З А Д А Ч А № 1
П Л А Н И Р У Ю Щ И Е П О Л Е Т Ы
(подготовка спортсменов-дельтапланеристов III разряда)
Упражнение № 1. “Тренировочный (контрольный, показной) подлет”
Цель: выработка первоначальных навыков управления дельтапланом в воздухе, взлет и посадка.
Условия: ветер встречный, ровный 2-3 м/сек. склон перепадом высоты до 10 м, средняя крутизна 15-20°, открытый, ровный.
Кол – во полетов: 20 подлетов.
Указания по выполнению.
На линии старта пристегнуть карабин подвесной системы и проверить ее в полетном положении.
Получить разрешение на полет, поднять дельтаплан и установить его строго против ветра. Дельтаплан удерживать на разведенных и несколько согнутых в локтях руках. Устранить крен. Непосредственно перед разбегом установить взлетный угол атаки, при котором дельтаплан полностью сбалансирован от момента крена и пикирования.
Разбег выполнять энергично, возможно более широкими шагами, сохраняя постоянный упор на ручку управления, контролируя угол атаки и не допуская крена. После отрыва сохранять вертикальное положение тела, смотреть вперед и вниз, определяя расстояние до земли.
Перед посадкой отдать энергично ручку управления от себя на полностью вытянутые руки и приземлится на ноги. При этом допускается небольшая пробежка до полной остановки, но без падения.
В процессе выполнения подлетов инструктор должен находится в поле зрения обучаемого.
Высоту старта определять в зависимости от скорости ветра, профиля склона и характеристики дельтаплана таким образом, чтобы не допускать взмывания и высоты подлета свыше 2 метров.
Особенности выполнения упражнения с использованием средств механизированного старта (СМС) и ручной буксировки.
- величина тяги не должна превышать 40-50 кгс;
при падении на разбеге произвести немедленную отцепку.
Меры безопасности:
- влет при боковом ветре запрещен;
- при неудавшемся отрыве от земли выполнить пробежку с энергичной отдачей ручки управления от себя;
- в случае падения убрать руки с ручки управления и сгруппироваться.
- Не допускать удаления от земли свыше 2 метров.
Упражнение № 2: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет для отработки прямолинейного планирования, взлета и посадки”.
Цель: Выработка навыков выполнения прямолинейного планирования,
взлета и посадки.
Условия: ветер 1-4 м/сек, ровный, встречный;
склон 10-25 м, ср.крутизной 20°, ровный, открытый.
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и получить разрешение на выполнение полета.
Выбрав благополучный момент для полета произвести взлет. Сразу после отрыва плавным движением ручки управления на себя перевести дельтаплан в планирование.
В полете компенсировать возникающие крены и выдерживать заданное направление полета координированными перемещениями тела в соответствующую сторону.
Контроль скорости осуществлять по величине усилия на ручке управления, ее положению относительно тела, а также по интенсивности воспринимаемого шума воздушного потока.
Во второй половине полета, предшествующей посадке, увеличить скорость плавным движением ручки на себя, снизившись до высоты 2-1 метр выровнять дельтаплан.
Когда скорость уменьшится до минимальной допустимой, энергичным движением ручки от себя погасить скорость и произвести посадку на ноги, не допускается взмывания свыше 1 метра, а также падения дельтаплана носовым узлом.
Высоту старта определять в зависимости от уровня подготовленности обучаемого, а так же с учетом профиля склона, скорости ветра и характеристик дельтаплана.
По мере отработке упражнения, начиная с высоты старта 20 метров, приступить к отработке пилотирования в горизонтальном положении и перехватом рук за основание ручки управления.
Особенности выполнения упражнения с использованием
СМС и ручной буксировки:
- величина тяги не должна превышать 60 кгс;
- техника и методика выполнения полета должны обеспечивать переход дельтаплана в планирование без зависания в случае внезапного прекращения тяги в любой точке траектории;
- при внезапном прекращении тяги (обрыв троса, самоотцеп замков, отказ двигателя и пр.)
а) до высоты 5 м: балансируя дельтаплан по крену и углу атаки парашютировать. Если дельтаплан вошел в срывной режим, принять меры по самостраховке.
б) на высоте свыше 5 метров: незамедлительно притянуть ручку управления на себя для набора скорости, перевести дельтаплан в планирование и произвести посадку.
Меры безопасности:
- с момента взлета до посадки обучаемый не должен терять визуальной связи с инструктором и должен быть готов выполнить его команды;
- особое внимание уделять постоянному контролю скорости полета. В случае потери скорости:
а) до высоты 5 метров: парашютировать. При необходимости выполнять меры по самостраховке;
б) на высоте свыше 5 метров: притянуть ручку управления на себя для набора скорости и перевести дельтаплан в планирование.
Упражнение № 3: “Тренировочный (контрольный, показной)
полет для отработки маневрирования скоростью”.
Цель: выработка навыков контроля и управления скоростным режимом
полета в эксплуатационном диапазоне скоростей дельтаплана.
Условия: ветер 0-4 м/сек, ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.
Количество: 10 полетов.
Указания по выполнению:
В 1-5 полетах отработать планирование с постепенным увеличением скорости до максимально допустимой и последующим ее уменьшением до наивыгоднейшей.
В 6-10 полетах отработать планирование с постепенным уменьшением скорости до минимально допустимой и последующим ее увеличением до наивыгоднейшей.
При увеличении скорости обратить внимание на характер нарастания “тянущего” усилия на ручке управления по мере перемещения ее относительно тела, а также изменения интенсивности воспринимаемого шума воздушного потока в шлеме.
При уменьшении скорости обратить внимание на характер нарастания “толкающего” усилия на ручке управления, уменьшения интенсивности воспринимаемого шума, а также появления заметной вялости в реакции дельтаплана на управление по курсу и крену.
Меры безопасности:
- полеты по данному упражнению, выполняемы на дельтапланах имеющих малый диапазон скоростей (Славутич-УТ и др. устаревшие типы), производить крайне осторожно;
- выход на скорость сваливания и максимальную скорость запрещается;
- маневрирование скоростью производить на высоте не менее 10 м над землей;
Упражнение № 4: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет для отработки техники выполнения разворотов”.
Цель: выработка навыков выполнения координированных разворотов
на 30 - 45 – 90 градусов.
Условия: ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный;
склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.
Количество полетов: 30.
Указания по выполнению:
Выполнить взлет и перевести дельтаплан в установившееся планирование. На удалении от склона не менее 15 метров приступить к выполнению разворота. Плавным движением ручки на себя (2-3 сек.) увеличить скорость на 15-20% большей наивыгоднейшей, затем переместиться в строну разворота и кратковременно отдать ручку управления от себя до положения соответствующего минимальной допустимой скорости. При этом дельтаплан практически без запаздывания входит в разворот.
Для вывода из разворота переместиться в противоположную сторону и, одновременно, движением ручки управления на себя увеличить скорость до наивыгоднейшей.
Учитывать, что дельтаплан выходит из разворота с некоторым запаздыванием. В зависимости от типа дельтаплана, удельной нагрузки и динамики выполнения разворота, выход из разворота необходимо начинать с упреждением 30-50% от заданного угла разворота.
Освоение разворотов на 30-40-90°, а также увеличение количества разворотов в одном полете производить последовательно, по мере выработки навыков и подготовленности обучаемого.
Меры безопасности:
- при распознавании признаков потери скорости, а также при развороте на склон в следствии сваливания, незамедлительно взять ручку управления на себя для увеличения скорости и отвернуть от склона;
- в случае потери скорости и развороте на склон в условиях недостаточной высоты, выполнить меры по самостраховке;
- минимальная высота выполнения маневров – 10 метров;
- не допускать увеличения числа разворотов и угла разворота свыше установленного инструктором.
Упражнение № 5: “Тренировочный (контрольный, показной) полет
для отработки посадки в заданном месте”.
Цель: выработка навыков расчета и выполнения посадки в заданном месте
Условия: ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный;
склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
Полеты 1-10 выполнить в створ шириной 15 метров;
11-20 выполнить в круг диаметром 50 метров.
Полет выполнять по произвольному маршруту. Учитывать летные характеристики дельтаплана при расчете удаления и высоты от цели. Заход на посадку выполнять строго против ветра.
При расчете посадки в круг, учитывать влияние экранного эффекта, увеличивающего дистанцию выдерживания.
Расположение посадочного створа (круга) устанавливать таким образом, чтобы при выполнении предпосадочного маневра, обучаемый последовательно отрабатывал развороты до 90°.
Меры безопасности:
- посадочный створ (круг) располагать вне зоны действия динамического восходящего потока, а также зон турбулентности от расположенных перед ним предметов на местности;
- в случае недолета или перелета из-за ошибки, допущенной при расчете посадки, в первую очередь принимать меры для выполнения безопасной посадки.
Упражнение № 6: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет по заданной траектории с посадкой в цель”.
Цель: отработка основ техники и тактики полета по заданной
траектории и посадка в цель.
Условия: ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный;
склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
Непосредственно перед полетом продумать свои действия в воздухе и рассчитать траекторию полета таким образом, чтобы выполнить облет заданных поворотных пунктов маршрута (ППМ) в установленном порядке и с установленной стороны.
Выполняя развороты над ППМ постоянно контролировать высоту полета и удаления от цели. В случае недостатка высоты для полного прохождения маршрута, своевременно приступить к выполнению расчета на посадку в цель.
При отработке упражнений добиваться выполнения разворотов с минимальной потерей высоты и минимального радиуса облета ППМ.
Расположение ППМ на местности и их количество (1-3) устанавливать в соответствии с уровнем подготовки обучаемого, а также с учетом возможностей дельтадрома и фактических метеоусловий.
Расположение ППМ должно обеспечивать выход на цель с любой точки траектории полета строго против ветра.
Меры безопасности:
- траектория полета должна исключать полет с попутной составляющей ветра, а также необходимость выполнения разворотов свыше 90°;
- минимальная высота выполнения маневров – 10 метров;
- при ошибках в расчете на посадку в первую очередь принимать меры для выполнения безопасной посадки.
Упражнение № 7: “Участие в соревнованиях по выполнению разрядных норм
III-го спортивного разряда”
Цель: выполнение норм III-го спортивного разряда единой всероссийской
спортивной классификации.
Условия: ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный;
склон до 50 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.
Количество полетов: согласно Положения о соревнованиях.
Указания по выполнению:
Упражнения выполняются в соответствии с положением и правилами проведения соревнований, Единой всероссийской классификации и документами, регламентирующими производство полетов на дельтапланах.
Упражнение № 8: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на отработку
техники пилотирования с увеличением высоты полета над
рельефом местности”.
Цель: закрепление навыков, полученных в предыдущих упражнениях,
отработка техники выполнения разворотов на 180-360°,
формирование у спортсмена уверенности при полетах с большой
высоты над рельефом местности.
Условия: ветер 0-5 м/сек, ровный, встречный;
склон до 100 м., ровный, открытый, ср.крутизной до 30°.
Количество полетов: 10.
Указания по выполнению:
В первых полетах основное внимание уделять ведению осмотрительности и контролю скорости.
Отработку разворотов на 180-270-360° выполнять последовательно при этом учитывать возможности дельтадрома и фактические метеоусловия.
Увеличение высоты старта производить с учетом подготовленности спортсмена, а также его психологической характеристики.
Меры безопасности:
- при посадке вне посадочной площадки, заблаговременно подобрать с воздуха открытый участок ровной поверхности, определить направление ветра у земли и произвести расчет на посадку;
- при вынужденной посадке на кустарник, лес, воду и т.д. действовать согласно указаниям раздела НППД “Особые случаи полета”.
- Запрещается выполнять развороты на 360° при наличии ветра на расстоянии от склона менее 80 метров.
З А Д А Ч А № II
(ПОЛЕТЫ НА ПАРЕНИЕ В ПОТОКАХ ОБТЕКАНИЯ)
Упражнение № 9: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет для отработки элементов парящего полета в
динамических восходящих потоках обтекания”.
Цель: отработка элементов техники парения в динамических восходящих
потоках обтекания.(ДВП)
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон до 100 м., ровный, открытый.
Количество полетов: 15.
Указания по выполнению:
В 1-10 полетах отработать вход в ДВП. Разбег выполнять энергично, с целью достижения максимально-возможной скорости.
После отрыва от земли принять полетное положение и выполнить разворот вдоль склона. При этом особое внимание уделять контролю скорости и своевременно восстанавливать ее при появлении признаков потери скорости. Вход в ДВП считается отработанным, если обучаемый выполняет разворот на 90° не выходя из зоны действия ДВП.
В 11-20 полетах отработать основные техники выполнения парения в ДВП с постепенным увеличением дистанции полета в восходящем потоке вдоль склона: не менее 50 метров и последующей посадкой перед склоном (см.рис.). Полет в ДВП выполнять на наивыгоднейшей скорости.
В 21-30 полетах отработать разворот на 180° в зоне действия ДВП. Развороты выполнять в направлении от склона. Непосредственно перед разворотом увеличить скорость и не допускать потери скорости в процессе выполнения разворота. При выводе из разворота учитывать запаздывание дельтаплана в реакции на управляющие перемещения и воздействия ветра на траекторию полета.
Упражнение считать отработанным, если спортсмен выполняет уверенно вход в ДВП, (правое-левое), проход в зоне ДВП с набором высоты и разворот на 180° (правое-левое) без выхода из зоны ДВП.
Инструктору, в зависимости от отрабатываемого элемента выбирать местоположение таким образом, чтобы находится в поле зрения спортсмена при выполнении им наиболее ответственной фазы полета.
Меры безопасности:
- полет и маневрирование вблизи склона на расстоянии меньшем 15 метров запрещается;
- при потере скорости в развороте на удалении от склона незамедлительно притянуть ручку управления для восстановления скорости и отвернуть от склона. При потере скорости во время входа в ДВП либо при развороте близи склона, принять меры по самостраховке;
- запрещается отрабатывать упражнение при порывистом ветре и неустойчивом по направлению ветре. (порывы свыше 2 м/сек, отклонения по направлению свыше 10° от встречного).
Упражнение № 10: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет для отработки парения динамических восходящих потоках”.
Цель: отработать технику и тактику парения в ДВП.
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон до 100 м., ровный, открытый.
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
Полет выполнять в отведенной зоне парения. В зависимости от характеристик ДВП, летных свойств дельтаплана выбирать скоростной режим парения, обеспечивающий максимальное превышение над склоном. Особое внимание уделять контролю скорости при выполнении разворотов, не допуская непреднамеренного изменения курса в строну склона.
В полете вести постоянный анализ интенсивности ДВП по высоте и глубине в зависимости от рельефа склона, силы ветра.
При прохождении зон турбулентности, вызванной аномалией склона, увеличивать скорость на 10-15% свыше наивыгоднейшей и фиксировать положение тела относительно ручки управления.
Выполняя разворот на 180° рассчитывать свои действия таким образом, чтобы траектория максимально “вписывалась” в зону ДВП и выход из разворота осуществлялся под острым углом к линии склона (см.рис.).
При планировании задания на полет по данному упражнению учитывать особенности летных характеристик дельтаплана, фактическую удельную нагрузку для спортсменов летной группы.
Учебные полеты по главному упражнению (осваемые впервые) планировать в период наиболее благоприятных метеоусловий дня.
Во время парящих полетов инструктор должен вести постоянный контроль за действиями спортсменов в воздухе и своевременно подавать команды на исправление ошибок либо прекращение полета.
Меры безопасности:
- парящий полет, маневрирование, выпаривание на расстоянии меньше 15 метров от склона, запрещается;
- выполнение маневров в полете, не связанных с полетным заданием, запрещается;
- запрещается проводить учебные полеты по данному упражнению в период максимального развития термической активности.
Упражнение № 11: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет для отработки посадки на уровне старта”.
Цель: отработка техники выполнения посадки на уровне старта.
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон ровный, открытый, с плавным перегибом у вершины.
Количество полетов: 15.
Указания по выполнению:
Выполнив старт и набор заданной высоты в ДВП рассчитать свои действия таким образом, чтобы траектории планирования в направлении посадочной площадки обеспечила долет до нее и выполнение разворота против ветра до высоты не менее 10 метров.
В 1-10 полетах угол траектории планирования к посадочной площадке по отношению к ветру должен составлять не менее 45°.
Долет к посадочной площадке выполнять на скорости на 10-15% большей наивыгоднейшей. Контроль скорости осуществлять по величине усилия на ручке управления и по ее положению относительно тела.
При выполнении разворота против ветра не допускать крена свыше 30°.
Закончив разворот, принять вертикальное положение и сохранять до высоты 2-1 метра скорость близкую к наивыгоднейшей, во избежании попадания в область сдвига ветра у земли. В момент касания уменьшить поступательную скорость дельтаплана до нуля не допуская чрезмерной отдачи ручки управления от себя во избежании опрокидывания.
Посадочная площадка должна быть открытой и не иметь уклона. Минимальные размеры 100х100 м.
Посадочная площадка должна быть расположена вне зон турбулентности, вызываемых перегибом склона и с учетом обеспечивания возможности долета но нее и выполнения предпосадочного маневра на высоте не менее 10 метров.
Меры безопасности:
- запрещается выполнять посадку на уровне старта без достаточного запаса высоты, обеспечивающего безопасный заход на посадку;
- посадочная площадка и линия старта должны располагаться на безопасном расстоянии друг от друга, определяемом исходя из возможностей дельтадрома, количества дельтапланов, задействанного в полетах и квалификации спортсменов;
- при отработке упражнения на дельтадромах, имеющих форму холма, запрещается заходить в подветренную зону.
Упражнение № 12: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на
продолжительность и максимальный набор высоты”.
Цель: отработка контрольных нормативов продолжительности полета
и техники достижения максимальной высоты в ДВП.
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон ровный, открытый.
Количество полетов: 10.
Указания по выполнению:
Полет выполнять в установленной зоне парения. В полете вести постоянную осмотрительность и контролировать время и высоту полета. Постоянно анализировать характер и интенсивность восходящего потока в зоне парения с целью максимального использования его для набора высоты.
Учитывать, что максимальный набор высоты обеспечивается при скорости полета близкой к экономической.
Меры безопасности:
- осуществляя контроль времени и высоты полета по показаниям приборов не терять осмотрительности в воздухе и контроля над управлением дельтапланом;
- отрабатывая данное упражнение на дельтапланах имеющих малый диапазон эксплутационных скоростей (тип “Славутич-УТ и др.) уделять особое внимание контролю скорости и своевременно распознавать признаки потери скорости по изменению градиента усилий на ручку и характерным особенностям поведения дельтаплана в околосрывном режиме.
Упражнение № 13: “Тренировочный (контрольный, показной, методический)
полет в динамических восходящих потоках в составе
группы дельтапланов”.
Цель: отработка навыков выполнения полетов в составе группы в условиях ДВП.
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон ровный, открытый, перепад не менее 30 м..
Количество полетов: 10.
Указания по выполнению:
Старт производить в порядке, установленном на предполетной подготовке.
В полете вести постоянную осмотрительность, контролировать движения находящихся в воздухе дельтапланов, при выполнении маневров рассчитывать свои действия таким образом, чтобы не оказаться на встречном курсе другого дельтаплана и не допускать сближения менее установленного.
При взаимном маневрировании в потоке выполнять правила расхождения, учитывая направления сноса спутной струи своего и находящегося рядом дельтаплана.
Приступать к развороту или изменению высоты полета следует только убедившись, что этот маневр не создаст помех другим спортсменам, находящимся в воздухе. При непреднамеренном сближении незамедлительно отвернуть в просматриваемую свободную зону.
В 1-3 полетах допускается отрабатывать упражнения в составе 2-х спортсменов.
В 4-6 полетах соответственно не более 3-х.
В последующих полетах количество спортсменов участвующих в отработке упражнения устанавливать в зависимости от возможностей дельтадрома, фактических метеоусловий и уровня подготовленности спортсменов.
Меры безопасности:
- запрещается произвольно изменять установленное направление движения дельтапланов в ДВП;
- при попадании в спутную струю зафиксировать ручку управления в положении на 10-15% свыше наивыгоднейшей. При необходимости корректировать курс и крен;
- запрещается отрабатывать данное упражнение в условиях термической турбулентности, затрудняющей управление дельтапланом.
Упражнение № 14: “Тренировочный (контрольный, показной) полет по
маршруту с использованием динамических
восходящих потоков”.
Цель: отработка техники и тактики полетов по маршруту с
использованием ДВП.
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон ровный, открытый.
Количество полетов: 10.
Указания по выполнению:
В зависимости от расположения маршрута на местности таким образом рассчитать свои действия, чтобы выполнить облет поворотных пунктов маршрута (ППМ) в заданной последовательности и с установленной стороны.
В полете вести постоянный анализ характера и интенсивности ДВП с целью белее эффективного его использования при прохождении маршрута.
Учитывать при выборе техники прохождения участков маршрута изменение характера и интенсивности ДВП в зависимости от профиля склона, формы в плане, направлении ветра и т.п.
При необходимости облета ППМ, расположенного вне зоны ДВП рассчитать высоту долета таким образом, чтобы обеспечить возврат в ДВП после прохождения ППМ.
В случае потери высоты учитывать, что склоны имеющие у своего основания небольшой положительный уклон, плавно переходящий в склон обеспечивают минимальную критическую высоту выпаривания.
Количество ППМ и расположение их на местности устанавливать в соответствии с уровнем подготовленности спортсменов и возможностями дельтадрома, а также фактических метеоусловий.
Упражнение считается отработанным, если спортсмен производит облет установленных ППМ в правильной последовательности и выполняет посадку в пределах посадочной площадки (в зависимости от задания П.П. может располагаться на уровне старта либо внизу, перед склоном).
Меры безопасности:
- выполняя облет ППМ уделять внимание постоянному контролю скорости, а также ведению осмотрительности не допуская опасного сближения с другими дельтапланами, находящимися в районе ППМ.
Упражнение № 15: “Зачетный полет по программе соревнований
спортсменов II разряда”.
Цель: выполнение разрядных норм (требований) ЕВСК II разряда.
Условия: ветер до 8 м/сек, ровный, встречный;
склон ровный, открытый.
Количество полетов: согласно ЕВСК и положения о соревнованиях.
Указания по выполнению:
Зачетные полеты проводятся в условиях соревнований, проводимых согласно Положения ЕВСК, правил соревнований и Положения о соревнованиях, а также документов регламентирующих производство полетов на дельтапланах.
Меры безопасности:
- согласно упражнений №№ 10, 11, 12, 13, 14.
З А Д А Ч А № III
ПОЛЕТЫ НА ПАРЕНИЕ В ТЕРМИЧЕСКИХ ПОТОКАХ (ТПВ)
И МАРШРУТНЫЕ ПАРЯЩИЕ ПОЛЕТЫ.
Упражнение № 16: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на
обработку термических восходящих потоков (ТПВ)”.
Цель: отработать основные элементы техники поиска и центрирования ТПВ.
Условия: ветер 0-10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
Полет выполнять в установленной зоне (секторе) таким образом, чтобы находится в районе наиболее вероятного прохождения ТПВ, учитывая расположение тепло контрастных участков местности, прилегающие к дельтадрому, силу и направление ветра, среднестатистическую цикличность развития и движения ТПВ, характерную для данной местности, времени сезона и метеорологической обстановки.
Учитывать: что вход в ТПВ (переход его границы), как правило сопровождается кратковременным изменением угла тангажа, усилий на ручке управления и появлением кратковременной, но ощутимой положительной перегрузки. Во многих случаях дельтаплан входит вначале в периферийную часть ТПВ оставляя его центр справа или слева. В этом случае возникает непреднамеренный крен. Для входа в центр потока в таком случае, необходимо выполнить доворот в сторону поднявшегося крыла.
Если крен велик и не позволяет без запаздывания выполнить перекладку и разворот в сторону центра потока, то следует выполнить разворот на 270° в сторону опустившегося крыла.
Находясь в ТПВ центрирование производить по показаниям вариометра. Изменяя радиус и направление спирали добиваться максимальной скорости вертикального подъема.
Если при выполнении спирали значение вертикальной скорости циклически изменяется от меньшего значения к большему, то следует несколько вытянуть спираль в направлении максимального подъема (с учетом запаздывания показаний вариометра),
При наличии ветра поиск и центрирование ТПВ производить с учетом скоса потока.
На начальном этапе отработки упражнения использовать наиболее благоприятные метеорологические условия в течении дня, исходя из анализа термической активности и ветровой обстановки.
При поиске потока и при входе в него использовать данные наблюдения за другими дельтапланеристами, парящими в данной зоне (секторе).
Меры безопасности:
- при попадании в сильные ТПВ 5 м/сек и более, а также в условия турбулентности, которые затрудняют управление дельтапланом, незамедлительно прекратить выполнение упражнения и покинуть зону, либо произвести посадку;
- центрируя ТПВ в условиях сильного ветра, спортсмен в каждый момент должен иметь возможность вернуться в заданный сектор (зону динамического парения) без риска посадки в подветренной части склона;
- отрабатывая упражнения при наличии других дельтапланов в воздухе, вести повышенную осмотрительность и выполнять правила расхождения.
Упражнение № 17: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на для
отработки техники переходов и элементов
самолетовождения по маршруту”
Цель: отработка техники и тактики выполнения переходов и элементов
самолетовождения по маршруту.
Условия: ветер 0-10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
Переход планировать таким образом, чтобы он пролегал максимально через зоны вероятного нахождения ТПВ. При этом выдерживать скорость планирования близкую к наивыгоднейшей. В полете вести постоянную ориентировку и поиск ТПВ по маршруту.
Учитывать, что в отдельных случаях возможно попадание в массы турбулентного воздуха и порывы ветра, имеющие признаки ТПВ. Во избежании лишних маневров, приступать к центрированию выдержав прямолинейный полет после входа в поток в течении 3-4 сек. с целью оценки характера и размеров потока.
Выполняя переход против ветра приступать к центрированию ТПВ и набору высоты только убедившись, что при данной скорости ветра выигрыш высоты в скошенном потоке обеспечит общий прирост дальности полета.
По мере освоения техники переходов, увеличивать дальность полета и одновременно, приступить к освоению элементов самолетовождения по маршруту с выходом на заданные пункты (ориентиры) используя компас и карту. При этом отработать основной способ опознания ориентиров – “от карты к местности”.
Меры безопасности:
- вход в облака запрещается;
- при попадании в зону турбулентности, в которых затрудняется управление дельтапланом, а так же в ТПВ скороподъемностью 5м/с и более, незамедлительно покинуть данную зону либо произвести посадку;
- при полете на высоте 300 м и менее, обнаружив признаки микро смерчей по курсу полета, незамедлительно изменить направление полета с целью исключения попадания в зону их действий;
- при невозможности продолжить парящий полет и необходимости приземления, заблаговременно подобрать с воздуха подходящую площадку и выполнить расчет на посадку.
Упражнение № 18: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на для
отработки взаимодействия группы дельтапланеристов в
одном потоке”
Цель: отработка взаимодействия между спортсменами, находящимися
в одном потоке.
Условия: ветер 0-10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 10.
Указания по выполнению:
Старт выполнять в установленной очередности. Поиск и центрирование ТВП производить в заданной зоне парения ориентируясь максимально на спортсменов нашедших поток и приступивших к его центрированию.
Направление спирали в потоке определяет первый вошедший в него спортсмен.
Находясь в одном потоке вести постоянную осмотрительность, все маневры совершать только в просматриваемую сторону. Учитывать возможность непреднамеренного сближения дельтапланов, изменение курса и высоты в результате воздействия термической турбулентности.
При взаимном маневрировании по высоте (сближения по высоте) преимущество для прохода всегда имеет находящийся ниже спортсмен, т.к. его верхняя полусфера не просматривается.
В 1-5 полетах упражнение отрабатывать используя наиболее благоприятные метеоусловия: ветер не более 5 м/сек, ТПВ не требующее слишком малого радиуса спирали.
При анализе качества выполнения упражнения учитывать взаимные оценки и замечания спортсменов участвовавших в полете.
Меры безопасности:
- выполнение спиралей разного направления в одном потоке запрещается;
- при непреднамеренном сближении незамедлительно отвернуть в просматриваемую свободную зону, контролируя при этом маневр дельтаплана с которым произошло сближение.
Упражнение № 19: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на
максимальный выигрыш высоты”.
Цель: отработка техники максимального выигрыша высоты в ТПВ.
Условия: ветер до 10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 10.
Указания по выполнению:
Полеты по данному упражнению производить с учетом анализа фактических метеоусловий летного дня, в первую очередь характера развития ТПВ.
В условиях развития безоблачных термических потоков (т.н. “сухих” термиков) набор производить до максимально возможной высоты, определяемой инверсионным слоем.
В условиях развития кучевой облачности набор высоты производить до максимальной безопасной высоты под основанием облака, исключающей затягивание в облако. Приближение к основанию облака сопровождается резким понижением температуры, появлением характерных облачных “косм”, увеличением влажности.
Контроль высоты производить по показаниям высотомера. В тренировочных полетах значение высоты фиксируется самим спортсменом. В соревновательных полетах по данному упражнению – при помощи барографа. (При отсутствии барографа – комбинацией “высотомер-фотоаппарат”).
Меры безопасности:
- вход в облака запрещается;
- при попадании в восходящий поток 5 м/сек. и более, находясь под основанием облака, а также попадании в турбулентность в которой затрудняется управление дельтапланом, незамедлительно покинуть зону и произвести посадку;
- полеты на выигрыш высоты свыше 4000 метров над уровнем моря без кислородного оборудования запрещены;
- полеты по данному упражнению в условиях развития мощно-кучевой облачности производить крайне осторожно, не допуская возможности затягивания дельтапланов в облака. При возникновении опасности затягивание в облака покинуть ТПВ в кратчайшем направлении к границе облака, обеспечивающей возможность снижения.
Упражнение № 20: “Тренировочный (контрольный, показной) полет на
открытую дальность”.
Цель: отработка техники и тактики полетов на открытую дальность.
Условия: ветер до 10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 15.
Указания по выполнению:
Полет выполнять с учетом фактических метеоусловий и особенностей воздушной обстановки в районе полетов.
В полете вести анализ термической обстановки на местности по расположению тепло контрастных участков поверхности земли, скоплению птиц, облачным массам и т.д.. При этом постоянно определять и держать в поле зрения возможные посадочные площадки.
Ориентировку вести по характерным ориентирам на местности, используя при необходимости компас и карту.
Перед выполнением полетов до всех участвующих в них спортсменов должен быть доведен порядок сбора и возврата дельтапланов на дельтадром, способы оперативной связи с руководителем полетов.
Меры безопасности:
- при построении маршрута исключать возможность посадки на лес, строения, ЛЭП, воду и др.;
- запрещается выход из разрешенной зоны (сектора) полетов, а также превышения установленных ограничений по высоте и времени полета;
- при посадке на подобранные с воздуха площадки заблаговременно произвести расчет на посадку учитывая направления ветра, рельеф местности, расположение искусственных и естественных препятствий в районе посадки.
Упражнение считается отработанным, если спортсмен выполнил контрольные нормативы соответствующего разряда (звания) ЕВСК, либо по результатам контрольных полетов получил оценки не ниже “хорошо”.
Упражнение № 21: “Тренировочный (контрольный, показной) полет до
намеченной цели”.
Цель: отработка техники и тактики полета до намеченной цели.
Условия: ветер до 10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 15.
Указания по выполнению:
Перед стартом проанализировать термическую и метеорологическую обстановку по маршруту с целью выбора наиболее благоприятных условий полета.
Полет выполнять в соответствии с заданием и в направлении цели учитывая скорость и направление ветра по маршруту.
В полете вести постоянную ориентировку, определять и держать в поле зрения возможные посадочные площадки.
Выбор цели (удаление от старта и расположение линии полета относительно ветра) определять в соответствии с подготовленностью спортсменов.
В 1-5 полетах отрабатывать полет до цели по ветру.
В 6-10 полетах отрабатывать полет до цели с боковым ветром.
В 11-15 полетах отрабатывать полет до цели со встречным ветром.
При отработке упражнения следует освоить технику старта и финиша методом пересечения в воздухе, а также тактику прохождения маршрута до цели за минимальное время.
Упражнение считается отработанным, если в контрольных полетах спортсмен выполнил установленные нормы ЕВСК соответствующего разряда (звания), либо по результатам контрольных полетов получил оценку не ниже “хорошо”.
Меры безопасности:
- при построении маршрута исключать возможность посадки на лес, строения, ЛЭП, воду и др.;
- запрещается выход из разрешенной зоны (сектора) полетов, а также превышения установленных ограничений по высоте и времени полета;
- при посадке на подобранные с воздуха площадки заблаговременно произвести расчет на посадку учитывая направления ветра, рельеф местности, расположение искусственных и естественных препятствий в районе посадки
- при прохождении скоростного участка, а также при долете в условиях турбулентности выдерживать скорость планирования в районе наивыгоднейшей.
Упражнение № 22: “Тренировочный (контрольный, показной) полет до
намеченной цели с возвращением”.
Цель: отработка техники и тактики полета до намеченной цели с возвращением.
Условия: ветер до 10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 15.
Указания по выполнению:
Контроль прохождения ППМ выполнять методом фотографирования или записью условных знаков, выложенных на ППМ, фотографирование должно быть выполнено из установленного сектора съемки.
При возвращении к месту старта, после облета ППМ использовать анализ термической обстановки, полученный при полете к ППМ, учитывая изменение путевой составляющей скорости ветра на 180°.
В 1-5 полетах отрабатывать полет до цели, в условиях отсутствия либо слабого ветра.
Меры безопасности:
- при выполнении облета ППМ (выполнении фото контроля или записи знаков) вести постоянную осмотрительность с целью предотвращения непреднамеренного сближения с другими дельтапланами, находящимися в районе ППМ;
- фиксируя облет ППМ, особенно в условиях турбулентности сохранять контроль над управлением дельтапланом.
Упражнение считается отработанным, если спортсмен выполнил контрольные нормативы соответствующего разряда (звания) ЕВСК, либо по результатам контрольных полетов получил оценки не ниже “хорошо”.
Упражнение № 23: “Тренировочный (контрольный, показной) полет по
треугольному маршруту”.
Цель: отработать технику и тактику выполнения полета по треугольному
маршруту.
Условия: ветер до 10 м/сек. Турбулентность умеренная;
Количество полетов: 20.
Указания по выполнению:
При выполнении полета особое внимание уделять точности выхода на ППМ, для чего постоянно вести ориентировку на местности. С целью успешного выполнения упражнения применять имеющиеся технические средства самолетовождения и визуальную ориентировку комплексно.
В зависимости от условий парения, силы и направления ветра, расположения ППМ на местности согласовать штурманские соображения с тактическими для достижения лучшего спортивного результата.
При прохождении ППМ соблюдать установленную последовательность облета обеспечивать качество фиксации отметки на ППМ.
Расположение ППМ на местности устанавливать исходя из конкретных условий полетов, уровня подготовленности спортсменов.
Упражнение считается отработанным, если спортсмен выполнил контрольные нормативы соответствующего разряда (звания) ЕВСК, либо по результатам контрольных полетов получил оценки не ниже “хорошо”.
Меры безопасности:
- при выполнении облета ППМ (выполнении фото контроля или записи знаков) вести постоянную осмотрительность с целью предотвращения непреднамеренного сближения с другими дельтапланами, находящимися в районе ППМ;
- фиксируя облет ППМ, особенно в условиях турбулентности сохранять контроль над управлением дельтапланом.
Упражнение № 24: “Зачетный полет по программе соревнований
спортсменов высших разрядов и званий”.
Цель: выполнение норм (требований) I, КМС разрядов и званий
Мастера спорта.
Условия: ветер до 10 м/сек, турбулентность умеренная.
Количество полетов: согласно ЕВСК и положения о соревнованиях.
Указания по выполнению:
Зачетные полеты выполняются в соответствии с положением о соревнованиях, положением о ЕВСК, правилами соревнований и документами регламентирующих производство полетов в дельтапланерном спорте.
Меры безопасности:
- согласно упражнениям №№ 18, 19, 20, 21, 22, 23.
Ч а с т ь т р е т ь я
Подготовка руководителей полетов
Организационные и методические указания
Подготовка руководителей полетов должна быть предметом особое внимание всех лиц, ответственных за организацию и проведение летной работы на дельтапланах. Она направляется на обеспечение высококвалифицированных действий руководителей полетов и подчиненных им лиц групп руководства и обеспечения полетов по четкому, надежному и непрерывному регулированию движения дельтапланов на земле и в воздухе в целях своевременного выполнения экипажами полетных заданий и обеспечения безопасности полетов.
Часть третья КУЛПа определяет обязательный объем и содержание подготовки лиц, впервые допускаемых к руководству полетами на дельтапланах.
По данной программе проводится также ежегодная подготовка и совершенствование руководителей полетов, допущенных к выполнению своих обязанностей ранее. В этом случае объем подготовки определяет начальник, который ее организует, исходя из характера предстоящих задач и уровня подготовки руководителей полетов.
Часть третья КУЛПа включает:
- теоретическую подготовку руководителей полетов;
- практическую подготовку руководителей полетов.
С целью повышения уровня усвоения запланированной тематики должны применяться наиболее эффективные формы обучения: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, инструктивные, методические, практические, комплексно-тренировочные занятия, тренажи, групповые упражнения, стажировки. Не исключается проведение и других мероприятий по подготовке руководителей полетов.
Обучение (совершенствование) по части третий КУЛПа проводится как правило на сборах, проводимых начальником клуба или по планам краевых (областных), республиканских комитетов ДОСААФ. Если к руководству полетами готовятся один-два человека, то тематика теоретической подготовки может изучаться ими самостоятельно под руководством начальника клуба.
Для приема зачетов на допуск к руководству полетами назначается комиссия.
Допуск к руководству полетами оформляется на основании этих данных приказом по клубу (комитету ДОСААФ) и записывается в летную книжку (книжку РП).
Теоретическая подготовка
При изучении тематики теоретической подготовки особое внимание уделить вопросам управления воздушным движением, руководства полетами и их обеспечения в различных условиях обстановки.
Документы регламентирующие летную работу
Тема № 1. Основные требования документов, регламентирующих руководство и проведение полетов авиации всех ведомств в воздушном пространстве РФ. – 4 часа.
Воздушный кодекс СССР. Основные правила полетов на территории СССР для авиации всех ведомств. Наставление по производству полетов авиации Вооруженных сил. Наставление по штурманской службе авиации ВС.
Тема № 2. Требования к руководству и проведению полетов в авиации ДОСААФ. – 4 часа.
Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ. Организационно-методические указания комитетам, учебным и спортивным организациям ДОСААФ на учебный год. Программа подготовки руководителей полетов в авиационных организациях ДОСААФ. Методическое пособие по обеспечению безопасности полетов в авиации ДОСААФ.
Тема № 3. Руководящие и организационно-методические документы ДОСААФ по дельтапланерному спорту. - 6 часов.
Руководство по организации и проведению полетов на дельтапланах (НППД). Курс учебно-летной подготовки спортсменов-дельтапланеристов. Руководство (инструкция) по летной эксплуатации дельтаплана. Методическое пособие “Учись летать на дельтаплане”. Методическое пособие по организации и проведению полетов с использованием СМС. Инструкция по производству полетов в районе аэродрома (дельтадрома).
Директивы и указания ЦК ДОСААФ, бюллетени ФДС.
Средства управления и обеспечения полетов
Тема № 1. Оборудование СКП и стартовое имущество. Требования, предъявляемые к оборудованию рабочих мест ГРП. – 4 часа.
Взаимодействия РП и лицами ГРП и ГОП. Необходимые документы при руководстве полетами. Элементы стартового имущества, их назначение и порядок использования.
Тема № 2. Организация связи при производстве полетов на дельтадроме (аэродроме). – 4 часа.
Средства и способы сигнализации при руководстве полетами. ТТД радиостанций и порядок использования радиосвязи при полетах на дельтапланах. Использование проводной связи. Подготовка лиц ГРП ГОП для руководства и обеспечения полетов с комплексным использованием имеющихся средств связи.
Тема № 3. Метеорологическое обеспечение полетов. – 2 часа.
Оценка метеорологических условий при руководстве полетами, климатические особенности района полетов, аэродинамика рельефа дельтадрома. Задачи и организация разведки погоды.
Тема № 4. Поисково-спасательное и медицинское обеспечение полетов. – 2 часа.
Общие положения функционирования поисково-спасательной службы. Взаимодействия с органами ПСС. Организация поиска и спасения. Основные требования к медицинскому обеспечению согласно “Положению о врачебном контроле за лицами, занимающимися дельтапланерным спортом”. Средства медицинского обеспечения полетов на дельтаплане. Организация медицинского обеспечения полетов на дельтадроме (аэродроме).
Обязанности руководителя полетов при организации
и руководстве полетами
Тема № 1. Функциональные обязанности лиц ГРЦ и ГОП. – 4 часа.
Организация контроля за их исполнением.
Обязанности РП. Обязанности помощника РП. Организация взаимодействия РП и пом. РП. Состав группы обеспечения полетов и обязанности ее должностных лиц. Контроль РП за работой ГРП и ГОП.
Тема № 2. Обязанности и порядок работы руководителя полетов до начала
полетов и после их окончания. – 2 часа.
Работа РП в период предварительной подготовки. участие в планировании полетов. Подготовка ГРП. Работа РП в период предполетной подготовки. Анализ обстановки. Организация разведки погоды. Предполетные указания. Подготовка и проведение разбора полетов. Анализ полноты и качества выполнения плановой таблицы. Анализ ошибок в технике пилотирования. Анализ организации и управления полетами. Анализ обеспечения полетов.
Тема № 3. Функциональные обязанности руководителя полетов во время
выполнения полетов и особенности их выполнения при отработке
летным составом различных задач КУЛПа. – 4 часа.
Порядок руководства движением дельтапланов на земле. Порядок руководства движением дельтапланов в воздухе. Действия РП по поддержанию порядка на земле и в воздухе. Порядок информации экипажей об изменениях воздушной и метеорологической обстановки. Руководство полетами групп первоначального обучения. Особенности руководства полетами при отработке парения в динамических потоках обтекания. Обязанности руководителей полетов при выполнении экипажами парящих маршрутных полетов. Порядок работы РП с плановой таблицей и журналом руководителя полетов.
Тема № 4. Действия руководителя полетов, ГРП и ГОП по оказанию помощи
экипажам в особых случаях в полете. – 3 часа.
Особые случае в полете и их характеристика. Подготовка РП, ГРП и ГОП к оказанию помощи экипажам в действиях в особых случаях. Работа руководителя полетов по оказанию помощи экипажу, координации действия всего личного состава на дельтадроме при возникновении особых случаев в полете.
Тема № 5. Анализ дельтапланерных происшествий и предпосылок к ним,
связанных с нарушениями и ошибками в руководстве полетами. – 4 часа.
Тема изучается по материалам ЦК ДОСААФ, ФДС СССР, зарубежной печати и местного опыта за несколько лет.
П Р А К Т И Ч Е С К А П О Д Г О Т О В К А
Практическая подготовка РП осуществляется проведением:
1) групповых упражнений по действиям РП, ГРП и ГОП применительно к видам (задачам) летной подготовки:
2) стажировок в руководстве полетами.
Кроме того, в целях практической подготовки (совершенствования) руководителей полетов применяются комплексные тренировочные занятия (тренажи), показательные полеты.
ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Групповые упражнения проводятся с РП и лицами ГРП (а также ГОП) под руководством начальника, имеющего достаточный опыт руководства полетами.
На каждое групповое упражнение отрабатывается план проведения, который утверждается начальником клуба или старшим авиационным начальником.
Групповые упражнения проводятся с использованием конкретной плановой таблицей полетов, применительно к условиям базирования, с учетом имеющихся средств связи и обеспечения полетов.
Групповые упражнения проводятся в специально подготовленном классе или на аэродроме с использованием всего стартового оборудования и документации.
Обучаемые находятся на рабочих местах в соответствии с функциональными обязанностями и, согласно вводным, содержащимся в плане проведения групповых упражнений, отрабатывают вопросы организации полетов, руководства экипажами при выполнении ими полетных заданий, а также вопросы обеспечения полетов.
В каждом групповом упражнении предусматривать отработку вводных по оказанию помощи экипажам в особых случаях полета.
Каждое групповое упражнение проводится в течении 2-4 часов с последующим тщательным разбором ошибок и недостатков участников.
Содержание групповых упражнений.
Групповое упражнение № 1. Действия руководителя полетов, ГРП и ГОП при
подготовке и проведении полетов на первоначальное обучение.
Участие РП в составлении плановой таблицы. Последовательность работы лиц ГРП и ГОП в период предполетной подготовки. Оценка метеообстановки. Организация разведки погоды. Дача предполетных указаний. Руководство взлетом экипажей. Контроль за выполнением заданий и местонахождением экипажей на старте, в воздухе, посадке, подъеме по склону. Организация взаимодействия с РП с лицами ГРП и ГОП. Руководство работой инструкторов в ходе полетов. Организация взаимодействия с инструкторами. Оценка взлета, расчета, посадки. Действия РП при отклонениях и ошибках обучаемых. Контроль за метеообстановкой и действия РП при ее изменении. Работа РП при подготовке и проведении разбора полетов.
Групповое упражнение № 2. Работа РП, лиц ГРП и ГОП по руководству
полетами на парение в потоках обтекания.
Оценка метеообстановки и разведка погоды. Анализ характеристик потока обтекания. Принятие решения на выполнение полетов по 2-й задаче КУЛПа. Контроль за точностью выполнения полетных заданий согласно плановой таблице. Руководство движением дельтапланов в зоне парения. Работа ГРП при организации посадки экипажей на основной площадке приземления и на уровне старта. Контроль и организация взаимодействия экипажей, парящих в ДВП в составе группы. Действия ГРП и ГОП при возникновении особых случаев в полете. Контроль за работой инструкторов с обучаемыми. Отработка системы связи и сигнализации.
Групповое упражнение № 3. Действия руководителя полетов при отработке
полетов на парение в термических потоках и
парящих маршрутных полетов.
Организация взаимодействия с органами ЕС УВД. Оценка метеообстановки. Анализ погоды маршрутам и ее прогноза на период полетов. Выбор маршрутов. Особенности предполетных указаний при проведении маршрутных полетов. Контроль экипажами при выполнении ими парения в отведенном секторе (зоне), на маршруте. Работа групп руководства и обеспечения при отработке экипажами маршрутных полетов. Работа РП по координации действия должностных лиц этих групп. Организация связи. Работа ГРП по предотвращению попадания экипажей в запретные зоны, столкновений в воздухе. Оценка работы средств управления и обеспечения.
Групповое упражнение № 4. Работа РП, ГРП и ГОП по руководству полетами на
соревнованиях.
Изучение приказов, правил и положений о предстоящих соревнованиях. Участие РП в планировании полетов на соревнованиях. Изучение уровня подготовки спортсменов, привлекаемых к полетам на соревнованиях. Подготовка ГРП и ГОП к полетам. Порядок проведения разведки погоды и дачи предполетных указаний. Организация руководства полетами в районе аэродрома. Действия РП в случае отклонений и ошибок, допускаемых спортсменами. Организация контроля за выполнением маршрутных полетов. Взаимодействие РП, ГРП и ГОП с главным судьей и членами судейской коллегии. Работа ГРП по пресечению нарушений дисциплины полета. Подготовка и проведение разбора полетов.
Стажировка в руководстве полетами
Стажировки руководителей полетов выполняются с целью приобретения ими практических навыков в руководстве полетами в реальной обстановке и передачи им опыта квалифицированных руководителей.
Стажировки должны проводиться под руководством наиболее опытных и методически подготовленных руководителей полетов.
Фамилия стажера указывается в заявке на полеты и записывается в журнал РП.
Стажирующийся находится вместе с руководителем полетов в течении всего цикла их организации и проведения – от постановки задач до полного разбора полетов. На основе показа практических приемов и методов руководства полетами, а также решением вводных, даваемых руководителем стажировки, обучаемый приобретает необходимые навыки. По мере их закрепления стажирующемуся предоставляется все больше времени для самостоятельного руководства полетами под контролем руководителя стажировки.
Стажировки в руководстве полетами проводятся:
- при первоначальном допуске к руководству полетами;
- при освоении новых видов летной подготовки;
- при полетах на новом дельтадроме (аэродроме);
- при перерыве в руководстве полетами более 4-х месяцев, а также при допущении грубых ошибок в руководстве полетами.
При первоначальном допуске к руководству полетами количество стажировок устанавливается н е м е н е е ч е т ы р е х.
Заключительная стажировка является зачетной и проводится под руководством начальника клуба (его заместителя).
В последующем количество стажировок устанавливает начальник клуба в зависимости от сложности задач и индивидуальных особенностей руководителей полетов.
“У Т В Е Р Ж Д А Ю”
начальник _________________ дельтаклуба
Д О С А А Ф
“________”________________200__г.
П Л А Н
проведения группового упражнения с руководителями
полетов ____________________ дельтаклуба ДОССАФ
“___”_______________200__г.
Тема:_______________________________________________
Учебные цели: 1.
2.
Учебные вопросы
И распределение учебного времени: 1.
2.
3.
4.
итого:______________