай присматриваю места для посадки. Кругом дачи, ЛЭПы, какие-то птичники. Садиться не хочется. Вот уже крутой левый берег Кубани. “Здесь должен быть поток!”,- осеняет меня. Не ошибаюсь: сильно швыряет вверх, складывает 70% купола. Делать ничего не нужно – уже через секунду возвращаюсь к нормальному полету. В очередной раз благодарю конструкторов и изготовителей. Вгрызаюсь в очень узкий и мощный поток … потею… Минут через 10 можно слегка расслабиться - подо мной не меньше километра. Облаков нет, местность мне совершенно незнакомая: я не собирался лететь так далеко, да у меня и нет этого куска карты. Очень близко подлетает орел, разглядывает с любопытством. Явно видит такую ”птицу “ впервые. Делает круг почета и теряет ко мне интерес. Пролетаю над долиной (как выяснится реки Малый Зеленчук). Потоки чуть шире, но уже не такие сильные. Красиво, местность практически такая же, как и до Черкесска: невысокие холмы, пастбища. Хочется курить. Следующая долина, река, селение вдоль нее. Чувствую, что этот населенный пункт я не перелечу. Футбольное поле в центре, посадка.
Что больше всего удивляет меня в себе самом, так это ненасытность. Коснувшись земли я чуть ли не расстроился: “ведь летают же люди “за бугром“ и 150 и 200 километров!” Расслабился, рано пошел на переход. Нужно было задержаться в последнем потоке.
Что ж, буду пытаться еще. Пределов нет.

Дмитрий Ващенко.
Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru