Новости
Фото галерея
Клуб
Школа
Снаряжение
Детская
Приключения
Места полетов
Соревнования
Рекорды
Лислы и пуржи
Библиотека
Парадайджест
Кайты
Пишите
Ссылки
Конференция
Выезды


Типичные ошибки новичка



 

 

Инструктору, проводящему первоначальное обучение на склоне, приходится видеть из года в год одни и те же типичные ошибки учеников, подавать одни и те же команды. Ученику также, возможно, будет полезно запомнить эти ошибки и команды, понять, что хочет от него инструктор. Спокойно после (перед) полетом, а не в состоянии стартового стресса проанализировать, "прокрутить" все ситуации.

Итак, типичные ошибки новичков. 

 

Подготовка к старту.

 

1.К старту готов?

- "Готов"

а сам не готов, не провел должным образом проверку всех систем.

2. Шлем! Одет? Ремешок затянут и застегнут? Удержится на голове при падении и ударе об землю?

3. Ноги! Ножные обхваты застегнуты?

4. Пряжки! Плечевые и поясные ремни застегнуты и отрегулированы?

5. Ремни! Не перекручены?

6. Карабины! Стоят в правильном положении? Если есть муфта, то замуфтованы ли?

7. Коннекторы! Закручены? Коннекторы и стропы в правильном положении?

8. Клеванты! Не продеты ли в стропы, не обведены ли вокруг строп, рядов?

9. Кольцо с кольцом! Металлическое кольцо на клеванте должно без помех сходиться противокольцом (роликом) крепления клеванты. Если между ними попали стропы, ряды - распутать.

10. Концы! Правильно пристегнуты? Может быть произведена пристежка с перекруткой свободных концов и строп (задом наперед)

11. Триммера! В одинаковом ли положении? Затянуты? Отпущены? (Для новичков использование триммеров нежелательно)

12. Стропы! Не запутаны? Нет узлов и зачековок веточками, травинками?

13. Купол против ветра! Если купол лежит не перпендикулярно ветру, будет закос на старте.

14. Серпом! Если купол лежит не серпом, надо оттянуть середину назад, а уши - вперед. Иначе будет "бабочка" на старте.

15. Воздухозаборники! Открыты ли все воздухозаборники? Иначе будет неравномерное наполнение, волочение купола по земле, корявый старт, фальстарт.

16. Отцентруйся! Равнонатянутость! Стоишь по центру купола? Полшага влево-вправо приведут к закосу крыла при старте. Проверь равнонатянутость правой и левой групп строп. Не ленись проверять и центроваться, иначе фальстарт за фальстартом!

17. Не там разложил! Купола надо раскладывать параллельно, а во втором ряду в шахматном порядке. Но не один за другим. Особенно в средний и сильный ветер. Иначе есть риск влететь в чужой купол или пробежать по нему.

18. Не переступай! Только через голову! Раскладывая параплан, переступает стропы ногами, продеваясь в них и все запутывая. Надо не переступать стропы ногами, а проносить над головой.

 

 

Передний старт

 

19. Не поддергивай! В безветрие и слабый ветер нельзя проверять стропы, сильно натягивая их. Иначе подворачивается передняя кромка, закрываются воздухозаборники и надо вновь раскладывать купол. Если ты один, придется отстегивать купол от подвесной системы и самому раскладывать крыло.

20. Шаг! Чтобы ослабить натяжение строп, надо сделать шаг к куполу. Передняя кромка не будет подворачиваться, а воздухозаборники закрываться.

21. Беги! Беги!! Беги!!! Недостаточно интенсивный разбег. Не удается поднять купол, а, подняв, достигнуть скорости отрыва. Особенно актуально для переднего старта в безветрие на пологих склонах.

 

Задний старт

 

22. Руки! Неправильное положение рук при заднем старте. Правильное положение рук и строп надо запомнить и проверять перед каждым стартом. Сразу и навсегда научиться брать правильно, а не "как удобно".

23. В правой - правая! В левой - левая! В правой руке должна быть правая, а в левой - левая клеванта. Вроде бы не сложно. Но, увы, клеванты не в тех руках.

24. Правый сверху! Отсутствует контроль за положением свободных концов после очередного раскладывания купола – разворот не в ту сторону. Правый свободный конец должен быть сверху (если разворот через левое плечо).

25. Руки за голову! Тянуть руки за голову, помогая куполу выйти. А не держать руки просто перед собой.

26. Опорная нога! Стоять, не падать! При разбеге спиной теряет равновесие и падает на спину, потому что семенит обеими ногами, постепенно отклоняясь назад и садясь на пятую точку, ложась на спину, а не делает опору на опорную ногу: "я споткнулся".

27. Беги! Не стой! Двигайся! Слишком медленно и неуверенно осуществляет разбег. Так купол поднять не удастся. Двигайся против ветра! Надо непрерывно, безостановочно двигаться (совершать разбег против ветра), не теряя скорости. При потере скорости, при остановке происходит разгрузка купола, он обгоняет пилота и складывается.

28. Тяни! Энергичнее тяни! Слишком медленно поднимает купол (актуально в первую очередь для б/у крыльев) Недовывод. Закос. Нельзя долго держать купол перед собой в положении максимальной парусности. Это увеличивает вероятность закоса. Волочение за куполом в сильный ветер и невывод купола в зенит. Поднимать купол надо плавно, но энергично, как можно быстрее переводя его из положения "на земле" в положение "над головой", как можно быстрее проходя среднее парусное и неустойчивое положение.

29. Не довел! Недостаточно интенсивно и продолжительно выводил. Не довел. Отпустил слишком рано и купол упал назад. Особенно актуально для б/у крыльев.

30. Стропы! Отпусти! Подняв купол, продолжает удерживать и А-ряды. Купол обгоняет и складывается. Если намертво вцепиться и повиснуть на А-рядах в полете, то может быть фронтальное складывание.

 31. Руки не опускай! Не сгибай! Не подвисай! При подъеме купола сгибает руки в локтях, тянет локти вниз к животу, подвисая на А-рядах, и тем самым подламывает переднюю кромку параплана, вызывая фронтальное складывание. Надо стараться тянуть А-ряды вверх и назад за голову, а не вниз к животу.

32. Пальцы ниже! Вызывает фронтальное складывание параплана, слишком высоко взявшись пальцами за А-ряд. Надо взяться ниже.

33. Плавнее! Плавнее тяни! Слишком резко дергает за А-ряд, вызывая фронтальное складывание параплана. Надо тянуть плавнее. Рывков не делать.

34.  Брось А-ряды! Управляй клевантами, а не стропами! Поднимая купол, пытается управлять А рядами, не отпускает их. Или отпускает только один ряд, а вторым пытается управлять, особенно при закосе крыла на старте.

35. Притормози! (актуально для новых крыльев и в сильный ветер) Купол при подъеме обогнал, залетел за голову, разгрузился и сложился фронтально (асимметрично). Надо было после отпускания А-рядов притормозить купол клевантами. Если купол все равно "выстреливает", обгоняя, то поднимать за А и В ряды, при этом можно взяться пальцами как угодно высоко и тянуть как можно энергичнее. Купол выходит медленнее, но ровнее. Подлома передней кромки не будет.

36. Правую! Надо тянуть правую клеванту. А левую при этом отпустить.

37. Левую! Надо тянуть левую клеванту. А правую при этом отпустить.

38. Другую! (иногда ученики забывают, какая рука и клеванта левая, а какая правая - и это не шутка). Надо тянуть ДРУГУЮ клеванту, а ту, которую вы тянете, отпустить.

39. Отпусти! Не тяни другую клеванту! Левую (правую) руку вверх! При управлении одной клевантой  в то же время непроизвольно и напряженно вытягивает (отводит вперед, в сторону)  и другую  руку с другой клевантой, забывает отпустить, тем самым заваливая крыло. Не контролирует руки. И не понимает этого: «А разве я тянул еще и левую?»

40. Вправо! Под купол! При закосе купола вправо надо подбегать вправо под купол "крабом", не забывая двигаться против ветра. К сожалению, большинство новичков при отклонении купола в сторону делают движение ОТ него, как бы стремясь перебороть, перетянуть. Это неправильно. Надо успеть сместиться ПОД купол в первую секунду. Потом уже будет поздно.

41. Влево! Под купол! Надо подбегать влево "крабом". Не забывая двигаться против ветра.

42. Хватит! Все! Перетянул! Слишком сильно тянул за клеванту. Перекомпенсировал. Вызвал закос купола в другую сторону. Или даже завалил купол. Негатив на земле. Надо прекратить тянуть за клеванту, поднять руку вверх, вернув клеванту в исходное положение.

43. Стоп! Клади! Старт неудачен, (Недовывод, купол ушел в закос), а пилот продолжает пытаться стартовать (бежит, волочит купол по земле, усугубляет закос), когда успешно стартовать уже невозможно. Нужно немедленно прекратить движение, отпустить А-ряды и полностью затянуть клеванты. Положить параплан так, чтобы не накрыло куполом и не продеться в стропы.

44. Клади левую (правую)! Не перебрасывай! Грубый закос уже в первый момент подъема купола. Одна консоль лежит на земле, а другая поднялась и продолжает движение. Надо прекратить подъем, бросив А-ряды, быстро и полностью  затянув ОДНУ клеванту. Ту, которая идет к поднимающейся консоли. Положить консоль. Если этого не сделать, крыло перекинется, развернувшись вокруг строп, и ударится воздухозаборниками об землю. Это плохо!

45. Не уводи плечо! Держи руки одинаково! При старте некоторые непроизвольно пытаются развернуться чуть боком, думая, что так они будут тянуть сильнее, "перебарывая" купол, как если бы они перетягивали канат, стоя в полоборота. Это неправильно. Это вызывает закос, т.к. за одну группу строп тянут сильнее. Линия плеч должна быть строго перпендикулярна продольной оси купола. Обе группы надо тянуть одинаково.

46. Косишь! Постоянный закос на старте в одну сторону. Ученик думает, что параплан неисправен. Инструктор проверяет, но с парапланом все в порядке. Фантастика какая-то! Ученик сам косит. Причины: неотцентрован, уводит плечо, тянет с разной силой правый и левый свободные концы.  При центровке надо попробовать встать заведомо в другую сторону, вызвать закос в другую сторону.  Может быть, это поможет ученику понять свою ошибку.

47. Не туда! Не в ту сторону развернулся! Надо разворачиваться в другую сторону. Но новичок перепутал и дважды закрутил стропы, разворачиваясь не в ту сторону. Если пилот еще на земле, то  надо положить купол, прекратив старт. Если уже в воздухе, то надо отпустить А-ряды и раскрутиться. Если держать А-ряды, то так и полетишь задом наперед с перекрученными стропами.

48. Рано! Не торопись разворачиваться! Недовел купол, не компенсировал закос, а уже пытается быстро развернуться «на авось». Это неправильно. Надо вначале уверенно вывести купол над головой, если надо, компенсировать закос, и притормозить клевантами если купол вышел быстро и обгоняет. Добиться полного контроля над крылом. И только потом разворачиваться.

49. Развернись! Давно пора развернуться, пилота уже волочит по склону и отрывает от земли, а он все не может развернуться, не понимает как. Нерешительные действия, упущен момент разворота, а крыло уже набрало скорость. Рекомендуется уйти со склона и повторить действия в поле.

50. Не стой при развороте! Двигайся! Неуверенно останавливается в момент разворота. Теряет темп движения и контроль над крылом в момент разворота. Крыло обгоняет пилота и складывается. А надо все время двигаться. Разворот осуществляется в непрерывном движении против ветра.

51. Не отступай при развороте! Против ветра двигайся! Еще более грубая ошибка, чем просто остановка. В момент разворота «ныряет» под крыло, делая непроизвольное движение, шаг к крылу по ветру. «Так легче развернуться» Стропы провисают, крыло складывается. Надо, наоборот, все время двигаться против ветра.

 

Разбег и взлет

 

52. Не крути головой! Не теряй темп! При разбеге поднимает голову, пытаясь смотреть, что происходит с крылом. («Хочу контролировать крыло»). Но при этом непроизвольно приостанавливается, теряя темп разбега. Крыло обгоняет пилота и складывается.

53. Бежать! Вперед! Некоторые инстинктивно останавливаются перед перегибом, обрывом, пропастью. Теряют темп разбега и (или) садятся. Это неправильно и очень опасно. Купол, набравший скорость, все равно сдернет вас в пропасть, но при этом сложится. Надо бежать вперед в пропасть изо всех сил. Только в этом ваше спасенье.

54. Наклонись! Разбегаясь, пилот должен наклонившись вперед, нагружая  грудную  ленту подвески, а не семенить вертикально. Разбегаться надо лежа на грудной ленте, голова – впереди, ноги - сзади.

55. Разгони! Некоторые не разгоняют купол до скорости отрыва, а лишь сопровождают его, семеня за ним, "изображая" разбег, надеясь на то, что параплан оторвется от склона "сам". Это неправильно. Если лениться, то можно так и бежать за парапланом до подножия по пологому учебному склону. Надо задать параплану скорость отрыва.

56. Не подпрыгивай! Ни в коем случае вы не должны пытаться подпрыгивать, «помогая параплану взлететь». Крыло разгружается и складывается. Надо просто бежать, разгоняя параплан до скорости отрыва.

57. Не садись! Ни в коем случае вы не должны пытаться сесть, выбросить ноги вперед-вверх при первом отрыве от земли. К сожалению, большинство так делает. Следует кач крыла назад, затем маятником - кач вперед. Вы вновь касаетесь земли. Купол разгружается и складывается. Улетать надо в положении ноги сзади внизу, грудью (животом) повисая на грудной перемычке. Толкая ее перед собой грудью-животом. Только в установившемся полете (больше 3 м над землей) можно сесть в подвеску.

58. Руки! Контролируй руки! Не делать никаких лишних движений руками при разбеге и в полете, все это управляющие воздействия на купол.

59. Руки вверх! Руки подними! Руки к ушам! Часто новичок не контролирует положение рук. Очень часто и при разбеге, и в полете он непроизвольно держит руки слишком низко, отводит их вперед, напряженно, не сгибая в локтях, или разводит напряженные прямые руки в стороны. Все это неправильно, т. к. вызывает затягивание клевант, торможение и задний свал крыла.

60. Руки! Руки вверх! Очень часто при разбеге в момент первого отрыва от земли, когда подбрасывает в воздух и земля уходит из под ног, новичок непроизвольно энергично опускает обе руки (с клевантами!) полностью вниз, к земле, словно ловя опору-землю руками. Это опасно. При удержании рук с клевантами внизу возможно парашютирование и задний свал, а при резком последующем отпускании - кач вперед с врезанием пилота в землю. В момент отрыва от земли клеванты должны быть отпущены (руки у ушей) или чуть поджаты (руки у плеч), но не опускаться вниз полностью.

61. Притормози! В момент разбега пилота оторвало от земли, а потом он снова коснулся земли ногами. Но купол уже набрал скорость, обогнал пилота, разгрузился и сложился (фронтально, асимметрично). В момент отрыва руки вверх, в момент касания земли руки с клевантами - вниз - притормози! Потом снова поднять руки и бежать.

62.Стропы! Стропы вниз! Вам в стропы на стартовой площадке летит, бежит человек. Надо быстро присесть, опустив руки со стропами к земле. Тогда он не зацепится за ваши стропы. Большинство новичков просто стоят и ждут, ничего не делая, не успевают отреагировать. Им рвут и запутывают стропы.

63.Перепрыгни! Надо стараться перепрыгнуть чужой купол, стропы, не зацепившись за них.

64.Не хватайся за стропы! Уже отпустив стропы, вновь хватается за свободные концы при потере равновесия во время разбега. Перестает управлять клевантами. Все проблемы во время разбега надо решать управлением клевантами и подбеганием под крыло. Или прекратить разбег, остановиться и положить крыло клевантами.

 

Полет

 

65. Руки! Руки вверх! После взлета непроизвольно опустил руки вниз и держит их так. Опасность парашютирования и заднего свала. Надо поднять руки вверх.

66. Не делай этого! Руки вверх! Пытается усесться в подвеску, поправляя ее руками с клевантами. Опасность парашютирования и заднего свала. Надо поднять руки вверх.

67. Отпусти ряды! Непроизвольно схватился руками за свободные концы и держит-тянет их. Опасность складывания. Ряды надо отпустить.  В полете в руках должны быть только клеванты.

68. Хватит! Все! Руку вверх!-  БУМ!…. Слишком сильно тянет клеванту в повороте.

69. Левую! Левую!! Левую!!! – БУМ!... Слишком слабо тянет клеванту в повороте и медленно реагирует.

70. Не дергай! Плавно тяни! Пытается управлять парапланом резко и часто затягивая-отпуская клеванту. Не учитывает инерционность крыла.

 

 

 

Приземление

 

71. На ноги! Летит-тянет полулежа в подвеске до последнего «Я хотел пролететь подальше». В результате приземляется на пятую точку и на спину. Нельзя! Опасность травмирования позвоночника. Приземление должно быть только на ноги. Перед посадкой перейти из положения «лежа» в положение «стоя» надо заблаговременно.

72. Руки вниз! Затяни клеванты! Забывает затянуть клеванты перед приземлением и  притормозить крыло. В безветрие происходит посадка  на большой скорости с падением. Надо полностью и энергично затянуть клеванты, затормозив и сорвав купол  и пробежать вперед, удержавшись на ногах. Купол должен упасть сзади, а не обогнать Вас, ударившись передней кромкой о землю. 

73. Рано! Начинает затягивать клеванты на слишком большой высоте. Опасность парашютирования и заднего свала или сильного кача вперед с врезанием в землю при последующем резком опускании клевант.

74. Погаси купол! Слишком плавно затягивает клеванты,  и (если есть ветер) крыло  продолжает стоять над головой, не падая на землю. Клеванты надо  затягивать энергично и удерживать до полного складывания и падения купола.

75. Развернись! Лицом к крылу! Сразу после касания земли нужно развернуться лицом к крылу, иначе, если дует ветер, есть риск опрокидования на спину и волочения за крылом. Разворачиваться нужно успевать сразу, пока крыло стоит над головой, а не тогда, когда оно уже начинает падать за спину.

76.  Из-под крыла! Купол не должен накрыть вас на посадке. Иначе можно продеться в стропы и сильно запутать их.

 

Подъем с крылом на старт

 

77. Собери крыло! Подними! Не волочи! При переноске на плече ленится правильно собрать крыло и волочит его по земле с риском зацепить, порвать, наступить ногой на ткань и стропы. Это недопустимая порча снаряжения. Перед переноской  надо расправить крыло на земле, отвести уши,  компактно собрать для переноски на старт.

 

 

 

 

Андрей Собетов

 

 

23/09/2014


Вернуться

Новости :: Фото галерея :: Клуб :: Школа :: Снаряжение :: Детская :: Приключения :: Места полетов :: Соревнования :: Рекорды :: Лислы и пуржи :: Библиотека :: Парадайджест :: Кайты :: Пишите :: Ссылки :: Конференция :: Выезды
Поддержка сайта www.brandpro.ru